Автор: Баева Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 48
Населённый пункт: г. Апатиты
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Откуда к нам чай пришел?"
Раздел: дошкольное образование
Конспект совместной образовательной деятельности
с участием родителей в подготовительной группе
«Откуда к нам чай пришел?»
Цель: знакомство детей с традициями русского народа.
Образовательная область
Задачи образовательной деятельности:
«Познавательное развитие»
-
Познакомить
детей
с
народными
традициями чаепития в России.
- Познакомить с историей появления чая.
- Формировать представление о полезных
свойствах чая.
- Формировать навыки заваривания чая.
«Речевое развитие»
-
Формировать умение вести диалог, быть
доброжелательными
и
корректными
собеседниками.
- П р о д о л ж а т ь
с о в е р ш е н с т в о в а т ь
диалогическую и монологическую речь.
-Активизировать в речи русские народные
пословицы и поговорки о чае.
-
Формировать
интерес
к
отгадыванию
загадок.
-Обогащать
словарный
запас
за
счет
описательных прилагательных, устаревших
русских слов.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать:
-
уважение
к
народным
промыслам,
обычаям и традициям своей Родины.
- Чувство гостеприимства.
-
В о в л еч ь
р од и т е л е й
в
а к т и в н у ю
образовательную
деятельность
вместе
с
детьми, выступить в роли экскурсоводов.
«Художественно-эстетическое развитие»
-Обогащать
художественный
опыт
детей
при
рассматривании
самовара,
вызывать
яркий
эмоциона льный
отклик
п р и
восприятии народного творчества.
«Физическое развитие»
-Формировать потребность в двигательной
а к т и в н о с т и
и
ф и з и ч е с к о м
совершенствовании
Время реализации – 30 минут.
Виды
деятельности:
познавательная,
коммуникативная,
игровая,
физкультурно-
оздоровительная.
Оборудование и материалы: самовар, заварочный чайник, поднос, стаканчики с разными
сортами
чаями,
чайный
лист
разных
сортов,
презентация,
ноутбук,
экран,
русские
народные сарафаны.
Методы и приемы организации занятия:
Словесные
методы
обучения:
объяснение,
рассказ,
беседа,
пояснение,
диалогическое
взаимодействие
(вопросы,
указания,
педагогическая
оценка),
поощрение, художественное слово.
Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, образцов чая, самовара.
Практический метод: показ способа заваривания чая, дегустация разных сортов
чая.
Игровые методы: подвижная игра «Самовар», дидактические игры «Определи чай
на вкус», «Назови чай», отгадывание загадок, речевые игры «Подскажи словечко»,
«Назови произведение».
Воспитатель в народном костюме встречает детей: Я рада видеть вас всех
в нашей горнице на посиделках. Присаживайтесь рядком,
да
поговорим
ладком.
Перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Кто может показать,
где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете
много разных стран. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как
вы понимаете слово «традиция»? (Ответы детей.) Правильно! «Традиция» -
это слово не русское, в переводе с латинского оно означает «передача».
Традиция – то, что передается от одного поколения к другому. Традиции
бывают
и
семейные.
Какие
традиции
приняты
в
вашей
семье?
(Дети
рассказывают
о
своих
семейных
традициях.)
Сегодня
мы
поговорим
о
традициях
чаепития.
Во
многих
странах
любят
пить
чай,
но
традиции
чаепития у разных народов свои.
Экскурсовод: «Чай» - это китайское слово.
Одна из старинных китайских
легенд
так
рассказывает
о
происхождении
чая.
Давным-давно
пастухи
заметили,
что
стоит
овцам
пощипать
листьев
вечнозеленого
растения,
растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи.
Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они
высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными
травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
Воспитатель:
Чай
–
это
кустарник.
(Показ
иллюстраций
с
чайным
кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая?
(Ответы детей.) С древнейших времен чай. Чай — это прекрасный, полезный
напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду,
снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Стихотворение:
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Экскурсовод: Впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних
времен.
Там
он
ценился
очень
высоко.
Императоры
дарили
его
своим
вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во
время торжественных
придворных церемоний. Поэты воспевали чай в
стихах.
Во
времена
правления
китайского
императора
Киенг
Лона
выпускалась
чайная
фарфоровая
посуда.
