Автор: Олисова Нина Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Ния
Населённый пункт: с. Ния, Усть-Кутского, Иркутской
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие двигательных качеств с использованием подвижных игр."
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа с. Ния
Д О К Л А Д
Развитие
двигательных качеств
с использованием подвижных игр.
Учитель физической культуры
Олисова Н.В.
1
Здоровье, физическое воспитание, и двигательная активность взаимосвязаны
между собой.
Вся жизнь человека связана с выполнением каких – либо движений, требующая
от него проявления двигательных способностей (иногда их называют
физическими качествами).Они не только содействуют формированию
двигательных умений но и сами развиваются при использовании специально
подобранных физических упражнений. В качестве задатков двигательных
способностей выступают анатомические, физиологические и психические
особенности организма человека.
Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток
времени (час, сутки) называется двигательной активностью.
Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную
биологическую потребность ребенка в движении. Эта потребность может быть
реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме
не менее 2 ч.- 4 ч
Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в
движениях, являются возраст и пол. Среднесуточная активность с возрастом
увеличивается.
У девочек в возрасте 8 – 9 лет двигательная активность практически не отличается
от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением возраста различия
двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у
девочек меньше) и результатом этого свидетельствуют нормативные физические
показатели раздельно для мальчиков и девочек.
Наименьшая двигательная активность у детей, которые не занимаются спортом или
другими видами физической культуры.
Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения детей в школе.
Статическое напряжение у первоклассников во время учебных занятий более 30
мин приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, падению
уровня насыщения артериальной крови кислородом и, как следствие, снижению
работоспособности.
Гипокинезия (дефицит движений) вызывает многообразные
морфофункциональные изменения в организме;
– от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких
изменений (препатологические и патологические состояния):
- развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей и
нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.
Гиперкинезия (чрезмерная двигательная активность) встречается гораздо реже и
распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут
наблюдаться:
- истощение симпатико-адреналовой системы,
-дефицит белка;
- снижение иммунитета.
Гимнастические упражнения, как и мышечные движения, в процессе посильного
физического труда, увеличивают приток крови к работающим мышцам и костям. От
этого они становятся плотнее и массивнее, а места прикрепления мышц на костях
становятся более заметными. Мышцы увеличиваются в поперечнике и объеме.
2
Мышечная работа и гимнастические упражнения оказывают самое существенное
влияние на развитие органов дыхания и сердечно-сосудистую деятельность:
нарастает жизненная емкость легких, регулируется ритм сердечной деятельности. Но
это наступает только при соответствии их возрастным особенностям детей
Гимнастические упражнения, как и мышечные движения, при новых двигательных
навыках ребенка, содействуют не только физическому, но и умственному развитию.
Выдающиеся отечественные физиологи И. 'М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е.
Введенский, А. А. Ухтомский неоднократно подчеркивали существование тесной
связи между умственной и мышечной работой.
Большое значение для физического воспитания детей и подростков имеет развитие
физических качеств в сенситивные периоды, т.е. в периоды повышенной
чувствительности (восприимчивости) к воздействию тех или иных физических
упражнений.
Различают пять основных двигательных способностей:
Гибкость;
Сила;
Выносливость;
Быстрота;
Ловкость.
Правильность подобранных специальных упражнений для развития и
совершенствования двигательных способностей я проверяю с помощью
таблицы контрольных упражнений,( приложение №1) после проверки
корректирую и определяю дозировку и продолжительность выполнения
упражнений. Данные упражнения проще применять на внеурочных занятиях т.е
секциях, так как все спортивные секции практически проводятся по
спортивным играм – подвижные игры, волейбол и баскетбол.
Во - первых больше времени можно уделить поработав индивидуально с
каждым занимающимся ( нет строгих рамок урока и отведенного времени на
разминку, основную часть урока , и заключительную) .
Во - вторых, возможность разучить и совершенствовать более сложные
упражнения, и постоянно работать по совершенствованию двигательных
качеств. Больше есть возможности для индивидуальной работы с каждым
занимающимся.
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Упражнения
для развития
Виды
упражнений
Условия занятий.
