Напоминание

Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Омельченко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель ГКУ ЦССВ
Учебное заведение: Магаданский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование





Назад




Автор статьи

Омельченко Людмила Анатольевна

Воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк» г. Москва.

Особенности развития познавательной деятельности с

ограниченными возможностями здоровья.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,

направленная на изучение окружающей действительности с помощью таких

психических процессов, как мышление, восприятие, внимание, память, речь.

Л.С. Выготский отмечал, умственное развитие выражает то новое, что

выполняется самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и

переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень

развития по линии произвольности и осознанности.

Развитие познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных

проблем на нынешнем этапе развития педагогической практики и теории.

Развитие самостоятельности, активности, инициативности, творческого подхода, к

процессу – это требования самой жизни, обусловливающие во многом то

направление, в котором необходимо улучшать учебно - воспитательный процесс.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших

школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности -

задача, которая состоит перед педагогами.

На сегодняшний день особую тревогу вызывает существенный рост

численности детей с ОВЗ.

Согласно данным разных исследований, число обучающихся, которые не в

состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,

составляет 20-30% обучающихся, а примерно 70-80% из них нуждаются в

специальных формах и методах обучения.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные

отклонения физического либо психического плана, которые обусловливают

патологии общего развития, не позволяющие детям осуществлять полноценную

жизнь.

Согласно классификации, предложенной Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным,

к основным категориям детей с нарушениями в развитии относятся:

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с нарушением речи (логопаты)

- дети с задержкой психического развития;

- дети с умственной отсталостью;

- дети с нарушением поведения и общения;

- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так

называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие дети с

умственной отсталостью)

У детей с ОВЗ прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это

выражается в потребности более продолжительного времени для приема и

переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.

Кроме того, у них слабо сформированы пространственные представления.

Обучающиеся с ОВЗ зачатую не могут осуществлять полноценный анализ формы,

определить тождественность, симметричность частей конструируемых фигур,

разместить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание рассеянное, неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной

деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются

слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством умений

и навыков самоконтроля, недостаточным развитием интереса к учению и чувства

ответственности.

Память ограничена в объеме, доминирует кратковременная над

долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.

Мышление – наглядно – действенное мышление развито в большой

степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логической.

Снижена потребность в общении как с ровесниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность на сформирована. Сюжеты игры обычны, бедны

способы общения и сами игровые роли.

У обучающихся с ОВЗ присутствуют патологии речевых функций, либо все

компоненты языковой системы не сформированы. Прослеживается низкая

работоспособность в следствии повышенной истощаемости, из-за возникновения

у детей явлений психомоторной расторможенности.

По этой причине у детей выявляется неудовлетворительная

сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными

навыками учебной деятельности. Появляются трудности формирования учебных

умений (определение путей и средств достижения учебной цели, составление

плана будущей работы; умение работать в определенном темпе, контролирование

деятельности).

Повышенная утомляемость свойственна для основной массы подобных

детей. Они быстро становятся раздражительными либо вялыми, плаксивыми, с

трудом концентрируется на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,

отказываются от выполнения задания. У одних детей в следствие утомления

появляется двигательное беспокойство, у других замечается повышенная

возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,

упрямству.

В зависимости от характера патологии одни дефекты могут полностью

преодолеваться в ходе развития, воспитания и обучения ребенка, прочие только

сглаживаться, а некоторые лишь компенсироваться. Сложность и характер

нарушения нормального развития ребенка определяют особенности

формирования у него нужных знаний, навыков и умений, а кроме того

разнообразные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с

отклонениями в развитии способен овладеть только элементарными

общеобразовательными знаниями (писать простыми предложениями и читать по

слогам), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (к примеру,

слабослышащий либо ребенок с ЗПР). Структура дефекта влияет и на

практическую деятельность детей.

Развитие ребенка с ОВЗ обусловливается биологическими и социальными

факторами. К первым из них принадлежат выраженность дефекта, качественное

своеобразие его структуры, время его появления.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в

которой он живет; дети и взрослые, с которыми он проводит время и общается;

школа).

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной

деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей, протекания

нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие

ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали

их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.

Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться

на структурных компонентах: интересе, внимании, восприятии и ощущении, речи,

мышлении и.т.д.

Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной

деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность

побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако,

интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное

отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес

к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, положительно

влияет на темп и качество работы, создает у них радостное настроение. Кроме

того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует пассивных и вялых,

помогает детям преодолеть трудности.

Однако у учащихся сформировать познавательный интерес весьма трудно.

Это удается лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью

пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет

недостаточно творческим и более низкого уровня. Характерными особенностями

интересов учеников являются малая дифференцированность, односторонность,

слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих

учащихся неглубоки, неустойчивы и малоинтенсивны. Вместе с тем, у отдельных

учеников они достигают значительной устойчивости и силы. Иногда это

объясняется повышенной эффективностью, связанной со стремлением к

самоутверждению. Желанием показать себя не хуже других. Живой интерес

вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая

деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную

цель.

На уроке ребенок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного

объекта на другой в следствии недостаточной целеустремленности и

устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с существенного на не

существенное, с содержания на форму, что приводит к непоследовательности

рассуждений, речи и мышления. Таким образом, интенсивность и

сосредоточенность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление

влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а

периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы.

Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его

переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с

ОВЗ, утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его,

что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и

на речи ребенка: он не следит ни за своей речью, ни за тем, как говорят

окружающие. Это часто ведет к образованию аграмматизмов.

Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает

хаотичность движения.

Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими сложного

или незнакомого материала, при встрече с трудностями.

Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ – задача весьма

сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли

интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное

внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Картина указанных недостатков и особенностей познавательной

деятельности у обучающихся является чрезвычайно пестрой, ввиду

исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и

индивидуально – психологических особенностей, связанных с особенностями и

типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Все это подчеркивает

особую важность учета индивидуальных особенностей и применения

индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.

Познавательная деятельность обучающихся с ОВЗ характеризуется рядом

специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью

специально подобранных дидактических игр, приемов и методов, включенных в

образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.

Нужно подчеркнуть, что используемые учителем методы и приемы

активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны

предусматривать постепенное, планомерное и целенаправленное развитие

мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С

другой стороны, чтобы добиться хороших результатов в работе учитель должен

самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.

Список используемой литературы:

1.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 2007.

2.

Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности

школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и

педагогика: методика и проблемы практического применения. № 47.2015

3.

Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья.//

Начальная школа №12.2015

4.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в

развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Гуманит.изд.центр

ВЛАДОС,2004.-184 с.:ил.-(Коррекционная педагогика)

5.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей

дошкольных учреждений.-М.:Школьная пресса, 2005.-80с.



В раздел образования