Напоминание

Формирование духовно-нравственных качеств подростков


Автор: Голубев Олег Константинович
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Кадетского корпуса (школы IT-технологий) Военной академии связи
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование духовно-нравственных качеств подростков
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное военное казенное образовательное учреждение высшего

образования «Военная академия связи

имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного»

Кадетский корпус (школа IT – технологий)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника Кадетского корпуса

(школы IT-технологий) по воспитательной работе

Ю.С. Пономарёва

«____» ___________ 2019 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения серии занятий с кадетами 11 классов по теме:

«Формирование духовно-нравственных качеств у воспитанников Кадетского корпуса

(школы IT-технологий)»

(воспитатель 11 класса Голубев О.К.)

Рецензент:

Штеренберг

Игорь

Григорьевич,

начальник

управления

по

воспитательной

и

социальной работе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций, кандидат

экономических наук, полковник запаса.

Методическая разработка рассмотрена и рекомендована

к использованию на педагогическом совете КК (школы IT-технологий)

Протокол № ____от « » _____________2019 года

Санкт-Петербург 2019г.

Содержание:

Пояснительная записка ……………………………………………………3

Актуальность проблемы………………………………………………...…4

Классный час «Видеть рядом с собой человека»………………..……….5

Классный час «Поговорим об этикете»…………………………...………9

Классный час «Мой нравственный потенциал» ..………………..……..15

Диагностика сформированности духовно-нравственных качеств….....19

Уровни сформированности духовно-значимых качеств……………….20

Список использованной литературы………………………………..…...21

Цель: духовно-нравственное

воспитание

кадет

кадетского

корпуса

военной

академии связи.

Задачи:

- формирование духовно значимых качеств у воспитанников (дружба, уважение

сверстников и взрослых, добро, справедливость, правдивость, умение признавать свои

ошибки и просить прощение, трудолюбие и т.д.)

-

формирование

у

воспитанников

эмоциональной

чуткости

и

отзывчивости,

гуманного отношения друг к другу, потребности заботиться о тех, кто нуждается в

помощи;

- развитие умений анализировать и применять полученные знания в жизни.

Контингент:

Воспитанники 11 класса кадетского корпуса военной академии связи.

Формы организации деятельности:

- классный час;

- тренинговые занятия;

- изучение обычаев, традиций, культуры народов, религий;

- этическая беседа.

Методы и приемы работы:

- методы формирования духовно-нравственного поведения;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения;

-

словесные

методы

(рассказ,

беседа,

обсуждение

событий

духовно-

нравственного характера);

-

наглядные

методы

(презентации,

дидактический

материал,

демонстрация

фрагментов видеофильмов, разработка буклетов, посещение музейных экспозиций).

Педагогические технологии:

- игровая технология,

- информационно – коммуникационная технология;

- технология критического мышления;

- технология этического диалога.

Актуальность проблемы

На сегодняшний день духовно-нравственного воспитания подростков является

одной

из

основных

проблем,

стоящих

перед

каждым

педагогом,

образовательной

организацией,

обществом

и

государством

в

целом.

Поэтому

в

Федеральном

2

государственном

образовательном

стандарте

это

направление

являются

одним

из

основополагающих.

Этот

вопрос

особенно

актуален

сегодня,

в

период

смены

ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются

жизненные

приоритеты

детей

и

молодёжи,

происходит

разрушение

ценностей

старшего поколения. И поэтому свою роль, как воспитателя, я вижу прежде всего в

том, чтобы заложить у воспитанника основы доброго отношения к окружающему

миру, чтобы вырастить человека с отзывчивой душой и чутким сердцем.

В связи

с

этим

задача

духовно-нравственного

воспитания

подрастающего

поколения имеет чрезвычайную значимость; и её, без преувеличения, необходимо

выделить

сегодня,

как

одну

из

приоритетных

в

деле

обеспечения

национальной

безопасности страны.

В этой

связи

методологической

основой

духовно-нравственного

воспитания

детей

и

молодежи

необходимо

становятся

традиции

православной

культуры

и

педагогики,

представленные

в различных

аспектах:

культурно-историческом

(на

основе

примеров

отечественной

истории

и

культуры);

нравственно-этическом

контексте

нравственного

православно-христианского

учения

о

человеке,

цели

его

жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром); этнокультурном (на

основе национальных православных традиций русского народа) .

