Авторы: Касимова Зульфира Шафиковна, Абдуллина Гульнара Мударисовна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент и магистрант
Учебное заведение: Стерлитамакского филиала
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков, склонных к компьютерной аддикции
Раздел: высшее образование
Касимова З.Ш., кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры психолого-педагогического образования,
Абдуллина Г.М. студент магистратуры
факультета педагогики и психологии
Стерлитамакский филиал
«Башкирский государственный университет»
г. Стерлитамак
КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ
Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного
человека
имеет
как
позитивные,
так
и
негативные
последствия.
Отрицательными
последствиями
длительного
и с п ользо ва н и я
информационных технологий являются сужение круга интересов, уход от
реальности в виртуальный мир и развитие зависимости.
Необходимость
изучения
компьютерной
игровой
зависимости
и
эмоциональных реакций в подростковом возрасте, обусловлена тем, что этот
период
является
своеобразным
переломным
моментом
в
развитии
эмоционально-волевой
сферы
и
увлечение
компьютером
может
способствовать как дальнейшему прогрессу в становлении личности, так и
формированию
пассивной
зависимости
от
компьютера,
тормозящей
ее
развитие,
сказывающейся
на
эмоциональных
реакциях
подростков.
Существенной
особенностью
развития
эмоционально-волевой
сферы
является то, что подростки отличаются большой вспыльчивостью. С этим
связано
неумение
сдерживать
себя,
слабость
самоконтроля,
резкость
в
поведении. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство
противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до
конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т. п. В то же время
подросток уже может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность
вызывает сильные положительные чувства.
Основной
группой
риска
склонных
к
компьютерной
аддикции
являются подростки, так как данный возраст является сензитивным для
воздействий
различных
сильных
стимулов,
у
подростков
повышается
уровень тревожности, изменяется содержание и экспрессивная сторона
эмоций,
присутствует
максимализм
и
желание
выхода
из-под
влияния
родителей.
Необходимость проведения специальной работы с подростками с
целью коррекции зависимого от компьютерных игр поведения обусловлена
тем,
что
формирование
зависимости
препятствует
развитию
личности,
способной
к
эффективному
межличностному
взаимодействию,
к
продуктивной
творческой
деятельности,
развитию
потенциальных
способностей
подростка,
которые
обусловят
успешную
социализацию,
получение желаемой специальности.
Компьютерная
аддикция
является
причиной
фрустрации,
невозможности реализации высших потребностей, нарушений восприятия
и понимания собственных эмоциональных состояний, и эмоциональных
проявлений других людей, агрессивного поведения. Коррекция зависимого
от компьютерных игр поведения включает в себя формирование навыков
эффективного решения проблемных ситуаций в реальной жизни, развитие
навыков
саморегуляции,
способностей
к
творческой
деятельности,
формирование
способов
эффективного
использования
виртуального
пространства
и
технологий,
формирование
новых
увлечений
в
других
сферах, развитие навыков кооперации во взаимодействии со сверстниками,
умения уважать позицию собеседника, выражать свое мнение, развитие
эмпатии.
У ч и т ы ва я
о п р ед е л е н н ы е
т руд н о с т и
в
о с у щ е с т в л е н и и
межличностных
взаимоотношений
и
социальной
адаптации
у
лиц
с
компьютерной
зависимостью,
в
коррекции
лучше
всего
использовать
именно групповые виды.
Цель
программы:
корректировать
эмоционально-волевую
сферу
подростков, зависимых от компьютерных игр.
Задачи программы:
1. Сформировать представления детей о компьютерной аддикции, ее
особенностях,
об
эффективных
способах
работы
с
информационным
пространством и технологиями;
2.
Формировать
эффективные
способы
разрешения
конфликтов
в
реальной жизни;
3.
Развивать
навыки
взаимодействия
с
окружающими
в
среде
сверстников;
4. Обучить приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
5. Развивать способы внутреннего самоконтроля.
На
основе
изучения
литературных
источников,
коррекционных
программ по зависимости от компьютерных игр (Т.Ю. Больбот, Н. Сирота,
Л.Н.
Юрьева,
В.
Ялтонский),
а
также
с
учетом
психологических
особенностей
подростков
была
составлена
программа
коррекционных
мероприятий зависимого от компьютерных игр поведения «Я и мир».
Темы занятий тренинга отражают личные проблемы детей данного
возраста. На занятиях обучающиеся получают знания о том, как лучше
строить
общение,
упражняются
в
применении
приемлемых
способов
поведения. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций,
групповым
дискуссиям,
ролевому
проигрыванию.
Творческому
самовыражению, самопроверке, рефлексии. Занятия по форме являются
тренинговыми,
где
через
специальные
упражнения
и
ролевые
игры
корректируется
зависимое
от
компьютерных
игр
поведение,
и
формируются или развиваются полезные навыки. На занятиях
ребята
получают конкретные знания, осознают и решают свои личные проблемы,
а
также
вырабатывают
адекватную
самооценку
и
корректируют
свое
поведение.
По сле
проведения
коррекции эмоционально-волевой
сферы
подростков,
склонных
к
компьютерной
аддикции
были
получены
следующие результаты.
По методике для определения интернет-зависимости Кимберли Янга
были
получены
результаты,
показывающие,
что
большая
часть
обследуемых подростков (94 %), являются обычными пользователями, есть
проблемы увлечения интернетом у 6 %, интернет-зависимых выявлено не
было.
При проведении методики «Торонтская шкала алекситимии», были
получены
результаты,
показывающие,
что
96
%
подростков
обладают
«Неаликситимическим»
типом
личности.
«Алекситимический»
тип
личности выявлен у 4 % подростков.
При проведении методики В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»,
были получены следующие результаты: высокий уровень эмпатии у 65 %
испытуемых, средний - у 35 %, заниженный и очень низкий выявлен не
был.
При проведении теста «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова, были
получены результаты, показывающие, что большая сила воли выявлена у
70 % подростков, средняя - у 30 %, слабая сила воли выявлена не была.
Проведенное исследование показывает, что была выбрана проблема,
которая действительно актуальна в подростковом возрасте. Тем не менее, у
детей подросткового возраста интернет-зависимость на начальном этапе не
является
устойчивой
и
относительно
обратима
при
проведении
соответствующих психолого-педагогических мероприятий.