Напоминание

"Наука о чувствах" (развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания)


Автор: Вилкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: г. Володарск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Наука о чувствах" (развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

"Наука о чувствах"

(развитие эмоциональной отзывчивости и

сопереживания)

Сообщение из опыта работы

Автор:

Вилкова Татьяна Владимировна

воспитатель МБДОУ детский сад № 10

Нижегородская область, г.Володарск

2016 год

Сегодня мы столкнулись с кризисом человеческого в человеке. Люди

спокойно

проходят

мимо

пожилого

человека,

лежащего

на

улице,

мимо

дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и

взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь

об этом.

Современные

дети

стали

менее

отзывчивыми

к

чувствам

других.

Замыкаясь

на

телевизорах,

компьютерах,

дети

стали

меньше

общаться.

А

общение обогащает эмоциональную сферу. По этому, очень важно развитие

эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную

линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг

другу, растению, животному. Важно научить ребенка объяснять собственное

поведение.

Если

ребенок

сможет

объяснить,

что

он

чувствует,

что

с

ним

случилось, тогда он сможет лучше понять, что он делает не так

Но в любые времена было понятно, что человек должен быть Человеком, а

значит — добрым и неравнодушным к другому. Заповедь: ОТКЛИКНИСЬ-

ПОСОЧУВСТВУЙ-ПОМОГИ! остается по-прежнему значимой для сообщества

людей.

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной

чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие

задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими:

сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности

человеческих отношений.

В научной литературе отзывчивость и сопереживание характеризуются

как эмоциональная реакция дошкольника на состояние другого человека, как

основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим

людям, включающая сопереживание и сочувствие

Чувства – чисто человеческое, социально явление. Чувство, эмоциональное

отношение выливаются в такое внутреннее состояние, которое мы называем

переживанием. Переживание – это соответствующий отклик личности на те

воздействия, которые ее затрагивают. Оно может выражать в разнообразных

эмоциях – радость, восторг, сострадание, гнева и т. д.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной

действительности в форме переживаний. Различные формы переживания

чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в

совокупности эмоциональную сферу человека.

Из наблюдений мы отметили, что умение стать на место другого, пережить

его боль и радости как свои, воспринять мир его глазами не дано человеку с

рождения и требует определенных усилий для своего формирования. Здесь

велика роль воображения, которое дает возможность ясно представить

положение другого. Это так называемое «моральное воображение»,

«социальное воображение», «сочувственное воображение».

Выделяются следующие компоненты эмоциональной отзывчивости:

- способность распознавать переживания другого по внешним проявлениям;

сопереживание эмоциям другого

- выражение своего эмоционального отношения

- способность активно проявлять свое эмоциональное отношение (оказывать

помощь, поддержку).

Сопереживание – состояние, которое выражается в переживании чего-либо

вместе с другими, в разделении чьих-либо переживаний.

То есть эмоциональная отзывчивость предполагает способность человека

обнаруживать, определенным образом осознавать и оценивать то событие,

которое переживается другим.

Таким образом, мы отметили, что эмоциональная сфера дошкольников сама по

себе качественно не развивается. Её необходимо развивать, используя для этого

различные средства педагогического воздействия.

В процессе работы мы старались развивать у детей следующие качества:

Адекватная самооценка своего поведения и поведения других;

Проявление индивидуальности

Умение представить себя;

Умение выстраивать бесконфликтное общение;

Умение выбирать способы эффективного поведения;

Умение преодолевать различные барьеры взаимопонимания.

Результатом развития этих качеств, стало осознание ребенком следующих

компонентов эмоциональной отзывчивости и сопереживания:

- я вижу, что ему плохо,

- мне жаль его, мне небезразлично, что ему плохо,

- я помогу, я постараюсь помочь

Проанализировав

поведение

детей,

их

знания,

навыки,

значимость

различных

видов

деятельности

мы

выделили наиболее

значимые

формы,

методы

и

приемы

в

работе

по

развитию

эмоциональной

отзывчивости

и

сопереживания:

1.

