Напоминание

"Проектирование современного урока технологии в условиях реализации ФГОС"


Автор: Биткова Елена Петровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБУ "Школа № 20"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование современного урока технологии в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Проектирование современного урока технологии

в условиях реализации ФГОС ООО

Цель:

изучить

технологию

проектирования

урока

в

условиях

реализации

ФГОС ООО.

Задачи:

рассмотреть, каким должно быть проектирование современного урока;

сформулировать основные правила проектирования современного урока

Актуальность: За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные

изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях

обновления российского образования школа как важный социальный институт должна

помочь

становлению

личности,

обладающей

такими

важнейшими

качествами

как

инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,

выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.

Первым

шагом

реализации

образовательной

политики

стало

введение

федеральных

государственных образовательных стандартов.

Проектирование современного урока.

Проектирование

это

процесс

создания

проекта-прототипа,

прообраза

предполагаемого или возможного объекта.

Педагогическое

проектирование

это

предварительная

разработка

основных

деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей,

организации и анализу деятельности.

Проект – это детальное описание процесса достижения цели.

Проектирование

урока

начинается

с

того,

чтобы

выяснить,

какую

роль

в

структуре

изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.

Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей

цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока.

Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи,

о т в е ч а ю щ и е

в е д у щ е й

ц е л и

у р о к а

э т о

г л а в н ы е

з а д а ч и

у р о к а .

Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики

уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками

владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этот четвертый этап

проектирования – определение начальных условий – позволит уточнить систему задач и

при необходимости организовать вводное повторение на уроке.

В ы б о р

м е тод а

о бу ч е н и я –

п я т ы й

э т а п

п р о е к т и р о в а н и я

у р о к а .

Любой метод реализуется в какой-то форме, поэтому шестой этап проектирования урока

– отбор

подходящей

организационной

формы

обучения. При

этом

формы

и

методы

независимы.

Это

значит,

что

при

выборе

организационной

формы

необходимо

ориентироваться не на метод, который уже выбран, а на иные параметры.

Разработка структуры урока – это важнейший седьмой этап проектирования. На

этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы. На восьмом

этапе проектируются методы обучения и организационные формы для вспомогательных

элементов.

Девятый этап – содержательное наполнение урока. Здесь формируются тексты: что

рассказать ученикам, что потребовать изучить самостоятельно, какие задать вопросы,

какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой,

индивидуальной работы, какие задания дать на длительный срок, как контролировать

успешность процесса. Чтобы не загромождать план или схему урока, все эти тексты

можно сделать отдельными модулями, на отдельных листах. Их при необходимости можно

легко заменить.

Далее следует выяснить, какое материально-техническое обеспечение необходимо,

чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами. Во всех случаях в плане

или схеме будущего урока надо расставить значки, показывающие время и характер

применения выбранных средств. На этом завершается десятый этап проектирования урока

– отбор средств обучения.

Одиннадцатый

этап

– обдумывание

организационной

схемы

урока: кому

с

кем

сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие

вопросы отвечать.

Аккуратное исполнение этих этапов позволяет учителю спроектировать грамотный,

профессиональный, технологичный урок.

Двенадцатый этап – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической

техники. Они

делают

урок

интересным,

увлекательным,

помогают

поддерживать

психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.

Тринадцатый этап связан с имиджем урока. Возможно следует внести изменения в

интерьер

учебного

помещения:

переставить

мебель,

изменить

оформление

стендов,

сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при

самостоятельной работе с материальными объектами. Частью урока является внешний

облик учителя – от костюма до выражения лица. Психотехники очень советуют придумать

к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы.

Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов:

план или схема на одном листе с множеством отсылочных пометок и дополнительные

модули,

в

которые

помещено

все

содержательное

наполнение.

Маркировка

модулей

должна соответствовать пометкам на плане или схеме урока, чтобы их поиск в реальном

времени не превратился в посмешище. Рекомендуется также к каждому такому пакету

прикладывать чистый лист «Заметки», на котором сразу после урока полезно записать

появившиеся дельные мысли.

