Автор: Локтионова Эльвира Николаевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Норнильск
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение и внедрение инновационных форм культурного досуга"
Раздел: дополнительное образование
«Значение и внедрение
инновационных форм культурного досуга
в современных условиях»
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление»,
новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях
в 19 веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в
другую. В начале 20 века возникла новая область знания – инноватика – наука
о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности
технических нововведений в сфере материального производства.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального
изучения на Западе примерно с 50 – х годов 20 века и в самом конце 20 века в
России. Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение нового: новый –
впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно,
взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому
или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.
Следует отметить, что в толковании термина ничего не говорится о
прогрессивности и об эффективности нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, а также
организацию совместной деятельности педагога и обучающихся.
Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации»,
употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в
категориальный аппарат педагогики.
Инновация – нововведение в определенную деятельность, изменения в
содержании технологии работы, имеющие целью повышения их
эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в
формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под
инновационным процессом понимается комплексная деятельность:
По созданию (разработке) нового
По освоению новшеств
По использованию нового
По распространению новшеств
Новшества могут быть:
Специально спроектированными
Разработанными работниками учрежждений
1
Случайно открытыми в порядке индивидуальной творческой
инициативы
Динамика, результативность и другие особенности нововведения
зависят от инновационного потенциала организации или учреждения.
Инновационный потенциал работников в современных условиях – это
способность создавать, воспринимать, реализовывать нововведения на
практике и своевременно избавляться от устаревшего,
нецелесообразного в работе. Эта способность является
преимущественно следствием стремлений творческого коллектива,
положительного отношения к нововведениям.
Нововведения – это новые качественные состояния концертной
практики, формирующиеся при внедрении технических достижений,
при использовании передового опыта проведения концертных
мероприятий.
Нововведение при таком рассмотрение понимается как результат
инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие
трех основных этапов:
1)генерирование идеи
2)разработка идеи в прикладном аспекте
3)реализация нововведения в практике
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный
цикл. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в
нововведение и формирующая систему управления этим процессом ,
является инновационной деятельностью. Для традиционных систем
характерно стабильное функционирование, направленное на
поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся
систем характерен поисковый режим. В Российских развивающихся
досуговых системах инновационные процессы реализуются в
следующих направлениях:
Формирование нового содержания работы
Разработка и внедрение новых технологий
Создание новых форм осуществления культурно – досуговой
деятельности.
Кроме этого, творческий коллектив ряда концертных организаций
занимается внедрением в практику инноваций уже ставших историей.
Так формы мероприятий, проводимых, с детьми по-прежнему
остаются:
Различные игровые программы с элементами театрализации
Театрализованные и познавательные конкурсные программы
2
Концерты в виде игры – путешествия
Конкурсы, викторины
Для молодежи проводятся мероприятия:
Тематические концерты
Информационно – познавательные программы
Вечера современной музыки
К инновационным формам работы сегодня можно отнести следующие
формы: акции, шоу, флэ- мобы, корпоративы, перформанс, хеппинг.
Тимбилдинг (корпоративная ролевая игра, направленная на сплочение
коллектива), батл – это вид конкурса либо поединок между группами или
отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы или
демонстрации.
Популярными становятся благотворительные акции, выезды с
концертными программами, целевые экспедиции – этнографические,
экологические, фольклорные и так далее. Очень актуальными стали
Детские недели, являющиеся комплексными формами работы. Так как
они привлекают внимание большой аудитории. С этим связано
появление детских недель – музыки, книги, театра и других.
Проблема исследования содержания и структуры досуга приобретает за
последние годы новые качественные очертания. Во многом это
диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта
область жизнедеятельности. В этой ситуации появляется возможность и
необходимость говорить об эксклюзивных культурно – досуговых
программах в сфере досуга.
Эксклюзивные культурно – досуговые программы – это всегда
инновации, так как в досуговой сфере культурная программа не может
долго оставаться таковой в связи с развитием этой сферы и
мгновенными ответными действиями конкурентов.
В решении проблем организации такой деятельности часто преобладает
коммерческий подход. Часть инноваций в данной сфере опирается на
американский и европейский опыт.
У организаторов культурно – досуговой деятельности по-прежнему
популярны методы художественного воздействия на личность, такие как
организация непосредственного восприятия произведений искусства,
методы иллюстрации, театрализации и метод игры.
Среди современных средств культурно – досуговой деятельности первое,
что необходимо назвать – это использование новейших компьютерных и
технических средств. Электронные цифровые технологии,
обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой
3
технологии практически всех традиционных видов информации: текста,
фото и видео изображения, цвета, звуков, анимации: текстовой,
художественной, специальной, научной, технической, справочной,
управлеченской и т.д.
На этой основе и возникают формы потребления услуг и способов их
оказания. Это экранная культура, электронные галереи и т. д. Возникают
и новые виды творчества – видео – арт, медиа – арт, медиа – дизайн,
Благодаря этому совершенно новые смыслы приобретает искусство и
художественное произведение.
Говоря обо всех этих потрясающих возможностях и перспективах, стоит,
однако отметить и некоторые сложности и проблемы. Это и проблемы
авторского права, интеллектуальной собственности, так как обеспечить
их в новых условиях гораздо труднее.
4