Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников"


Автор: Кабакова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ " Детский сад № 1
Населённый пункт: г. Карабаш
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное учреждение

« Детский сад № 1 г. Карабаша»

_____________________________________________________________

________________

«Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитатель:

КабаковаН.В.

20117 г.

«Экологическое воспитание дошкольников»

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой

информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Экспериментирование является одним из эффективных методов

экологического воспитания старших дошкольников.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок

черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам

появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на

лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве.

Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок,

многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются

всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на

вкус. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей

средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный

рост.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он

дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются

его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа, сравнения. Необходимость давать отчет об

увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

стимулирует развитие речи.

Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, путем

экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.

Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального

развития дошкольников. В процессе экспериментирования дошкольник

получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,

почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса

развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях

образования. Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость

включения в содержание дошкольного образования детской поисково-

исследовательской и проектной деятельности.

Ведущей идеей моей работы является формирование экологической культуры

у детей дошкольного возраста.

Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса , я

пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно

используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено

обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную

основу по применению данного метода обучения с практическим введением

его в деятельность. Для этого были проведены ряд следующих процедур:

В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам

экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по

теме «Экологическое воспитание детей», которое дало мне дополнительную

информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками.

Перед началом работы и внедрения в практическую деятельность с детьми

был проведен собственно разработанный мониторинг достижений детей по

теме :«Опытно-экспериментальная деятельность как метод

экологического воспитания дошкольников»,

осуществлялся по

следующим критериям и показателям:

• проявляют познавательную активность;

• проявляют интерес к явлениям природы (живой и неживой);

• умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и

действий;

• сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи;

• умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и

действий;

• принимают активное участие в экспериментировании с различными

предметами: воспринимают цель, все действия выполняют последовательно,

оценивают результат.

В результате, которого были выявлены следующие данные:

снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимали

причинно-следственные связи рассматриваемых явлений.

Слабо были развиты представления о ценности природы.

Дети испытывали затруднения в самостоятельном анализе явлений,

недостаточно четко и грамотно формулировали свои мысли относительно

заданной ситуации. Испытывали трудности в обобщении и анализе

учебного материала. Трудовые и природоведческие навыки, так же были на

среднем уровне.

Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном

методе обучения, что и было сделано в представляемом опыте работы.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я определила цель

данной работы, которой является формирование у детей осознанно –

правильного отношения к природе через использование метода

экспериментирования.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений

окружающего мира является метод экспериментирования, поэтому для

достижения цели были определены следующие задачи:

Обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности.

Учить ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и

материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать познавательный интерес и любознательность .

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать

выводы.

Расширять представления о значимости растений в жизни человека.

Вовлекать родителей в совместную проектно-исследовательскую

деятельность.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития

познавательной активности ребенка, под которым понимается не только

процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск

знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым

под его тактичным руководством.

Особенностью работы является интеграция различных видов детской

деятельности. Познавательная деятельность интегрируется с другими

видами деятельности: поисково – исследовательской, игровой, речевой,

трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы,

музыкальной, конструктивной.

В своей работе использовала и применяла следующие методы и приемы:

1. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной

литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков,

придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам).

2. Наглядные: (рассматривание иллюстраций, репродукций

пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видеофильмов,

наблюдения в природе).

3.Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение,

метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания,

дидактические и словесные игры, творческая деятельность детей).

Для работы в этом направлении необходимым фактором является создание

предметно – пространственной среды , условий для свободного исследования

и экспериментирования.

В группе предметно-развивающая среда, спроектирована и оформлена

совместно с родителями с учетом потребностей и возрастных особенностей

детей. К тому же имеет привлекательный вид, положительно влияет на

эмоциональное состояние, помогает ребенку индивидуально познавать

окружающий мир.

Организован уголок экологической среды , который, органично вписывается

в интерьер группы, позволяет детям проводить наблюдения и

экспериментальную деятельность и включает в себя:

Картотеки опытов по экологии, экологических сказок, дидактических игр,

загадок и стихов о природе, книги, энциклопедии, физкультминутки.

экологической направленности. Натуральные овощи и фрукты, либо их

муляжи.Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления,

тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и

совочки – для поддержания чистоты в уголке природы.

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита,

пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы.

Для изготовления поделок природный и бросовый материал.

лупа, микроскоп весы.

Зона коллекций включают в себя те объекты, которые могут собирать сами

дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки,

образцы песка и глины, ракушки и многое другое ).

Организован огород на окне где дети выращивают лук, чеснок, фасоль,

петрушку, укроп, огурцы, томаты, перец. морковь, капусту и цветы.

