Напоминание

"Развитие двигательных качеств с использованием подвижных игр."


Автор: Олисова Нина Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Ния
Населённый пункт: с. Ния, Усть-Кутского, Иркутской
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие двигательных качеств с использованием подвижных игр."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа с. Ния

Д О К Л А Д

Развитие

двигательных качеств

с использованием подвижных игр.

Учитель физической культуры

Олисова Н.В.

1

Здоровье, физическое воспитание, и двигательная активность взаимосвязаны

между собой.

Вся жизнь человека связана с выполнением каких – либо движений, требующая

от него проявления двигательных способностей (иногда их называют

физическими качествами).Они не только содействуют формированию

двигательных умений но и сами развиваются при использовании специально

подобранных физических упражнений. В качестве задатков двигательных

способностей выступают анатомические, физиологические и психические

особенности организма человека.

Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток

времени (час, сутки) называется двигательной активностью.

Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную

биологическую потребность ребенка в движении. Эта потребность может быть

реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме

не менее 2 ч.- 4 ч

Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в

движениях, являются возраст и пол. Среднесуточная активность с возрастом

увеличивается.

У девочек в возрасте 8 – 9 лет двигательная активность практически не отличается

от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением возраста различия

двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у

девочек меньше) и результатом этого свидетельствуют нормативные физические

показатели раздельно для мальчиков и девочек.

Наименьшая двигательная активность у детей, которые не занимаются спортом или

другими видами физической культуры.

Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения детей в школе.

Статическое напряжение у первоклассников во время учебных занятий более 30

мин приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, падению

уровня насыщения артериальной крови кислородом и, как следствие, снижению

работоспособности.

Гипокинезия (дефицит движений) вызывает многообразные

морфофункциональные изменения в организме;

– от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких

изменений (препатологические и патологические состояния):

- развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей и

нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.

Гиперкинезия (чрезмерная двигательная активность) встречается гораздо реже и

распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут

наблюдаться:

- истощение симпатико-адреналовой системы,

-дефицит белка;

- снижение иммунитета.

Гимнастические упражнения, как и мышечные движения, в процессе посильного

физического труда, увеличивают приток крови к работающим мышцам и костям. От

этого они становятся плотнее и массивнее, а места прикрепления мышц на костях

становятся более заметными. Мышцы увеличиваются в поперечнике и объеме.

2

Мышечная работа и гимнастические упражнения оказывают самое существенное

влияние на развитие органов дыхания и сердечно-сосудистую деятельность:

нарастает жизненная емкость легких, регулируется ритм сердечной деятельности. Но

это наступает только при соответствии их возрастным особенностям детей

Гимнастические упражнения, как и мышечные движения, при новых двигательных

навыках ребенка, содействуют не только физическому, но и умственному развитию.

Выдающиеся отечественные физиологи И. 'М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е.

Введенский, А. А. Ухтомский неоднократно подчеркивали существование тесной

связи между умственной и мышечной работой.

Большое значение для физического воспитания детей и подростков имеет развитие

физических качеств в сенситивные периоды, т.е. в периоды повышенной

чувствительности (восприимчивости) к воздействию тех или иных физических

упражнений.

Различают пять основных двигательных способностей:

Гибкость;

Сила;

Выносливость;

Быстрота;

Ловкость.

Правильность подобранных специальных упражнений для развития и

совершенствования двигательных способностей я проверяю с помощью

таблицы контрольных упражнений,( приложение №1) после проверки

корректирую и определяю дозировку и продолжительность выполнения

упражнений. Данные упражнения проще применять на внеурочных занятиях т.е

секциях, так как все спортивные секции практически проводятся по

спортивным играм – подвижные игры, волейбол и баскетбол.

Во - первых больше времени можно уделить поработав индивидуально с

каждым занимающимся ( нет строгих рамок урока и отведенного времени на

разминку, основную часть урока , и заключительную) .

Во - вторых, возможность разучить и совершенствовать более сложные

упражнения, и постоянно работать по совершенствованию двигательных

качеств. Больше есть возможности для индивидуальной работы с каждым

занимающимся.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Упражнения

для развития

Виды

упражнений

Условия занятий.

