Автор: Куракова Алеся Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида 5 ст. Старовеличковской
Населённый пункт: Краснодарского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
А.Н.
Леонтьев
определял
ведущую
деятельность
как
деятельность,
оказывающую решающее влияние на развитие психики в том или ином
возрасте.
Поэтому,
рассматривая
определенный
возрастной
период,
мы
говорим о разных ведущих видах деятельности.
В дошкольном возрасте этим ведущим видом является игра.
Д.Б.
Эльконин
называл
игру
важнейшим
источником
развития
сознания,
произвольности поведения, особой формой моделирования отношений.
Игра
–
воображаемая
или
реальная
деятельность,
целенаправленно
организуемая для отдыха, обучения, развития.
Сначала
игры
самые
простые
и
непродолжительные.
Чем
старше
становится ребёнок и чем больше у него развиваются игровые умения, тем
разнообразнее
становятся
игровые
действия,
тем
больше
он
использует
предметов-заменителей.
Играя, ребёнок воспроизводит увиденное, например, отношения между
людьми, которые его окружают. Проигрывая определенные действия, малыш
получает
опыт.
Игра
влияет
на
духовное,
биологическое
и
социальное
развитие.
Каждая игра, это целая система, последовательных событий, которая имеет
свои цели. Игры направлены на развитие внимания, развитие математических
способностей, мышления, произвольной памяти, речи и т.д. Это говорит о
том, что если раньше на игре было «клеймо» пустяка, забавы, развлечения, то
сейчас
игра
стала
инструментом
для
развития
полноценной
всесторонне
развитой
личности.
Игра
является
определённым
способом
вхождения
ребёнка в жизнь взрослых, вследствие чего развиваются новые потребности и
отношение к действительности.
Современный мир таков, что из-за большой занятости, родители, не всегда
могут полноценно уделить свои детям внимание. Чтение книг, игры, ушли на
второй план. Сейчас, гаджеты заменяют простое человеческое общение. В
настоящее
время,
вместо
того,
чтобы
поиграть
в
дочки
матери,
проще
включить ребёнку компьютер и заниматься своими делами. К сожалению, это
касается не только вопроса игры. Это впоследствии проявляется у детей в их
отношениях между собой, выборе своей роли в ходе игры.
Говоря об особенностях игры у детей помладше, необходимо отметить, что
в
этом
возрастном
периоде
игра
скорее
сюжетно-отобразительная.
Обусловлено
это
тем,
что
малыш
воспроизводит
действия
взрослых
(родителей, родственников, близких знакомых). Сюжет игры – отражение
ребёнком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и
деятельности окружающих.
У детей постарше уже преобладает сюжетно-ролевая игра. Игры становятся
более сложными. От примитивных действий мало что остаётся, дети уже
переходят к более сложным сюжетам. Дети выбирают себе роли, действия, в
которых
реализуется
эта
роль.
Придумывают
сюжет,
воображаемую
ситуацию или действительность, которую они хотят проиграть, и конечно
подчиняются правилам, которые предполагает выбранная ими игра.
Работа педагога в детском саду, заключается в правильной постановке задач
для
игр,
конкретных
правил
ее
проведения,
контролем
за
ходом
игры,
организацией игрового пространства, включением в игру застенчивых детей.
Помимо всего вышесказанного игра еще и помогает детям находить общий
язык между собой, договариваться, работать в команде, идти на уступки,
делиться игрушками. Это очень важно, так как совместная деятельность
больше всего работает на сплочение.
Существуют разные виды игр: ролевые, подвижные, дидактические,
настольные, деловые. Используя ежедневно эти виды, дошкольник не только
развивается, но и получает огромные положительные эмоции.
Таким
образом,
сюжетно-ролевые
игры
влияют
на
формирование
произвольности
всех
психических
процессов.
Игра
способствует
психомоторному
развитию,
а
также
развитию
умственных
способностей,
творческого воображения, общения. Является фактором, готовящим ребёнка к
учебной деятельности.