Оформлен календарь природы и погоды, коллажи, карты – схемы: «Кто, где

живёт?».

Созданы Лэпбуки (совместно с родителями) которые можно использовать

как для индивидуальных занятий, так и для групповых и подгрупповых

работ. Также дети любят самостоятельно рассматривать данное пособие.

Таким образом в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют

информацию.

Созданы макеты(совместно с родителями).

Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и

закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).

Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы,

классические произведения, песни о природе);

Организован огород на окне где дети выращивают лук, чеснок, фасоль,

петрушку, укроп, огурцы, томаты, перец. морковь, капусту и цветы.

Разработала перспективный план на учебный год, по внедрению в

практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов.

Подготовила конспекты по НОД с элементами экспериментирования.

Оформила «Уголок экспериментирования», укомплектовала его

оборудованием и материалами, необходимые для проведения опытов.

Создала картотеку опытов и экспериментов.

Изготовила предметные консультации для родителей по данной теме.

Подготовила памятки.

Это мною было разработано для успешной реализации поставленных задач.

Так же был создан огород на территории детского сада, а также

подобраны растения для создания композиции по оформлению цветников и

клумб на участке группы.

В группе состоялся Праздник «День опытов и экспериментов» на празднике

дети Самостоятельно проводили различные исследования.

Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у

детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой

природе. Дети в ходе работы узнают о разных растениях, учатся ухаживать за

ними, ведут дневники наблюдений. Выращенная своими руками

цветочная рассада в мае-июне переселяется на клумбы, овощные саженцы на

грядки, дети заботятся о своих зеленых друзьях.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с

семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Были

проведены родительские собрания, консультации, анкетирование,

экологические тропы, выставки, конкурсы поделок из бросового материала.

совместная работа в огороде и цветнике. Сделана подборка материал для

информационных стендов, на различные темы. Родители поддерживают нашу

инициативу в решении поставленных задач.

Одной из эффективных и наиболее интересных для детей форм является

проектно - исследовательская деятельность которая учит детей ставить цель и

видеть конечный результат .

Были созданы проекты:

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.» В ходе проекта дети сделали

выводы о необходимости солнца, воздуха и воды для роста растений методом

экспериментирования. Данный проект способствовал повышению уровня

интереса детей к исследовательской деятельности в познании растительного

мира. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать

виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста.

Проект «Молоко» в ходе, которого дети узнали о значимости молока и

молочной продукции для развития человека. Участвуя в проектной

деятельности, у детей повысилась речевая активность, умение сравнивать по

различным признакам, делать выводы, усилился интерес к познанию

окружающего мира.

Основой этих проектов стала опытно-экспериментальная деятельность.

При проведении различных видов опытов придерживаюсь следующей

структуры:

• постановка проблемы;

• поиск путей решения проблемы;

• проведение наблюдения;

• обсуждение увиденных результатов;

• формулировка выводов.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества

гипотез-догадок,

попытками

предугадать

ожидаемые

результаты.

Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим

детям,

вырабатывает

у

них

определенный

алгоритм

действий,

четкость

выполнения отдельных операций, аккуратность в работе .

Наблюдения и эксперименты, классифицируются по разным принципам.

В зависимости от поставленных задач использовала как демонстрационные,

так и фронтальные эксперименты. Во время фронтальных экспериментов

дети:

- осваивали свойства и качества различных материалов (прозрачный или

непрозрачный, делится на отдельные частицы или не делится, гладкий или

шероховатый, хрупкий или прочный, имеет блеск или матовый, имеет запах

или нет и т.д.);

- сравнивали объекты живой природы между собой, зарисовывали свои

наблюдения.

огического воспитания дошкольников.

Вывод:

Создание условий благоприятно сказалось на развитии познавательно-

исследовательской деятельности детей.

В результате проделанной работы есть положительные результаты. Что и

показала диагностика :

Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах,

предметах,

самостоятельно проводить простейшие опыты,

на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые

природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок.

Дети приобрели новые знания и представления о значимости растений в

жизни человека.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности научились выделять

последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы

схематически отражать результаты опыта в алгоритмах, схемах.

повысился уровень экологической культуры ;дети научились осознанно и

правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим

действиям по её охране ,

повысились умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через

различные виды деятельности.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к

познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует

развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их

основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период

подготовки ребёнка к школе.

Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность

актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность

экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать

творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Уже в

дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения

своих мыслей.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к

положительной динамике познавательного развития детей, к личностному

росту

дошкольников,

который

выразился

в

стремлении

к

выполнению

оригинальных творческих работ.

Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более

эффективно

решать

вопросы

развития

воспитанников в

соответствии

с

ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!



В раздел образования