Игры, эстафеты

Рук и

плечевого

пояса

- круговые

движения

(кистевыми и

локтевыми

суставами;

-рывки руками;

-с гимнастической

палкой;

- в парах.

- упражнения связаны с

наклонами, вращениями

и махами;

-постепенное

еженедельное

наращивание количества

выполнения движений с

увеличением амплитуды

движений;

«Пролезь под

мостом»,

«Придумай

упражнение»,

«Кувырок через

обруч»,

«Телеграмма».

3

туловища

- в парах;

-на гимнастической

стенке;

Ног и

тазобедренных

суставов

-Стойки махи,

выпады (на одной

ноге;

-в парах;

Гибкость хорошо развивается до 15 -16 лет. Упражнения на гибкость могут

быть активными (выполняются самостоятельно).

Из опыта работы.

Активную гибкость больше развиваю за счет домашнего задания ( пример и.п –о.с

на «5» коснуться ладонями пола, «4» - фалангами пальцев, «3» - кончиками

пальцев пола, упражнения у гимнастической стенке, и. т. д) , а затем проверяю на

уроках на оценку, и пассивными ( т.е при участии партнера, учителя, тренажеров

или отягощений) – разучиваем на уроках ,а на внеурочных занятиях, спортивных

секциях совершенствуем. Начинаем данные упражнения разучивать с первого класса.

Только системное занятие даёт возможность добиваться результатов. И этому

свидетельствуют показатели на муниципальных соревнованиях «Президентские

состязания».

Призовые места при выполнении одного из видов состязаний на гибкость: наклон

вперёд из положения «сидя»:

-2015- Ненаших Женя 18 см -2 место;

- 2016г- Акказиев Загир -15см-1 место, Дудченко София -15см-3 место;

- 2019 г- Златин Н -17см-3 место, Ларионов С-18 см-4место.

И конечно особое место отвожу при РДК- играм. Для детей любого возраста игра –

это отдых и забава, и при чем это наиболее эффективный метод для развития и

совершенствования одного из 5 двигательных качеств.

Гибкость не устойчивое двигательное качество поэтому эффект развития

достигается при постоянном выполнении упражнений.

Сила- это способность преодолевать внешнее сопротивление или

противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Упражнения

для

развития

Виды

упражнений

Условия занятий.

Игры, эстафеты

Силы рук

- Гантели (водяные,

земляные гантели)

- набивные мячи;

- гири;

-бег в гору;

-бег против ветра;

- в парах.

- гимнастическими

скамейками,

стульями.

- дозировка выполнения

упражнений 8-10 раз;

- в течение 1,5 -2 месяцев

занятия с тем же весом;

-увеличение количество

повторений15-20 раз;

-занятия 2-3 раза в

неделю.

«Паучки»

«Кенгуру»

«Соревнования

тачек»

«Переправа»,

«Тянем-

потянем».

4

Силы ног

-на перекладине;

- на брусьях;

-в парах;

Силы мышц

туловища

- Гантели;

- набивные мячи,

-на гимнастической

стенке

Из опыта работы.

Развитие силы требует индивидуального ,особенного подхода. Здесь я учитываю

не только возрастные, но больше физиологические возможности каждого

занимающегося.

В возрасте 8 – 14 лет только создаются предпосылки для развития силы при

помощи отягощений и преодолением собственного веса.

На секциях продолжаю повторять упражнения, разученные на уроках а также

разучивать и новые физические упражнения. а затем увеличиваем количество

повторений до 15-20 раз . Проявлять максимальное усилие в данном возрасте не

рекомендуется так как это отрицательно влияет на рост подростков.

Соблюдаю при этом –постепенность. Слежу, чтобы не наблюдалась усталость.

Упражнения на развитие силы выполняем на каждой секции . Норма 2-3 раза в

неделю. Затем даю упражнения на расслабление или растягивание мышц.

Результативность проведения системности тренировок прослеживается в

«Президентских соревнованиях» как у девочек, так и у мальчиков: сгибание и

разгибание рук в упоре «лёжа» (д), подтягивание из виса (м)

Свизев С-17раз-1 место, Ларионов Л-16раз-3 место, Марвин С-16 раз -3 место,

Меркулова Н- 40 раз.