Формы организации учебных занятий

Целевое

назначение

урока

Тип урока

Результативность

обучения

Первичное усвоение

новых предметных

ЗУНов и УУД

Урок первичного

предъявления новых

знаний и

(или) способов учебных

действий

Воспроизведение своими

словами правил, понятий,

алгоритмов; выполнение

действий по образцу,

алгоритму

Применение

усваиваемых знаний

или способов учебных

действий

в условиях решения

учебных задач

(заданий)

Урок формирования

первоначальных навыков

и УУД, овладения

новыми предметными

умениями

Правильное воспроизведе-

ние образцов выполнения

учебных действий; безошибочное

применение

усвоенных алгоритмов и

правил при решении

учебных задач

Применение УУД в

условиях

решения учебных

задач

Урок применения УУД и

предметных ЗУНов

Самостоятельное решение всеми

учениками заданий базового

уровня трудности и задач

повышенного уровня трудности

отдельными учениками класса

Систематизация

и

о б о б щ е н и е

предметных ЗУНов на

основе

сформированных УУД

(решение

практических задач)

Урок обобщения и

систематизации

предметных ЗУНов

У м е н и е

с а м о с т о я т е л ь н о

формулировать

о б о б щ е н н ы й

вывод; уровень сформированности

УУД,

обеспечивающий

умение

у ч и т ь с я

( р а б о т а

в

п а р а х ,

и с п о л ь з о в а н и е

и с т о ч н и к о в

информации)

Закрепление

предметных ЗУНов

или закрепления УУД

Урок повторения

ЗУНов

и закрепления УУД

Безошибочное

решение

задач,

в ы п о л н е н и е

у п р а ж н е н и й ,

правильные устные ответы,

умение

находить

и

исправлять

ошибки, оказывать взаимопомощь

Проверка уровня

усвоения предметных

З У Н о в

и

у р о в н я

сформированности

У У Д

( р е ш е н и е

предварительной

или

итоговой ИКР)

Контрольный урок

П р а в и л ь н о е

р е ш е н и е

и

о ф о р м л е н и е

з а д а н и й ,

самостоятельная

формулировка

з а д а н и й

н а

о с н о в е

сформированных ЗУНов и УУД

Индивидуальная

работа над ошибками

Коррекционный урок

Самостоятельное

нахождение

и

исправление ошибок

Р е ш е н и е

з а д а ч ,

которые

невозможно

выполнить

в

рамках

одного

учебного занятия

Комбинированный урок

Запланированный

результат

Технологическая

карта

урока -

это

новый

вид методической

продукции,

обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и

возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных

программ в соответствии с ФГОС.

Сущность

проектной

педагогической

деятельности

с

применением

технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с

информацией,

описании

заданий

для

ученика

по

освоению

темы,

оформлении

предполагаемых

образовательных

результатов.

Технологическую

карту

отличают:

интерактивность,

структурированность,

алгоритмичность,

технологичность

и

обобщенность информации. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал

целостно

и

системно,

проектировать

образовательный

процесс

по

освоению

темы

с

учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с

обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать

самостоятельную

деятельность

школьников

в

процессе

обучения,

осуществлять

и н т е г р а т и в н ы й

к о н т р о л ь

р е з у л ь т а т о в

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и .

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные

этапы

организации

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Познавательн

ая

Коммуникат

ивная

Регулятивная

1.

Постановка

учебных задач

Создание

проблемной

ситуации.

Фиксация

новой

учебной

задачи

Организовывает

п о г р у ж е н и е

в

проблему,

создает

ситуацию

разрыва.

Пытаются

решить

задачу

известным

способом.

Фиксируют

проблему.

Слушают

учителя.

Строят

понятные

для

собеседника

высказыван

ия

Принимают

и

сохраняют

учебную цель и

задачу.

2.

Совместное

исследование

проблемы.