На
чашках,
которые
там
изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай.
В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки
или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег.
Чиновники взимали с населения особые поборы— чаевые. Выращивание и
изготовление
чая
в
Китае
было
окружено
такой
же
тайной,
как
и
производство шелка, фарфора, бумаги. На первых порах не все европейцы
умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском
моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок —
фунт чая (приблизительно 400 г). Мать пригласила гостей на изысканное
заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее
мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные
чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.
А как чай попал в Россию?
Экскурсовод: В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил
своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю
Алтан- хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей
поили
каким-то
терпким
горьковатым
напитком. Провожая
русских
посланников, хан подарил царю 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для
заварки» — так перевели царю эти слова. Возвратившись в Москву и вручая
царю
дорогие
ханские
дары,
послы
с
опаской
передали
ему
пакеты
с
сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной
силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот
выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя
и его приближенных.
Воспитатель: Для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его
лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло
выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали,
как заваривать чай.
Дети,
а
знаете
ли
вы
как
надо
правильно
заваривать
чай?
(показывает)
Заварочный чайник несколько раз ополаскивали кипятком, затем засыпали
заварку и заливали кипятком, давали настояться несколько минут, накрывая
специальной салфеткой, а затем пили ароматный, душистый чай.
Чай у нас не простой, а с разною травой, пейте - не разливайте и на вкус
определяйте.
Дидактическая игра «Определи чай на вкус».
Воспитатель: В России первое время были и противники чая.
А кое-кто
приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные
достоинства
этого
напитка.
В
крупных
городах
страны
открывались
специализированные
магазины,
торговавшие
самыми
разнообразными
сортами чая. Мужчин, торговавших чаем, называли «чайниками», а женщин
«чайницами».
В XVIII
в.
в
России
изобрели
самовар.
Поначалу
его
изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров,
особенно много их изготавливали в Туле. В наши дни самовар считается
таким
же
традиционным
русским
сувениром,
как
матрешка,
балалайка,
расписная
хохломская
посуда.
С
появлением
самовара
родился
добрый
обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем
обсуждали новости, решали семейные дела.
Игра «Самовар»
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине –
водящий-«пирог». Все поют:
Пыхтит на кухне самовар (Сходятся маленькими шагами, взявшись за руки)
Чух-чух, пых-пых.
А над ним вьется пар, (Расходятся)
Чух-чух, пых-пых.
К самовару подойдем, (Сходятся)
Себе чаю мы нальем.
Вместе сядем все за стол, (Расходятся)
Выпьем чаю с пирогом.
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги.
Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся
изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Конкурс загадок
В брюхе — баня,
В носу — решето,
На голове — пупок.
Всего одна рука
И та — на спине. (Чайник.)
Бел, как снег
В чести у всех.
В рот попал —
Там и пропал. (Сахар.)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (Блин.)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Огонь да вода. (Самовар.)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаевничать вся семья. (Стол.)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (Бублик.)
Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
А зовут его....(лимон.)
Стихотворения:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью — лучший друг!
Экскурсовод: Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные,
биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают
работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека.
Чай
усиливает
сопротивляемость
организма
простуде,
инфекционным
заболеваниям, воспалительным процессам. При солнечных ожогах помогают
компрессы и примочки из настоя теплого чая.
Дидактическая игра «Назови чай»
Игра «Назови произведение»
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит,
И пыхтит,
И на бабу поглядывает.
(К. И. Чуковский. Федорино горе)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
(К. И. Чуковский. Муха-Цокотуха)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К. И. Чуковский. Мойдодыр)
Речевое упражнение «Подскажи словечко»
Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе......
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый......
Ножи, тарелки, вилки тут,
Но что-то гости......
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек......
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту......
Когда же гости подошли,
То даже крошек не......
Стихотворение:
На столе лежат баранки.
Самовар уже кипит.
Черный чай в сухой жестянке,
Словно гвоздики звенит.
Приходите чаевать
Поскорее, гости,
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте.
Мы, чаинки — шелестинки,
Словно гвоздики, звеним.
Хватит нас на сто заварок,
На четыреста припарок —
Быть сухими не хотим
Воспитатель: А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку? Приглашайте
гостей. Пожалуйста к столу, чем богаты, тем и рады