Напоминание

"Значение и внедрение инновационных форм культурного досуга"


Автор: Локтионова Эльвира Николаевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Норнильск
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение и внедрение инновационных форм культурного досуга"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Значение и внедрение

инновационных форм культурного досуга

в современных условиях»

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление»,

новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях

в 19 веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в

другую. В начале 20 века возникла новая область знания – инноватика – наука

о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности

технических нововведений в сфере материального производства.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального

изучения на Западе примерно с 50 – х годов 20 века и в самом конце 20 века в

России. Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение нового: новый –

впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно,

взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому

или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Следует отметить, что в толковании термина ничего не говорится о

прогрессивности и об эффективности нового.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение

нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, а также

организацию совместной деятельности педагога и обучающихся.

Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации»,

употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в

категориальный аппарат педагогики.

Инновация – нововведение в определенную деятельность, изменения в

содержании технологии работы, имеющие целью повышения их

эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в

формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под

инновационным процессом понимается комплексная деятельность:

По созданию (разработке) нового

По освоению новшеств

По использованию нового

По распространению новшеств

Новшества могут быть:

Специально спроектированными

Разработанными работниками учрежждений

1

Случайно открытыми в порядке индивидуальной творческой

инициативы

Динамика, результативность и другие особенности нововведения

зависят от инновационного потенциала организации или учреждения.

Инновационный потенциал работников в современных условиях – это

способность создавать, воспринимать, реализовывать нововведения на

практике и своевременно избавляться от устаревшего,

нецелесообразного в работе. Эта способность является

преимущественно следствием стремлений творческого коллектива,

положительного отношения к нововведениям.

Нововведения – это новые качественные состояния концертной

практики, формирующиеся при внедрении технических достижений,

при использовании передового опыта проведения концертных

мероприятий.

Нововведение при таком рассмотрение понимается как результат

инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие

трех основных этапов:

1)генерирование идеи

2)разработка идеи в прикладном аспекте

3)реализация нововведения в практике

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный

цикл. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в

нововведение и формирующая систему управления этим процессом ,

является инновационной деятельностью. Для традиционных систем

характерно стабильное функционирование, направленное на

поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся

систем характерен поисковый режим. В Российских развивающихся

досуговых системах инновационные процессы реализуются в

следующих направлениях:

Формирование нового содержания работы

Разработка и внедрение новых технологий

Создание новых форм осуществления культурно – досуговой

деятельности.

Кроме этого, творческий коллектив ряда концертных организаций

занимается внедрением в практику инноваций уже ставших историей.

Так формы мероприятий, проводимых, с детьми по-прежнему

остаются:

Различные игровые программы с элементами театрализации

Театрализованные и познавательные конкурсные программы

2

Концерты в виде игры – путешествия

Конкурсы, викторины

Для молодежи проводятся мероприятия:

Тематические концерты

Информационно – познавательные программы

Вечера современной музыки

К инновационным формам работы сегодня можно отнести следующие

формы: акции, шоу, флэ- мобы, корпоративы, перформанс, хеппинг.

Тимбилдинг (корпоративная ролевая игра, направленная на сплочение

коллектива), батл – это вид конкурса либо поединок между группами или

отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы или

демонстрации.

Популярными становятся благотворительные акции, выезды с

концертными программами, целевые экспедиции – этнографические,

экологические, фольклорные и так далее. Очень актуальными стали

Детские недели, являющиеся комплексными формами работы. Так как

они привлекают внимание большой аудитории. С этим связано

появление детских недель – музыки, книги, театра и других.

Проблема исследования содержания и структуры досуга приобретает за

последние годы новые качественные очертания. Во многом это

диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта

область жизнедеятельности. В этой ситуации появляется возможность и

необходимость говорить об эксклюзивных культурно – досуговых

программах в сфере досуга.

Эксклюзивные культурно – досуговые программы – это всегда

инновации, так как в досуговой сфере культурная программа не может

долго оставаться таковой в связи с развитием этой сферы и

мгновенными ответными действиями конкурентов.

В решении проблем организации такой деятельности часто преобладает

коммерческий подход. Часть инноваций в данной сфере опирается на

американский и европейский опыт.

У организаторов культурно – досуговой деятельности по-прежнему

популярны методы художественного воздействия на личность, такие как

организация непосредственного восприятия произведений искусства,

методы иллюстрации, театрализации и метод игры.

Среди современных средств культурно – досуговой деятельности первое,

что необходимо назвать – это использование новейших компьютерных и

технических средств. Электронные цифровые технологии,

обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой

3

технологии практически всех традиционных видов информации: текста,

фото и видео изображения, цвета, звуков, анимации: текстовой,

художественной, специальной, научной, технической, справочной,

управлеченской и т.д.

На этой основе и возникают формы потребления услуг и способов их

оказания. Это экранная культура, электронные галереи и т. д. Возникают

и новые виды творчества – видео – арт, медиа – арт, медиа – дизайн,

Благодаря этому совершенно новые смыслы приобретает искусство и

художественное произведение.

Говоря обо всех этих потрясающих возможностях и перспективах, стоит,

однако отметить и некоторые сложности и проблемы. Это и проблемы

авторского права, интеллектуальной собственности, так как обеспечить

их в новых условиях гораздо труднее.

4



В раздел образования