Автор: Фурсова Лариса Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: х.Красный Кут
Наименование материала: статья
Тема: Родительское собрание "Что такое ВПР?"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание «Родителям про ВПР»
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к
ВПР; разви-
тие педагогической культуры родителей; принятие совместных мер по эффективной
подготовке учащихся к ВПР.
Задачи:
создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу;
изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к ВПР;
познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке
выпускников;
провести анализ состояния дел в классе по подготовке к ВПР.
Форма проведения: собрание с элементами тренинга.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
Ход собрания.
1.Вступительное слово учителя.
Дорогие родители! В этом году, в апреле, ваши дети впервые напишут ВПР. То
есть в самом конце обучения в начальной школе. А потом и в 5-м классе будут писать,
и в 6-м и в 7-м и так далее до конца школьного обучения.
Проводится ВПР по разным предметам. Отдельная работа по каждому из пред-
метов, а не все сразу. Проведение этой работы позволяет оценить уровень знаний уче-
ников по предмету. А также оценить работу учителя и общий уровень подготовки де-
тей, который может предложить школа. И сравнить этот уровень с другими школами.
Почему именно четвертый класс? Полученные результаты проверочных работ на
местном и региональном уровне позволят определить готовность детей к учебе в сред-
нем звене, соответствие их знаний требованиям ФГОС, уровень той или иной школы в
рейтинге.
Итак, по окончании начальной школы каждый ученик должен написать ВПР по
3-м предметам: русский язык, математика, окружающий мир.
Единые задания для ВПР с учетом ФГОС составляет ФИПИ – Федеральный
институт педагогических измерений.
ВПР не являются государственной итоговой ат-
тестацией. Они проводятся школами самостоятельно, с использованием единых вари-
антов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном
уровне, которые должны дать возможность оценить учебные результаты обучающихся
по единым критериям. Проверочная работа предусматривает работу с текстом и ответы
на вопросы, требующие самостоятельного ответа, ориентирована на практическое при-
менение школьных знаний в реальных ситуациях.
2.Особенности проведения ВПР.
ВПР можно считать тренировкой ЕГЭ, многократно повторяющуюся репетицию
перед главным школьным экзаменом, который проводится в 11 классе.
И это неплохо. Ведь явно, на ЕГЭ ребенок будет чувствовать себя более-менее
спокойно, если он уже много раз выполнял подобные работы.
1
Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед на-
чалом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано
в черновиках, при оценивании работы не учитывается.
Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указыва-
ется четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специ-
ально отведенном месте на бланке с заданиями. Для чего нужны эти коды? Не проще
ли было подписывать работы по-человечески? Может, и проще. Но в этом есть смысл.
Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не
быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любим-
чики и не любимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные отве-
ты, а не конкретного ученика, который работу выполнял.
Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа по-
лучает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и
второй. Так что, списать не получится.
Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе
он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:
что они сейчас будут писать проверочную работу;
говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания;
можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
показывают листки с заданиями с двух сторон;
предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в отве-
те, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.
Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно
желают удачи, и они начинают работать.
Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тет-
радками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть
уже у школьника в голове.
Школам назначены не конкретные даты проведения работ, а достаточно широкий
временной интервал. Например, в четвертом классе контрольная по русскому языку
может пройти с 30 марта по 10 апреля, по математике и окружающему миру – с 13 по
17 апреля. То есть школы смогут сами формировать расписание ВПР - именно так, как
им удобно.
На проведение ВПР отводится 45 минут.
3. Образцы ВПР по предметам.
Итак, в 4 классе проводятся Всероссийские проверочные работы по трем пред-
метам.
Предлагаю немножко заглянуть в эти работы и чуть-чуть выяснить, что же там
будут предлагать ребятам?
ВПР по русскому языку
Работа по русскому языку проводится в два этапа. За два дня. На каждую часть
отводится 45 минут.
В первой части ВПР по русскому ребятам предлагают написать диктант и выпол-
нить два задания, которые с этим диктантом связаны.
2
И к этому диктанту предлагаются вопросы:
1.
Нужно найти в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выписать это
предложение и сказуемые подчеркнуть.
2.
Выписать из текста 6-е предложение. А затем подчеркнуть в нем главные члены.
И над каждым словом написать, какой частью речи оно является.
Трудности: читать текст будет педагог, не работающий в данном классе. Для
того чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется заранее попробовать
писать текст под аудиозапись или под диктовку других учителей.
На этом 1 часть заканчивается.
