Напоминание

"Откуда к нам чай пришел?"


Автор: Баева Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 48
Населённый пункт: г. Апатиты
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Откуда к нам чай пришел?"
Дата публикации: 14.01.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект совместной образовательной деятельности

с участием родителей в подготовительной группе

«Откуда к нам чай пришел?»

Цель: знакомство детей с традициями русского народа.

Образовательная область

Задачи образовательной деятельности:

«Познавательное развитие»

-

Познакомить

детей

с

народными

традициями чаепития в России.

- Познакомить с историей появления чая.

- Формировать представление о полезных

свойствах чая.

- Формировать навыки заваривания чая.

«Речевое развитие»

-

Формировать умение вести диалог, быть

доброжелательными

и

корректными

собеседниками.

- П р о д о л ж а т ь

с о в е р ш е н с т в о в а т ь

диалогическую и монологическую речь.

-Активизировать в речи русские народные

пословицы и поговорки о чае.

-

Формировать

интерес

к

отгадыванию

загадок.

-Обогащать

словарный

запас

за

счет

описательных прилагательных, устаревших

русских слов.

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать:

-

уважение

к

народным

промыслам,

обычаям и традициям своей Родины.

- Чувство гостеприимства.

-

В о в л еч ь

р од и т е л е й

в

а к т и в н у ю

образовательную

деятельность

вместе

с

детьми, выступить в роли экскурсоводов.

«Художественно-эстетическое развитие»

-Обогащать

художественный

опыт

детей

при

рассматривании

самовара,

вызывать

яркий

эмоциона льный

отклик

п р и

восприятии народного творчества.

«Физическое развитие»

-Формировать потребность в двигательной

а к т и в н о с т и

и

ф и з и ч е с к о м

совершенствовании

Время реализации – 30 минут.

Виды

деятельности:

познавательная,

коммуникативная,

игровая,

физкультурно-

оздоровительная.

Оборудование и материалы: самовар, заварочный чайник, поднос, стаканчики с разными

сортами

чаями,

чайный

лист

разных

сортов,

презентация,

ноутбук,

экран,

русские

народные сарафаны.

Методы и приемы организации занятия:

Словесные

методы

обучения:

объяснение,

рассказ,

беседа,

пояснение,

диалогическое

взаимодействие

(вопросы,

указания,

педагогическая

оценка),

поощрение, художественное слово.

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, образцов чая, самовара.

Практический метод: показ способа заваривания чая, дегустация разных сортов

чая.

Игровые методы: подвижная игра «Самовар», дидактические игры «Определи чай

на вкус», «Назови чай», отгадывание загадок, речевые игры «Подскажи словечко»,

«Назови произведение».

Воспитатель в народном костюме встречает детей: Я рада видеть вас всех

в нашей горнице на посиделках. Присаживайтесь рядком,

да

поговорим

ладком.

Перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Кто может показать,

где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете

много разных стран. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как

вы понимаете слово «традиция»? (Ответы детей.) Правильно! «Традиция» -

это слово не русское, в переводе с латинского оно означает «передача».

Традиция – то, что передается от одного поколения к другому. Традиции

бывают

и

семейные.

Какие

традиции

приняты

в

вашей

семье?

(Дети

рассказывают

о

своих

семейных

традициях.)

Сегодня

мы

поговорим

о

традициях

чаепития.

Во

многих

странах

любят

пить

чай,

но

традиции

чаепития у разных народов свои.

Экскурсовод: «Чай» - это китайское слово.

Одна из старинных китайских

легенд

так

рассказывает

о

происхождении

чая.

Давным-давно

пастухи

заметили,

что

стоит

овцам

пощипать

листьев

вечнозеленого

растения,

растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи.

Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они

высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными

травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

Воспитатель:

Чай

это

кустарник.

(Показ

иллюстраций

с

чайным

кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая?

(Ответы детей.) С древнейших времен чай. Чай — это прекрасный, полезный

напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду,

снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Стихотворение:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

Экскурсовод: Впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних

времен.

Там

он

ценился

очень

высоко.

Императоры

дарили

его

своим

вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во

время торжественных

придворных церемоний. Поэты воспевали чай в

стихах.

Во

времена

правления

китайского

императора

Киенг

Лона

выпускалась

чайная

фарфоровая

посуда.

На

чашках,

которые

там

изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай.

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки

или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег.

