Напоминание

"Здоровьесберегающий урок в Детской школе искусств"


Автор: Шумилова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств имени А.А.Алябьева" город Тобольск
Населённый пункт: Город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Здоровьесберегающий урок в Детской школе искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

Методическое сообщение по теме:

«Здоровьесберегающий урок

в Детской школе искусств»

Подготовила: преподаватель Шумилова И.Н.

ТОБОЛЬСК

2019

Вступление

Усилия школы сегодня как никогда направлены на оздоровление

ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти

задачи являются приоритетными в программе модернизации российского

образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся

здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический

процесс современной школы.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего

времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если

нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

В.А. Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у

85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе –

плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще

всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями

матери, отца, врача и учителя”.

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только

здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом

в окружающем мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие

требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к

здоровью детей. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что

состояние здоровья подрастающего поколения является показателем

благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и

дающим прогноз на перспективу.

Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении

здоровья. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка

осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед

обществом за сохранение своего здоровья. Учёные отмечают, что первый

скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями,

происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и

бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. И на

этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье

детей и всего общества. По результатам исследования НИИ гигиены и

охраны здоровья детей и подростков причиной резкого снижения уровня

здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная

экологическая обстановка в России;

- ухудшение состояния здоровья матерей;

- стрессы;

- дефицит двигательной активности;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- неполноценное питание;

- нарастающая интенсификация учебного процесса.

Всё это подтверждает актуальность выбранной мной темы для

самообразования «Здоровьесберегающий урок в Детской школе

искусств».

Целью работы является изучение опыта использования элементов

здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания в

ДШИ.

Использованию здоровьесберегающих технологий в школе уделяется в

настоящее время большое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что

количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди

контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы

тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических

заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-

мышечной системы, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня

физического развития биологическому возрасту; растет число

функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих

технологий можно выделить:

1.Cоздание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессовых

факторов учебно-воспитательного процесса

2.Творческий характер образовательного процесса

3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности

4.Принцип целостности

5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности

6.Рациональная организация двигательной активности.

Один из важнейших видов деятельности педагога – музыканта -

создание здоровьесберегающей среды при работе с учеником в классе по

специальности. Необходимо направить свою работу на сочетание

эффективного обучения учащихся музыкальному искусству с действиями по

сохранению здоровья своих учеников, т. к. ребята, обучающиеся в двух

школах, несут двойную нагрузку.

У педагога ДШИ должен быть план конкретных действий по линии

сохранения и укрепления здоровья учеников музыкальных школ в рамках

реализации государственных программ и ФГОС, адаптированный к

деятельности учреждения дополнительного образования.

Один из элементов здоровьесбережения в ДШИ– это здоровьесберегающий

урок. Серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и

продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации. Все

это требует от педагогов новых подходов в образовании и воспитании детей,

основанных на принципах здоровьесбережения.

1. Здоровьесбережение как залог успешного обучения

Образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный

процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их

здоровья. Конечно, школа не может брать на себя медицинские функции и

обязанности. Именно мы, педагоги, должны создать условия для успешного

обучения, поэтому знания по сохранению здоровья детей являются важным

элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности.

Несомненно, что успешность обучения в школе определяется состоянием

здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и

укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации

учебного процесса. Но для этого педагогам нужно обучиться

здоровьесберегающим технологиям, позволяющим работать так, чтобы не

наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на уроках, и

в общей программе работы школы.

2. Здоровьесберегающие технологии – что это такое?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком

смысле можно понимать все технологии, использование которых в

образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. К

здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и

технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов,

обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в

образовательном процессе.

Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их

рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся,

без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает

возможность учителю решать проблемы обучения успешнее, а учащимся

облегчает напряженность учебного процесса. Тем самым создается

образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных

факторов.

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две

составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.

«Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих

способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат

активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда»

опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной

отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические

требования. К примеру, в школе искусств это должно быть проветренное

помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо

работает мозг, легкие; сияющие черно-белые клавиши инструмента - это

установка на деятельность; достаточное освещение – комфортная работа для

глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок

устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится

рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия

утомления.

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к

личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в

себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и

ответственности. Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к

минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка,

несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям

детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим

требованиям и т.д.

3. Детская школа искусств как здоровьесберегающая педагогическая

система

Модернизация образования предполагает обязательное внедрение

здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. В системе общего

образования вопрос о сохранении здоровья школьников разработан

достаточно полно и носит систематический характер. Возможности

дополнительного образования в этой сфере изучены в меньшей степени, хотя

школы искусств могут быть отнесены к здоровьесберегающим

педагогическим системам. Дополнительное образование детей дает

возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные

познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию

психологического барьера, формированию культуры здоровья.

