Автор: Калистратова Елена Александровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №93 комбинированного вида
Населённый пункт: Республика Коми г. Ухта
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Приемы активизации практики детей и закрепление грамматических форм
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад №93 комбинированного вида»
г. Ухта
Консультация для воспитателей
Тема: Приемы активизации речевой практики детей
и закрепления грамматических форм
учитель- логопед Калистратова Е. А.
10.02.18г
Наиболее характерные приемы для активизации речевой практики
детей.
1.
Просьбы, поручения – проверяет понимание обращенной речи и
активизирует
собственную
речь.
Для
детей
с
нарушением
грамматических форм можно использовать прием отраженной речи,
тем самым педагог дает образец правильного произнесения, далее
ребенок сам выражает просьбу. Этот прием особенно эффективен в
младшем дошкольном возрасте.
2.
Повторение за ребенком слов и словосочетаний. Повторяя слова
готовим ребенка к усвоению и правильному воспроизведению слов со
сложной
слоговой
структурой,
связи
слов,
словосочетаний,
предложений. Повторяя, ответ воспитатель демонстрирует правильное
грамматическое оформление, выделяя по возможности, интонацией
место, которое ребенок произнес неправильно.
[ Пример: ''Где сидит птица? '' – '' На гнездышке .'' – '' Птица сидит в
гнезде '' – произнося правильный ответ воспитатель утрирует предлог
и окончание.]
Затем
воспитатель
просит
ребенка
повторить
правильную
форму.
Если ребенок отказывается повторить, педагог не должен настаивать,
чтобы
не
вызвать
негативную
реакцию
и
не
удалить
слово
из
активного
словаря.
В
этом
случае
лучше
еще
раз
повторить
правильную форму, обращаясь к этому или другому ребенку. Этот
прием полезен, т.к. можно включать нужное слово в словосочетание
или предложение, т.е. дает более сложный образец.
3.
Вопросы – ответы – предполагают употребление слов в различных
грамматических формах, построение предложений. Следует различать
вопросы,
относящиеся
ко
всем
детям
и
вопросы
заданные
конкретному ребенку, т.е. персональные. В этом возрасте дети долго
не относят вопрос, заданный всем детям, – как и личный к себе,
поэтому надо уточнять: ''Все взяли карандаши. Что взяли дети? Саша,
что
ты
взял?''
Вопросы
задаются
в
разных
падежах.
Наиболее
доступны и актуальны следующие группы вопросов:
-
вопросы относящиеся к названиям предметов и их частей [что,
кто];
-
названия признаков и свойств предметов [какой, какая, какие];
-
действия
или
состояния
предметов
[важно
не
называть
само
действие в вопросе – ''Что мы будем делать ножницами?'' /резать/];
-
вопросы
поискового
характера
наиболее
сложные,
требующие
умственных
усилий,
используются
как
результат
речевых
упражнений. На основе этих вопросов составляются описательные
рассказы.
4.
Многократное повторение речевого материала. С помощью этого
приема дети учатся вслушиваться в изменение слов, употребляемые в
разных
формах.
''Жил
-
был
заяц.
Зайка
жил
в
лесу.
Зайчишка
беленький, пушистый. Уши у зайца длинные – длиннющие'' и т.д. Без
повторения
дети
не
сосредоточатся,
не
вникнут
в
содержание,
изменение
слов,
определений,
не
привлекут
внимание.
Одним
из
приемов
повторения
является
комментирование
деятельности.
Богатый
материал
для
применения
этого
приема
содержится
в
потешках. В них много уменьшительно – ласкательных слов [котик –
коток];
широко
представлены
слова
обозначающие
действия
[''Водичка'',
''Сорока
–
ворона''];
много
эпитетов,
определений
[серенькая кошечка, масляна - головушка]; в потешках присутствуют
количественные числительные [ 1, 2, 3, 4, 5 – вышел зайчик погулять].
Потешки можно использовать для описания предметов [как у нашего
кота - шубка очень хороша].
5.
Использование
схем,
опорных
картин
при
составлении
предложений [рассказов]. Сначала структура предложения задается
подсказкой взрослого, так называемый прием сотворчества [Это… . У
Миши есть … .]. В старших группах предложения реконструируются,
используются схемы предложений, прием составления письма. Игры –
''Дополни предложение'', ''Размытое письмо'', ''Живые слова''.
6.
Настольно
–
печатные
игры
как
средство
упражнения
в
грамматических
формах. Здесь
могут
использоваться
сразу
несколько приемов: повторение действий, их комментирование и др.
Для активизации речевой практики важна ее организация в течение
всего пребывания ребенка в детском саду. Одно из таких средств
это
применение
полученных
на
занятиях
по
познавательному
развитию знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо
создавать проблемные ситуации.
7.Еще одним способом активизации речи являются домашние задания –
составление совместно с родителями сказок, рассказов на заданную
тему.
8.Следующий
способ
развития
связной
речи
– ведение
''Календаря
жизни группы''.