В

России

духовно-нравственное

воспитание

традиционно

содействовало

духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во

всех формах её проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной,

бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным

человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего

места в нем.

Конспект классного часа по теме: «Видеть рядом с собой человека».

I. Организационный момент.

Разделяю взвод на две равные группы. Подготовка к групповой работе.

II.Вступительная часть

Стихотворение Р. Киплинга «Заповедь» (зачитывает кадет)

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебе клянущей за смятенье всех,

Верь сам себе, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив,

3

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен все воссоздать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Вопросы аудитории:

- Какие размышления и чувства вызвало это стихотворение?

- А как вы думаете, о чем у нас с вами пойдет разговор на нашем занятии?

II. Сообщение темы и цели классного часа.

Итак, тема нашего классного часа: «Видеть рядом с собой человека».

III. Основная часть.

Задумайтесь и мысленно ответьте себе на следующие вопросы:

- Есть ли у вас настоящие лидеры-организаторы, авторитетные для всего коллектива?

- Каждому ли члену вашего коллектива уютно во взводе?

- В жизни нам часто приходится страдать из-за того, что нас несправедливо поняли,

напрасно обидели. А может, мы сами излишне обидчивы? Чтобы это узнать, нам

следует искренне и точно ответить на вопросы предлагаемого теста.

Тест «Обидчивы ли вы?»

1. Легко ли вам испортить настроение?

2. Долго ли вы помните обиду и обидчика?

3.Долго ли вы переживаете мелкие неприятности (чей-то недоброжелательный взгляд,

едкое замечание, испачканный рукав шинели, и так далее)?

4

4.

Долго

ли

можете

находиться

в

таком

состоянии,

когда

ни

с

кем

не

хочется

разговаривать?

5. Легко ли вы отвлекаетесь на посторонние разговоры и шумы?

6.

Способны

ли

вы

длительное

время

анализировать

свои

переживания,

чувства,

поступки?

7. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

8. Часто ли вам снятся кошмары?

9. Беспокоит ли вас мысль, что вы чем-то хуже других?

10. Часты ли у вас подъемы и спады настроения?

11.

Бывает

ли

так,

что

во

время

спора

у

вас

заметно

меняется

тембр

голоса

и

появляются обычно не свойственные вам низкие или высокие тона?

12. Легко ли вас вывести из себя?

13. Даже вкусная еда не способна исправить ваше испорченное настроение?

14. Часто ли вы испытываете раздражение, когда вас не понимают?

А теперь подсчитайте набранные вами баллы.

За ответ «да» - начисляется 0 баллов; «не знаю, по-разному бывает» - 1 балл, за ответ

«нет» - 2 балла.

От 23 до 28 баллов. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние

устойчиво

и

редко

изменяется

в

зависимости

от

ситуации.

Кое-кто

считает

вас

«непробиваемым», «твердолобым». Иногда вам завидуют, иногда осуждают – на это не

обращайте внимания.

От 17 до 22 баллов. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам

немало горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить глупостей обидчику.

Из-за этого у вас нередко случаются конфликты дома и в школе. Всегда помните

поговорку: « В реке обиды брода нет».

От 0 до 16 баллов. Вы обидчивы, мстительны, легко меняете свое настроение,

болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьезные недостатки в

вашем

характере.

Необходимо

заняться

самовоспитанием.

И

чем

у

вас

меньше

количество баллов, тем скорее к этому следует приступить.

Очень важно научиться видеть рядом с собой человека, понимая и принимая его

таким, каков он есть.

- Как же научиться понимать другого?

Игра на развитие наблюдательности.

Ведущий предлагает ребятам вспомнить и назвать, какого цвета глаза и волосы у

присутствующих? (тех, наблюдательность которых будут проверять, ставят спиной ко

всем присутствующим).

- У кого из присутствующих на верхней одежде есть значки?

Освоение

каждым

из

нас

психологических

основ

общения

необходимо,

межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым

мы

дышим.

