Напоминание

"Заикание. Пути и методы его преодоления"


Автор: Цицер Светлана Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с"Радуга"
Населённый пункт: п Тазовский Тазовский район ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Заикание. Пути и методы его преодоления"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад «Радуга»

Методическая разработка:

«Заикание. Пути и методы его преодоления»

учитель-логопед

Цицер Светлана Владимировна

ЯНАО, п. Тазовский

0

2017 год

Заикание

З а и к а н и е

нарушение

темпо-ритмической

организации

речи,

обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К началу ХХ в. все многообразие понимания механизма заикания можно

свести к трем теоретическим направлениям:

1.

Заикание

как

спастический

невроз

координации,

происходит

от

раздражительной слабости речевых центров. Сикорский писал: «Заикание есть

внезапное

нарушение

непрерывности

артикуляции,

вызванное

судорогой,

наступившей в одном из разделов речевого аппарата как физиологического

целого». Таким образом, И.А. Сикорский очень близко подошел к тому, что

потом П.К. Анохин назовет «Функциональной системой»,т.е. И.А. Ситкорский

считал заикание нарушением деятельности целой речевой функциональной

системы.

Сторонники

этой

теории

вначале

подчеркивали

врожденную

раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В

дальнейшем

они

объясняли

заикание

в

свете

невротизма:

заикание

это

судорогоподобные спазмы.

2.

Заикание

как

ассоциативное

нарушение

психологического

характера.

Т.Гепфнер и Э. Фрешельс выдвинули это направление, и последний считал

заикание

ассоциативной

афазией.

Сторонниками

этой

теории

были

Г.Д.Неткачев, Ю.А. Флоренская. Г.Д.Неткчаев одним из первых предложил

подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения, таким

образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания получил

свое дальнейшее развитие.

3.

Заикание

как

подсознательное

проявление,

развивающееся

на

почве

психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники

этой теории считал, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание

индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с

другой

возбудить

сочувствие

окружающих

посредством

такого

демонстрационного страдания. Таким образом, в конце ХIХ – начале ХХ вв.

все

определеннее

становится

мнение,

что

заикание

это

сложное

психофизиологическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат

нарушения физиологического характера, а психологическое проявление носят

вторичный

характер.

Другие

первичными

считали

психологические

особенности,

а

физиологические

проявления

как

следствие

этих

психологических недостатков. Делались попытки рассматривать заикание как

невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50-60 годы ХХ в. механизм заикания стали

рассматривать,

опираясь

на

учение

И.П.

Павлова

о

высшей

нервной

деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. Павлов пишет:

«нервная деятельность состоит из двух процессов: из раздражительного и

тормозного. И имеются совершенно определенные приемы. Таких приемов

три:

это

перенапряжение

раздражительного

процесса,

перенапряжение

тормозного процесса и перенапряжение подвижности этих процессов».

1

Логопедическое воздействие при нарушениях темпа речи

2

БРАДИЛАЛИ

Я

Основные направления работы:

Воспитание четкой речевой артикуляции

Ускорение речевых реакций

Ускорение темпа чтения и письма

Нормализация моторики

Формирование ручного праксиса

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие восприятия и воспроизведения

ритмов

ТАХИЛАЛИЯ

Основные направления работы:

Воспитание медленного, спокойного,

плавного дыхания и голосообразования

Воспитание медленного ритмичного чтения

Воспитание спокойной, ритмически

упорядоченной речи

Воспитание установки на речевое общение

Воспитание общего и речевого внимания

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Режим молчания

Усвоение медленного темпа речи на материале чтения и

рассказывания

Редактирование высказывания, работа над адекватностью

фразы намеченному содержанию

Коллективное рассказывание

Подготовка к публичному выступлению

Типы речевых судорог

Локализация судорог

Тяжесть проявления речевых судорог:

Типы течения заикания

3

Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И

ТОНИЧЕСКИЕ

КЛОНИЧЕСКИЕ

СМЕШАННЫЕ (тоно-

клонические, клоно-

тонические)

Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ

ГОЛОСОВЫЕ

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ

Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И

ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ

СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ

ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ

Постоянный тип

течения заикания

Волнообразный тип те-

чения заикания

Рецидивирующий

тип течения

заикания

Причины заикания

Ещё Хр. Лазуген (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд,

испуг,

страх,

сильные

ушибы

головы,

тяжелые

болезни,

подражание

неправильной

речи

отца

и

матери.