Быстрота- это способность совершать двигательные действия в минимальный для

данных условий затратой времени.

Упражнения

для

развития

Виды упражнений

Условия занятий.

Игры,

эстафеты.

Быстроты

движений

(скоростные

способности)

-бег на месте;

-бег на короткие

дистанции ( с

заданиями);

– старт ( из

различных и.п);

-упражнения в парах;

- броски мяча в

стену;

-удары мяча ногой;

- бег в парах (с

сопротивлением)

-Хорошо освоена техника

выполнения двигательного

действия;

- двигательные действия

выполнять с

максимальной скоростью;

- продолжительность

упражнений должна быть

такой, чтобы к окончанию

их выполнения скорость

не снижалась из-за

утомления;

«Колесо»

«Скорее займи

место»

«Эстафета по

кругу»

«Борьба за

флажки»

«День и

ночь»и др.

5

Сила и

быстрота

-прыжки (на правой,

левой ноге, в длину,

высоту, с н.мячом,

гантелями, и т.д);

-Многоскоки с ноги

на ногу;

- Толкание , метание

набивных мячей;

Из опыта работы.

Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций

на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными

остановками, стремительными рывками.

Через игру развиваю данное двигательное качество.

Это детям наиболее интересно.

Совместно с детьми при анализе уделяем внимание на самостоятельный поиск по

улучшению своего двигательного действия, т.е над, чем каждому необходимо

поработать. Начинаем внеклассное занятие со слов:сегодня мне в игре необходимо

отработать: ловлю мяча- не касаясь им любой части тела, «ловить чисто», выполнять

подачу с более дальнего расстояния и так каждый ставит себе задачу и затем её же

сам и выполняет .

Например- игра « Мяч капитану»-2класс ввожу изученные правила удар мяча и

передача игроку, или игра «Пионербол с 2 мячами» в 3-5 классах, провожу как игру,

но отрабатывая сразу подачу (переход после каждой подачи) и двигательное

качество на быстроту (подбор мяча, передача).

Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо

деятельности без снижения ее эффективности.

Упражнения

для развития

Виды упражнений

Условия занятий.

Игры,

эстафеты

Выносливост

и

-бег на средние и

длинные

дистанции»(постепенно

е увеличение

дистанции);

-бег на лыжах;

- кросс по пересеченной

местности;

- прыжки со скакалкой

(1,2,3 мин);

-постепенное

увеличение

длительность

выполнения до

наступления утомления;

- вырабатывать умения

стойко переносить

неприятные ощущения

утомления;

-повторять упражнения

или игры после полного

восстановления.

«Салка»

«Лапта»

«Футбол»

«Баскетбол»

«Веер»

«Зигзаги»

Самым лучшим средством развития данного двигательного качества –скакалка, и

лыжная подготовка. Упражнения любят все дети.

Из опыта работы

Комплекс на скакалке с 8 упражнениями. Применяю игровой метод.

6

Дети очень любят игру «Всё выше». Выполнил 3 упражнения на скакалке без

остановки по 2-11(в зависимости от нумерации класса) прыжков каждое упражнение

переводится во 2 класс,3 и так постепенное до 11 класса, с увеличением количества

прыжков. Дети в 5 классе могут дойти до условного выполнения до 8 класса. И т. д.

Старшеклассникам упражнения на количество прыжков с 1 мин. до 3,4 мин.

Лыжная подготовка с применением игрового метода. Для того, чтобы прохождение

дистанции 800,2000м не показалось утомительным и однообразным проходя

каждый круг, ученики получают различные задания (ищем зелёный флажок со

смайликом, считаем кол-во сделанных движений и т.д.) и так не заметно проходят

дистанцию. Применяю всем известные: «Быстрый лыжник», «Веер», «Зигзаги»,

«Салки», «Полоски» и др, но с изменением прописанных правил.

Ловкость –это комплекс определенных психических и двигательных способностей,

обеспечивающих выполнение любой двигательной задачи правильно, точно, быстро,

рационально, экономно и находчиво.

