Напоминание

Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков, склонных к компьютерной аддикции


Авторы: Касимова Зульфира Шафиковна, Абдуллина Гульнара Мударисовна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент и магистрант
Учебное заведение: Стерлитамакского филиала
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков, склонных к компьютерной аддикции
Раздел: высшее образование





Назад




Касимова З.Ш., кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры психолого-педагогического образования,

Абдуллина Г.М. студент магистратуры

факультета педагогики и психологии

Стерлитамакский филиал

«Башкирский государственный университет»

г. Стерлитамак

КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ

Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного

человека

имеет

как

позитивные,

так

и

негативные

последствия.

Отрицательными

последствиями

длительного

и с п ользо ва н и я

информационных технологий являются сужение круга интересов, уход от

реальности в виртуальный мир и развитие зависимости.

Необходимость

изучения

компьютерной

игровой

зависимости

и

эмоциональных реакций в подростковом возрасте, обусловлена тем, что этот

период

является

своеобразным

переломным

моментом

в

развитии

эмоционально-волевой

сферы

и

увлечение

компьютером

может

способствовать как дальнейшему прогрессу в становлении личности, так и

формированию

пассивной

зависимости

от

компьютера,

тормозящей

ее

развитие,

сказывающейся

на

эмоциональных

реакциях

подростков.

Существенной

особенностью

развития

эмоционально-волевой

сферы

является то, что подростки отличаются большой вспыльчивостью. С этим

связано

неумение

сдерживать

себя,

слабость

самоконтроля,

резкость

в

поведении. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство

противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до

конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т. п. В то же время

подросток уже может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность

вызывает сильные положительные чувства.

Основной

группой

риска

склонных

к

компьютерной

аддикции

являются подростки, так как данный возраст является сензитивным для

воздействий

различных

сильных

стимулов,

у

подростков

повышается

уровень тревожности, изменяется содержание и экспрессивная сторона

эмоций,

присутствует

максимализм

и

желание

выхода

из-под

влияния

родителей.

Необходимость проведения специальной работы с подростками с

целью коррекции зависимого от компьютерных игр поведения обусловлена

тем,

что

формирование

зависимости

препятствует

развитию

личности,

способной

к

эффективному

межличностному

взаимодействию,

к

продуктивной

творческой

деятельности,

развитию

потенциальных

способностей

подростка,

которые

обусловят

успешную

социализацию,

получение желаемой специальности.

Компьютерная

аддикция

является

причиной

фрустрации,

невозможности реализации высших потребностей, нарушений восприятия

и понимания собственных эмоциональных состояний, и эмоциональных

проявлений других людей, агрессивного поведения. Коррекция зависимого

от компьютерных игр поведения включает в себя формирование навыков

эффективного решения проблемных ситуаций в реальной жизни, развитие

навыков

саморегуляции,

способностей

к

творческой

деятельности,

формирование

способов

эффективного

использования

виртуального

пространства

и

технологий,

формирование

новых

увлечений

в

других

сферах, развитие навыков кооперации во взаимодействии со сверстниками,

умения уважать позицию собеседника, выражать свое мнение, развитие

эмпатии.

У ч и т ы ва я

о п р ед е л е н н ы е

т руд н о с т и

в

о с у щ е с т в л е н и и

межличностных

взаимоотношений

и

социальной

адаптации

у

лиц

с

компьютерной

зависимостью,

в

коррекции

лучше

всего

использовать

именно групповые виды.

Цель

программы:

корректировать

эмоционально-волевую

сферу

подростков, зависимых от компьютерных игр.

Задачи программы:

1. Сформировать представления детей о компьютерной аддикции, ее

особенностях,

об

эффективных

способах

работы

с

информационным

пространством и технологиями;

2.

Формировать

эффективные

способы

разрешения

конфликтов

в

реальной жизни;

3.

Развивать

навыки

взаимодействия

с

окружающими

в

среде

сверстников;

4. Обучить приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

5. Развивать способы внутреннего самоконтроля.

На

основе

изучения

литературных

источников,

коррекционных

программ по зависимости от компьютерных игр (Т.Ю. Больбот, Н. Сирота,

Л.Н.

Юрьева,

В.

Ялтонский),

а

также

с

учетом

психологических

особенностей

подростков

была

составлена

программа

коррекционных

мероприятий зависимого от компьютерных игр поведения «Я и мир».

Темы занятий тренинга отражают личные проблемы детей данного

возраста. На занятиях обучающиеся получают знания о том, как лучше

строить

общение,

упражняются

в

применении

приемлемых

способов

поведения. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций,

групповым

дискуссиям,

ролевому

проигрыванию.

Творческому

самовыражению, самопроверке, рефлексии. Занятия по форме являются

тренинговыми,

где

через

специальные

упражнения

и

ролевые

игры

корректируется

зависимое

от

компьютерных

игр

поведение,

и

формируются или развиваются полезные навыки. На занятиях

ребята

получают конкретные знания, осознают и решают свои личные проблемы,

а

также

вырабатывают

адекватную

самооценку

и

корректируют

свое

поведение.

По сле

проведения

коррекции эмоционально-волевой

сферы

подростков,

склонных

к

компьютерной

аддикции

были

получены

следующие результаты.

По методике для определения интернет-зависимости Кимберли Янга

были

получены

результаты,

показывающие,

что

большая

часть

обследуемых подростков (94 %), являются обычными пользователями, есть

проблемы увлечения интернетом у 6 %, интернет-зависимых выявлено не

было.

При проведении методики «Торонтская шкала алекситимии», были

получены

результаты,

показывающие,

что

96

%

подростков

обладают

«Неаликситимическим»

типом

личности.

«Алекситимический»

тип

личности выявлен у 4 % подростков.

При проведении методики В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»,

были получены следующие результаты: высокий уровень эмпатии у 65 %

испытуемых, средний - у 35 %, заниженный и очень низкий выявлен не

был.

При проведении теста «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова, были

получены результаты, показывающие, что большая сила воли выявлена у

70 % подростков, средняя - у 30 %, слабая сила воли выявлена не была.

Проведенное исследование показывает, что была выбрана проблема,

которая действительно актуальна в подростковом возрасте. Тем не менее, у

детей подросткового возраста интернет-зависимость на начальном этапе не

является

устойчивой

и

относительно

обратима

при

проведении

соответствующих психолого-педагогических мероприятий.



В раздел образования