И.А.

Сикорский

(1889)

первым

подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи

ещё не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные

психологические

и

биологические

причины

(испуг,

ушиб,

инфекционные

болезни,

подражание)

лишь

толчками,

нарушающими

равновесие

неустойчивых у детей речевых механизмов. Г.Д. Неткачев (1909) причину

заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал

вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания

выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию

организма

вследствии

инфекционных

заболеваний

(А.

Гутцман,

1910);

косноязычные,

подражание,

инфекции,

падения,

испуг,

леворукость

при

переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс,1931).

Таким

образом,

в

этиологии

заикания

отмечается

совокупность

экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, и д.р.).

В

настоящее

время

можно

выделить

две

группы

причин:

предрасполагающие («почву»)

и

производящие

(«толчки»).

При

этом

некоторые

этиологические

факторы

могут

как

способствовать

развитию

заикания, так и непосредственно вызывать его.

Предрасполагающие причины :

Невротическая отягощенность родителей

Невротические особенности ребенка

Конституционная предрасположенность

Наследственная отягощенность

Поражение головного мозга

Производящие причины:

Анатомо-физиологические:

Энцефалопатии

Травмы головного мозга

Органические нарушения мозга

Истощение нервной системы

Интоксикации

Соматические хронические заболевания

Болезни носа, глотки, гортани

Задержки речевого развития

Психические и социальные:

Психотравмы (кратковременные и длительно действующие)

Неправильное воспитание в семье

Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение)

Перегрузка речевым материалом

Полиглоссия

Подражание заикающимся

4

Переучивание леворукости

5

П Р И Ч И Н Ы З А И К А Н И Я

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ

ПРИЧИНЫ:

Невротическая отягощенность

родителей

Невротические особенности ребенка

Конституционная

предрасположенность

Наследственная отягощенность

Поражение головного мозга

ПРОИЗВОДЯЩИЕ ПРИЧИНЫ:

Анатомо-физиологические:

Энцефалопатии

Травмы головного мозга

Органические нарушения мозга

Истощение нервной системы

Интоксикации

Соматические хронические заболевания

Болезни носа, глотки, гортани

Задержки речевого развития

Психические и социальные:

Психотравмы (кратковременные и

длительно действующие)

Неправильное воспитание в семье

Неправильное формирование речи в

детстве (речь на вдохе, скороговорение)

Перегрузка речевым материалом

Полиглоссия

Подражание заикающимся

Переучивание леворукости

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ:

Физическая ослабленность ребенка

Возрастные особенности деятельности мозга

Ускоренное развитие речи

Скрытая психическая ущемленность

Недостаточность положительных эмоциональных контактов

Недостаточность развития моторики, чувства

ритма, мимико-артикуляторных движений

Статистика заикания

Распространенность заикания по признаку пола

Распространенность заикания по возрастному признаку

Фактор наследственности в заикании

Время возникновения заикания

Возраст

Проценты

2-3 года

39,1%

4-5 лет

35,9%

Старше 7 лет

12,2%

Не установлен

12,8%

6

26,9%

63,1%

Причины возникновения заикания

53,2 %

16 %

10,9 %

12,8 %

Воздействия заикания на организм ребенка

(По материалам В.И. Селиверстова)

