Автор: Коновалюк Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Кукушкино
Наименование материала: Статья
Тема: Методика работы над сочинением на уроках русского языка в начальных классах
Раздел: начальное образование
Тема: «Методика работы над сочинением в начальных
классах»
1. Современные требования к проведению уроков сочинения.
Первые сочинения невелики по объему. Для проведения сочинений в 1-ом
классе не требуются специальные уроки.
Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика
сочинений
подсказывается,
а
иногда
и
определяется
содержанием
читаемых
произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические
навыки
и
умения,
которые
получают
учащиеся
на
уроках
грамматики.
Все
сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий
характер.
В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у
первоклассников:
1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать
небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме
вопросов;
3 . Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем
слова,
видеть границы предложения;
4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и
выразительные слова.
Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений,
основанная
на
принципе
постепенного
наращивания
трудностей.
Поэтому
письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие
устные упражнения:
составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного
текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы,
объеденные
темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по
прочитанному,
по
аналогии
с
прочитанным.
Выполняя
эти
упражнения,
учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном
порядке, последовательно.
Сочинения во 2-ом классе - это небольшие сюжетные рассказы, в
которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они
как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.
Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале
составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов,
которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также
составляются
коллективно
по
плану,
данному
учителем
или
коллективно
составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же
план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.
С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы
описания.
Эти
элементы представляют
собой очень
краткие описания
отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над
сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те
фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат
описания и могут служить образцом.
В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к
этим
работам
предъявляются
более
высокие
требования.
Свои
усилия
учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об
экскурсиях, работе, наблюдениях.
2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.
3 .
Писать
рассказы
по
одной
картине
и
по
отдельным
эпизодам
кинофильма.
4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных,
повествовательных и восклицательных предложений.
5. Правильно строить простые предложения различных типов.
6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
Как
устные
рассказы,
так
и
письменные
сочинения
проводятся
в
определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы
над
сочинением,
приобретенные
учащимися
ранее.
Работа
начинается
с
коллективного
составления
рассказов
на
темы
летних
впечатлений.
Где
это
возможно, в сюжеты включаются элементы описания.
В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания
единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении «
Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами». Методика
работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.
Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение –
наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании
причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы
из наблюдений, доказывать выдвинутые положения
Работа над сочинениями включает:
Накопление
материала:
наблюдения,
экскурсии,
походы,
прогулки,
рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы и др..
Отбор
материала
в
соответствии
с
темой
и
ее
раскрытием,
систематизация
материала, его расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного,
составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п..
Речевое
оформление
сочинения,
т.е.
составление
самого
текста,
его
запись,
совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.
2.
Классификация
сочинений,
предназначенных
для
обучения
в
начальной школе.
К л а с с и ф и к а ц и я
с о ч и н е н и й
Классификация
сочинений
помогает
учителю
в
планировании
как
каждого
отдельного сочинения, так и их системы. В практике учителей наибольшее
распространение
получили
сочинения
по
картине
и
по
серии
картин,
по
экскурсии, по наблюдениям за погодой, растениями и животными, описание
картин природы или отдельных предметов, рассказы о труде взрослых и детей,
об играх и развлечениях, рассказы по аналогии с прочитанным, по данному
учителем началу или концу. К каждому из этих критериев могут быть применена
следующая классификация.
По форме: устные, письменные, комбинированные (сочинения и иллюстрации к
нему).
1. По источнику детской речи:
а) на основе наблюдения за предметом речи;
б) на основе личного опыта (о пережитом, виденном, слышанном самими
учениками;
в) на основе воображения;
г) на основе восприятия произведения искусства (по книжному материалу,
спектаклю, музыкальному произведению);
д) по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и
личным наблюдениям).
2. По степени самостоятельности:
а) сочинения коллективные;
б) сочинения индивидуальные.
3. По типам текста:
а) повествование;
б) рассуждение;
в) описание;
г) сочинения смешанного типа (повествования с элементами описания или
рассуждения).
4. По тематике:
а) на учебную тему;
б) на свободную тему.
3. Сочинение по картине
В
современной
методике
русского
языка
существует
множество
подходов
к
пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.
В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в
следующем аспекте:
Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов
сочинения.
Варианты
их
разнообразны
–
рассказывание
сюжета
картины,
описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым
начинается
или
заканчивается
сочинение,
сочинения
по
ряду
картин
(по
картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по
картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех
классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся
задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее
художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает
возможность
развивать
логическое
мышление,
поскольку
при
описании
или
передаче
ее
сюжета
необходимо
уметь
выделить
главное
и
второстепенное,
видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной
последовательности
(то
есть
иметь
план).
Тематика
сочинений
по
картине
разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть
проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и
литературы
может
быть
связано
обучение
учащихся
сочинениям
самых
разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике,
рассуждениям.
Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова,
В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:
Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений.
Картина,
как
считает
К.Д.Ушинский,
позволяет
учащимся
организовывать
наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по
картине
может
рассматриваться
как
сочинение
по
личным
наблюдениям
и
впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного.
Сочинение
по
картине
может
быть
поэтому,
с
одной
стороны,
сочинением-
описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по
поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).
Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде
всего, научить учащихся "читать" ее.
"Прочесть"
картину,
значит
понять
творческий
замысел
художника,
чутко
воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок,
света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.
В
связи
с
этим
большое
значение
имеет
отбор
картин.
Начинать
работу
целесообразно
с
жанровых
картин,
интересных
по
тематике,
близких
и
доступных детям, несложных в композиционных отношениях.
В
VI
классе
на
уроках
литературы
учащиеся
получают
представление
об
описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее
необходимым.
Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины
сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на
пейзаж.
Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее,
устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами
художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.
Система
вопросов,
которые
намечает
затем
преподаватель,
обеспечивает
последовательность
в
раскрытии
содержания
картины,
глубину
анализа,
внимание
к
главному,
основному,
помогающему
понять
замысел
художника.
Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость
направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех
или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной
картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов
и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.
В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:
I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.
1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса
и цели, поставленной преподавателем.
2. Изучение содержания картины.
3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины
и средствами реализации замысла художника.
4. Формулировка вопросов для беседы.
5. Составление плана урока.
II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2.
вступительное
слово
преподавателя
о
художнике
(его
творческом
пути
и
отдельных
произведениях)
или
беседа,
содержание
и
объем
которой
определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия
картины, наличием литературы по данному вопросу.
3. Молчаливое рассматривание картины.
4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
5.
Коллективное
или
самостоятельное
составление
плана
сочинения
в
зависимости от подготовленности класса.
6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его
другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой
анализ может быть сделан и преподавателем).
7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.