Атмосферу

межличностных

отношений

люди

создают

сами,

своими

поступками они могут загрязнить эту атмосферу.

- Согласны ли вы с таким рассуждением?

- Испытываете ли вы потребность в общении?

5

- Скучно ли вам бывает одному или вы испытываете удовольствие от одиночества?

- Много ли знакомых, у каждого из вас? А истинных друзей?

О характере взаимоотношений внутри взвода можно судить по анализу ответов на

вопросы. (Раздать листочки).

1.

С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

2.

Кому бы доверил свою личную тайну?

3.

С кем бы ты пошел в разведку?

Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность.

«Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг» - писал в XII веке Шота

Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе.

(Чтение стихотворений, пословиц, поговорок, подготовленных кадетами).

Работа с карточками (красная карточка- не согласен, желтая - воздержался, зеленая -

согласен. )

Послушайте определения друга, выберете из них одно, с которым вы согласны,

докажите свою точку зрения.

1.

Друг – это тот, кого нам вечно не хватает.

2.

Друг – это тот, с кем можно помолчать.

3.

Друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.

4.

Друг встанет к тебе лицом, даже если все отвернутся от тебя.

5.

Друг – это тот, кто делает тебя лучше, умнее, добрее, сильнее.

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми.

В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы:

«…бескорыстная стойкая приязнь».

На

первое

место

ученый

поставил

бескорыстие.

Оно

делает

отношения

между

друзьями благородными и чистыми.

Настоящий друг везде

Верны в счастье и беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем, без лишних слов,

Он помочь тебе готов.

(В. Шекспир.)

Позвольте сейчас предложить шутливые «правила наоборот», пользуясь которыми

можно прослыть невыносимым человеком. (Зачитываются правила.)

1. Принимать на веру все, что говорят.

2. Не ставить под сомнение авторитеты.

3. Поступить в колледж не из-за стремления чему- то научится, а потому, что так надо.

4. Разок-другой съездить за границу в какое - нибудь безопасное место вроде

Афганистана.

5. Не изучать иностранные языки; все равно скоро все будем говорить по - английски.

6. Раздумывать о создании собственного бизнеса, но ничего не предпринимать для

этого.

6

7. Раздумывать о написании книги, но не написать ни строчки.

8. Взять самую большую ипотеку и выплачивать ее последующие 30 лет.

9. Просиживать за рабочим столом по 40 часов в неделю, продуктивно работать только

10 часов.

10. Не выделяться и не привлекать внимание.

11. Лезть из кожи вон. Стремиться к общепринятым стандартам.

Заключение.

Правила «наоборот» - шутка. И здравомыслящий человек следовать им не станет.

Но если, посмеявшись над ними, вы задумаетесь над принципами общения и уровня

отношений, я буду рад.

Конспект классного часа «Поговорим об этикете»:

Ход диспута.

1.Организационный момент. (5 мин.).

Воспитатель: А.С. Пушкин писал: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-

нибудь».

2. Основная часть: (35 мин.)

1 ведущий. (воспитатель Воронов Д.А.)

Сегодня, товарищи кадеты, мы поговорим об этикете. Все ли знают, что это такое?

Первая страница нашего устного журнала посвящена истории этикета.

2 ведущий. (воспитатель Голубев О.К.)

Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову

«Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» —

надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под

этикетом

определённые

правила

поведения,

выработанные

обществом,

которые

необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

«Этикет — это разум для тех, кто его не имеет», — метко сказал французский

философ Вольтер.

1

ведущий. Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI. Тогда

этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.

В

России

первый

свод

правил

гражданина

был

изложен

в

XVII

веке

в

книге

«Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не

помнить зла». Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не

любишь, то и другим не делай».

1 ведущий. При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга «Юности

честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя

в

обществе,

чтобы

иметь

успех

при

дворе

и

в

свете.

Так,

например,

в

книге

рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не

чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга

пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

1 ведущий. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам

смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил

этикета? Посмотрим, что из этого получится.

Вторая страница «По одёжке встречают...»