7

ИСПУ

Г

ИСПУ

Г

ПОДРАЖА

НИЕ

ПОДРАЖА

НИЕ

ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОЙ

БОЛЕЗНИ

ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОЙ

БОЛЕЗНИ

Неизвес

тно

Неизвес

тно

Сравнительная характеристика различных форм заикания

Показатели

Невротическое

Неврозоподобное

Смешанное

Речевая активность

Резко снижена

Обычно повышена

Повышена до появления

невротических наслоений, затем

снижается

Локализация судорог

Преобладают дыхательно-

вокальные

Преобладают в

артикуляционном

аппарате

Во всех группах мышц,

связанных с речью

Темп речи

Различный

Тахилалия

Тахилалия

Звукопроизношение

Без особенностей

Часто дислалия, реже

дизартрия

Различное

Выразительность речи

Различная

Речь невыразительная,

монотонная, глуховатая

Речь невыразительная,

монотонная, глуховатая

Психомоторика

(включая логомоторику)

Без выраженных

особенностей

Неуклюжесть, плохой

почерк, вялая мимика,

скованность и

однообразие движений

Различная

Раздувание крыльев

носа во время речи

Типично

Непостоянно

Непостоянно

Сопутствующие

движения

Часты. Характер их

изменчив

Очень часты.

Стереотипны

Постоянны и чаще всего

однообразны

Фиксация на трудных

звуках

Выражена

Слабее, чем при

невротическом заикании

Более или менее выражена

Течение заикания

Волнообразное,

выраженность заикания

зависит от выраженности

психотравмирующих

переживаний

Более или менее

постоянное, с

периодами ухудшения,

зависящими от степени

переутомления, речевой

нагрузки, соматического

состояния

Зависит от

психофизиологического

состояния, поэтому

волнообразное

Дислексия, дисграфия,

дискалькулия

Редки

Часты

Часты

Целенаправленность в

преодолении речевых

нарушений

Обычно высокая, порой

чрезмерная

Резко снижена

Недостаточна

Психотравмирующая

ситуация

Резко ухудшает речь

Обычно влияет мало

Ухудшает речь

Логофобия

Характерна

Не характерна

Присоединяется позже по мере

развития невротических

наслоений

Усиленная фиксация на

речи

Типична

Нет

Встречается часто

Психомоторное

развитие

Различное, порой

ускоренное

С задержкой

С задержкой

Развитие навыков

самообслуживания

Без заметных отклонений

С задержкой

С задержкой

Леворукость

Как в популяции

Часта

Часта

Речевая патология у

близких родственников

Редка

Часта

Часта

Сроки и обстоятельства

появления заикания

После психических травм

в любом возрасте, но, как

правило, в 3-7-летнем

возрасте

В период становления

речи

Неврозоподобное заикание в

период становления речи, а

невротические наслоения

значительно позже (обычно в 12-

15-летнем возрасте)

Акцентуации личности

Характерны

Не характерны

Могут иметь место

Интеллект

Не страдает

Может быть снижен

Может быть снижен

Усиленная фиксация на

речи

Типична

Нет

Встречается часто

Речевая активность

Резко снижена

Обычно повышена

Повышена до появления

невротических наслоений, затем

снижается

8

Локализация судорог

Преобладают дыхательно-

вокальные

Преобладают в

артикуляционном

аппарате

Во всех группах мышц,

связанных с речью

Темп речи

Различный

Тахилалия

Тахилалия

Звукопроизношение

Без особенностей

Часто дислалия, реже

дизартрия

Различное

Выразительность речи

Различная

Речь невыразительная,

монотонная, глуховатая

Речь невыразительная,

монотонная, глуховатая

Психомоторика

(включая логомоторику)

Без выраженных

особенностей

Неуклюжесть, плохой

почерк, вялая мимика,

скованность и

однообразие движений

Различная

Раздувание крыльев

носа во время речи

Типично

Непостоянно

Непостоянно

Сопутствующие

движения

Часты. Характер их

изменчив

Очень часты.

