Авторы: Усманова Софья Ганизяновна, Шабазгерей Куралай Абдилнасыркызы
Должность: кандидат педагогических наук, доцент; магистрант 3 курса
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Исследование лидерских качеств руководителя образовательной организации
Раздел: высшее образование
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Усманова С.Г.
канд.пед.наук, доцент
Шабазгерей К.А.
магистрант 3 курса
Современная
теория
менеджмента
уделяет
повышенное
внимание
вопросам
лидерства
в
организации.
Этой
тематике
посвящается
немалое
количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными
качествами,
которые
в
различных
ситуациях
должны
быть
разными.
Признается,
что
лидерским
качествам
можно
научиться.
Благодаря
этим
качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его
лидером.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных
им,
главным
образом
тем,
что
имеют
более
динамичное
и
эффективное
руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова
лидерство
и
лидер.
Проблемы
лидерства
являются
ключевыми
для
достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство
рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых
тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой,
лидерство
-
это
процесс
преимущественно
не
силового
воздействия
в
направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство
представляет
собой
специфический
тип
управленческого
взаимодействия,
основанный
на
наиболее
эффективном
сочетании
различных
источников
власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Природа
лидерства
может
быть
лучше
понята,
если
его
сравнивать
с
руководством. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно
и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении
отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную
основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический
тип отношении управления, основывается больше на процессе социального
воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно
руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей,
а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный»,
свойственные
традиционному
взгляду
на
управление,
заменяются
отношениями «лидер – последователь».
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно
жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения.
Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается,
как
правило,
снизу,
преимущественно
стихийно
и
принимается
последователями.
Многие работы по этому вопросу выполнены в области психологии.
Лидерство
многогранный
феномен,
изучить
который
в
одном
аспекте
невозможно.
Особенно
много
работ
написано
по
проблеме
лидерства
в
группе
и
организации
(В.И. Власов,
Н.В.
Голубева,
Н.С.
Жеребова,
А.Н. Жмыриков, Б.И. Кретов, Р.Л.Кричевский, Е.С.Кузьмин, Б.Д. Парыгин,
Дж.Бернс, М. Макколл, JI. Понди, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер, др).
Из всех трактовок феномена лидерства мы придерживаемся точки зрения
А.Л. Уманского, что лидерство – это результат взаимодействия членов малой
группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние
как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их
проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся
качеств в конкретной ситуации. А лидер – человек, который от рождения
получает
определенные задатки,
но
это
совсем
не
означает,
что
он
обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными
культурными ценностями и находиться на определенном информационном
уровне, уметь реализовать имеющиеся у него возможности.
Лидер
–
это
личность,
за
которой
все
остальные
члены
группы
признают
право
брать
на
себя
наиболее
ответственные
решения,
затрагивающие
их
интересы
и
определяющие
направление
и
характер
деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и
не занимать никакого официального положения, но фактически руководить
коллективом
в
силу
своих
организаторских
способностей.
Руководитель
назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только
направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а
последователи
не
просто
идут
за
лидером,
но
и
хотят
идти
за
ним.
Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются
людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных
членов
группы.
Лидеру
присущи
следующие
психологические
качества:
уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное
знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии
людей,
организаторские
способности.
Однако
анализ
реальных
групп
показал,
что
порой
лидером
становится
человек,
и
не
обладающий
перечисленными
качествами,
и,
с
другой
стороны,
человек
может
иметь
данные
качества,
но
не
являться
лидером.
Возникла
ситуативная
теория
лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при
возникновении
в
группе
какой-либо
ситуации
имеет
качества,
свойства,
способности,
опыт,
необходимые
для
оптимального
разрешения
этой
ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных
людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы
лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер,
ситуативный
лидер),
ее
содержания
(лидер-вдохновитель,
лидер-
исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства
(авторитарный лидер, демократический лидер).
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто
способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций,
проблем,
задач,
кто
несет
в
себе
наиболее
важные
для
этой
группы
личностные
черты,
кто
несет
в
себе
и
разделяет
те
ценности,
которые
присущи группе. Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в
данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который
является
лидером
в
одной
группе,
совсем
не
обязательно
станет
вновь
лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания
и требования к лидеру).
Высокая
продуктивность
деятельности
организации
определяется
наличием
лидеров,
способных
и
готовых
руководить
формальной
и
неформальной
коммуникациями,
создавать
единую
коммуникативную
систему
организации,
которая
обеспечивает
всем
ее
членам
доступ
к
достоверной и полной информации.