Напоминание

Уроки нравственности


Автор: Ерохина Ольга Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Раменская СОШ №5
Населённый пункт: Московская область г.Раменское
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: Уроки нравственности
Раздел: начальное образование





Назад




1

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………….3

Результаты освоения курса…………………………….…………………....4-5

Содержание курса……………………………………………………………6-7

Календарно-тематическое планирование…………………………..................8

Приложение1

Приложение 2

2

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Уроки нравственности»

для 3 класса разработана с учётом авторской программы курса «Уроки нравственности»

или «Что такое хорошо и что такое плохо»1-4 класс.

Л. В. Мищенковой(«РОСТкнига»,

2016г.).

Программа

адресована

Муниципальному

общеобразовательному

учреждению

Раменской средней общеобразовательной школе для учащихся 3 класса.

Программа

реализуется

во

внеурочной

деятельности

обучающихся в рамках

духовно-нравственного направления и рассчитана на детей 9-10 лет. Согласно учебному

плану на изучение отводится в 3 «А», «Б», «В» - 34 часа (1 час в неделю по 35 минут).

Срок реализации – 1 год.

Курс «Уроки нравственности» окажет серьёзную помощь в деле воспитания

подрастающего

поколения

и

направлен

на

формирование

у

учащихся

позитивного

отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа,

труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Программа может быть реализована

учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями.

Актуальность

программы определяется тем, что одной из важнейших задач

образования

в

настоящее

время

является

освоение

детьми

духовных

ценностей,

накопленных

человечеством.

Уровень

воспитанности

человека

отражается

на

его

поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет

сущность данной программы.

Цель рабочей программы:

воспитание

нравственных

чувств

и

этического

сознания

у

младших

школьников.

Задачи рабочей программы:

сформировать систему нравственных ценностей;

способствовать формированию основ культуры общения и построения

межличностных отношений на основе толерантности;

формировать экологически воспитанную личность;

воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к

здоровому образу жизни;

формировать интерес к чтению художественной литературы;

развивать познавательную активность;

развивать творческие способности.

Курс

«Уроки

нравственности»

представляет

собой

комплекс

занятий

воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями

того, «что такое хорошо и что такое плохо».Данный курс предназначен для работы в

любой системе начального образования и использования его в качестве компонента

внеурочной деятельности. развивать творческие способности.

Для реализации программного содержания используются учебные средства:

1. Л.В. Мищенкова Программа «Уроки нравственности, или что такое хорошо и

что такое плохо». 1-4 класс. Изд.: РОСТкнига 2016г

2.

Л.В.

Мищенкова

Рабочая

тетрадь

«Уроки

нравственности,

или

что

такое

хорошо и что такое плохо» 3класс. Изд.: РОСТкнига 2018г.

3. Л.В. Мищенкова Методическое пособие «Уроки нравственности, или что такое

хорошо и что такое плохо» 3 класс. Изд.: РОСТкнига 2016г.

3

Результаты освоения курса

Воспитательные результаты в 3 классе направлены на достижение 2 уровня.

Второй уровень – получение обучающимися опыта переживания и позитивного

отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной

реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие

обучающихся

между

собой

на

уровне

класса,

образовательного

учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое

практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Рабочая

программа

внеурочной

деятельности

ориентирована

на

достижение

планируемых результатов:

1.

метапредметные

результаты

о с в о е н н ы е

о бу ч а ю щ и м и с я

универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные

и

коммуникативные);

2.

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к

саморазвитию,

сформированность

мотивации

к

учению

и

познанию,

ценностно-

смысловые

установки

выпускников

начальной

школы,

отражающие

их

индивидуально-личностные

позиции,

социальные

компетентности,

личностные

качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

3.

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения

учебных

предметов

опыт

специфической

для

каждой

предметной

области

деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а

также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе

современной научной картины мира.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального

поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД:

обучающиеся научатся:

-понимание и сохранение учебной задачи;

- адекватное восприятие оценки учителя и окружающих;

- осуществление пошагового и итогового контроля;

- различие способа и результата действия.

ПознавательныеУУД:

обучающиеся научатся:

- включение в творческую деятельность учащихся;

- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий;

-осуществление

поиска

необходимой

информации

и

выделение

конкретной

информации с помощью учителя;

- построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме.

КоммуникативныеУУД:

обучающиеся научатся:

-донести

свою

позицию

до

других:

оформлять

свою

мысль

в

устной

и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

4

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать

им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся

должны

знать:

1. Правила правильного поведения в различных жизненных ситуациях

2. Об источниках наших нравственных знаний.

3. О совести как основе нравственности.

4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

5. Каким должен быть воспитанный человек.

6. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих

нравственных убеждений.

7. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

8. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Различать хорошие и плохие поступки.

4. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

5. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

6. Исполнять заповеди.

7 . Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь

мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию

8. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и

за другими.

9. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

10. Быть сострадательными к чужому горю.

Для

оценки

планируемых

результатов

освоения

программы

«Уроки

нравственности»

рекомендовано

использовать

диагностическую

таблицу

«Как

проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к

мысли».

