Автор: Гнедая Людмила Николаевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 имени С.И. Подгайнова
Населённый пункт: г.Калининск Саратовская область"
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пример практического использования здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников"
Раздел: начальное образование
МБОУ «СОШ №2 имени С.И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
Выступление на тему:
«Пример практического использования
здоровьесберегающих технологий
в обучении младших школьников».
Подготовила:
воспитатель ГПД
Гнедая Л.Н.
февраль 2017г.
Понятие « здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления
деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и
укреплению здоровья обучающихся. На протяжении последних десятилетий состояние
здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу. Основная цель, которую
преследует современное воспитание – воспитать не только социально – активную,
творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и
психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.
В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в
первой половине дня дети в основном сидят за партами, у них устают глаза, пальцы,
мышцы спины.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к
улучшению психо – эмоционального состояния детей. Главное в проведении
оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей,
грамотность использования.
Важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья детей в ГПД является
соблюдение режима дня.
Режим дня в ГПД имеет следующую структуру:
- прием детей в группу;
- посещение столовой4
- прогулка на свежем воздухе;
- проведение самоподготовки;
- проведение клубных часов, открытых мероприятий;
- посещение внеобразовательных учреждений.
Прием детей в группу продленного дня начинается с того, что дети заходят в класс ,
каждый занимает свое рабочее место. Затем идет проверка количества детей по списку.
Особое внимание обращается на санитарно – гигиеническое состояние кабинета.
Назначаю дежурных в соответствии с составленным графиком, которые наводят
порядок в кабинете. Объясняю, что чистота- это залог здоровья. Обязательно
проветриваем кабинет. Это мы делаем, когда собираемся в столовую.
Очень важно контролировать психологическое состояние каждого ребенка в ГПД, чтобы
понять с каким настроением пришел каждый ребенок после учебного дня. С этой целью
практикую в своей работе методику Люшера «Какое у тебя настроение». Исходя из
результатов методики планирую работу с каждым ребенком. Провожу индивидуальные
беседы с детьми , у ко
торых повышенный уровень эмоционального напряжения, тревога, беспокойное
настроение. Большой вклад в постановку состояния здоровья обучающихся играет
полноценное питание. Мы каждый день посещаем столовую, где каждый ребенок
получает горячее питание. Перед посещением столовой провожу беседы: «Как правильно
вести себя за столом», «Полезные продукты питания», «Хлеб – наше богатство». С
воспитанниками группы продленного дня мы разработали правила поведения в
столовой.
Отдельное внимание отвожу гигиене - все дети перед едой моют руки, а затем сушат.
Обязательной составляющей режима в ГПД является активно – двигательная и
физкультурно – оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем
воздухе. Прогулка в режиме
полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к
продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия
утомления. На прогулке стараюсь использовать подвижные игры. Поэтому , учитывая
индивидуальные особенности детей, заранее в группе разучиваем с детьми правила
игры, и только затем организовываем игры на улице. Подвижные игры подбираю с
учетом закономерностей, возрастного развития детей. Особой популярностью среди
детей пользуются следующие игры: «Третий лишний», «Тише едешь – дальше будешь»,
«Светофор», « Море волнуется».
Длительный период времени занимает в режиме дня самоподготовка, в ходе которой
двигательная активность детей ограничена. Особое внимание уделяю проведению на
самоподготовке двигательных минуток и занятий , которые позволяют детям размять свое
тело, передохнуть, расслабиться, пообщаться между собой.
В состав упражнений для физминуток включаю:
-упражнения для глаз;
-упражнения для снятия усталости рук и ног;
- упражнения по формированию правильной осанки.
Один раз в неделю на клубных часах провожу с ребятами занятие «Уроки здоровья».
Данные занятия включают:
1)игры на развитие внимания, памяти, мышления: например «Корректор», «Летает не
летает»,
«Ухо- нос», «Запрещенная буква».
Данные игры помогают детям заострить внимание на каком- либо предмете, развивать
умственную деятельность, что является важным условием для сохранения здоровья
детей.
2) беседы, дискуссии с использованием здоровьесберегающих технологий «Я здоровье
берегу» ,
«Поговорим о витаминах», «Доктор Айболит», «История зеленой аптеки».
3)конкурсы;
4) спортивные состязания.
В январе месяце было проведено спортивное состязание «Зимняя Спортландия»
совместно с ребятами из другой группы. Состязание проходило между двумя командами,
которые показали свои знания в отгадывании загадок о видах спорта, выносливость в
конкурсах по бегу на лыжах, санках, меткость по бросанию снежков.
Для детей организована работа кружков в учреждения дополнительного образования.
Занятия в кружках повышают интеллектуальный уровень, разивают индивидуальные
способности, укрепляют физическое состояние учащихся, формируют потребность вести
здоровый образ жизни.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и физически
развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремиться к
движению.
Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени
зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка
взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению
доступных по возрасту движений. Комплексное использование оздоровительных
мероприятий в группе продленного дня позволяет снижать утомляемость, повышать
эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует
сохранению и укреплению здоровья обучающихся.