Во второй части нет никаких диктантов, изложений, сочинений. А есть 13 вопро-
сов, на которые необходимо ответить. Есть вопросы общего характера, по темам, кото-
рые изучаются в курсе начальной школы.
Вторая часть – 13 вопросов и непосредственно работа с текстом.
Большинство вопросов связано с работой с текстом. Ребятам предлагают прочи-
тать текст и потом по этому тексту задают разные вопросы. Например:
1.
Поставить ударение в словах;
2.
Найти слово, в котором все согласные звуки глухие;
3.
Записать основную мысль текста;
4.
Составить и записать план текста из трёх пунктов;
5.
Записать вопрос по содержанию текста.
6.
Объяснить значение указанного слова в тексте;
7.
Записать синоним (близкое по значению слово) указанному;
8.
Найти слово, соответствующее данной схеме;
9.
Выписать все имена существительные из указанного предложения,
затем у одного из них (на выбор) указать его род, склонение, число, падеж;
10.
Выписать все имена прилагательные из указанного предложения, у
одного из них (на выбор) указать его число, род (если есть), падеж;
11.
Выписать все глаголы из указанного предложения;
12.
Записать, в какой жизненной ситуации уместно употребление устой-
чивого выражения. Например, острый язык – дарованье, длинный язык – наказа-
нье.
Также имеются задания творческой направленности с представленным текстом
не связанные. Например, нужно записать свой отказ от приглашения на День Рождения
одноклассника.
Трудности: К работе с текстом учителя готовят учеников все 4 года, но выделить
основную мысль и составить план - одни из трудных заданий. На них при подготовке к
ВПР нужно обратить особое внимание.
3
Последнее задание способны выполнить не многие. Учащиеся начинают просто
пояснять пословицу (устойчивое выражение), а требуется именно применить его к
жизненной ситуации, а это уже сложность. Дети, не носители русского языка, вообще
отказываются его выполнять.
Результаты ВПР по русскому языку: Максимально можно набрать 38 баллов,
при чем 24 балла за работу с текстом – вторую часть, остальные 14 - за первую часть.
Итак, меньше 13 баллов – это «2», 14-23 балла – «3», 24-32 балла – «4», 33-38 балла –
«5».
ВПР по математике
Математическая работа проводится в один заход. На все отводится 45 минут. Что
предлагают детям? А предлагают им выполнить 11-13 заданий. То есть, примерно 4
минуты на каждый вопрос. А вопросы могут быть разными: и попроще, и посложнее.
Математика пишется третьей по счету, первые две даты отданы для русского
языка.
Проверочная работа включает в себя 11 заданий:
1) - 2) Найти значение выражения;
3) Решить задачу из повседневной жизни;
Пример задачи по математике на ВПР в 4 классе в 2019 году (демоверсия)
4 )
О п р е д е л и т ь
п о
д а н н о м у
к а л е н д а р ю
д е н ь
н е д е л и ;
5) Найти площадь многоугольника. Выполнить дополнительное построение. Напри-
мер, провести прямую, разделив прямоугольник на квадрат и прямоугольник.
6) Работа с данной таблицей и ответы на вопросы, например:
4
7 )
Н а й т и
з н а ч е н и е
в ы р а ж е н и я
с
м н о г о з н а ч н ы м и
ч и с л а м и ;
8)
Решить
повседневную
задачу
в
3-4
действия;
9) Решить задачу на основе рассуждения;
10) Прочитать, что написано в отраженном зеркале (пространственное воображе-
ние);
11) Решить логическую задачу.
В некоторых заданиях ответ предполагает запись только ответа, в других - реше-
ние и ответ, в-третьих - чертеж.
Так как это математика, то естественно, придется решать примеры и разные зада-
чи. Придется чертить разные геометрические фигуры, определять их площади и пери-
метры тоже. Имеются задания на логическое и пространственное мышление.
На бланках имеются места для ответов. А также в некоторых задачах необходимо
указать не только ответ, но и показать решение, для записи которого отведено специ-
альное поле.
Результаты ВПР по математике: Максимальное количество баллов, которое
может получить ученик - 18. Баллы переводятся в отметку: 0 - 5 баллов – «2»; 6 - 9
баллов – «3»; 10 - 12 баллов – «4»; 13 - 18 баллов – «5». Обучающимся, набравшим 16–
18 баллов, по решению образовательного учреждения может быть выставлено две от-
метки «5» и рекомендуется развивать математические способности.
ВПР по окружающему миру
Нужно сказать, что это самая интересная и самая трудная работа из всех, кото-
рые предлагают ученикам 4-х классов. Без заданий географической направленности
работа также не обходится. Как и без заданий, касающихся животного мира, личной
безопасности, строения тела человека.