Игра. Игра – имеет огромное значение в жизни дошкольника. Дети

повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им

доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

В совместной со сверстниками игре детей объединяют общие переживания,

они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы

желаниям и интересам всего коллектива. С помощью игры взрослый легко

устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение,

развивает

интерес

и

внимание

к

окружающему

миру,

формируются

нравственные привычки.

Мы использовали такие игры,

как

«Два

зеркала»,

«Немое

кино»,

«Колечко», «Зеркало» (Описание игр представлено в приложении)

2. Чтение художественных произведений с описанием типичных

моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

Это один из наиболее эффективных методов, помогающих развитию

эмоциональной сферы дошкольника. В первую очередь, это свободная

атмосфера, позволяющая детям располагаться вокруг читающего взрослого так,

как им удобно. Это создание педагогом особого эмоционального настроя,

позволяющего детям испытывать радость от встречи с книгой. Воспитатель

включает детей в активную «переработку» прочитанного текста, стимулируя

работу детского ума и сердца, используя прием «примеривание на себя»,

спрашивая: «Что бы ты сделал, как поступил?» или предлагая сделать прогноз

событий: «Как ты думаешь, что произошло дальше? А что было бы, если

бы…?».

Это активное проживание детьми текста произведения, чему помогает

полная или частичная драматизация, разыгрывание отдельных эпизодов,

повторное чтение наиболее понравившихся детям фрагментов, создание

самодельных книг по сюжетам произведений или композиций из игрушек и

поделок.

Литература, как вид искусства лучше воспринимается в том случае, когда

создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение

книги. Мы старались тщательно подбирать литературные произведения. Ведь

важно донести содержание книги до сознания малыша, не разрушив целостной

картины произведения, не превратив его в наставление.

Мы применяли в работе следующий пошаговый алгоритм работы над

художественным произведением:

- чтение произведения,

-беседа о прочитанном,

-рассматривание иллюстраций,

-игры-беседы детей с персонажами,

-этюды на выражение эмоций у детей,

-игры-драматизации по содержанию художественных произведений,

-установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Мы понимали, что главное условие воздействия художественного

произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение

взрослого к читаемому произведению. Поэтому использовали артистичность,

искренность и неподдельность эмоций. Выразительно читая книгу, мы

побуждали детей к прочувствованию глубины содержания художественного

произведения.

Какие же произведения можно использовать для проявления эмоциональной

отзывчивости у детей?

Это:

С.Чёрный «Приставалка»,

сказка «Кот, петух и лиса»,

сказка «Три медведя»,

сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

сказка «Маша и медведь»,

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,

Л.Воронкова «Снег идёт»,

сказка «Снегурушка и лиса»,

Е. Чарушин рассказ «Волчишко»,

сказка «Волк и семеро козлят»,

З. Александрова стихотворение «Мой мишка»,

сказка «Рукавичка», с

казка «Петушок и бобовое зёрнышко»,

Е. Благина стихотворение «Вот какая мама»,

сказка «У страха глаза велики»,

Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»,

К.Чуковский рассказ «Цыплёнок».

3.Музыкальная деятельность, в ходе которой обогащаются знания детей об

эмоциях,

накапливаются

опыт

восприятия

и

исполнения,

различных

по

характеру

музыкальных

произведений,

опыт

переживаний

различных

эмоциональных

состояний,

способствуют

развитию

эмоциональной

отзывчивости дошкольников на музыку.

Здесь мы широко использовали практический метод, т.е.передачу детьми

характера

музыки

в

движениях,

рисунках,

игра

на

музыкальных

инструментах.

4.Метод проблемных ситуаций.

Здесь мы создавали ситуации,

в которых

ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы

(поделиться

или

не

поделиться

со

сверстником,

оценить

его

действия,

разрешить конфликт и пр.)

Использовали

незаконченные

истории, позволяющие

выявить отношение

ребенка

к

окружающим.

Эта

методика

состоит

из

ряда

незавершенных

предложений, предъявляемых ребенку для их завершения, например:

«Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось

поиграть с игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с

ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?»