Стереотипны

Постоянны и чаще всего

однообразны

Фиксация на трудных

звуках

Выражена

Слабее, чем при

невротическом заикании

Более или менее выражена

Течение заикания

Волнообразное,

выраженность заикания

зависит от выраженности

психотравмирующих

переживаний

Более или менее

постоянное, с

периодами ухудшения,

зависящими от степени

переутомления, речевой

нагрузки, соматического

состояния

Зависит от

психофизиологического

состояния, поэтому

волнообразное

Дислексия, дисграфия,

дискалькулия

Редки

Часты

Часты

Целенаправленность в

преодолении речевых

нарушений

Обычно высокая, порой

чрезмерная

Резко снижена

Недостаточна

Психотравмирующая

ситуация

Резко ухудшает речь

Обычно влияет мало

Ухудшает речь

Логофобия

Характерна

Не характерна

Присоединяется позже по мере

развития невротических

наслоений

Усиленная фиксация на

речи

Типична

Нет

Встречается часто

Психомоторное

развитие

Различное, порой

ускоренное

С задержкой

С задержкой

Развитие навыков

самообслуживания

Без заметных отклонений

С задержкой

С задержкой

Леворукость

Как в популяции

Часта

Часта

Речевая патология у

близких родственников

Редка

Часта

Часта

Сроки и обстоятельства

появления заикания

После психических травм

в любом возрасте, но, как

правило, в 3-7-летнем

возрасте

В период становления

речи

Неврозоподобное заикание в

период становления речи, а

невротические наслоения

значительно позже (обычно в 12-

15-летнем возрасте)

Акцентуации личности

Характерны

Не характерны

Могут иметь место

Интеллект

Не страдает

Может быть снижен

Может быть снижен

Усиленная фиксация на

речи

Типична

Нет

Встречается часто

Профилактика заикания

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и

последовательно.

Вначале

она

проводится

с

родителями

до

рождения

ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после

9

рождения

(беречь

от

ушибов

голову,

содержать

в

порядке

носоглотку,

ротовую

полость,

не

допускать

хронических

заболеваний,

своевременно

проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь

развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную

роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями

речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком

обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать

более спокойную обстановку: организовать речевое общение и шумные игры,

не

баловать

новыми

игрушками,

по

возможности

избегать

большого

общества вокруг них.

Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания,

логопед

постоянно

проводит

профилактическую

работу

как

в

процессе

логопедических занятий, так и после их окончания.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания

Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного

характера

(по материалам В.И. Селиверстова)

ЛЕЧЕБНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬН

ЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

КОРРЕКЦИОННО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ

10

Мед. препараты

Леч. процедуры

ЛФК

Психотерапия

Логопедические

занятия

Логоритмика

Воспитательные

мероприятия

Запинки

Запинки несудорожного характера

Запинки судорожного

характера

Виды запинок

1.

Многократное повторение отдельных

звуков, их сочетаний, слов и целых

предложений

2.

Прерывание речи молчанием

(ребенок не может оформить речевое

высказывание)

1.

Многократное повторение

отдельных звуков или

звукосочетаний

2.

Прерывание речи молчанием

(ребенок из-за судороги в речевом

аппарате не может начать или

продолжить фразу)

Причины

возникновени

я запинок

1.

Неравномерное развитие мышления

и речевых возможностей ребенка.

Запинки – результат возрастной

недостаточности в координации

мышления и речи или возрастных

несовершенств речевого аппарата,

словарного запаса, выразительных

средств речи ребенка

(физиологические запинки)

2.

Задержки психофизического

развития в результате болезней,

травм, неблагоприятной

наследственности

3.

Недостатки речи:

звукопроизношения, слово- и

фразообразования

4.

Безудержно-быстрая, хаотическая

речь

5.

Неблагоприятное речевое окружение

6.

Нарушения высшей нервной

деятельности у ребенка в

результате:

неблагоприятной наследственности

внутриутробных и послеродовых

травм

перенесенных болезней

педагогической запущенности

(наказания, перегрузка речи,

конфликты в семье)

резкой одномоментной травмы

(испуг)

2. От запинок несудорожного

характера по типу зафиксированного

патологического рефлекса

Место запинок

во фразе

1.

Определенного места не имеют

2.

Проявляются обычно в сложных по

конструкции словах и фразах

1. Обычно в начале фразы или на

определенных звуках и звукосочетаниях

(Т, Д, Г, Б, КР, ПЛ и др)

Влияние

окружающих

условий

1. У детей запинки уменьшаются в

незнакомой обстановке, с посторонними

людьми

1. Частота и длительность запинок

увеличивается в незнакомой

обстановке, с посторонними людьми

Отношение

детей к

недостаткам

своей речи

1.