1) Узнать объект и вещество, из которого он сделан, подписать название материа-
ла.
2) Определить по таблице погоду, используемую на информационных ресурсах в
сети Интернет и ответить на вопросы, например,
5
3) Определить по карте, где обитают данные животные или растения;
4) Составить правила сохранения здоровья из приведённых фраз;
5) Распознать и подписать части тела и органы по рисунку;
6) Описать предложенный эксперимент;
7) Сформулировать правило поведения на основе знаково-символических изоб-
ражений
8) Назвать профессию по предложенным фото и описать по вопросам;
9) Проверяется умение ориентироваться в календаре и развернуто отвечать на во-
прос о важности праздника для страны;
10) Проверяются знания по краеведению (город, регион, страна).
Некоторые задания предполагают выбор ответа из предложенных, другие – крат-
кий ответ, третьи – развернутый.
Задание 6 считается одним из сложных, так как эксперименты в школе практиче-
ски не проводятся, только лишь рассматриваются по учебнику. Дети самостоятельно
не наблюдают и не описывают, следовательно, сделать вывод по полученным результа-
там проблематично.
Последнее задание – это краеведение, здесь необходимо специально отводить
уроки и готовить учащихся. Немногие могут назвать достопримечательности своего
года живя в нем, природную зону в которой он расположен или близлежащие города,
описать известного человека региона и чего он добился. Придется постараться.
6
Имеются вопросы-размышления. Вот, например, такой: «Как ты думаешь, поче-
му важно уважительно относиться к традициям разных народов?» Нужно написать не
менее пяти предложений.
Результаты ВПР по окружающему миру: Максимальное количество баллов,
которое может получить ученик, равняется 32. Баллы переводят в оценки: 0 - 7 баллов
– «2»; 8 - 17 баллов – «3»; 18 - 26 баллов – «4»; 27 до 32 баллов – «5».
4.Приемы саморегуляции.
1. «Успокаивающее дыхание».
В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав ды-
хание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре
раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три
раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения
этих процедур обязательно наступит успокоение.
Данное упражнение поможет Вам собраться с мыслями и успокоиться.
2. «Зевок».
По оценке специалистов зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кис-
лородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зевка
мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зе-
вок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус
организма, создает импульс положительных эмоций. Говорят, что в Японии работники
электротехнической промышленности организованно зевают через каждые 30 минут.
Для упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ро-
товую полость, как бы произнеся низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно
ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок
выполняется с одновременным потягиванием всего тела. Повышение эффективности
зева способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая по-
ложительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц
лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.
3. «Очистительное дыхание».
Выполняется в любом удобном положении — стоя, сидя, лежа. Способствует бы-
строму снятию утомления, очищает кровь от токсинов, повышает сопротивляемость
организма.
После полного вдоха выдох осуществляется небольшими порциями сквозь уз-
кую щель между губами, внешне напоминая попытки погасить пламя свечи. Каждая
последующая порция должна быть меньше предыдущей. На первых порах число по-
вторений не должно превышать трех, а в дальнейшем можно довести до десяти.
5.Советы по психологической подготовке к ВПР.
Советы по подготовке к проверочной работе:
-Готовься планомерно.
-Соблюдай режим дня.
-Питайся правильно.
-Во время подготовки чередуй занятия и отдых.
Накануне проверочной работы
7
Вечером накануне проверочной работы перестань готовиться. Выспись как мож-
но лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого»
настроя.
Советы во время проверочной работы
-Сосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы,
регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки вре-
мени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, пере-
читай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
-Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомне-
ваешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты
успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий
ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направ-
лена на более трудные вопросы.
-Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Затем
можно будет к ним вернуться.
-Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешь-
ся понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собствен-
ном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких во-
просах.
-Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все,
что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом,
поэтому знания, которые ты применил в одном, как правило, не помогают, а только ме-
шают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и
другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании
(если оно оказалось тебе не по зубам).
-Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу пра-
вильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном -
двух вариантах, а не на всех.
-Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенно-
го времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»), а потом спокойно вер-
нись и подумай над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй
круг»).
-Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть про-
бежать глазами и заметить явные ошибки.
-Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпо-
честь какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой
вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
-Не огорчайся! Стремись выполнить все задания. Учитывай, что тестовые зада-
ния рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой
заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Говорите чаще детям:
- Ты у меня все сможешь.
- Я уверена, ты справишься с экзаменами.
- Я тобой горжусь.
8
- Что бы не случилось, ты для меня самый лучший.
9