Поиск решения

учебной

задачи.

Организовывает

устный

коллективный

анализ

учебной

задачи. Фиксирует

выдвинутые

учениками

гипотезы,

о р г а н и з у е т

и х

обсуждение.

Анализируют,

доказывают,

аргументиру

ю т

с в о ю

точку зрения

Осознанно

строят

речевые

высказыван

ия,

рефлексия

своих

действий

Исследуют

условия

учебной

задачи,

обсуждают

предметные

способы

решения

3.

Моделировани

е

Ф и к с а ц и я

в

модели

существенных

отношений

изучаемого

объекта

Организует

учебное

взаимодействие

учеников (группы)

и

с л е д у ю щ е е

обсуждение

составленных

моделей

Фиксируют

в

графические

м о д е л и

и

буквенной

форме

выделенные

с в я з и

и

отношения.

Воспринима

ют

ответы

обучающихс

я

Осуществляют

самоконтроль

Принимают

и

сохраняют

учебную цель и

задачу.

4.

Конструирован

и е

н о в о г о

способа

действия.

Построение

ориентированн

о й

о с н о в ы

нового способа

действия.

Организует

учебное

исследование

для

выделения

понятия.

Проводят

коллективное

исследование,

конструируют

новый способ

действия

или

формируют

понятия.

Участвуют в

обсуждении

содержания

материала

Принимают

и

сохраняют

учебную цель и

задачу.

Осуществляют

самоконтроль

5.

Переход

к

этапу решения

частных задач.

Первичный

ко н т р о л ь

з а

правильностью

выполнения

способа

действия.

Диагностическая

работа (на входе),

оценивает

выполнение

каждой операции.

Осуществляю

т

работу

по

выполнению

отдельных

операций.

Учатся

формулиров

ать

собственное

м н е н и е

и

позицию

Осуществляют

самоконтроль

6. Применение

общего

способа

действия

для

решения

частных задач.

Коррекция

отработки

способа

Организует

коррекционную

работу,

практическую

работу,

самостоятельную

коррекционную

работу.

Применяют

новый

способ.

Отработка

операций,

в

которых

допущены

ошибки.

Строят

рассуждени

я,

понятные

для

собеседника

Умеют

использоват

ь

речь

для

регуляции

Самопроверка.

Отрабатывают

способ в целом.

Осуществляют

пошаговый

ко н т р ол ь

п о

результату

своего

действия

7. Контроль на

этапе

окончания

учебной темы.

Контроль.

Диагностическая

р а б о т а

( н а

выходе):

-

о р г а н и з а ц и я

дифференцирован

ной

коррекционной

работы,

-

к о н т р о л ь н о -

оценивающая

деятельность.

Выполняют

работу,

анализируют,

контролируют

и

оценивают

результат.

Рефлексия

своих

действий

Осуществляют

пошаговый

ко н т р ол ь

п о

результату

Основные правила современного урока по ФГОС

1.

Идеальный урок по ФГОС – учитель зашёл в класс, попросил детей начать

работу и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи

учителя или одноклассников

2.

50% работы – на самостоятельное изучение

3.

Главное научить ребёнку КАК делать, т.е. вооружить его способом действия,

а это и есть УУД. Если я знаю как это сделать и где взять нужную информацию, то я это

сделаю САМ.

4.

Основа

стандарта

системно-деятельностный

подход.

Коллеги,

что

такое

деятельность? Это целенаправленный процесс имеющий результативность. То есть если я

не достигаю никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью.

5. Непременное условие современного урока – обучение как активный труд, а не

тяжёлое бремя.

6. Смена видов деятельности – основа здоровьесберегающих технологий, о которых

сегодня говорят очень много.

7. Оптимальный ритм урока – правило, о котором не должен забывать учитель.

Часто дети не успевают за темпом учителя. Проследим цепочку. Отстал – не услышал – не

нашёл следующее задание – не сделал – получил отрицательный результат – снижение

мотивации и интереса.



В раздел образования