Напоминание

«Использование технологии пальчиковых игр для успешного развития мелкой моторики и коммуникативных умений у детей раннего возраста».


Автор: Мачайтис Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №54 Колпинского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Использование технологии пальчиковых игр для успешного развития мелкой моторики и коммуникативных умений у детей раннего возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБДОУ № 54 Колпинского района г. Санкт – Петербурга.

Выступление на педсовете по теме:

«Использование технологии пальчиковых игр для успешного развития мелкой

моторики и коммуникативных умений у детей раннего возраста».

Тема педсовета:

«Коммуникативная компетентность дошкольника как показатель его

успешности».

Воспитатель 1 младшей

группы № 7

Мачайтис Н.И.

О развитии мелкой моторики в последнее время немало написано книг и методических

пособий. И это неслучайно. Педагоги, занимающиеся проблемами развития

дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна,

поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание,

мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

память. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и

пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять

множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Многим моим воспитанникам сложно манипулировать мелкими предметами, они еще не

могут правильно держать карандаш, ложку, им тяжело одевать и снимать одежду и обувь,

заниматься продуктивной деятельностью, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же

помочь малышам добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует

много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук: Это:

массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки,

всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация, лепка, рисование,

собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

закручивание и раскручивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, фасоль) и

т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много,

но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для

взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть

настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Работая над данной темой я стремилась повысить свои теоретические знания,

компетентность и профессиональное мастерство. На первом этапе было теоретическое

знакомство с темой. Далее мной были разработаны пособия – «Сенсорный домик»(в

котором нужно фигуры пристегнуть к пуговицам), панно «сказки»(в которых надо

расставить героев на свои места приклеивая их на липучки); а так же прошлогодние

пособия: «Панно дикие и домашние животные», «Дерево по сезонам», «Гусеница»,

«Цветные кармашки», «Подбери колечки под цвет сумочек». Пальчиковый кукольный

театр «Теремок», «Два веселых гуся». Все эти пособия способствуют развитию движения

и гибкости детских пальчиков, готовят их для пальчиковых игр. Так же я создала картотеку

пальчиковых игр которые мы с детьми разучивали в течение учебного года.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их

помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются

важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего, а также и всего

дошкольного возраста. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также

исключительно полезны для их общего развития.

Найти пальчиковые игры сейчас не проблема их создано очень много, для детей разного

возраста и разной степени подготовленности. Важно систематизировать процесс

обучения детей этим играм:

В своей работе я применяла короткие понятные игры исходя из возрастных особенностей

детей.

Пальчиковые игры использовала как в режимных моментах, так и при совместной

образовательной деятельности. В работе с детьми установила некоторые правила:

- систематичность проведения игр и упражнений, проводила 2 раза в день. Не следует

ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается

многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по

нескольким этапам;

- последовательность – (от простого к сложному). Сначала разучивали каждое движение,

потом объединяли их с помощью стишка в пальчиковую игру. Недопустимо что-то

пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может

вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии

справиться с заданием;

- Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, проигрывала

самостоятельно, добиваясь четких движений руки и пальцев.

- Перед каждой игрой настраивала детей, находила способ их заинтересовать, одевала на

пальцы персонажей пальчикового театра, различных персонажей изготовленных из

картона в которых можно продеть пальцы и имитировать их движение.

- Начинала пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания, использовала

для этого упражнения резиновые игрушки, мячики, резиночки с картинками животных

или предметов (спрячь, зайку, мячик и т. п).

- При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняла медленно. Если

ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, брала его руку в свою

и действовала вместе с ним, занималась индивидуально.

- Старалась добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с

оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

- Пальчиковые игры проводила систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные

навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и

одновременно разучивать новые.

- Применяла различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление

кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяла игры, как для

правой, так и для левой руки.

- Использовала как прием педагогической поддержки мягкие игрушки «Мишку и

зайчика». Мишка хвалил детей за старание и желание участвовать в пальчиковых играх. А

зайчик грустил и расстраивался за отказ и нежелание ребенка участвовать в пальчиковых

играх. Т. к в раннем возрасте оценка поступка воспринимается детьми лучше от лица

персонажа чем от лица взрослого.

-Старалась вовлечь в работу родителей.

Для родителей была подготовлена консультация «Развитие мелкой моторики у детей

раннего возраста», в нашу группу в контакте была выложена картотека пальчиковых игр

для использования дома с родителями. Предложила родителям выкладывать в группе

видео с разученной и показанной совместно с ребенком пальчиковой игрой, чтобы

заинтересовать и вовлечь в процесс остальных.

В своей работе применяла методы индивидуализации: такие как метод строительных

лесов, т.е разучивая с детьми игру показывала новое движение, повторяя которое ребенок

выходит на новый уровень умений, если не повторяет значит он еще не готов к этому.

Следовательно разучиваем с ним в индивидуальном порядке. Метод тщательного отбора

материалов. В отборе пальчиковых игр учитываю возрастные особенности детей, степень

их подготовленности и приобретенных умений.

Во время обучения детей пальчиковой игре мы систематически занимались, шли от

простого к сложному: сначала катали массажные мячики между ладоней, сгибали и

разгибали пальцы рук, далее тренировались загибать и разгибать пальцы по очереди по

моему показу под произносимый мною стишок. Далее стали использовать более сложные

фигуры и комбинации из рук и пальцев сопровождаемое стихами, с детьми

испытывающими трудности занималась индивидуально, хвалила за успехи, подбадривала.

Дети с удовольствием принимали участие в наших играх и постепенно освоили их. Также

повторяли наши игры дома с родителями. Стали внимательнее, более уверенно выполнять

навыки самообслуживания и более успешными в продуктивной деятельности. Старалась

каждому ребенку предоставить возможность почувствовать себя успешным – что он

может, ему интересно!

В своей работе так же использовала выше упомянутые пособия: «Панно Сказки»,

«Панно

дикие и домашние животные», «Дерево по сезонам», «Гусеница», «Цветные кармашки»,

«Подбери колечки под цвет сумочек». Пальчиковый кукольный театр «Теремок», «Два

веселых гуся», что дало возможность детям для практико - ориентированной

деятельности.

Анализируя свою работу, делаю выводы о важности использования пальчиковой игры в

работе с малышами. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная

работа по развитию мелкой моторики руки у детей раннего возраста при тесном

взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша

помогает ему развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в

целом.

Спасибо за внимание!



В раздел образования