Напоминание

"Овощи"


Автор: Митрофанова Нина Ивановна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Городской округ Балашиха
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости
Тема: "Овощи"
Дата публикации: 14.01.2020
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Школа №8 с ОВЗ»

Городской округ Балашиха

Учитель – логопед высшей

квалификационной категории

Митрофанова Нина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи для учащихся

с лёгкой степенью умственной отсталости

4 класс

Тема: «Овощи»

Цель: учить составлять простое распространенное предложение по схеме.

Задачи:

- активизировать предметный, глагольный и качественный словарь по теме «Овощи»;

- закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- упражнять в употреблении союзов А, И и предлогов В, НА в составе простого

распространенного предложения;

- коррекция слухового и зрительного внимания, развитие функции стереогноза.

Материал:

демонстрационный: иллюстрации «Времена года», схема опора «Осень», изображения для

демонстрации (овощи, фрукты, огород с грядками, тарелка, корзина), муляжи овощей,

«Чудесный мешочек», свежие нарезанные овощи, карточки с союзами А, И и предлогами

В, НА; карточка-схема с одной чертой ( слово, обозначающее лицо или предмет), с двумя

чертами ( слово, обозначающее действие), с волнистой линией ( слово, обозначающее

признак); сюжетная иллюстрация «Мама режет помидор».

раздаточный: изображения овощей- картофель и капуста, карточки с союзами, предлогами

и схемы слов, аналогичные демонстрационным;

Ход занятия.

Организационный момент

- Сегодня я приготовила для вас загадку. Внимательно послушайте ее и найдите отгадку на

одной из четырех картинок (иллюстрации времен года):

- Что бывает осенью? (ответы детей с опорой на схему «Осень»).

- Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Где растут овощи? (в огороде, на

грядке). Где растут фрукты? (в саду, на деревьях).

1.Дидактическая игра «Четвертый лишний» (помидор, огурец, лук, яблоко).

- Внимательно посмотрите и скажите, что здесь лишнее и почему. (яблоко лишнее – это

фрукт; помидор, огурец и лук – это овощи).

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»

- Я убираю яблоко, остались только овощи. Запомните их. А теперь закройте глаза

(добавить изображения овощей), снова посмотрите и скажите, что изменилось?

Задания выполняются на магнитной доске.

II. Повторение.

1. – Какие овощи вы можете еще назвать? О каких можете рассказать, как они растут, как

их собирают и что из них готовят? (капуста, картофель).

2. – Мы зарисовали схемы, как растут картофель и капуста и узнали, что такое «вершки» и

«корешки». (работа со схемами, выполненными учащимися на предыдущем уроке).

- У какого овоща тоже съедобные корешки? А вершки? Как они растут?

Упражнения в употреблении предлогов В, НА (В земле, НА грядке).

III. Основная часть.

1. Сообщение темы урока:

- Кто догадался и скажет, о чем мы сегодня будем говорить? (об овощах). – Правильно,

тема нашего урока – «Овощи».

Сообщение цели урока:

- Мы будем учиться правильно составлять предложения, говорить грамотно и красиво.

2. – Вспомните, из чего состоит предложение? (из слов).

- Приготовьтесь считать слова в предложении. На каждое слово мы будем делать хлопок в

ладоши. Счет слов в предложении с опорой на двигательный анализатор: «Наступила

осень», «Люди собирают урожай».

- Сколько слов в первом предложении? (два). Во втором предложении? (три).

3. Упражнение в словообразовании «Большие и маленькие».

- Во время сбора урожая попадаются разные овощи – большие и маленькие. Давайте

назовем их.

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лук – лучок, огурец –

огурчик и т. д.) с опорой на наглядный материал.

«Закончи предложение».

- Вы правильно выполнили задание, и теперь закончите предложение одним из слов,

обозначающих маленький овощ.

Дополнить предложение словом с уменьшительно-ласкательным суффиксом

(сопровождается показом муляжа): «Вырос на грядке красный….(помидорчик), «Мама

порезала маленький…(огурчик) и т. д.

4. Развитие функции стереогноза.

- Молодцы, все справились с заданием. Давайте соберем весь урожай в «Чудесный

мешочек» и запомним, какая у овощей форма – круглая или продолговатая; какие они

наощупь – гладкие или шершавые; какие по размеру – большие или маленькие.