Этого желают родители, понимая, что обучение музыке поможет привить

ребенку навыки, необходимые в жизни. Сейчас многие родители вынуждены

интенсивно работать, в то время как дети не получают должного внимания с

их стороны.

Но здесь стоит задуматься, что дает ребенку обучение в школе искусств с

точки зрения здоровьесбережения? О плюсах и минусах занятий в ДШИ или

других учреждениях дополнительного образования можно говорить

бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать

дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного

времени за инструментом, в то время как его сверстники бегают на свежем

воздухе. Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо

отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но

польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка

совершенствуется физическое развитие - развивается чувство ритма и

музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений,

вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая

выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно

заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за

расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но

самое главное - общение в кругу близких по интересам друзей снимет

усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию

прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно

скажется на его здоровье.

Многообразие видов деятельности в ДШИ позволяет на каждом занятии

прибегать к различным здоровьесберегающим технологиям. Огромные

возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет

музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является

интересным и перспективным направлением, которое используется во многих

странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может

успокоить, но может привести в возбужденное состояние. Занятия музыкой

укрепляют иммунную систему, что способствует снижению заболеваемости,

улучшается обмен веществ, активнее происходят восстановительные

процессы. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику,

полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять

раздражительность и нервное напряжение поможет «Лунная соната» Л.

Бетховена, «Времена года» П.И.Чайковского. Если мучают головные боли, то

в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез»

Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» С. Рахманинова.

Еще один аспект, который следует учитывать при поступлении в школу

искусств, – это нагрузка, которую ежедневно будет испытывать ребенок.

Среди родителей бытует мнение, что совмещать первый класс в

общеобразовательной школе и начало обучения в музыкальной школе нельзя

в один год. Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности

ребенка. В зависимости, от приспособления к новым задачам обучения,

можно решать вопрос о совмещении занятий в обеих школах. Во-первых,

развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая

будет интенсивнее развиваться. Затем ребенок учится более рационально

использовать свой рабочий день, он будет более организован. Но если

ребенок не справляется с нагрузкой, у него появляются срывы, ухудшается

сон, снижается успеваемость, ребенок начинает часто болеть, то надо

отказаться от совмещения двух школ.

Объем максимально допустимой учебной нагрузки учащихся должен

соответствовать нормам. Загруженность является камнем преткновения для

тех детей, которые заняты дополнительными занятиями. Комфортное

расписание становится важной составляющей, так как правильно

составленное расписание предупреждает появления переутомления. С целью

исключения перегрузки детей расписание в школе искусств составляется

таким образом, чтобы ребенок мог отдохнуть после школы и прийти на урок.

4. Организация и планирование урока

Поскольку основой любого образовательного процесса является урок, то и

его влияние на здоровье учащихся является наиболее важной частью в этой

сфере. Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика,

касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти

каждый из этих элементов связан с проблемой сохранения здоровья

учащихся.

Педагоги в ДШИ обычно следят за соблюдением режима школьных занятий:

строят урок с учетом работоспособности детей, чередуют различные виды

деятельности, выполняют гигиенические требования, создают благоприятный

эмоциональный настрой. Тем не менее, нужно напомнить об основных

моментах учебного процесса. Мы предлагаем педагогам своеобразные

ориентиры, на которые целесообразно обратить внимание при проведении

урока.

Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным

нормам. Следует поддерживать чистоту, определенную температуру и

свежесть воздуха, уровень освещенности и т.п. Отметим, что утомляемость

школьников и риск аллергических расстройств во многом зависят от

соблюдения этих условий.

Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная

организация урока, использование активных форм и методов обучения. В

общеобразовательных школах большинство учителей используют следующие

приемы здоровьесбережения на уроках: динамические паузы, расслабление

под музыку и включение игровых моментов на уроках, гимнастику для глаз,

проведение интегрированных уроков и уроков на природе.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем, является

важной составной частью урока. К ним относятся следующие виды учебной

работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.

Нормой считается использование 4–7 видов работы за урок, но не менее трех.

Однообразие урока способствует утомлению школьников. Вместе с тем

необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой

требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой

утомляемости. Об этом следует помнить педагогам теоретических дисциплин

в ДМШ.

Следует учитывать продолжительность и чередование различных видов

учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы

считается 7-10 минут. Если в течение урока по сольфеджио используется

один вид деятельности или 30-35 минут на уроке по специальности занимает

работа по нотам, то это приведет к снижению уровня восприятия материала

учеником. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и

творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором

нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые

ученик знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий и т. д.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и

творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся

методы свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода

творчества и т.д.); активные методы (ученик в роли учителя, обучение

действием, ролевая игра, ученик как исследователь и др.); методы,

направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения,

самооценки и др. Эти приемы помогут снять признаки утомления, а

хроническое утомление - это одна из главных причин истощения ресурсов

здоровья школьников.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими методами

и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить

мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на

инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный

эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для

детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения.