Игры, эстафеты
Рук и
плечевого
пояса
- круговые
движения
(кистевыми и
локтевыми
суставами;
-рывки руками;
-с гимнастической
палкой;
- в парах.
- упражнения связаны с
наклонами, вращениями
и махами;
-постепенное
еженедельное
наращивание количества
выполнения движений с
увеличением амплитуды
движений;
«Пролезь под
мостом»,
«Придумай
упражнение»,
«Кувырок через
обруч»,
«Телеграмма».
3
туловища
- в парах;
-на гимнастической
стенке;
Ног и
тазобедренных
суставов
-Стойки махи,
выпады (на одной
ноге;
-в парах;
Гибкость хорошо развивается до 15 -16 лет. Упражнения на гибкость могут
быть активными (выполняются самостоятельно).
Из опыта работы.
Активную гибкость больше развиваю за счет домашнего задания ( пример и.п –о.с
на «5» коснуться ладонями пола, «4» - фалангами пальцев, «3» - кончиками
пальцев пола, упражнения у гимнастической стенке, и. т. д) , а затем проверяю на
уроках на оценку, и пассивными ( т.е при участии партнера, учителя, тренажеров
или отягощений) – разучиваем на уроках ,а на внеурочных занятиях, спортивных
секциях совершенствуем. Начинаем данные упражнения разучивать с первого класса.
Только системное занятие даёт возможность добиваться результатов. И этому
свидетельствуют показатели на муниципальных соревнованиях «Президентские
состязания».
Призовые места при выполнении одного из видов состязаний на гибкость: наклон
вперёд из положения «сидя»:
-2015- Ненаших Женя 18 см -2 место;
- 2016г- Акказиев Загир -15см-1 место, Дудченко София -15см-3 место;
- 2019 г- Златин Н -17см-3 место, Ларионов С-18 см-4место.
И конечно особое место отвожу при РДК- играм. Для детей любого возраста игра –
это отдых и забава, и при чем это наиболее эффективный метод для развития и
совершенствования одного из 5 двигательных качеств.
Гибкость не устойчивое двигательное качество поэтому эффект развития
достигается при постоянном выполнении упражнений.
Сила- это способность преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Упражнения
для
развития
Виды
упражнений
Условия занятий.
Игры, эстафеты
Силы рук
- Гантели (водяные,
земляные гантели)
- набивные мячи;
- гири;
-бег в гору;
-бег против ветра;
- в парах.
- гимнастическими
скамейками,
стульями.
- дозировка выполнения
упражнений 8-10 раз;
- в течение 1,5 -2 месяцев
занятия с тем же весом;
-увеличение количество
повторений15-20 раз;
-занятия 2-3 раза в
неделю.
«Паучки»
«Кенгуру»
«Соревнования
тачек»
«Переправа»,
«Тянем-
потянем».
4
Силы ног
-на перекладине;
- на брусьях;
-в парах;
Силы мышц
туловища
- Гантели;
- набивные мячи,
-на гимнастической
стенке
Из опыта работы.
Развитие силы требует индивидуального ,особенного подхода. Здесь я учитываю
не только возрастные, но больше физиологические возможности каждого
занимающегося.
В возрасте 8 – 14 лет только создаются предпосылки для развития силы при
помощи отягощений и преодолением собственного веса.
На секциях продолжаю повторять упражнения, разученные на уроках а также
разучивать и новые физические упражнения. а затем увеличиваем количество
повторений до 15-20 раз . Проявлять максимальное усилие в данном возрасте не
рекомендуется так как это отрицательно влияет на рост подростков.
Соблюдаю при этом –постепенность. Слежу, чтобы не наблюдалась усталость.
Упражнения на развитие силы выполняем на каждой секции . Норма 2-3 раза в
неделю. Затем даю упражнения на расслабление или растягивание мышц.
Результативность проведения системности тренировок прослеживается в
«Президентских соревнованиях» как у девочек, так и у мальчиков: сгибание и
разгибание рук в упоре «лёжа» (д), подтягивание из виса (м)
Свизев С-17раз-1 место, Ларионов Л-16раз-3 место, Марвин С-16 раз -3 место,
Меркулова Н- 40 раз.