5. Пантомимические этюды типа «Я удивился», «Я обрадовался», «Мне

хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось»

6. Беседа, в процессе которой мы выявляли наличие сформированных знаний о

социальных эмоциях:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

Можно ли обижать животных? Почему?

Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка,

нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?

Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку?

Почему?

Большое внимание мы уделяли работе с семьей. Семья – это среда, в

которой происходит первичная социализация ребенка, это окружение наиболее

близких каждому человеку людей, благодаря которым он впервые познает добро

и зло. Благодаря семье человек в прямом и переносном смысле становится

человеком, придя в этот мир.

Мы использовали следующие формы работы:

1.

Анкетирование родителей.

2.

Изготовление с детьми медалей для родителей «За родительскую

отзывчивость».

3.

Подготовка памяток «Воспитывайте детей добрыми и отзывчивыми».

4.

Совместное рисование родителей и детей на тему «Нарисуй добро»

5.

Научили детей делать массаж для болеющих членов семьи «Неболей-ка»:

Массаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело,

Чтоб не кашлять, не чихать,

Будем носик растирать.

Лобик тоже разотрём,

Ладонь поставим козырьком.

Вилку пальчиками сделай,

Ушко ты погладь умело.

Знаем, знаем – да, да, да –

Нам простуда не страшна!

Благодаря этой работе между взрослыми и детьми складываются

доверительные отношения, основанные на желании заботиться друг о друге,

вместе радоваться успехам и сопереживать в трудностях.

В своей работе мы использовали куклы-схемы с разными выражениями

эмоций, которые можно использовать в разных видах деятельности: в игре,

проблемных ситуациях, беседах, инсценировках.

В группе есть подборка картинок с разными эмоциями, где дети могут

повторить каждую из них перед зеркалом и назвать каждую эмоцию.

Изготовили игры на закрепление знаний детей по эмоциональной отзывчивости

и сопереживанию.

Выводы:

1. Дошкольное

детство

период

особой

социально-эмоциональной

чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие

задачи,

которые

решают

дети

в

этом

возрасте

это

общение

с

окружающими:

сверстниками

и

взрослыми,

природой

и

самим

собой,

освоение сущности человеческих отношений.

2. Эмоциональная

сфера

дошкольников

сама

по

себе

качественно

не

развивается.

Её

необходимо

развивать,

используя

для

этого

различные

средства

педагогического

воздействия:

игру,

чтение

художественных

произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее

обсуждение

поступков

героев, музыкальную

деятельность, проблемные

ситуации, пантомимические этюды, беседы.

3. Работу необходимо проводить совместно с семьей

4. Результатом

развития

эмоциональной

отзывчивости

и

сопереживания

дошкольников

должно

стать

умение видеть

и

чувствовать

людей,

т.е.

радоваться вместе с людьми и переживать,

сочувствовать, помогать в

горестях.

Литература:

1.

Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у

детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. канд.дис.

М., 1987.

2.

Изотова Е.И, Никифорова Е.В.Эмоциональная сфера ребенка М.:

Академия, 2010

3.

Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие

дошкольников. - М., 2002.

4.

Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь

/С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. – М.:»Генезис», 1999.

5.

Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры /

В.М.Минаева. – М.:АРКТИ, 1999.

6.

Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте:

Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,

2004.

7.

Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.

сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А.

Д. Кошелевой, - М.: Просвещение, 1985.

Приложение

Игра «Два зеркала». Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также

мимических и пантомимических способностей детей.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2002. – С. 78 – 79.

Роли: Королева и Невидимый король, два зеркала.

Содержание. В игре участвуют четверо детей. Участники располагаются

следующим образом: перед Королевой стоят двое детей, изображающие

зеркала. За Королевой стоит невидимый Король.

Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль Короля.

Зеркала сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало – молчащее, показывает

мимикой, другое – говорящее. Остальные участники игры располагаются за

спиной Короля и по мере отгадывания, бесшумно, по очереди занимают его

место.

Игра «Немое кино». Цель: понимать эмоциональное состояние другого

человека.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2002. – С. 70.