7

2 ведущий. (воспитатель Голубев О.К.) Большую часть времени мы проводим в

училище. Поэтому мы будем говорить о нормах современного школьного этикета.

Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему

виду. Ведь внешний вид — это визитная карточка суворовца.

1 ведущий. Товарищи суворовцы! Нормы этикета в училище требуют делового стиля

одежды. Требования к прическе: суворовцы носят короткую стрижку.

Третья страница «Наша речь».

2

ведущий. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня

романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас

которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные

«Эллочки»

обходятся

гораздо

меньшим

количеством

слов,

позаимствованных

с

рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом

потребуется синхронный перевод.

Сценка №2. Разговор по телефону.

Два человека

Алло, можно Эллу?

Привет, мочалка! Это я.

Ты выйдешь гулять?

Не могу: шнурки в стакане.

Ты фейерверк видела? Ну, как?

Ну, кайф! Классно! Потряска!

Знаешь, Мадонна приезжает.

Да, я от нее торчу.

Будешь смотреть ее концерт?

Без базара, я же не лох какой-нибудь.

До свидания, Элла.

2. Чао, бамбино!

Переводчик

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Пока, подружка!

Чтение стихотворения.

1 чтец

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

2 чтец

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

8

Не одолел его язык

3 чтец

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

4 чтец

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

5 чтец

Не скажет он друзьям по школе

«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

1 ведущий.

А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и

могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять

его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой

русской литературы?

Четвертая страница «Ежели вы вежливы».

2 ведущий.

Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится

так дорого, как вежливость».

И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам,

младшим и старшим — одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу

сказал поэт С. Маршак:

6 чтец

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

7 чтец

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

1 ведущий.

Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от

которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти

волшебные слова.

9

(Обучающиеся называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и

другое).

1 ведущий.

Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека.

2 ведущий.

Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» — лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» — значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь — повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

1 ведущий.

Будьте добры иль будете любезны —

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

8 чтец

Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

1 ведущий.

Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его

необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего

элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не

любят и не уважают.

И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего

тона.

Итак, правила игры (игра по принципу брей-ринга). Разделимся на две команды,

которым придётся сразиться. Игра идёт до 6 очков. На обсуждение вопроса даётся 1

минута. Если ответ готов, команда подаёт сигнал, и ей предоставляется право ответить

В случае неправильного ответа соперники могут попробовать ответить на этот же

вопрос.

Позвольте начать игру.

Следить за игрой будет жюри… (выбрать из гостей).

10

ВОПРОСЫ:

1. Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами

считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои

поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга? (Кивок, жест, рукопожатие,

слово, объятия. Чаще всего – "здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте,

на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников

или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы

сидя).

3. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда

входящий, независимо от пола и возраста).

4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается

проходящий).

5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым:

женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый. (Всегда действует

правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник –

подчинённому).

6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать

руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: "Здравствуйте”).

7. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо

пропустить того, кто выходит из магазина).

8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой

входит всегда дама).

9. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

10. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? (Вверх по

лестнице – мужчина; вниз – дама).

11. Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и

предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из

одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или

смотреть, что происходит за окном).

12. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший,

представившись).

13. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?

(Позвонивший).

14. Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен

поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок

вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен

раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

15. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в

подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

16. С какой стороны обходят прохожих? (Идущих впереди обходят слева, а идущих

навстречу – справа).

17. Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это –

вы или ваша спутница? (Мужчина).

11

18. Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми –

мужчина или женщина? (Оба).

19. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? (Правой).

20. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими

людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

21. Может ли девушка отказаться от приглашения на танец? (Этикет разрешает

отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа),

22. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: "Извините” или

"Извиняюсь”? (Извините).

23. Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести

разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может

подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

24. Как правильно говорить: "звони’те” или "Зво’ните”? (Звони’те).

25. Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).

По окончании брейн-ринга жюри подводит итоги, награждаются победители.

1 ведущий.

Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. Но эта

тема неисчерпаема. На следующих классных часах мы узнаем, как вести себя в гостях,

в театре и других общественных местах, как следует знакомиться, говорить по

телефону и о многом другом.

3. Заключительная часть: (5 мин.)