Учащиеся складывают в мешочек овощи, описывая их качественные признаки

- Вот мы и собрали весь урожай. Найдите в «Чудесном мешочке» отгадку на загадку:

«Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…(лук)»

«Расту в земле на грядке я -

Красная, длинная, сладкая» (морковь)

«Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я…» (капуста)

«Летом в огороде - свежие, зеленые.

А зимою в бочке - крепкие, соленые» (огурцы).

Учащиеся достают муляж овоща, называют его форму, цвет, фактуру. Задание выполняется

стоя.

5. «Угадай по вкусу».

- Молодцы, все овощи собрали и ни разу не ошиблись. Пришло время узнать, какие они на

вкус. Посмотрите, у меня на тарелке нарезанные овощи. Закройте глаза, возьмите любой

из них, попробуйте и назовите, что это за овощ.

Дети с закрытыми глазами пробуют на вкус какой- либо овощ, называют его и по

возможности (с помощью педагога) характеризуют свои ощущения: «мягкий», «горький»,

«хрустящий» и т. д. Упражнение, как и предыдущее, выполняется стоя.

6. Формирование грамматического строя речи.

а)- Вам понравилось вкусное задание? Проходите к своим местам, садитесь. Рассмотрите

и назовите то, что находится у вас на партах (иллюстрации овощей, карточки с союзами

«И», «А»).

- Мы будем учиться составлять длинные (большие) предложения, а помогут нам в этом

маленькие слова, которые состоят из одной буквы – «И» и «А».

Упражнения в употреблении соединительного союза «И». Параллельная работа с

демонстрационным и раздаточным материалом (иллюстрации, карточки с союзом «И»):

- В салат порезали… (огурец И помидор)

- В суп кладут… (капусту И картофель) и т. д.

Упражнения в употреблении противопоставительного союза «А» проводится аналогично

предыдущему.

- Капуста выросла большая, а лук маленький.

- Морковь на вкус сладкая, а чеснок горький и т. д.

б). – Приготовьтесь к следующему заданию. Чтобы правильно его выполнить, нам

понадобятся карточки-схемы (учитель демонстрирует карточки с одной и двумя

полосками, обозначающими предмет и действие) и маленькие слова-помощники – «В» и

«НА», «И». Найдите их на своих партах, покажите и назовите.

Работа по составлению предложений по заданной схеме (используются иллюстрации,

карточки-схемы и карточки с предлогами):

«Овощи лежат В корзине» (иллюстрация, карточка- схема с двумя чертами, две с одной

чертой, карточка с предлогом «В», ); «НА тарелке лежит…» (карточка с предлогом «НА»,

иллюстрация, карточки-схемы с двумя и одной чертой); «В огороде выросли свекла И …»

(карточка с предлогом «В», иллюстрация, карточка-схема с двумя чертами, карточка с

союзом «И», карточка-схема с одной чертой).

в). – Молодцы, все предложения составили правильно.

логопед демонстрирует иллюстрацию «Мама режет помидор».

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто это? (мама). Что она делает? (режет). Что режет мама?

(помидор).

- Мы составили предложение: «Мама режет помидор». Повторим его все вместе (хоровое

проговаривание предложения).

- С помощью карточек и иллюстрации составьте схему к этому предложению.

Учащиеся выполняют задание у доски и на партах с раздаточным материалом. Логопед в

случае затруднения оказывает помощь. Все схемы должны быть составлены правильно.

IV. Закрепление.

Учитель составляет на доске деформированную схему данного предложения и предлагает

учащимся исправить замеченную ошибку:

- Посмотрите внимательно на схему, сравните ее со своей. Подходит она к нашему

предложению? Кто заметил ошибку и хотел бы ее исправить?

Учащиеся исправляют деформированную схему предложения.

Логопед дополняет схему предложения карточкой с волнистой чертой, проговаривает:

«Мама режет вкусный помидор».

- Посмотрите, в нашей схеме появился новый символ – волнистая линия. Такой линией мы

будем обозначать слова, которые отвечают на вопрос «какой?», эти слова делают нашу

речь красивой.

- Послушайте внимательно красивые слова и хлопните в ладоши, если я скажу их о

моркови: хрустящая, зеленая, круглая, сладкая, оранжевая и т. д.

V. Итог.

- Чему учились сегодня? (составлять предложения)

- Предложения с какими словами мы будем учиться составлять на следующем уроке? (со

словами, отвечающими на вопрос «какой?»)

Подведение итога урока и положительная оценка деятельности детей.

Примечание: урок проводится с подгруппой учащихся 3 – 4 человека.



В раздел образования