Напоминание

Использование элементов прикладного творчества в процессе подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня


Автор: Кулагина Ирина Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Использование элементов прикладного творчества в процессе подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад «Использование элементов прикладного творчества в процессе

подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи 3

уровня».

Актуальность исследуемой работы заключается в том, что к детям, поступающим в 1

класс школы, предъявляются высокие требования в плане готовности к обучению

грамоте. Подготовка к обучению грамоте заключается в том, что у детей должны быть

сформированы начальные навыки звукового и слогового анализа, графо-моторные

навыки, навыки ориентирования в пространстве и на плоскости бумаги, а также была

развита мелкая моторика рук.

Для качественной подготовки детей к обучению грамоте необходимо использовать

близкие детям виды деятельности.

Считаем, что элементы прикладного творчества могут быть таким средством.

Цель исследования заключалась в анализе научно-теоретических основ подготовки

детей с общим недоразвитием речи третьего уровня к обучению грамоте и в

доказательстве возможности эффективного использования элементов прикладного

творчества для повышения ее качества в ходе педагогического эксперимента.

Объектом исследования является подготовка к обучению грамоте детей старшего

дошкольного возраста ОНР III уровня.

Предметом

исследования

процесс

использования

элементов

прикладного

творчества при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что качество подготовки к

обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня может

быть повышено при соблюдении условий выявления основных направлений

коррекционно-логопедической работы и отбора важнейших элементов прикладного

творчества к ним, объединенных в дополнительной программе «Готовимся к обучению

грамоте».

5 слайд

Поставленная цель потребовала решения следующих задач исследования:

1.

Изучить, проанализировать и обобщить психолого-педагогическую и логопедическую

литературу по теме исследования в историческом и современном аспектах.

2. Выбрать диагностический инструментарий и критерии оценивания готовности к обучению

грамоте детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и осуществить педагогический эксперимент по выявлению и развитию готовности

к обучению грамоте детей с ОНР III уровня элементами прикладного творчества в условиях

детского сада

.

4. Проанализировать и оценить результаты исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена на слайде. Важное

значение в исследовании представляли работы Д.Б. Эльконина, Г.А. Каше, А.Н. Корнева,

Т.Б. Филичевой, Е.А. Архиповой.

Для обследования детей использована диагностика Елены Филипповны Архиповой.

Каждое направление включало несколько аспектов.

1.

При исследовании мелкой моторики обследовались

Исследования развития кинестетической основы движений руки

Исследование кинетической основы движений руки

Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»)

2.

При исследовании графо-моторных навыков проводилось

Исследование точности движений

Исследование графических навыков

Исследование на переключаемость («заборчик»).

Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)

3.

Изучение пространственной ориентировки

Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах

тела сидящего напротив

Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)

Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда)

Определение конструктивного праксиса

Исследование пространственного восприятия

4.

Изучение звукослогового анализа

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Навыки элементарного звукового анализа

Для подтверждения или опровержения гипотезы было проведено экспериментальное

исследование. В нем приняли участие 10 детей 5-6 лет, имеющих, в соответствии с

психолого-педагогической

классификацией,

логопедическое

заключение

общее

недоразвитие речи 3 уровня.

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов.

Этапы работы:

1)

Подготовительный

Цель – развитие интереса к прикладному творчеству и обучению грамоте,

активизация творческого начала

2) Основной. Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной

программы «Готовимся к обучению грамоте».

Цель – подготовка детей с ОНР III уровня к обучению грамоте с использованием

элементов прикладного творчества.

Направления работы:

-

развитие мелкой моторики пальцев рук,

- графо-моторных навыков;

- развитие фонематического слуха и начальных навыков звукослогового анализа;

-

формирование пространственной ориентировки.

3) Заключительный:

Цель – выявление самостоятельного использования детьми полученных знаний.

На подготовительном этапе дети знакомились с понятием «звук», «слог», играли в

игры на ориентирование в частях тела и пространстве, знакомились и рассматривали

картинки с изображением различных видов прикладного творчества.

На основном этапе велась работа над развитием заявленных направлений.

Направления

Элементы прикладного творчества

(виды и техники)

Творческий продукт

Развитие мелкой

моторики

Лепка (тестопластика), аппликация

(наклеивание, вырезывание, обрывание

нанизывание), оригами, рисование

(нетрадиционные виды)

Мебель, хлебобулочные изделия из теста;

грибы из пластилина и природных

материалов; вырезывание предметов

одежды и обуви; поделки оригами –

конверт, кошка; рисование ватными

палочками, зубными щетками; и т.д.

Развитие графо-

моторных

навыков

Рисование (штриховка, обведение,

лабиринты)

Штриховка одежды, обуви, снеговика

различными линиями; дорожка-лабиринт;

обведение цифр.