Упражнения

для развития

Виды

упражнений

Условия занятий.

Игры,эстафеты

Двигательной

ловкости рук

- жонглирование

мяча; (2—3 мяча)

- подбрасывание и

ловля мяча;

-упражнения с

предметами(мяч,

флажки, лентами);

- владеть большим

арсеналом двигательных

упражнений и

использовать их в

разных условиях (уметь

перестраивать свои

двигательные действия с

требованиями

меняющейся

обстановки);

- упражнения на

ловкость выполнять до

силовых упражнений

Жонглирование

мяча.

«Пионербол с

2 мячами»и

др.

«Подбрось –

поймай

«Мяч в

обруч»

«Перемени

предмет»

«Ловишка

бери ленту»

«Бегаем

наоборот».

Локомоторной

ловкости

(двигательные

действия при

участии мышц

туловища и

нижних

конечностей)

- жонглирование

мячом всеми

частями тела

( головой, стопой,

бедром);

-упражнения с

короткой и длинной

скакалкой

(перешагивание,

прыжки в парах,с

передачей ,

подбрасыванием

мяча);

-

Ловкость способствует развитию таких важнейших качеств личности, как воля,

решительность, инициатива, сообразительность, память.

Контроль за усвоением правил игры и развитием качеств осуществлю в виде

контрольных нормативов, которые разрабатываю в соответствии со спецификой

программы, и опять же в игры ввожу дополнительные правила.

7

Из опыта работы.

Очень любят дети игра «Муравейник» вот уже много лет в своей педагогической

деятельности применяю его для развития двигательных качеств и на их основе –

формирую УУД. Варианты данной игры применяю в 1-4, 5-11 классах. Во –первых

учитывается занятия по интересу (один с мячом, 2- с гантелями и т.д) выполняют

одновременно. Но все соблюдают условия: не просто играют, а выполняют , то, что

плохо получается на уроке. Спортивный снаряд, предмет, меняют по желанию. И

второй вариант –это работа по станциям , где упражнения указаны на учебных

карточках. Напоминают круговую тренировку.

Основываюсь на контрольные нормативы , предлагаю усложненные варианты ,

многие дорабатываю самостоятельно.

Для реализации игр требуется несложное нестандартное оборудование, которое

можно изготовить самим и в течение лета играть самостоятельно.

Например: 6,7 класс игра «Русская лапта» .

Таким образом, не требуется сложного инвентаря , особых условий для

выполнения , но зато учащиеся в данных играх совершенствуют ДК скоростно-

силовые, необходимые для прохождения легкой атлетики (бег, метание,),

совершенствование ловкости , быстроты, скоростной выносливости ( ловля

мяча, перемещения), и. тд , ребята развивают пространственную ориентации во

время игры: «Подбрось – поймай», «Мяч в обруч», «Перемени предмет»,

«Ловишка бери ленту»

,

«Бегаем наоборот».

Применяю игровой метод не только как работу над темой самообразования но и

для развития и совершенствования всех двигательных качеств: гибкости, ловкости,

силы, быстроты движений и выносливости к умеренным нагрузкам.

Подвижные игры, по предметным результатам для любого возраста детей являются

тем видом деятельности, через которые каждый ученик научится осваивать

универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных

игр. Неоспоримо большую роль игры оказывают и на развитие и совершенствование

метопредметных результатов. Познавательные- умение выбора наиболее

эффективного способа решения в любой игровой ситуации, коммуникативные

вырабатывается умение взаимодействовать со сверстниками в любой ситуации,

регулятивные умение планировать свою собственную двигательную деятельность,

следить за своей нагрузкой.

Одним словом обозначая цель занятия, занимающие, сами выбирают каким путём им

это достигать, а я только направляю. Владея, арсеналом игр они самостоятельно

предлагают, в какую игру можно поиграть, чтобы развить быстроту реакции или

прыгучесть, самостоятельно сооружают полосу препятствий, и всё это по регламенту

времени более доступно на внеурочных занятиях.

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством

которого школьник готовится к жизни.

8



В раздел образования