Вопрос роте:

- Как избавиться от всего лишнего, ненужного в языке?

Надёжных рецептов, увы, нет. Мы не властны над речью других, но над собственной

речью имеем власть. Чтобы сохранить чистоту и богатство родного языка, чтобы

обладать культурной речью, можно:

составить памятку «Слова-пустышки в моей речи»

завести «Личный словарь правильностей»

создать «Бестолковый словарь» (как не надо говорить и писать).

а главное - больше читать, учась у мастеров слова. К.И.Чуковский писал: «Чтобы

повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего

интеллекта».

- Согласны ли вы с этим утверждением?

Чтение наизусть стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

(сув. Драгунов А.)

Рефлексия.

Вывод: только полноценная языковая личность способна сохранить культуру своего

народа.

Конспект классного часа по теме «Мой нравственный потенциал»

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

12

Воспитатель: В любом обществе существуют свои нравственные идеалы и ценности,

представления о добре и зле, о справедливости. В латинском языке термин «мораль»

означает «нравственный».

Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых

обеспечивает общественное мнение.

(Слайд 1) : Морально-нравственные правила поведения, основанные на

представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге,

чести, совести.

Воспитатель: Высокоморальным ( нравственным) считают человека честного,

воспитанного, почтительного к старшим, доброжелательного к людям независимо от

их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них

присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в

трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.

Вывод: 1)Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло.

2)Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.

3) мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных

норм наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать

угрызения совести.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Что в себя включают нравственные качества человека?

Моральные нормы фактически однородны во всех религиях, касаются они отношение

людей к другим людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.

( классифицируем понятия)

(Слайд 2) : подобрать пары слов по противоположности понятий.

Нравственные понятия: умеренность- излишество,(1)

нестяжание- сребролюбие,(2)

кротость-гнев,(3)

жизнелюбие-уныние,(4)

смирение- тщеславие, (5)

великодушие- зависть, (6)

доверчивость- подозрительность,(7)

трудолюбие- безделье, (8)

самостоятельность- зависимость,(9)

любовь- ненависть,

верность-предательство

ВЫВОД: ДОБРОДЕТЕЛИ - ПОРОКИ

( попробуйте дать определение некоторым качествам, что это такое? )

Воспитатель: О каких добродетелях или пороках говорится в высказывании?

1)–умеренность-здоровье души

- бери от жизни все

8)-кто не работает- тот не ест

13

-работа – последнее прибежище в жизни для тех, кто больше ничего не умеет

7)-просите- и дадут вам, ищите- и найдете, стучите –и откроют вам

-каждого незнакомца считай вором

3)На добро отвечать добром –дело каждого, на зло добром- дело отважного

- гнев слаще меда

5)не стремись быть первым во вселенной

-лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.

9)- не стоит прогибаться под изменчивый мир

- один в поле не воин

4)оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в

каждой возможности

2) –рука дающего не оскудеет

- деньги отпирают все двери

6)-великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего

благополучия или своих несчастий

-нам мало добиться успеха, надо еще , чтобы друзья наши потерпели крах.

Воспитатель :

1)Народная мудрость всегда показывает нравственные ориентиры жизни человека,

наставляет его на верный путь.

2)Человеческая добродетель нашла свое выражение в русских народных пословицах.

Вопросы: о чем эти пословицы, что они нам советуют?

-добро поощряй, а зло порицай

1) в себе поощряй добро, отвергай, старайся не допускать недобрые мысли, не

совершать плохих поступков, стремись избавиться от плохих поступков.

-истинное добро всегда просто

- жизнь дана на добрые дела.

- каков есть- такова и честь

-добрым быть- добрым и слыть

-спеши делать добро

-делай хорошее для других- сам станешь лучше

-что в другом не любишь- того и сам не делай.

Воспитатель: Культура поведения человека в обществе напрямую зависит от того,

каким нравственным потенциалом обладает человек, каковы его моральные принципы.

(Слайд 3)

Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)

.Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)

Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.

(Саади)

Воспитатель: Мы поговорим сегодня о том, что такое - “Чужая боль”. В чем

заключает умение человека чувствовать чужую боль?