Чиновники взимали с населения особые поборы— чаевые. Выращивание и

изготовление

чая

в

Китае

было

окружено

такой

же

тайной,

как

и

производство шелка, фарфора, бумаги. На первых порах не все европейцы

умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском

моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок —

фунт чая (приблизительно 400 г). Мать пригласила гостей на изысканное

заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее

мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные

чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

А как чай попал в Россию?

Экскурсовод: В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил

своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю

Алтан- хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей

поили

каким-то

терпким

горьковатым

напитком. Провожая

русских

посланников, хан подарил царю 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для

заварки» — так перевели царю эти слова. Возвратившись в Москву и вручая

царю

дорогие

ханские

дары,

послы

с

опаской

передали

ему

пакеты

с

сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной

силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот

выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя

и его приближенных.

Воспитатель: Для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его

лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло

выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали,

как заваривать чай.

Дети,

а

знаете

ли

вы

как

надо

правильно

заваривать

чай?

(показывает)

Заварочный чайник несколько раз ополаскивали кипятком, затем засыпали

заварку и заливали кипятком, давали настояться несколько минут, накрывая

специальной салфеткой, а затем пили ароматный, душистый чай.

Чай у нас не простой, а с разною травой, пейте - не разливайте и на вкус

определяйте.

Дидактическая игра «Определи чай на вкус».

Воспитатель: В России первое время были и противники чая.

А кое-кто

приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные

достоинства

этого

напитка.

В

крупных

городах

страны

открывались

специализированные

магазины,

торговавшие

самыми

разнообразными

сортами чая. Мужчин, торговавших чаем, называли «чайниками», а женщин

«чайницами».

В XVIII

в.

в

России

изобрели

самовар.

Поначалу

его

изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров,

особенно много их изготавливали в Туле. В наши дни самовар считается

таким

же

традиционным

русским

сувениром,

как

матрешка,

балалайка,

расписная

хохломская

посуда.

С

появлением

самовара

родился

добрый

обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем

обсуждали новости, решали семейные дела.

Игра «Самовар»

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине –

водящий-«пирог». Все поют:

Пыхтит на кухне самовар (Сходятся маленькими шагами, взявшись за руки)

Чух-чух, пых-пых.

А над ним вьется пар, (Расходятся)

Чух-чух, пых-пых.

К самовару подойдем, (Сходятся)

Себе чаю мы нальем.

Вместе сядем все за стол, (Расходятся)

Выпьем чаю с пирогом.

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги.

Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся

изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Конкурс загадок

В брюхе — баня,

В носу — решето,

На голове — пупок.

Всего одна рука

И та — на спине. (Чайник.)

Бел, как снег

В чести у всех.

В рот попал —

Там и пропал. (Сахар.)

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (Блин.)

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине —

Огонь да вода. (Самовар.)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаевничать вся семья. (Стол.)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик.)

Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он,

А зовут его....(лимон.)

Стихотворения:

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью — лучший друг!

Экскурсовод: Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные,

биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают

работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека.

Чай

усиливает

сопротивляемость

организма

простуде,

инфекционным

заболеваниям, воспалительным процессам. При солнечных ожогах помогают

компрессы и примочки из настоя теплого чая.

Дидактическая игра «Назови чай»

Игра «Назови произведение»

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит.

Словно жар горит,

И пыхтит,

И на бабу поглядывает.

(К. И. Чуковский. Федорино горе)

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

(К. И. Чуковский. Муха-Цокотуха)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

(К. И. Чуковский. Мойдодыр)

Речевое упражнение «Подскажи словечко»

Я хотел устроить бал,

Я гостей к себе......

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый......

Ножи, тарелки, вилки тут,

Но что-то гости......

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек......

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту......

Когда же гости подошли,

То даже крошек не......

Стихотворение:

На столе лежат баранки.

Самовар уже кипит.

Черный чай в сухой жестянке,

Словно гвоздики звенит.

Приходите чаевать

Поскорее, гости,

И душистого опять

Чаю в чайник бросьте.

Мы, чаинки — шелестинки,

Словно гвоздики, звеним.

Хватит нас на сто заварок,

На четыреста припарок —

Быть сухими не хотим

Воспитатель: А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку? Приглашайте

гостей. Пожалуйста к столу, чем богаты, тем и рады



В раздел образования