Быстрота- это способность совершать двигательные действия в минимальный для
данных условий затратой времени.
Упражнения
для
развития
Виды упражнений
Условия занятий.
Игры,
эстафеты.
Быстроты
движений
(скоростные
способности)
-бег на месте;
-бег на короткие
дистанции ( с
заданиями);
– старт ( из
различных и.п);
-упражнения в парах;
- броски мяча в
стену;
-удары мяча ногой;
- бег в парах (с
сопротивлением)
-Хорошо освоена техника
выполнения двигательного
действия;
- двигательные действия
выполнять с
максимальной скоростью;
- продолжительность
упражнений должна быть
такой, чтобы к окончанию
их выполнения скорость
не снижалась из-за
утомления;
«Колесо»
«Скорее займи
место»
«Эстафета по
кругу»
«Борьба за
флажки»
«День и
ночь»и др.
5
Сила и
быстрота
-прыжки (на правой,
левой ноге, в длину,
высоту, с н.мячом,
гантелями, и т.д);
-Многоскоки с ноги
на ногу;
- Толкание , метание
набивных мячей;
Из опыта работы.
Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций
на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными
остановками, стремительными рывками.
Через игру развиваю данное двигательное качество.
Это детям наиболее интересно.
Совместно с детьми при анализе уделяем внимание на самостоятельный поиск по
улучшению своего двигательного действия, т.е над, чем каждому необходимо
поработать. Начинаем внеклассное занятие со слов:сегодня мне в игре необходимо
отработать: ловлю мяча- не касаясь им любой части тела, «ловить чисто», выполнять
подачу с более дальнего расстояния и так каждый ставит себе задачу и затем её же
сам и выполняет .
Например- игра « Мяч капитану»-2класс ввожу изученные правила удар мяча и
передача игроку, или игра «Пионербол с 2 мячами» в 3-5 классах, провожу как игру,
но отрабатывая сразу подачу (переход после каждой подачи) и двигательное
качество на быстроту (подбор мяча, передача).
Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо
деятельности без снижения ее эффективности.
Упражнения
для развития
Виды упражнений
Условия занятий.
Игры,
эстафеты
Выносливост
и
-бег на средние и
длинные
дистанции»(постепенно
е увеличение
дистанции);
-бег на лыжах;
- кросс по пересеченной
местности;
- прыжки со скакалкой
(1,2,3 мин);
-постепенное
увеличение
длительность
выполнения до
наступления утомления;
- вырабатывать умения
стойко переносить
неприятные ощущения
утомления;
-повторять упражнения
или игры после полного
восстановления.
«Салка»
«Лапта»
«Футбол»
«Баскетбол»
«Веер»
«Зигзаги»
Самым лучшим средством развития данного двигательного качества –скакалка, и
лыжная подготовка. Упражнения любят все дети.
Из опыта работы
Комплекс на скакалке с 8 упражнениями. Применяю игровой метод.
6
Дети очень любят игру «Всё выше». Выполнил 3 упражнения на скакалке без
остановки по 2-11(в зависимости от нумерации класса) прыжков каждое упражнение
переводится во 2 класс,3 и так постепенное до 11 класса, с увеличением количества
прыжков. Дети в 5 классе могут дойти до условного выполнения до 8 класса. И т. д.
Старшеклассникам упражнения на количество прыжков с 1 мин. до 3,4 мин.
Лыжная подготовка с применением игрового метода. Для того, чтобы прохождение
дистанции 800,2000м не показалось утомительным и однообразным проходя
каждый круг, ученики получают различные задания (ищем зелёный флажок со
смайликом, считаем кол-во сделанных движений и т.д.) и так не заметно проходят
дистанцию. Применяю всем известные: «Быстрый лыжник», «Веер», «Зигзаги»,
«Салки», «Полоски» и др, но с изменением прописанных правил.
Ловкость –это комплекс определенных психических и двигательных способностей,
обеспечивающих выполнение любой двигательной задачи правильно, точно, быстро,
рационально, экономно и находчиво.