Игровые формы, применяемые на групповых уроках, разнообразны:

подвижные игры (игры на внимание, на воспитание слуховых

представлений);

игры-соревнования (дети делятся на команды и выполняют задания

игры);

ролевые игры.

Дети, особенно младшего возраста, очень любят путешествовать и

фантазировать, сочиняя сказки. Почему они их так любят? Наверное, потому,

что сказки несут в себе важные ценности, переходящие от одного поколения

к другому и не утрачивающие со временем своего значения. Такие

путешествия в сказку можно устроить и на уроке по специальности,

выстроить исполнение и разучивание пьес, объединив их общим сюжетом.

Тогда даже скучный этюд превращается в увлекательную игру: можно

придумать название, технические приемы органично связать с

художественным замыслом.

Психологический комфорт ученика на уроке - это важное условие для

сохранения здоровья ученика. Его поза должна соответствовать характеру

задачи, которую педагог перед ним поставил. Ребенок приходит на уроки в

школу искусств после того, как провел полдня в школе, отсидев за партой, а

здесь опять приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить

пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо

помнить, что у 6-7-летнего ребенка продолжается формирование опорно-

двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную

ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном

положении. У малышей мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а

мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему

очень трудно. Ребенку следует давать возможность подвигаться, размяться,

отдохнуть, переменить позу.

Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока.

Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность.

Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений.

Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую

моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк

у них становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание

ритмических рисунков, раскладывание знакомых песенок на карточках. С

удовольствием выполняют дети различные пальчиковые упражнения.

Значительный по объему и ценный в методическом плане материал

содержится в учебных пособиях, составленных Т. А. Боровик «Медведь и

ягодка» и др., «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарным,

«доНОТЫши» А. Коноваловым, «Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников» Л. П. Савиной, «Путь к музицированию» Л. Баренбоймом и

другими авторами.

Особое внимание следует уделить системе выставления оценок за

урок, на академических концертах и экзаменах, различных контрольных

прослушиваниях, без учета которой можно получить отрицательное влияние

на здоровье ребенка и успешность обучения в ДШИ.

За последние годы в этом отношении наметились определенные сдвиги, так

как изменился контингент обучающихся, возросла занятость детей в школе.

На уроке педагог всегда находит возможность поощрить ученика за

прилежание, отметить улучшения или недоработки в домашних занятиях.

Оценки выставляются с учетом индивидуальных способностей учащихся.

Хороший результат дает обсуждение оценки за урок совместно с учеником,

чтобы он понимал, к какому результату должен стремиться. В своей практике

мы используем систему оценивания, которую можно отнести к сохраняющей

здоровье среде. Оценка за урок складывается из нескольких составляющих:

самооценка, совместная оценка учителя и ученика, окончательная оценка.

На итоговых прослушиваниях, академических концертах, переводных и

выпускных экзаменах комиссия прислушивается к мнению педагога по

специальности, характеристике музыкальных данных ученика, анализу

исполнения произведений, поэтому оценка является объективной и заключает

в себе бережное отношение к психологическому состоянию ученика.

5. Стиль общения и здоровье педагога

О двух составляющих процесса обучения – учитель и ученик -

написано много методической литературы, поэтому скажем лишь несколько

слов в контексте затронутой проблемы. Анализ психического здоровья

педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо

создать условия педагогам, чтобы они не только знаниями, но и собственным

примером показывали ученикам путь к здоровью. При позитивном стиле

общения педагог выслушивает учеников, приглашает участвовать в

обсуждении, в его речи больше положительных оценок исполнения (хорошо,

отлично, прекрасно и т.д.), лицо выражает радость и удовлетворение. У

педагогов с таким стилем общения преобладают позитивные реакции,

меньше категорических суждений. Они чаще используют разнообразные

интересные технологии обучения, дети на уроке у них более активны и

свободны.

Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления

здоровья детей и подростков на уроках в школе искусств является

рациональное использование разнообразных средств и форм физического

воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей

гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей детей.

Литература

1.

Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской

Федерации: Законодательные и нормативные

аспекты./И.В.Возвышаева //Школа здоровья. – 2001, №1.

2.

Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая. /Статья/

Воспитание школьников. - 1999, №1.

3.

Дополнительное образование как система технологий сохранения и

укрепления здоровья детей: Учебное пособие. - /Н.В.Сократов и

другие. – Оренбург.: 2001.

4.

Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб.:

«Каро», 2005.

5.

Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после. -

2003, №5, 45-50с.

6.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979. -

170с.

7.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.: АРКТИ, 2003.

8.

Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное

оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной

среды.//Школа здоровья. - 2003, №3, 37-40с.

9.

Соковня-Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и

подростков. – М.: Академия, 1999.



В раздел образования