Напоминание

Кризис трёх лет


Автор: Прохода Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: г .Холмск Сахалинской области
Наименование материала: папка-передвижка
Тема: Кризис трёх лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кризис 3-х лет

На третьем году жизни у детей обычно появляется кризис, который

выражается в упрямстве «скандальном» поведении и негативном

отношении

к

взрослым.

С а м а я

популярная фраза в этом возрасте «Я

сам!».

Давайте попробуем разобраться, в чём

суть этого кризиса, как он проявляется

и чем можно помочь ребёнку.

Прежде

всего,

это

необходимый

для

развития

кризис.

Так

или

иначе,

все

дети

проходят

через

него.

Кризисы

помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3-х лет

– это важный этап в становлении психического развития ребёнка.

Это кризис социальных отношений.

Кризис

может

быть

как

ярко

выраженным, так и слабо, но он

обязательно должен наступить.

Когда наступит – радуйтесь, -

ваш

реб ёнок

р а з в и в а е т с я

нормально.

Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а

пик приходится на возраст около 3-х лет (2,5 – 3,5 года).

Основные симптомы кризиса

Негативизм. Его

надо

отличать

от

о б ы ч н о г о

н е п о с л у ш а н и я .

П р и

непослушании

дети

отказываются

делать то, что не хотят делать. При

негативизме дети отказываются делать

даже

то,

что

хотят

(т.е.

им

важно

сделать

именно

наперекор тому, что требует взрослый). Негативизм – это

такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет

что-либо делать потому, что это предложил кто-то из

взрослых.

Упрямство

это

такая

реакция

ребёнка,

когда

он

настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень

хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство

нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок

хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.

Протест. Ребёнок бунтует против норм воспитания,

установленных для него. Протест против текущего образа

жизни. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел

дело раньше.

Своенравие, стремление к самостоятельности.

Обесценивание. Ребёнок перестаёт

ценить

то,

что

ценил

раньше.

К

этому относятся и люди, и вещи, и

даже собственные переживания. В

лексиконе

ребёнка

появляются

слова,

которые

обозначают

всё

плохое, отрицательное. Эти слова

ребёнок

употребляет

по

отношению

к

таким

вещам,

которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот

период дети могут начать грубить тем взрослым, которых

до сих пор очень уважали.

Деспотизм. У

ребёнка

проявляется

стремление

проявлять

власть

по

отношению

к

окружающим.

Например,

ребёнок

может

требовать,

чтобы

мама

не

ходила на улицу, а сидела

дома, как он сказал.

Ревность

семьях

с

несколькими

детьми).

П р о я в л я е т с я

п о

отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности

лежит то же стремление к господству и деспотизму, что

и в предыдущем пункте.

Как усугубить ситуацию

или вредные советы родителям

Настаивайте на своём, вы же правы!

Сломите

детское

упрямство

(тогда

у

ребёнка

либо

будет

заниженная

самооценка,

либо

он

перестанет

слышать ваши замечания).

Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же

маленький и глупый!).

Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не

берёт.

Постоянно ругайте.

Выполняйте

эти

вредные

советы

и

тогда

у

ребёнка

довольно

быстро

возникнут

невротические

симптомы.

Ребёнок вырастет безвольным и малоинициативным (либо

упрямым и жестоким).

Что

делать при кризисе 3-х лет

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по

возможности) в дела ребёнка, если он не просит.

Помните, что ребёнок как бы испытывает Ваш характер, проверяя

по несколько раз в день – действительно ли то, что было запрещено

утром, запретят и вечером. Проявите твёрдость.

Помните, что ребёнок многие слова и поступки повторяет за Вами,

поэтому следите за собой.

При

вспышках

упрямства,

гнева попробуйте

отвлечь малыша на

что-нибудь нейтральное.

Когда

ребёнок

злиться,

у

него

истерика,

бесполезно объяснять, что так делать не хорошо.

Отложите это до тех пор, пока малыш успокоится.

Пока

же

можно

взять

его

за

руку

и

увести

в

спокойное безлюдное место.

Используйте

игру для

сглаживания

кризисных

вспышек.

Обыграть

можно

многое:

кормление,

поездку в машине, умывание, одевание и т.д.

Для благополучного развития ребёнка желательно

подчёркивать, к а к о й

о н

у ж е

б о л ь ш о й ,

н е

«сюсюкаться», не стараться всё сделать за малыша. Разговаривайте с

ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

Любите

ребёнка и

показывайте

ему,

что

он

Вам

дорог

даже

заплаканный, упрямый, капризный.



В раздел образования