Не замечают

2.

Небрежное

1.

Замечают и серьезно переживают

2.

Болезненно фиксируют внимание

(возникают логофобии,

замкнутость, необщительность)

Что

необходимо

для

устранения

1.

Воспитательная работа по

упорядочению поведения и развития

речи ребенка

2. Консультация у невропатолога

1.

Лечебно-педагогический комплекс

мероприятий, воздействующих на

организм ребенка в целом, на ЦНС,

общую и речевую моторику, на речь

и личность ребенка

2.

Совместная работа логопеда,

психоневролога, родителей и

воспитателей по коррекции речи

ребенка

Этапность логопедической работы с заикающимися

п\п

Факторы

Последовательность работы

11

1

В зависимости от степени

самостоятельности речи

1.

сопряженная речь

2.

отраженная речь

3.

вопросно-ответная форма речи

4.

пересказ

5.

рассказ

6.

спонтанная речь

2

В зависимости от степени

подготовленности речи

1.

заученный текст

2.

отрепетированный вслух текст

3.

мысленно продуманный текст

4.

незнакомый текст, экспромпт

3

В зависимости от

сложности речевой

структуры

1.

слог

2.

слово

3.

простая фраза

4.

распространенная фраза

4

В зависимости от уровня

громкости речи

1.

беззвучное произнесение

2.

произнесение шепотом

3.

произнесение тихим голосом

4.

произнесение громким голосом

5.

произнесение голосом обычной

громкости

5

В зависимости от степени

плавности и ритмичности

речи

1.

пение

2.

пение с движением

3.

ритмизированная речь (стихи, проза) без

движений

4.

опора на согласные звуки

5.

разнометрическая речь

6

В зависимости от

общественного окружения

общения

1.

в одиночестве

2.

с близкими и друзьями

3.

с педагогами

4.

с малознакомыми людьми

5.

с незнакомыми людьми

7

В зависимости от

обстановки общения

1.

тренировка правильной речи в знакомой,

привычной обстановке

2.

тренировка речи в малознакомой

обстановке

3.

тренировка правильной речи в

незнакомой обстановке

12

Структура логопедического занятия с заикающимися

Технические средства обучения в логопедической работе с

заикающимися

Аппарат Деражне

Эффект заглушения,

отключение слухового

контроля заикающего в

момент речи

Аппараты «Эхо»,

АИР

Воспроизведение

записанной на магнитофон

речи заикающегося с

отсрочкой в долю секунды

создает эффект эха

Аппарат

Раздольского

Звукоусиление речи

заикающегося через

громкоговорители или

воздушные телефоны

Компьютерная

программа

«Видимая речь

Различные модули для

тренировки силы голоса,

плавности речи,

длительности речевого

выдоха и др.

13

Л О Г О П Е Д И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАНЯТИЯ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

организация детского

коллектива

беседы

психотерапевтическо

го характера

речевые зарядки

повторение

пройденного ранее

подготовка ребенка к

активной работе

новый вид

упражнений или

новые условия, в

которых они

проводятся

закрепление

материала

подведение итога

занятия

советы и задания

на дом

Методики логопедических занятий с заикающимися

Методика,

автор

Контингент

обучающихся

Сущность методики

1

Н.А. Власова,

Е.Ф. Рау

Дети дошкольного

возраста

Система речевых упражнений, усложняющихся в

зависимости от степени самостоятельности речи

заикающегося

2

Н.А. Чевелева

Дети дошкольного и

младшего школьного

возраста

Система коррекционной работы в процессе ручной

деятельности при переходе от ситуативной речи к

контекстной

3

С.А. Миронова

Дети дошкольного

возраста

Система последовательное усложняющихся речевых

упражнений в процессе прохождения различных разделов

программы

4

Селиверстов

В.И.

