Автор: Сорокина Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель,концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ № 3
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Влияние классической музыки на развитие памяти,творческих способностей и образного мышления детей
Раздел: дополнительное образование
"Как и всякое другое искусство, музыка оперирует художественными
образами, что роднит её с другими видами искусства и создаёт базу
для осуществления связей с ними. В XXI веке, когда мышление
человека активно технологизируется, развитие образной сферы
приобретает всё большее значение. Социальное значение
музыкального искусства, которое Л.Н. Толстой называл "стенографией
чувств", огромно. Сегодня образное мышление и образное восприятие
мира необходимы людям всех специальностей и профессий.
Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить свой жизненный
опыт, пережить те эмоции и чувства, которые он, может быть и не
ощущал в жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к
себе, к другим людям и к миру в целом.
В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным
социологических исследований, она находится на одном из первых
мест в сфере предпочтения молодежи. Однако проблема состоит в
том, о какой музыке идёт речь.
Сейчас вокруг нас звучит много разной музыки, музыки "серьезной" и
"легкой", музыки разных стилей и жанров. Исполнителей этой музыки
так же очень много. И среди этого многообразия музыка классическая
и народная, с их огромным духовным потенциалом, остаётся
маловосстребованной.А ведь именно эта музыка помогает вырастить
более сложную и духовно богатую личность.
Музыка, одно из древнейших видов искусств, имеет огромное
влияние на развитие человека, на формирование его
эмоциональности, духовного развития, речи и даже интеллекта.
Когда стоит начинать слушать музыку ребенку?
Чем раньше ребенок будет слышать музыку, тем лучше для него. Так
как доказано, что, уже находясь в утробе матери, будущий человечек
прекрасно слышит звуки большого мира. Классическая мелодичная
музыка (даже если ребенок ею не занимается, а лишь является
слушателем), способна влиять на многие важные моменты в развитии
малыша.
• Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки,
способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более
тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны.
• Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет
на умение ребенка писать и говорить, учит выражать свои мысли,
причем не только речью, но и другими средствами – например,
танцем, рисунком, на письме.
• Приученный к музыкальным композициям ребенок обладает лучшим
абстрактным мышлением, ведь его ухо «приучено» улавливать
музыкальные интервалы, паузы, долготу и высоту звуков.
• Ученые выяснили, что классическая музыка прекрасно влияет на
математические способности ребенка, а также на развитие его логики.
Вспомните знаменитых математиков и физиков, шахматистов и даже
Шерлока Холмса – многие из них любили музыку и даже сами
являлись музыкантами – музыкальные занятия помогали им мыслить,
приводили их мысли и рассуждения в порядок.
• Зачастую дети, с раннего возраста приученные слушать музыку,
проявляют интерес к другим видам искусства, например, живописи,
танцам, литературе, так как музыка развивает творческие навыки
человека, усиливает их.
Даже если ребенок, занимающийся музыкой, не станет
профессиональным музыкантом, это лишь положительно повлияет и
на его интеллект, и на его воображение.
Музыка-это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в
прошлое или будущее при желании. Музыка- это искусство, а любое
искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет
разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою
самооценку,
Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство
обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие, конечно,
оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем
университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром -
чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером-
успокоиться и настроиться на отдых.
Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка
оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека.
Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты
звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда
вытекает, что музыка- это древняя и естественная форма коррекции
эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое
напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Среди положительных эффектов от прослушивания музыки ребенком
можно выделить следующее:
• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем
происходит это, скорее, на подсознательном уровне.
• Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное
состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки
лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные
мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.
• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится
ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно
включается воображение.
• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно,
но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение
ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка
развивает пространственное восприятие.
Польза классической музыки для детей всех возрастов доказана
научно. Регулярное прослушивание Моцарта, Баха, Шопена и других
«золотых» композиторов заметно развивает творческие, умственные и
коммуникативные способности ребенка. Существует даже так
называемый «Эффект Моцарта», выведенный французским
оториноларингологом А. Томатисом. Сводится он к тому, что дети,
слушающие произведения В. А. Моцарта, демонстрируют более
динамичное развитие мышления, чем их сверстники, не слушающие
музыку этого композитора. Доктор объясняет такое явление особым
тональным звуковым рядом, характерным для произведений
Вольфганга Амадея.
Исследованиями, связанными с музыкой, занимались болгарский
психолог Георгий Лозанов и его коллега доктор Алеко Новаков. Они
пытались определить, в какой степени музыка влияет на процесс
обучения.К этому времени американские ученые Линн Купер и Милтон
Эриксон уже обнаружили, что у людей, слушающих звуки метронома в
ритме 60 ударов в минуту, наступает «альфа-состояние» — идеальное
для обучения и запоминания.Не зная об этом факте, Лозанов и
Новаков совершенно независимо сделали аналогичное открытие, но
используя медленную музыку барокко.Эта медленная музыка,
насыщенная высокими частотами, действительно оказывает
оживляющее воздействие на память и разум, ускоряет обучение,
снимает усталость и гармонизирует тело.Кроме этого есть ещё одно
небольшое преимущество использования медленной музыки эпохи
барокко: медленный темп такой музыки придаёт человеку ощущение
«расширения времени». Ритмы работы разума и тела замедляются, и
в этом состоянии люди чувствуют себя так, как будто время
растягивается. Выбитые из колеи привычного течения времени они
резко ускоряют творческий и мыслительный процессы. Освобождение
человека от ограничений, налагаемых чувством времени, по которому
он привык жить, существенным образом повышает его творческий и
производственный потенциал в любом возрасте.Эта музыка даёт
ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создаёт духовную
стимулирующую среду, которая идеально подходит для учёбы или
творчества.Левое и правое полушария мозга начинают работать в
унисон; такая синхронизация действий полушарий делает
деятельность мозга целенаправленной и сверхпродуктивной;
синхронизируется и гармонизируется работа тела и мозга, тело
расслабляется и функционирует более эффективно, с наименьшими
потерями энергии, что позволяет передать больше энергии мозгу; это
настоящий транквилизатор.
Таким образом,подводя итог всему сказанному,отметим,что
классическая музыка содействует более активному умственному и
творческому развитию детей.Поэтому важно приобщать детей к
шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, прививать
потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор,
воспитывать способность наслаждаться красотой музыки,
эмоционально, эстетически откликаться на выраженные в ней эмоции,
чувства, мысли .