Автор: Мачайтис Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №54 Колпинского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Использование технологии пальчиковых игр для успешного развития мелкой моторики и коммуникативных умений у детей раннего возраста».
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ № 54 Колпинского района г. Санкт – Петербурга.
Выступление на педсовете по теме:
«Использование технологии пальчиковых игр для успешного развития мелкой
моторики и коммуникативных умений у детей раннего возраста».
Тема педсовета:
«Коммуникативная компетентность дошкольника как показатель его
успешности».
Воспитатель 1 младшей
группы № 7
Мачайтис Н.И.
О развитии мелкой моторики в последнее время немало написано книг и методических
пособий. И это неслучайно. Педагоги, занимающиеся проблемами развития
дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна,
поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание,
мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и
пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Многим моим воспитанникам сложно манипулировать мелкими предметами, они еще не
могут правильно держать карандаш, ложку, им тяжело одевать и снимать одежду и обувь,
заниматься продуктивной деятельностью, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же
помочь малышам добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует
много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук: Это:
массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки,
всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация, лепка, рисование,
собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
закручивание и раскручивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, фасоль) и
т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много,
но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для
взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть
настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.
Работая над данной темой я стремилась повысить свои теоретические знания,
компетентность и профессиональное мастерство. На первом этапе было теоретическое
знакомство с темой. Далее мной были разработаны пособия – «Сенсорный домик»(в
котором нужно фигуры пристегнуть к пуговицам), панно «сказки»(в которых надо
расставить героев на свои места приклеивая их на липучки); а так же прошлогодние
пособия: «Панно дикие и домашние животные», «Дерево по сезонам», «Гусеница»,
«Цветные кармашки», «Подбери колечки под цвет сумочек». Пальчиковый кукольный
театр «Теремок», «Два веселых гуся». Все эти пособия способствуют развитию движения
и гибкости детских пальчиков, готовят их для пальчиковых игр. Так же я создала картотеку
пальчиковых игр которые мы с детьми разучивали в течение учебного года.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их
помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются
важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего, а также и всего
дошкольного возраста. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также
исключительно полезны для их общего развития.
Найти пальчиковые игры сейчас не проблема их создано очень много, для детей разного
возраста и разной степени подготовленности. Важно систематизировать процесс
обучения детей этим играм:
В своей работе я применяла короткие понятные игры исходя из возрастных особенностей
детей.
Пальчиковые игры использовала как в режимных моментах, так и при совместной
образовательной деятельности. В работе с детьми установила некоторые правила:
- систематичность проведения игр и упражнений, проводила 2 раза в день. Не следует
ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается
многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по
нескольким этапам;
- последовательность – (от простого к сложному). Сначала разучивали каждое движение,
потом объединяли их с помощью стишка в пальчиковую игру. Недопустимо что-то
пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может
вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии
справиться с заданием;
- Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, проигрывала
самостоятельно, добиваясь четких движений руки и пальцев.
- Перед каждой игрой настраивала детей, находила способ их заинтересовать, одевала на
пальцы персонажей пальчикового театра, различных персонажей изготовленных из
картона в которых можно продеть пальцы и имитировать их движение.
- Начинала пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания, использовала
для этого упражнения резиновые игрушки, мячики, резиночки с картинками животных
или предметов (спрячь, зайку, мячик и т. п).
- При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняла медленно. Если
ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, брала его руку в свою
и действовала вместе с ним, занималась индивидуально.
- Старалась добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с
оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
- Пальчиковые игры проводила систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные
навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и
одновременно разучивать новые.
- Применяла различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление
кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяла игры, как для
правой, так и для левой руки.
- Использовала как прием педагогической поддержки мягкие игрушки «Мишку и
зайчика». Мишка хвалил детей за старание и желание участвовать в пальчиковых играх. А
зайчик грустил и расстраивался за отказ и нежелание ребенка участвовать в пальчиковых
играх. Т. к в раннем возрасте оценка поступка воспринимается детьми лучше от лица
персонажа чем от лица взрослого.
-Старалась вовлечь в работу родителей.
Для родителей была подготовлена консультация «Развитие мелкой моторики у детей
раннего возраста», в нашу группу в контакте была выложена картотека пальчиковых игр
для использования дома с родителями. Предложила родителям выкладывать в группе
видео с разученной и показанной совместно с ребенком пальчиковой игрой, чтобы
заинтересовать и вовлечь в процесс остальных.
В своей работе применяла методы индивидуализации: такие как метод строительных
лесов, т.е разучивая с детьми игру показывала новое движение, повторяя которое ребенок
выходит на новый уровень умений, если не повторяет значит он еще не готов к этому.
Следовательно разучиваем с ним в индивидуальном порядке. Метод тщательного отбора
материалов. В отборе пальчиковых игр учитываю возрастные особенности детей, степень
их подготовленности и приобретенных умений.
Во время обучения детей пальчиковой игре мы систематически занимались, шли от
простого к сложному: сначала катали массажные мячики между ладоней, сгибали и
разгибали пальцы рук, далее тренировались загибать и разгибать пальцы по очереди по
моему показу под произносимый мною стишок. Далее стали использовать более сложные
фигуры и комбинации из рук и пальцев сопровождаемое стихами, с детьми
испытывающими трудности занималась индивидуально, хвалила за успехи, подбадривала.
Дети с удовольствием принимали участие в наших играх и постепенно освоили их. Также
повторяли наши игры дома с родителями. Стали внимательнее, более уверенно выполнять
навыки самообслуживания и более успешными в продуктивной деятельности. Старалась
каждому ребенку предоставить возможность почувствовать себя успешным – что он
может, ему интересно!
В своей работе так же использовала выше упомянутые пособия: «Панно Сказки»,
«Панно
дикие и домашние животные», «Дерево по сезонам», «Гусеница», «Цветные кармашки»,
«Подбери колечки под цвет сумочек». Пальчиковый кукольный театр «Теремок», «Два
веселых гуся», что дало возможность детям для практико - ориентированной
деятельности.
Анализируя свою работу, делаю выводы о важности использования пальчиковой игры в
работе с малышами. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная
работа по развитию мелкой моторики руки у детей раннего возраста при тесном
взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша
помогает ему развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в
целом.
Спасибо за внимание!