Дети дошкольного и

младшего школьного

возраста, находящи-

еся в медицинских

учреждениях

Модернизация и одновременное использование различных

приемов логопедической работы с заикающимися

5

Г.А. Волкова

Дети дошкольного

возраста

Система игр в комплексной работе с заикающимися,

воздействие на микросоциальную среду

6

И.Г. Выгодская,

Е.Л. Пеллингер,

Л.П. Успенская

Дети дошкольного

возраста

Система игр и игровых приемов для проведения

расслабляющих упражнений в соответствии с этапами

логопедического воздействия

7

А.В. Ястребова

Дети младшего

школьного (1-4 кл)

Развитие речевой активности и основных

взаимодействующих компонентов речи в процессе работы

над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи

речевого материала с содержанием программы по

русскому языку

8

Методика ГНИИ

уха, горла, носа

под рук. проф.

С.С.

Ляпидевского

Подростки и

взрослые

заикающиеся

Методика устранения заикания в условиях медицинского

стационара, включающая специальный вводный и

заключительный инструктаж, максимальное ограничение

речи (до 14 дней), активную перестройку речевых навыков,

выпускную конференцию.

9

В.М. Шкловский

Подростки и

взрослые

заикающиеся

Комплексная система лечения заикания, заключающаяся в

перестройке патологических речевых навыков и нарушений

отношений личности, медикаментозном лечении,

рациональной психотерапии, диспансеризации и

санаторно-курортном лечении.

10

И.Ю. Абелева,

Л.П. Голубева,

А.Я. Евгенова,

Н.Ф. Синицына,

М.В. Смирнова

Подростки и

взрослые

заикающиеся

Последовательное усложнение речевых заданий при

интенсивном использовании дыхательных, голосовых,

артикуляционных упражнений и суггестивных форм

психотерапии (императивное внушение в бодрствующем

состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз)

11

Н.М. Асатиани,

В.Г. Казаков,

Л.И. Белякова и

др.

Взрослые

заикающиеся

Преодоление заикания осуществляется с учетом

нозологической разнородности больных, медикаментозное,

психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое

воздействие

Эффективность преодоления заикания

14

Условие

Данные об эффективности логопедической работы

1

Учет этиологии заикания

Заикание, возникающее в результате инфекции, психической

травмы, подражания устраняется более успешно, чем

заикание другой этиологии (Н.А. Волкова)

2

Учет возрастного фактора

У детей дошкольного возраста устранение заикания

наиболее эффективно (Н.А. Власова)

3

Учет сроков логопедической

работы

Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном

и дошкольном возрасте при условии комплексного

воздействия на речь детей (В.Г.Казаков)

4

Полнота использования

лечебно-педагогических

мероприятий

Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и

др. направленное и активное лечение влияют на успешность

логопедических занятий; имеет значение адекватность и

дифференцированность выбранной методики

5

Учет природы заикания

При органической основе заикания результат значительно

хуже, чем при функциональной.

6

Учет симптоматики заикания

Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой

степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации),

хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень

болезненной фиксации)

7

Учет длительности

комплексной работы

Эффективности способствует длительная (не менее 1 года)

диспансеризация заикающихся

8

Значение личности педагога

9

Учет микросоциального

окружения

Связь логопеда с семьей, врачом, с другими педагогами

повышает эффективность логопедического воздействия

10

Учет отношения

заикающегося к занятиям

Эффективность логопедических занятий выше в случае

серьезного, упорного настойчивого стремления

заикающегося исправить свою речь

11

Необходимость воспитания и

перевоспитания речи и

личности заикающегося в

коллективе

Отмечается, что именно в коллективе создаются условия

для естественного развития и перевоспитания

коммуникативной функции речи

12

Учет вида деятельности

13

Учет недостатков

звукопроизношения,

элементов ОНР

Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития

речи у дошкольников снижает эффективность

логопедической работы при заикании

14

Учет полноты обследования

заикающегося

15

Использование ТСО

Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием

заикающихся способствует повышению эффективности

логопедического воздействия

16

Учет типа

специализированного

учреждения

В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях

эффективность устранения заикания выше, чем в

амбулаторных условиях

Система коррекционной работы с заикающимися по

периодам

15

Критерии оценок речи после логопедических занятий

Речь после коррекционного курса

ПРАКТИЧЕСКИ

ЗДОРОВАЯ РЕЧЬ

речь

на

занятии

и

вне

занятия свободная;