Развитие

начальных

навыков

звукослогового

анализа

Рисование (штриховка, обведение,

лабиринты), лепка (размазывание,

раскатывание, тестопластика),

аппликация (наклеивание)

Заштрихованный снеговик в цвета первых

звуков загадок; дорожка до дома цвета

первого звука названия улицы; аппликация

рыбы из цветного песка через звуковой

анализ слова СОМ; цветные бусы из макарон

по первому звуку имени мамы; поделка из

пластилина Звукотят; раскрашивание пятен

на оригами кота по количеству слогов;

аппликация картины с видами транспорта по

количеству слогов в словах по теме.

Формирование

пространственно

й ориентировки

Аппликация (наклеивание)

Наклеивание осенних листьев; планка с

орденами; луг с насекомыми; фрукты из

цветных нитей и т.д.

Рассмотрим подробнее основной этап. Для работы с детьми была разработана

дополнительная программа. Она состояла из 32 занятий. На каждом занятии развивали

какое – либо направление, отраженное на слайде.

На занятиях дети делали различные поделки и открытки, тренируя руки,

усидчивость, аккуратность, точность движений. Вместе с этими заданиями закрепляли

навыки начального звукослогового анализа.

Например, на занятии с лексической темой «Одежда» формировали навык звукового

анализа, графо-моторных навыков и мелкой моторики.

Детям был выдан лист с изображением мальчика, одетого в майку и трусы. Имя

мальчика было известно заранее – Мирон. Выбор был обусловлен отработкой навыка

дифференциации твердости – мягкости согласных звуков.

Мальчика нужно было одеть в футболку и шорты. Контуры одежды с начатыми

штрихами были выданы на отдельном листе.

Детям было предложено задание – выделить первый и последний звуки в имени

Мирон.

Дети с помощью педагога справились с характеристикой и узнали, что футболка

будет зеленого цвета (первый звук [м`]), а шорты синего (последний звук [н]).

Для того, чтобы раскрасить одежду, дети использовали прием рисования –

штриховка. Им нужно было наложить наклонные штрихи раздельно, один рядом с

другим, отрывая карандаш от бумаги после каждого штриха.

Готовые заштрихованные модели одежды нужно было вырезать по контуру. Для

этого дети воспользовались приемом аппликации – вырезыванием ножницами.

Затем нужно было закончить аппликацию путем наложения деталей на фон, в

данном случае, куклы – мальчика, в определенном порядке с помощью клея.

Мы увидели, как аппликация влияет на речевое развитие – в процессе работы дети

много разговаривали, обсуждали свои действия, оценивали свою работу и действия

других.

В процессе работы с графическим упражнением – штриховкой, дети учились

произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать

направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Дети

старались не напрягать руки и пальцы, держать карандаш свободно.

Обратимся еще к одному занятию. Во время работы с лексической темой «Игрушки»

работали с развитием навыков слогового анализа, мелкой моторики и ориентирования на

листе бумаги.

Детям были выданы картинки игрушек, по две на человека. На ватмане были

нарисованы четыре домика, а на их крышах написаны цифры от одного до четырех.

Детям было дано задание: назвать предмет на картинке, посчитать количество слогов

в слове и наклеить изображение в домик с необходимой цифрой.

При работе с аппликацией дети закрепляли навык достаточного нанесения клея на

поверхность рисунка и точность приклеивания к ватману. Здесь были закреплены умения:

ориентироваться на листе бумаги, соотносить словесное и графическое обозначение

цифры, правильно считать количество слогов в словах.

Такие разнообразные комплексные занятия проводились 1 раз в неделю. На

заключительном этапе проводилось наблюдение за детьми экспериментальной группы.

Воспитатели отметили, что дети стали более активны. Некоторые предлагали детям

играть в школу, чтобы научить определять звуки в словах. Больше всего детям

понравились задания на определение звуков в именах детей и их родителей. Так же

ребята начали считать слоги во многих словах, тем самым замотивировав и других детей.

Опрос родителей показал, что дома дети рассказывали о том, что делали на занятиях

и учили их узнавать звуки, считать слоги, правильно держать карандаш, ориентировались

в сторонах. Считаем это успешной реализацией программы.

Повторное тестирование уровня развития у детей критериев готовности к обучению

грамоте после проведения с испытуемыми экспериментальной группы развивающей

работы зафиксирована положительная динамика по всем заданиям методики.

Обобщение

и

анализ

результатов

исследования

позволили

сделать

следующий

вывод,

что

проведенная

коррекционная

работа

средствами

элементов

прикладного

творчества

способствовала

повышению

уровня

готовности

к

обучению

грамоте

дошкольников

с

ОНР III

уровня

в

экспериментальной

группе.

Показатели

развития

готовности к обучению грамоте у детей контрольной группы, с которыми такая работа не

проводилась, изменились незначительно. Это подтверждает эффективность проведенной

коррекционной работы.

Таким

образом,

цель

исследования

достигнута,

задачи

реализованы,

гипотеза

подтверждена.



В раздел образования