Автор: Кондратьева Тамара Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им.А.Вяльцевой"
Населённый пункт: г.Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание творческого потенциала у учащихся на основе концертной и конкурсной деятельности"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Трубчевская детская школа искусств им.А.Вяльцевой»
Методическая разработка на тему:
«Воспитание творческого потенциала у учащихся на
основе концертной и конкурсной деятельности».
Преподаватель: Кондратьева Т.В.
Творчество–это неизменный атрибут жизни и деятельности каждого
человека. Именно творческая среда дополнительного образования способна
обеспечить
обучающимся
широкий
спектр
условий
и
возможностей
для
реализации
личностных
потребностей,
поэтому
всегда
на
первом
плане
остаются две такие деятельности, как конкурсная и концертная. Работа над
культурой
сценического
исполнения,
вовлечение
учащихся
в
концерты
и
конкурсы всегда остаются востребованными формами. Это те приоритетные
направления, ради которых дети обучаются в музыкальной школе. Творческая
концертная деятельность во многом способствует формированию важных
исполнительских качеств, а также стимулирует мотивацию к дальнейшему
постижению музыкального мастерства.
Привлечение учащихся к активной конкурсной и концертной деятельности
является
одной
из
составляющих
системы
образовательного
процесса
в
детской музыкальной школе.
Основной акцент в классах по исполнительству ставится на формирование
необходимых знаний, умений и навыков, а не на концертную и конкурсную
работу,
которая
и
должна
служить
важным
критерием
педагогической
деятельности и стимулировать мотивацию творческой личности к обучению.
Загруженность
современных
школьников
прогрессирует
и
для
занятий
дополнительной
деятельностью
необходимо
создавать
определённые
эмоционально-комфортные условия.
Формирование условий, способствующих привитию интереса учащихся к
музыкальному
исполнительству,
посредством
конкурсной
и
концертной
деятельности является основной целью в моей работе.
В учебной и внеклассной деятельности я решаю такие задачи, как:
обобщить методические знания и опыт, направленный на привитие интереса
к музыкальному исполнительству; создать условия для развития творческого
потенциала детей; развивать музыкальные способности детей: слух, ритм,
музыкальную память, углублять знания в области музыкально-теоретических
дисциплин, развивать исполнительские навыки учащихся; каждому ребенку
обеспечить
равные
стартовые
возможности
для
реализации
интересов;
воспитывать
эмоциональное
восприятие
музыки,
артистизм,
формировать
сценическую культуру и выдержку учащихся, посредством конкурсной и
концертной деятельности.
При условии, что используются более разнообразные формы внеклассной
работы,
что
ребенок
интенсивно
вовлечен
в
концертную
и
конкурсную
деятельность, достигается формирование устойчивого интереса к обучению
и, возможно, повышается результат успеваемости.
В своей работе я использую разнообразные формы: это конкурсы,
смотры,
фестивали
различных
уровней,
тематические
концерты
класса,
концерты
для
родителей,
сольные
концерты
учащихся,
участие
муниципальных
и
областных
мероприятиях.
Участие
в
публичном
выступлении
закаляет
волю,
развивает
качества
необходимые
пианисту,
способствует развитию творческих резервов, помогает проявить артистизм,
музыкальность. Педагог на концерте может уловить неожиданные черты
дарования ученика. Если же концерт или конкурс прошел удачно, остается
огромное
чувство
удовлетворения
и
память
на
всю
жизнь.
Участие
в
концертах и конкурсах – одна из приоритетных форм организации работы с
одаренными детьми и самая действенная мотивация развития музыканта,
требующая
не
только
самостоятельного
творчества,
но
и
большой
дополнительной работы преподавателя. Активная концертная деятельность
предполагает
рост
успеваемости
и
посещаемости,
повышение
профессионального
уровня
исполнительской
деятельности
учащихся,
помогает сохранить контингент учеников. Участие в концертах детей разного
возраста делает их опыт богаче и разнообразнее, стимулирует их собственное
внимание к звуковой и технической стороне исполнения. Обучающиеся будут
более уверенными в себе и целеустремленными, а родители будут
более заинтересованными в творческом развитии своих детей. Родители – это
важные
участники
воспитательного
процесса.
Они
являются
одними
из
главных
объектов
воздействия,
активными
помощниками
и
союзниками
преподавателя. Родители сравнивают подготовку своего ребенка с уровнем
других учеников, и осознают ответственность за успешность обучения. Для
всех родителей, друзей и учащихся отчеты о мероприятиях мы выкладываем
на сайте школы.
В своей работе я активно использую такую форму, как тематические
концерты класса, тематические концерты, лекции-концерты и многие другие.
В
классе
можно
применять
такую
форма
деятельности,
как
сольные
концерты. Сольный концерт – это концерт одного ученика, где он не только
играет на инструменте один и в ансамбле, но и поёт, рассказывает стихи,
является соведущим. Особенно детям нравится, что выступают они для своих
друзей – в качестве зрителей мы приглашали класс, в котором он учится или
группу детского сада, в которую он ходит.
Конкурс – это очень ответственное и волнительное выступление, это
оценка умений и навыков, проверка собственных сил. Конкурс позволяет
выявить свои сильные и слабые стороны. Участие в конкурсах предполагает
серьезную
подготовку,
которая
заставляет
трудиться,
напрягать
силы,
добиваться
поставленной
цели.
Участие
в
конкурсах
учит
не
бояться
публики, уверенно держаться на сцене. Это еще одна возможность выступить
и интересно провести время. Ну и конечно, большая радость – победа на
конкурсе. Это стимул идти дальше к новым победам и достижениям.
Конкурсная деятельность – это сфера, которая требует много труда, терпения,
самоотверженности, большого психического напряжения и выносливости.
Стремление
добиться
высоких
показателей
помогает
развитию
таланта
ребенка. Мои ученики с удовольствием принимают участие в различных
конкурсах. Вовлечение в конкурсную и концертную деятельность помогает
развитию
творческих
способностей
обучающихся,
влияет
на
повышение
качественного
уровня
профессионального
мастерства.
В
результате
проведённых мероприятий наблюдается динамика успеваемости, сохраняется
контингент учащихся, повышается интерес
родителей
к
обучению
детей
в
детской
музыкальной
школе.
Практика
показала, что нужно продолжать работать в этом направлении: привлекать
учащихся к более активной концертной и конкурсной деятельности, работать
над обновлением репертуара, применять другие формы работы.
Литература:
1. Плясова М. Детство под знаком музыки. – М., 2010.
2.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М: Советский композитор,1984.
3.Современная детская школа искусств: теория, методика, практика,
перспективы.(Тезисы
II межрегиональной практической конференции).– Тамбов, 2013.
4.Юдовина-Гальперина Т.Б. Музыка и вся жизнь.– С.- П., 2007.
5.Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.:
2001. – С. 367.