Упражнения
для развития
Виды
упражнений
Условия занятий.
Игры,эстафеты
Двигательной
ловкости рук
- жонглирование
мяча; (2—3 мяча)
- подбрасывание и
ловля мяча;
-упражнения с
предметами(мяч,
флажки, лентами);
- владеть большим
арсеналом двигательных
упражнений и
использовать их в
разных условиях (уметь
перестраивать свои
двигательные действия с
требованиями
меняющейся
обстановки);
- упражнения на
ловкость выполнять до
силовых упражнений
Жонглирование
мяча.
«Пионербол с
2 мячами»и
др.
«Подбрось –
поймай
«Мяч в
обруч»
«Перемени
предмет»
«Ловишка
бери ленту»
«Бегаем
наоборот».
Локомоторной
ловкости
(двигательные
действия при
участии мышц
туловища и
нижних
конечностей)
- жонглирование
мячом всеми
частями тела
( головой, стопой,
бедром);
-упражнения с
короткой и длинной
скакалкой
(перешагивание,
прыжки в парах,с
передачей ,
подбрасыванием
мяча);
-
Ловкость способствует развитию таких важнейших качеств личности, как воля,
решительность, инициатива, сообразительность, память.
Контроль за усвоением правил игры и развитием качеств осуществлю в виде
контрольных нормативов, которые разрабатываю в соответствии со спецификой
программы, и опять же в игры ввожу дополнительные правила.
7
Из опыта работы.
Очень любят дети игра «Муравейник» вот уже много лет в своей педагогической
деятельности применяю его для развития двигательных качеств и на их основе –
формирую УУД. Варианты данной игры применяю в 1-4, 5-11 классах. Во –первых
учитывается занятия по интересу (один с мячом, 2- с гантелями и т.д) выполняют
одновременно. Но все соблюдают условия: не просто играют, а выполняют , то, что
плохо получается на уроке. Спортивный снаряд, предмет, меняют по желанию. И
второй вариант –это работа по станциям , где упражнения указаны на учебных
карточках. Напоминают круговую тренировку.
Основываюсь на контрольные нормативы , предлагаю усложненные варианты ,
многие дорабатываю самостоятельно.
Для реализации игр требуется несложное нестандартное оборудование, которое
можно изготовить самим и в течение лета играть самостоятельно.
Например: 6,7 класс игра «Русская лапта» .
Таким образом, не требуется сложного инвентаря , особых условий для
выполнения , но зато учащиеся в данных играх совершенствуют ДК скоростно-
силовые, необходимые для прохождения легкой атлетики (бег, метание,),
совершенствование ловкости , быстроты, скоростной выносливости ( ловля
мяча, перемещения), и. тд , ребята развивают пространственную ориентации во
время игры: «Подбрось – поймай», «Мяч в обруч», «Перемени предмет»,
«Ловишка бери ленту»
,
«Бегаем наоборот».
Применяю игровой метод не только как работу над темой самообразования но и
для развития и совершенствования всех двигательных качеств: гибкости, ловкости,
силы, быстроты движений и выносливости к умеренным нагрузкам.
Подвижные игры, по предметным результатам для любого возраста детей являются
тем видом деятельности, через которые каждый ученик научится осваивать
универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных
игр. Неоспоримо большую роль игры оказывают и на развитие и совершенствование
метопредметных результатов. Познавательные- умение выбора наиболее
эффективного способа решения в любой игровой ситуации, коммуникативные
вырабатывается умение взаимодействовать со сверстниками в любой ситуации,
регулятивные умение планировать свою собственную двигательную деятельность,
следить за своей нагрузкой.
Одним словом обозначая цель занятия, занимающие, сами выбирают каким путём им
это достигать, а я только направляю. Владея, арсеналом игр они самостоятельно
предлагают, в какую игру можно поиграть, чтобы развить быстроту реакции или
прыгучесть, самостоятельно сооружают полосу препятствий, и всё это по регламенту
времени более доступно на внеурочных занятиях.
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством
которого школьник готовится к жизни.
8