Содержание курса

5

Каждое занятие рекомендуется проводить в форме творческой мастерской, что

создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей

(беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра,

беседа-размышление).

Преимущественные формы

достижения

воспитательных

результатов

во

внеурочной деятельности программы «Уроки нравственности»:

1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

2.

Познавательная

(беседы,

интеллектуальные

игры,

исследовательские

проекты,

конференции);

3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);

4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

6.

Социальное

творчество

(акции,

коллективно-творческие

дела,

социально-

образовательные проекты);

7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

8.

Спортивно-оздоровительная

деятельность

(участие

в

спортивных

мероприятиях

класса и школы, беседы о ЗОЖ);

9.

Туристско-

краеведческая

деятельность

(образовательные

экскурсии,

туристские

походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Средства:

- иллюстрации и литература;

- аудио и видеозаписи (использование технических средств).

При проведении занятии традиционно используются основные формы работы:

коллективные, групповые, индивидуальные, диагностика, самоконтроль,

взаимоконтроль.

Занятия

построены

таким

образом,

что

один

вид

деятельности

сменяется

другим.

Это

позволяет

сделать

работу

детей

динамичной,

насыщенной

и

менее

утомительной.

Объем

и

содержание

необходимых

стартовых

знаний

учащихся

определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной

категории.

Для

организации

занятий

используется

аудитория,

читальный

зал

библиотеки ОУ, актовый зал, детская библиотека ДК им.Воровского.

Каждое занятие начинается со знакомства с притчей, сказкой и их обсуждения.

Вопросы, предложенные для обсуждения, помогают лучше увидеть духовную

суть того или иного произведения.

Занятие

преобразуется

в

процесс

общения,

где

звучит

прекрасная

музыка,

складывается особая атмосфера доверия, дети делятся сокровенными мыслями.

С помощью сотрудничества в образовательном процессе ребёнок ускоряет своё

продвижение в познании, т.к. в сотрудничестве с взрослыми он может сделать больше,

чем один. Детям часто предлагается продолжить осмысление темы урока с родителями

дома.

В

результате

происходит

взаимообогащение

и,

как

следствие,

появляются

творческие работы: рассуждения, сочинения, рисунки, стихи, познавательные вопросы.

Только

в

процессе

сотрудничества

воспитание

опережает

обучение,

а

обучение

опережает развитие.

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и

окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и

здоровье».

1.«Я и книга» 10 часов.

Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем

сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да

здравствуют книги!

Клуб « Белая ворона». И снова клуб « Белая ворона». Фея

Фантаста.

2. «Я и природа» 6 часов

6

И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка –

зима. Бабочка веселый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.

3. «Я и окружающий» 10 часов

О себе, о дружбе, о друзьях…. О добре и зле. « У камина». Клуб « Выручай- ка».

Клуб « Выручай- ка». Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в

микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! « Ромашка».

4. «Я и здоровье» 3 часа

Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.

5. «Я и животные» 4 часа

О кошках и собаках. О животных не очень приятных. Экзотические животные. Театр

кошек Юрия Куклачева.

6. «Я и семья» 1 час

Роза для мамы.

Приложение 1

7

Календарно-тематическое планирование

3 «------»

п\п

Тема занятия

Форма занятия

Дата проведения

план

факт

1.

Путешествие в сказку

Игра-путешествие

2.

И снова об осени

Конкурс

3.

О себе, о дружбе, о друзьях

Проект

4.

О добре и зле

Игровой

практикум

5.

Посылка от сказочных героев

Мини-сочинение

6.

Письмо дедушки Морфея

Театральная

инсценировка

7.

Эдуард Успенский

Тренинг

8.

Выглянуло солнышко

Слушание и анализ

музыки

9.

О кошках и собаках

Презентация

10.

У камина

Ситуативная игра

11

Клуб "Выручалка"

Круглый стол

12

Слушаем сказку

Беседа-

размышление

13

О животном не очень приятном

Презентация

14

В гости к друзьям из Простоквашино

Ситуативная игра

15

Что за праздник без цветов

Праздник

16

В мире профессий

Сюжетно-ролевая

игра

17

Наши страхи

Проект

18

Что такое зима?

Презентация-

проект

19

Знаменитые малыши. Незнайка

Ситуативная игра

20

Экзотические животные

Презентация

21

Зимушка-зима

Сюжетная игра

22

Зимние забавы

Конкурс пословиц

и поговорок

23

Да здравствуют книги

Библиотечный

урок

24

Роза для мамы

Мастер-класс

25

Принцессы Шарля Перро

Беседа-

рассуждение

26

Клуб "Белая ворона"

Конференция

27

И снова клуб "Белая ворона"

Акция

28

Бабочек весёлый хоровод

Исследовательский

проект

29

Театр кошек Юрия Куклачёва

Экскурсия в театр

30

Учимся работать в микрогруппе

Проект

31

Фея Фантаста

Сюжетная игра

32

Хлеб - наше богатство

Проект

33

Берегите время!

Диагностика

34

Цветочная карусель

Выставка проектов

8

9



В раздел образования