ребенок самостоятельно и

с в о б од н о

и с п о л ь з у е т

приоритетные

навыки

правильной речи;

уловки

и

сопутствующие

движения сняты;

ребенок

уверен,

что

он

стал говорить лучше

НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ

ОСТАТОЧНЫЕ

ЯВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

ребенок свободно говорит

н а

л о г о п е д и ч е с к и х

занятиях,

но

в

сложных

у с л о в и я х

м о г у т

наблюдаться

пароксизмы

заикания и уловки;

навыки правильной речи и

п о в ед е н и я

у

р е б е н к а

закреплены

недостаточно

прочно;

недостатки

речи

ребенок

не

переживает

или

вовсе

их не замечает;

ребенок

уверен,

что

при

ж е л а н и и

о н

м о ж е т

говорить

с о в е р ш е н н о

свободно

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ

ОСТАТОЧНЫЕ

ЯВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

несмотря на улучшение

с о с т о я н и я

р е ч и

в

результате

коррекционной

работы

у

ребенка

продолжают

наблюдаться

пароксизмы заикания;

с а м о с т оя т е л ь н о

н е

м о ж е т

и

н е

х о ч е т

исправить свои речевые

запинки;

ребенок

прибегает

к

сопутствующим

движениям и уловках

К значительным остаточным явлениям относятся случаи, когда

коррекционно-педагогическая работа с ребенком не дала видимых результатов

16

17

Словесн

ые

методы

Практич

еские

методы

Наглядн

ые

методы

1.

Ра

ссказ

2.

Пе

реска

1.

Уп

раж

нени

е:

1.

На

блюд

ение

2.

Ра

Группо

вые

заняти

я

Фронта

льные

заняти

я

Подгру

пповые

заняти

я

Урок

6 уровень

Ребенок

5 уровень

Ребенок

понимает

4 уровень

Ребенок

понимает

обозначен

ие

3 уровень

Ребенок

понимает

названия

отдельных

2 уровень

Ребенок

понимает

отдельные

инструкци

1 уровень

Ребенок

прислуши

вается к

голосу

Логоп

ед

Пси

холо

Социал

ьный

РЕБЕ

Музыка

ль

ный

Воспита

тель,

Роди

тели

Физкул

ьтурны

й

Мед.

персон

Д И С Л

А Л И Я

МЕХАН

ИЧЕ

СКА

Я

ФУНКЦ

ИОН

АЛЬ

НАЯ

Акустико-

фонемати

ческая

Артикуля

торно-

фонемати

ческая

Артикуля

торно-

фонетиче

ская

Диффер

енциров

анный

артикул

СЛУХОВ

ОЙ,

ЗРИТЕЛЬ

НЫЙ,

ТАКТИЛЬ

МЕХ.

ВОЗДЕЙС

ТВИЕ

АРТИКУЛ

ЯЦИОНН

ЫЕ УПР.