Роли: водящий, исполняющий роль старого телевизора (без звука), и зрители.

Содержание. Дети становятся в круг. Водящий (педагог) движениями, жестами,

мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают

смысл сообщения и таким же образом отвечают. Ведущий жестами и мимикой

показывает, что он приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает,

хвалит, ругает, сердится, отвергает, сомневается, просит замолчать, показать,

подойти, уйти, передать какой-либо предмет другому. Затем роль ведущего по

очереди выполняют дети.

Вариант 2. Участники делятся на две подгруппы. Дети первой подгруппы

придумывают и изображают сцену прощания, приглашения или приветствия и

т.д., а дети второй группы отгадывают.

Игра «Колечко». Цель: развитие внимания друг к другу, понимание

эмоциональное состояние другого человека.

Содержание. Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку

предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто

из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится

ведущим.

Игра «Зеркало». Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также

мимических и

Роли: зеркала и зверушки.

Содержание. Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал.

Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверушки. Зверушки ходят

мимо зеркал, прыгают, строят рожицы. Зеркала должны точно отражать

движения и выражения лиц зверушек.

Игра «Обними и приласкай игрушку». Цель: удовлетворить потребность

детей в эмоциональном тепле и близости

Содержание: воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек,

например: куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате.

По сигналу воспитателя они разбиваются на группы и проходят к той игрушке,

которую хотели бы поласкать. Первый ребенок берет игрушку, обнимает ее,

ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем ребенок передает

игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, должен обнять игрушечного зверя

и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

Игра «Старенькая бабушка». Цель: развитие коммуникативных навыков,

доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Содержание: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки

(внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому

ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти

придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек

должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по

«улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через

дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить

лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о

необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам.

Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими.

«Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны со-

блюдать правила.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения,

межличностных отношений и эмоциональной сферы.

1. “До свидания – здравствуй” (2-3 года).

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок

затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет

кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка,

прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается,

протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть

ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

2. “Ласка” (2-3 года).

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к

ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Загляни ей в

глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Сам

может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

3. “Проснись” (3-4 года).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и

тихо, ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т.п.

Взрослый. Давай поиграем.

Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только

постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими

прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

Ситуация разыгрывается по ролям. При этом “просыпающийся” может

потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе участники

игры меняются ролями.

4. “Прошу – не надо” (3-4 года).

Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а

затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти

нужные движения (с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится

вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки

становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”).

5. “Давай дружить” (4 года).

Взрослый: «Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им

подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок

согласился».

Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест,

выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой

ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый – “зайчонок” – отвечает на это

жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь.

Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг

другу руками: “До свидания”.

Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно

исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай

6.Игровое упражнение «Посочувствуй другому». Цель: развивать у детей

способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие,

сопереживание.

Содержание: упражнения выполняются в парах. Воспитатель задает

разнообразные ситуации.

Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики,

позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты,

оказывает помощь).

Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание

показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).

Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок,

как поможет малышу).

Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку,

обняла, как еще можно утешить девочку?).

Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком.

Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с

конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит,

разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие).

Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают

7.Игровое упражнение «Я и мое настроение». Цель: учить детей осознавать и

принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении также можно

использовать метод незаконченных предложений:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлен, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

Однажды я испугался…

8.Игровое упражнение «Царевна Несмеяна». Цель: формировать у детей

доброжелательное отношение к партнеру, умение видеть в нем прежде всего

положительные качества.

Содержание: с помощью считалки или по договоренности выбирается

«Царевна Несмеяна». Чтобы Несмеяна улыбнулась, надо сказать ей добрые

слова о том, какая она хорошая, отзывчивая, веселая. Дети по очереди говорят

«царевне» о ее хороших качествах, поступках

Педагогические ситуации.

Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.

Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь,

иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что

ответила Маша? Почему?

Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось

поиграть с игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и

стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и

попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,

- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя

упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате

мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не

могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми,

пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил

Коля? Почему?

Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец,

Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на

Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который дрожал

от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?



В раздел образования