Автор: Омельченко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель ГКУ ЦССВ
Учебное заведение: Магаданский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование
Автор статьи
Омельченко Людмила Анатольевна
Воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк» г. Москва.
Особенности развития познавательной деятельности с
ограниченными возможностями здоровья.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,
направленная на изучение окружающей действительности с помощью таких
психических процессов, как мышление, восприятие, внимание, память, речь.
Л.С. Выготский отмечал, умственное развитие выражает то новое, что
выполняется самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и
переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень
развития по линии произвольности и осознанности.
Развитие познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных
проблем на нынешнем этапе развития педагогической практики и теории.
Развитие самостоятельности, активности, инициативности, творческого подхода, к
процессу – это требования самой жизни, обусловливающие во многом то
направление, в котором необходимо улучшать учебно - воспитательный процесс.
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших
школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности -
задача, которая состоит перед педагогами.
На сегодняшний день особую тревогу вызывает существенный рост
численности детей с ОВЗ.
Согласно данным разных исследований, число обучающихся, которые не в
состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,
составляет 20-30% обучающихся, а примерно 70-80% из них нуждаются в
специальных формах и методах обучения.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные
отклонения физического либо психического плана, которые обусловливают
патологии общего развития, не позволяющие детям осуществлять полноценную
жизнь.
Согласно классификации, предложенной Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным,
к основным категориям детей с нарушениями в развитии относятся:
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушением речи (логопаты)
- дети с задержкой психического развития;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие дети с
умственной отсталостью)
У детей с ОВЗ прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это
выражается в потребности более продолжительного времени для приема и
переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.
Кроме того, у них слабо сформированы пространственные представления.
Обучающиеся с ОВЗ зачатую не могут осуществлять полноценный анализ формы,
определить тождественность, симметричность частей конструируемых фигур,
разместить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание рассеянное, неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством умений
и навыков самоконтроля, недостаточным развитием интереса к учению и чувства
ответственности.
Память ограничена в объеме, доминирует кратковременная над
долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.
Мышление – наглядно – действенное мышление развито в большой
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логической.
Снижена потребность в общении как с ровесниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность на сформирована. Сюжеты игры обычны, бедны
способы общения и сами игровые роли.
У обучающихся с ОВЗ присутствуют патологии речевых функций, либо все
компоненты языковой системы не сформированы. Прослеживается низкая
работоспособность в следствии повышенной истощаемости, из-за возникновения
у детей явлений психомоторной расторможенности.
По этой причине у детей выявляется неудовлетворительная
сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными
навыками учебной деятельности. Появляются трудности формирования учебных
умений (определение путей и средств достижения учебной цели, составление
плана будущей работы; умение работать в определенном темпе, контролирование
деятельности).
Повышенная утомляемость свойственна для основной массы подобных
детей. Они быстро становятся раздражительными либо вялыми, плаксивыми, с
трудом концентрируется на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У одних детей в следствие утомления
появляется двигательное беспокойство, у других замечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,
упрямству.
В зависимости от характера патологии одни дефекты могут полностью
преодолеваться в ходе развития, воспитания и обучения ребенка, прочие только
сглаживаться, а некоторые лишь компенсироваться. Сложность и характер
нарушения нормального развития ребенка определяют особенности
формирования у него нужных знаний, навыков и умений, а кроме того
разнообразные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с
отклонениями в развитии способен овладеть только элементарными
общеобразовательными знаниями (писать простыми предложениями и читать по
слогам), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (к примеру,
слабослышащий либо ребенок с ЗПР). Структура дефекта влияет и на
практическую деятельность детей.
Развитие ребенка с ОВЗ обусловливается биологическими и социальными
факторами. К первым из них принадлежат выраженность дефекта, качественное
своеобразие его структуры, время его появления.
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в
которой он живет; дети и взрослые, с которыми он проводит время и общается;
школа).
Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной
деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей, протекания
нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие
ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали
их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.
Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться
на структурных компонентах: интересе, внимании, восприятии и ощущении, речи,
мышлении и.т.д.
Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной
деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность
побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако,
интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное
отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес
к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, положительно
влияет на темп и качество работы, создает у них радостное настроение. Кроме
того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует пассивных и вялых,
помогает детям преодолеть трудности.
Однако у учащихся сформировать познавательный интерес весьма трудно.
Это удается лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью
пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет
недостаточно творческим и более низкого уровня. Характерными особенностями
интересов учеников являются малая дифференцированность, односторонность,
слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих
учащихся неглубоки, неустойчивы и малоинтенсивны. Вместе с тем, у отдельных
учеников они достигают значительной устойчивости и силы. Иногда это
объясняется повышенной эффективностью, связанной со стремлением к
самоутверждению. Желанием показать себя не хуже других. Живой интерес
вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая
деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную
цель.
На уроке ребенок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного
объекта на другой в следствии недостаточной целеустремленности и
устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с существенного на не
существенное, с содержания на форму, что приводит к непоследовательности
рассуждений, речи и мышления. Таким образом, интенсивность и
сосредоточенность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление
влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а
периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы.
Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его
переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с
ОВЗ, утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его,
что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и
на речи ребенка: он не следит ни за своей речью, ни за тем, как говорят
окружающие. Это часто ведет к образованию аграмматизмов.
Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает
хаотичность движения.
Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими сложного
или незнакомого материала, при встрече с трудностями.
Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ – задача весьма
сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли
интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное
внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.
Картина указанных недостатков и особенностей познавательной
деятельности у обучающихся является чрезвычайно пестрой, ввиду
исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и
индивидуально – психологических особенностей, связанных с особенностями и
типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Все это подчеркивает
особую важность учета индивидуальных особенностей и применения
индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.
Познавательная деятельность обучающихся с ОВЗ характеризуется рядом
специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью
специально подобранных дидактических игр, приемов и методов, включенных в
образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.
Нужно подчеркнуть, что используемые учителем методы и приемы
активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны
предусматривать постепенное, планомерное и целенаправленное развитие
мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С
другой стороны, чтобы добиться хороших результатов в работе учитель должен
самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
Список используемой литературы:
1.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 2007.
2.
Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности
школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. № 47.2015
3.
Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья.//
Начальная школа №12.2015
4.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС,2004.-184 с.:ил.-(Коррекционная педагогика)
5.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей
дошкольных учреждений.-М.:Школьная пресса, 2005.-80с.