1)Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.

14

(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)

2)Боль - ощущение страдания

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)

3) Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда

болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?

Воспитатель В каждом маленьком случае, В каждом горе и счастье

Мир приучен к сочувствию, Мир приучен к соучастию.

Равнодушие не свойственно Каждой клетке моей!

Презираю спокойствие Закрытых дверей.

Воспитатель: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:

"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью,

хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда

все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи

фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в

другом? В нас? В человеке?"

Вопрос ко всем:

А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку? Как это

происходит? Как не допустить этого?

( обсуждение)

ВЫВОД: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью,

если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного

человек

Воспитатель: Какие примеры душевной чуткости, умения почувствовать чужую

физическую или душевную боль как свою вы могли бы привести из литературных

произведений?

( произведение, автор, какой герой в какой ситуации смог проявить душевную

чуткость, почувствовать чужую боль ?)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фрагмент из фильма А. Грина «АЛЫЕ ПАРУСА»

“Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса

своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но

когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в

состоянии.

Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит

заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз

попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это

приятно, как невыразимо чудесно.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное

нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

Воспитатель: Все мы очень разные. Но каждый из нас --человек. И человечество

существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.

15

Очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что

отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе построже,

И добрее к прочим людям, -

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то судеб.

Диагностика сформированности духовно-нравственных качеств

Определение нравственных понятий

(Колмогорова Л.С.)

Имя воспитанника __________________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

А

Б

В

Дайте определение качествам

Это

хорошее

качество?

Ты бы хотел

быть

таким?

1

Быть добрым это значит…

2

Быть щедрым значит…

3

Быть честным значит…

4

Быть дружелюбным значит…

5

Быть справедливым значит…

6

Быть находчивым значит…

7

Быть трудолюбивым значит…

8

Быть самостоятельным значит…

9

Быть заботливым значит…

10

Быть организованным значит…

Уровни сформированности духовно-значимых качеств

Уровни

сформированности

духовно

значимых

к а ч е с т в

у

воспитанников

Показатели

В ы с о к и й

у р о в е н ь

-

чётко

сформированные

глубокие

знания

о

милосердии,

добре, сострадании и благодарности и сопутствующих им

16

сформированности

качествах;

- наличие положительной устойчивой внутренней мотивации

к совершению добрых милосердных поступков;

-

способность

проявления

добра

и

милосердия

на

эмоциональном и практическом уровне;

-

милосердные

поступки

совершаются

по

отношению

к

любому нуждающемуся (знакомому и незнакомому человеку)

и переходят в привычку.

С р е д н и й

у р о в е н ь

сформированности

-

верно

сформированные

представления

о

д об ре,

справедливости,

чести

и

милосердии

и

сопутствующих

качествах;

- наличие положительной мотивации к добрым поступкам;

-

проявление

милосердия

по

отношению

к

близким,

знакомым

людям

(родственникам,

друзьям)

и

редко

в

отношении к незнакомым людям.

Н и з к и й

у р о в е н ь

сформированности

- поверхностные, не верные и искаженные представления о

духовно-значимых качествах;

- отсутствие навыков проявления и мотивации к совершению

добрых поступков (доброта на словах).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Анисимов

С.

Ф.

Духовные

ценности:

производство

и

потребление.

-М.:

Просвещение, 2011. 255 с.

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. № 4. 2013. С. 117–120.

3. Веснина Н. И. Жизненные ценности, или искусство жить достойно: Классный

час // Классный руководитель. 2011. № 2. C. 93 – 98.

4. Власова Т. И. Духовно – нравственное развитие современных школьников как

процесс овладения смыслом жизни // Педагогика. 2012. № 9. С. 108 – 113.

5. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М.: Просвещение, 2010. 378 с.

6.

Захарченко

М.

В.

Методологические

основы

образовательной

области

«Духовно – нравственная культура» // Педагогика. 2013. № 9. С. 40 – 45.

7. Зеленский К. Духовно - нравственное воспитание в школе: возможности и

ограничения // Народное образование. 2013. № 1. С. 213 – 219.

8. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб.: Владос,

2012. 375 с.

17



В раздел образования