Напоминание

Родительское собрание "Что такое ВПР?"


Автор: Фурсова Лариса Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: х.Красный Кут
Наименование материала: статья
Тема: Родительское собрание "Что такое ВПР?"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание «Родителям про ВПР»

Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к

ВПР; разви-

тие педагогической культуры родителей; принятие совместных мер по эффективной

подготовке учащихся к ВПР.

Задачи:

создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу;

изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к ВПР;

познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке

выпускников;

провести анализ состояния дел в классе по подготовке к ВПР.

Форма проведения: собрание с элементами тренинга.

Участники: родители учащихся, классный руководитель.

Ход собрания.

1.Вступительное слово учителя.

Дорогие родители! В этом году, в апреле, ваши дети впервые напишут ВПР. То

есть в самом конце обучения в начальной школе. А потом и в 5-м классе будут писать,

и в 6-м и в 7-м и так далее до конца школьного обучения.

Проводится ВПР по разным предметам. Отдельная работа по каждому из пред-

метов, а не все сразу. Проведение этой работы позволяет оценить уровень знаний уче-

ников по предмету. А также оценить работу учителя и общий уровень подготовки де-

тей, который может предложить школа. И сравнить этот уровень с другими школами.

Почему именно четвертый класс? Полученные результаты проверочных работ на

местном и региональном уровне позволят определить готовность детей к учебе в сред-

нем звене, соответствие их знаний требованиям ФГОС, уровень той или иной школы в

рейтинге.

Итак, по окончании начальной школы каждый ученик должен написать ВПР по

3-м предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Единые задания для ВПР с учетом ФГОС составляет ФИПИ – Федеральный

институт педагогических измерений.

ВПР не являются государственной итоговой ат-

тестацией. Они проводятся школами самостоятельно, с использованием единых вари-

антов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном

уровне, которые должны дать возможность оценить учебные результаты обучающихся

по единым критериям. Проверочная работа предусматривает работу с текстом и ответы

на вопросы, требующие самостоятельного ответа, ориентирована на практическое при-

менение школьных знаний в реальных ситуациях.

2.Особенности проведения ВПР.

ВПР можно считать тренировкой ЕГЭ, многократно повторяющуюся репетицию

перед главным школьным экзаменом, который проводится в 11 классе.

И это неплохо. Ведь явно, на ЕГЭ ребенок будет чувствовать себя более-менее

спокойно, если он уже много раз выполнял подобные работы.

1

Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед на-

чалом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано

в черновиках, при оценивании работы не учитывается.

Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указыва-

ется четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специ-

ально отведенном месте на бланке с заданиями. Для чего нужны эти коды? Не проще

ли было подписывать работы по-человечески? Может, и проще. Но в этом есть смысл.

Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не

быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любим-

чики и не любимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные отве-

ты, а не конкретного ученика, который работу выполнял.

Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа по-

лучает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и

второй. Так что, списать не получится.

Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе

он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:

что они сейчас будут писать проверочную работу;

говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания;

можно в любом порядке, главное решить как можно больше;

показывают листки с заданиями с двух сторон;

предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в отве-

те, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.

Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно

желают удачи, и они начинают работать.

Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тет-

радками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть

уже у школьника в голове.

Школам назначены не конкретные даты проведения работ, а достаточно широкий

временной интервал. Например, в четвертом классе контрольная по русскому языку

может пройти с 30 марта по 10 апреля, по математике и окружающему миру – с 13 по

17 апреля. То есть школы смогут сами формировать расписание ВПР - именно так, как

им удобно.

На проведение ВПР отводится 45 минут.

3. Образцы ВПР по предметам.

Итак, в 4 классе проводятся Всероссийские проверочные работы по трем пред-

метам.

Предлагаю немножко заглянуть в эти работы и чуть-чуть выяснить, что же там

будут предлагать ребятам?

ВПР по русскому языку

Работа по русскому языку проводится в два этапа. За два дня. На каждую часть

отводится 45 минут.

В первой части ВПР по русскому ребятам предлагают написать диктант и выпол-

нить два задания, которые с этим диктантом связаны.

2

И к этому диктанту предлагаются вопросы:

1.

Нужно найти в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выписать это

предложение и сказуемые подчеркнуть.

2.

Выписать из текста 6-е предложение. А затем подчеркнуть в нем главные члены.

И над каждым словом написать, какой частью речи оно является.

Трудности: читать текст будет педагог, не работающий в данном классе. Для

того чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется заранее попробовать

писать текст под аудиозапись или под диктовку других учителей.

На этом 1 часть заканчивается.

