Автор: Прохода Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: г .Холмск Сахалинской области
Наименование материала: папка-передвижка
Тема: Кризис трёх лет
Раздел: дошкольное образование
Кризис 3-х лет
На третьем году жизни у детей обычно появляется кризис, который
выражается в упрямстве «скандальном» поведении и негативном
отношении
к
взрослым.
С а м а я
популярная фраза в этом возрасте «Я
сам!».
Давайте попробуем разобраться, в чём
суть этого кризиса, как он проявляется
и чем можно помочь ребёнку.
Прежде
всего,
это
необходимый
для
развития
кризис.
Так
или
иначе,
все
дети
проходят
через
него.
Кризисы
помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3-х лет
– это важный этап в становлении психического развития ребёнка.
Это кризис социальных отношений.
Кризис
может
быть
как
ярко
выраженным, так и слабо, но он
обязательно должен наступить.
Когда наступит – радуйтесь, -
ваш
реб ёнок
р а з в и в а е т с я
нормально.
Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а
пик приходится на возраст около 3-х лет (2,5 – 3,5 года).
Основные симптомы кризиса
Негативизм. Его
надо
отличать
от
о б ы ч н о г о
н е п о с л у ш а н и я .
П р и
непослушании
дети
отказываются
делать то, что не хотят делать. При
негативизме дети отказываются делать
даже
то,
что
хотят
(т.е.
им
важно
сделать
именно
наперекор тому, что требует взрослый). Негативизм – это
такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет
что-либо делать потому, что это предложил кто-то из
взрослых.
Упрямство
–
это
такая
реакция
ребёнка,
когда
он
настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство
нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок
хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.
Протест. Ребёнок бунтует против норм воспитания,
установленных для него. Протест против текущего образа
жизни. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел
дело раньше.
Своенравие, стремление к самостоятельности.
Обесценивание. Ребёнок перестаёт
ценить
то,
что
ценил
раньше.
К
этому относятся и люди, и вещи, и
даже собственные переживания. В
лексиконе
ребёнка
появляются
слова,
которые
обозначают
всё
плохое, отрицательное. Эти слова
ребёнок
употребляет
по
отношению
к
таким
вещам,
которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот
период дети могут начать грубить тем взрослым, которых
до сих пор очень уважали.
Деспотизм. У
ребёнка
проявляется
стремление
проявлять
власть
по
отношению
к
окружающим.
Например,
ребёнок
может
требовать,
чтобы
мама
не
ходила на улицу, а сидела
дома, как он сказал.
Ревность
(в
семьях
с
несколькими
детьми).
П р о я в л я е т с я
п о
отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности
лежит то же стремление к господству и деспотизму, что
и в предыдущем пункте.
Как усугубить ситуацию
или вредные советы родителям
Настаивайте на своём, вы же правы!
Сломите
детское
упрямство
(тогда
у
ребёнка
либо
будет
заниженная
самооценка,
либо
он
перестанет
слышать ваши замечания).
Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же
маленький и глупый!).
Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не
берёт.
Постоянно ругайте.
Выполняйте
эти
вредные
советы
и
тогда
у
ребёнка
довольно
быстро
возникнут
невротические
симптомы.
Ребёнок вырастет безвольным и малоинициативным (либо
упрямым и жестоким).
Что
делать при кризисе 3-х лет
Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по
возможности) в дела ребёнка, если он не просит.
Помните, что ребёнок как бы испытывает Ваш характер, проверяя
по несколько раз в день – действительно ли то, что было запрещено
утром, запретят и вечером. Проявите твёрдость.
Помните, что ребёнок многие слова и поступки повторяет за Вами,
поэтому следите за собой.
При
вспышках
упрямства,
гнева попробуйте
отвлечь малыша на
что-нибудь нейтральное.
Когда
ребёнок
злиться,
у
него
истерика,
бесполезно объяснять, что так делать не хорошо.
Отложите это до тех пор, пока малыш успокоится.
Пока
же
можно
взять
его
за
руку
и
увести
в
спокойное безлюдное место.
Используйте
игру для
сглаживания
кризисных
вспышек.
Обыграть
можно
многое:
кормление,
поездку в машине, умывание, одевание и т.д.
Для благополучного развития ребёнка желательно
подчёркивать, к а к о й
о н
у ж е
б о л ь ш о й ,
н е
«сюсюкаться», не стараться всё сделать за малыша. Разговаривайте с
ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Любите
ребёнка и
показывайте
ему,
что
он
Вам
дорог
даже
заплаканный, упрямый, капризный.