ДИЗАР

ТРИЯ

ФОНО

ЛОГИ

ЧЕСК

ИЕ

АНТРО

ПОФОН

ИЧЕСК

ИЕ

Этап

формиро

вания

первичн

Этап

формиро

вания

коммун

Подгото

вите

льны

й

ИМИТАТ

ИВНЫЙ

(по

подража

МЕХАНИ

ЧЕСКИЙ

СМЕША

ННЫЙ

М Е Т

О Д Ы

ПОКАЗ

ОПОРА

НА

СОХРАНН

ЫЕ

ЗВУКИ

Р И Н О

Л А Л

И Я

СМЕША

ННАЯ

ЗАКР

ЫТА

Я

ОТКРЫТ

АЯ

ФУНКЦИ

ОНАЛЬ-

НАЯ

ОРГАНИ

ЧЕСКАЯ

ФУНКЦИ

ОНАЛЬ-

НАЯ

ОРГАНИ

ЧЕСКАЯ

ПРИОБР

ЕТЕННА

Я

ЗАДНЯЯ

ПЕРЕДН

ЯЯ

ВРОЖДЕ

ННА

Я

ВРОЖДЕ

ННЫЕ

РАСЩЕЛ

ПОЛНАЯ

НЕПОЛН

АЯ

СКРЫТА

Я

С

деформа

цией

кожно-

Без

деформа

ции

кожно-

ВРОЖДЕ

ННЫЕ

РАСЩЕЛ

ИНЫ

СУБ

МУК

ОЗНА

Я

ПОЛНАЯ

РАСЩЕЛ

ИНА

МЯГК

ОГО

НЕБ

НЕПОЛН

АЯ

СУБМУК

ОЗНАЯ

РАСЩЕЛ

ИНА

МЯГКОГ

О И

ТВЕРДОГ

ПОЛНАЯ

НЕПОЛН

АЯ

ПОЛНАЯ

РАСЩЕЛ

ИНА

АЛЬВЕОЛ

ЯРНОГО

ОДНОСТ

ОРОННЯ

Я

ДВУХСТ

ОРОННЯ

Я

ПОЛНАЯ

РАСЩЕЛ

ИНА

АЛЬВЕОЛ

ЯРНОГО

ОДНОСТ

ОРОННЯ

Я

ДВУХСТ

ОРОННЯ

Я

Задачи

коррекци

онной

В

дооперац

ионный

период:

В

послеопер

ационный

период:

Операци

я

Специф

ические

виды

работы

Постоянн

ый

контроль

за

направле

Д И З А

Р Т Р И

Я

П С Е В Д

О Б

У Л

Ь Б

А Р

К О Р К О

В А

Я

ПОДКОР

КОВ

АЯ

БУЛЬБАР

НАЯ

М О З Ж

Е Ч

К О

В А

Я

СПАСТИ

ЧЕСКАЯ

ПАРЕТИ

ЧЕСКАЯ

Д И З А

Р Т Р И

Я

СПАСТИ

КО-

АТАКТИ

ЧЕСКАЯ

СПАСТИ

КО-

ПАРЕТИ

ЧЕСКАЯ

СПАСТИ

КО-

ГИПЕРК

ИНЕТИЧ

ЕСКАЯ

СПАСТИ

КО-

РИГ

ИДН

АЯ

АТАКТИ

КО-

ГИП

ЕРК

ИНЕ

Подгото

вите

льны

й

Этап

формиро

вания

первичн

на

фоне

МЕДИ

КАМЕ

НТОЗ

НОГО

ВОЗД

Н А

Р У

Ш Е

ФУНКЦИ

ОНАЛЬН

ЫЕ

НАРУШЕ

НИЯ

ОРГАНИ

ЧЕСКИЕ

НАРУШЕ

НИЯ

ЦЕНТРА

ЛЬНЫЕ

ПЕРИФЕ

РИЧЕС-

КИЕ

ПЕРИФЕ

РИЧЕСК

ИЕ

ЦЕНТРА

ЛЬНЫЕ

при

поражен

иях

головног

о мозга

при

парали

чах,

порезах

гортан

ГИПЕРТ

ОНУСНА

Я

ДИСФОН

ИЯ

ГИПОТО

НУСНАЯ

ДИСФОН

ИЯ

РОНОФО

НИЯ

ФОНОСТ

ЕНИЯ

ПСИХОГ

ЕННАЯ

АФРНИЯ

13-15

лет

15-17

лет

До 6-7 лет

с 6-7 до 13

лет

ЛАРИНГ

ОСТРОБ

ОСКО-

ПИЯ

ЛАРИН

ГОС

КОП

ИЯ

ТОМОГ

РАФ

ИЯ

РЕНТГЕ

НОГ

РАФ

ИЯ

ЭЛЕКТР

ОМИ

ОГР

А

ГЛОТТ

ОГР

АФИ

Я



В раздел образования