Во второй части нет никаких диктантов, изложений, сочинений. А есть 13 вопро-

сов, на которые необходимо ответить. Есть вопросы общего характера, по темам, кото-

рые изучаются в курсе начальной школы.

Вторая часть – 13 вопросов и непосредственно работа с текстом.

Большинство вопросов связано с работой с текстом. Ребятам предлагают прочи-

тать текст и потом по этому тексту задают разные вопросы. Например:

1.

Поставить ударение в словах;

2.

Найти слово, в котором все согласные звуки глухие;

3.

Записать основную мысль текста;

4.

Составить и записать план текста из трёх пунктов;

5.

Записать вопрос по содержанию текста.

6.

Объяснить значение указанного слова в тексте;

7.

Записать синоним (близкое по значению слово) указанному;

8.

Найти слово, соответствующее данной схеме;

9.

Выписать все имена существительные из указанного предложения,

затем у одного из них (на выбор) указать его род, склонение, число, падеж;

10.

Выписать все имена прилагательные из указанного предложения, у

одного из них (на выбор) указать его число, род (если есть), падеж;

11.

Выписать все глаголы из указанного предложения;

12.

Записать, в какой жизненной ситуации уместно употребление устой-

чивого выражения. Например, острый язык – дарованье, длинный язык – наказа-

нье.

Также имеются задания творческой направленности с представленным текстом

не связанные. Например, нужно записать свой отказ от приглашения на День Рождения

одноклассника.

Трудности: К работе с текстом учителя готовят учеников все 4 года, но выделить

основную мысль и составить план - одни из трудных заданий. На них при подготовке к

ВПР нужно обратить особое внимание.

3

Последнее задание способны выполнить не многие. Учащиеся начинают просто

пояснять пословицу (устойчивое выражение), а требуется именно применить его к

жизненной ситуации, а это уже сложность. Дети, не носители русского языка, вообще

отказываются его выполнять.

Результаты ВПР по русскому языку: Максимально можно набрать 38 баллов,

при чем 24 балла за работу с текстом – вторую часть, остальные 14 - за первую часть.

Итак, меньше 13 баллов – это «2», 14-23 балла – «3», 24-32 балла – «4», 33-38 балла –

«5».

ВПР по математике

Математическая работа проводится в один заход. На все отводится 45 минут. Что

предлагают детям? А предлагают им выполнить 11-13 заданий. То есть, примерно 4

минуты на каждый вопрос. А вопросы могут быть разными: и попроще, и посложнее.

Математика пишется третьей по счету, первые две даты отданы для русского

языка.

Проверочная работа включает в себя 11 заданий:

1) - 2) Найти значение выражения;

3) Решить задачу из повседневной жизни;

Пример задачи по математике на ВПР в 4 классе в 2019 году (демоверсия)

4 )

О п р е д е л и т ь

п о

д а н н о м у

к а л е н д а р ю

д е н ь

н е д е л и ;

5) Найти площадь многоугольника. Выполнить дополнительное построение. Напри-

мер, провести прямую, разделив прямоугольник на квадрат и прямоугольник.

6) Работа с данной таблицей и ответы на вопросы, например:

4

7 )

Н а й т и

з н а ч е н и е

в ы р а ж е н и я

с

м н о г о з н а ч н ы м и

ч и с л а м и ;

8)

Решить

повседневную

задачу

в

3-4

действия;

9) Решить задачу на основе рассуждения;

10) Прочитать, что написано в отраженном зеркале (пространственное воображе-

ние);

11) Решить логическую задачу.

В некоторых заданиях ответ предполагает запись только ответа, в других - реше-

ние и ответ, в-третьих - чертеж.

Так как это математика, то естественно, придется решать примеры и разные зада-

чи. Придется чертить разные геометрические фигуры, определять их площади и пери-

метры тоже. Имеются задания на логическое и пространственное мышление.

На бланках имеются места для ответов. А также в некоторых задачах необходимо

указать не только ответ, но и показать решение, для записи которого отведено специ-

альное поле.

Результаты ВПР по математике: Максимальное количество баллов, которое

может получить ученик - 18. Баллы переводятся в отметку: 0 - 5 баллов – «2»; 6 - 9

баллов – «3»; 10 - 12 баллов – «4»; 13 - 18 баллов – «5». Обучающимся, набравшим 16–

18 баллов, по решению образовательного учреждения может быть выставлено две от-

метки «5» и рекомендуется развивать математические способности.

ВПР по окружающему миру

Нужно сказать, что это самая интересная и самая трудная работа из всех, кото-

рые предлагают ученикам 4-х классов. Без заданий географической направленности

работа также не обходится. Как и без заданий, касающихся животного мира, личной

безопасности, строения тела человека.

1) Узнать объект и вещество, из которого он сделан, подписать название материа-

ла.

2) Определить по таблице погоду, используемую на информационных ресурсах в

сети Интернет и ответить на вопросы, например,

5

3) Определить по карте, где обитают данные животные или растения;

4) Составить правила сохранения здоровья из приведённых фраз;

5) Распознать и подписать части тела и органы по рисунку;

6) Описать предложенный эксперимент;

7) Сформулировать правило поведения на основе знаково-символических изоб-

ражений

8) Назвать профессию по предложенным фото и описать по вопросам;

9) Проверяется умение ориентироваться в календаре и развернуто отвечать на во-

прос о важности праздника для страны;

10) Проверяются знания по краеведению (город, регион, страна).

Некоторые задания предполагают выбор ответа из предложенных, другие – крат-

кий ответ, третьи – развернутый.

Задание 6 считается одним из сложных, так как эксперименты в школе практиче-

ски не проводятся, только лишь рассматриваются по учебнику. Дети самостоятельно

не наблюдают и не описывают, следовательно, сделать вывод по полученным результа-

там проблематично.

Последнее задание – это краеведение, здесь необходимо специально отводить

уроки и готовить учащихся. Немногие могут назвать достопримечательности своего

года живя в нем, природную зону в которой он расположен или близлежащие города,

описать известного человека региона и чего он добился. Придется постараться.

6

Имеются вопросы-размышления. Вот, например, такой: «Как ты думаешь, поче-

му важно уважительно относиться к традициям разных народов?» Нужно написать не

менее пяти предложений.

Результаты ВПР по окружающему миру: Максимальное количество баллов,

которое может получить ученик, равняется 32. Баллы переводят в оценки: 0 - 7 баллов

– «2»; 8 - 17 баллов – «3»; 18 - 26 баллов – «4»; 27 до 32 баллов – «5».

4.Приемы саморегуляции.

1. «Успокаивающее дыхание».

В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав ды-

хание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре

раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три

раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения

этих процедур обязательно наступит успокоение.

Данное упражнение поможет Вам собраться с мыслями и успокоиться.

2. «Зевок».

По оценке специалистов зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кис-

лородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зевка

мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зе-

вок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус

организма, создает импульс положительных эмоций. Говорят, что в Японии работники

электротехнической промышленности организованно зевают через каждые 30 минут.

Для упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ро-

товую полость, как бы произнеся низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно

ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок

выполняется с одновременным потягиванием всего тела. Повышение эффективности

зева способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая по-

ложительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц

лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.

3. «Очистительное дыхание».

Выполняется в любом удобном положении — стоя, сидя, лежа. Способствует бы-

строму снятию утомления, очищает кровь от токсинов, повышает сопротивляемость

организма.

После полного вдоха выдох осуществляется небольшими порциями сквозь уз-

кую щель между губами, внешне напоминая попытки погасить пламя свечи. Каждая

последующая порция должна быть меньше предыдущей. На первых порах число по-

вторений не должно превышать трех, а в дальнейшем можно довести до десяти.

5.Советы по психологической подготовке к ВПР.

Советы по подготовке к проверочной работе:

-Готовься планомерно.

-Соблюдай режим дня.

-Питайся правильно.

-Во время подготовки чередуй занятия и отдых.

Накануне проверочной работы

7

Вечером накануне проверочной работы перестань готовиться. Выспись как мож-

но лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого»

настроя.

Советы во время проверочной работы

-Сосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы,

регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки вре-

мени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, пере-

читай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

-Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомне-

ваешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты

успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий

ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направ-

лена на более трудные вопросы.

-Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Затем

можно будет к ним вернуться.

-Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешь-

ся понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собствен-

ном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких во-

просах.

-Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все,

что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом,

поэтому знания, которые ты применил в одном, как правило, не помогают, а только ме-

шают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и

другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании

(если оно оказалось тебе не по зубам).

-Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу пра-

вильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном -

двух вариантах, а не на всех.

-Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенно-

го времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»), а потом спокойно вер-

нись и подумай над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй

круг»).

-Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть про-

бежать глазами и заметить явные ошибки.

-Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпо-

честь какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой

вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

-Не огорчайся! Стремись выполнить все задания. Учитывай, что тестовые зада-

ния рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой

заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Говорите чаще детям:

- Ты у меня все сможешь.

- Я уверена, ты справишься с экзаменами.

- Я тобой горжусь.

8

- Что бы не случилось, ты для меня самый лучший.

9



В раздел образования