Напоминание

Приемы активизации практики детей и закрепление грамматических форм


Автор: Калистратова Елена Александровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №93 комбинированного вида
Населённый пункт: Республика Коми г. Ухта
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Приемы активизации практики детей и закрепление грамматических форм
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад №93 комбинированного вида»

г. Ухта

Консультация для воспитателей

Тема: Приемы активизации речевой практики детей

и закрепления грамматических форм

учитель- логопед Калистратова Е. А.

10.02.18г

Наиболее характерные приемы для активизации речевой практики

детей.

1.

Просьбы, поручения – проверяет понимание обращенной речи и

активизирует

собственную

речь.

Для

детей

с

нарушением

грамматических форм можно использовать прием отраженной речи,

тем самым педагог дает образец правильного произнесения, далее

ребенок сам выражает просьбу. Этот прием особенно эффективен в

младшем дошкольном возрасте.

2.

Повторение за ребенком слов и словосочетаний. Повторяя слова

готовим ребенка к усвоению и правильному воспроизведению слов со

сложной

слоговой

структурой,

связи

слов,

словосочетаний,

предложений. Повторяя, ответ воспитатель демонстрирует правильное

грамматическое оформление, выделяя по возможности, интонацией

место, которое ребенок произнес неправильно.

[ Пример: ''Где сидит птица? '' – '' На гнездышке .'' – '' Птица сидит в

гнезде '' – произнося правильный ответ воспитатель утрирует предлог

и окончание.]

Затем

воспитатель

просит

ребенка

повторить

правильную

форму.

Если ребенок отказывается повторить, педагог не должен настаивать,

чтобы

не

вызвать

негативную

реакцию

и

не

удалить

слово

из

активного

словаря.

В

этом

случае

лучше

еще

раз

повторить

правильную форму, обращаясь к этому или другому ребенку. Этот

прием полезен, т.к. можно включать нужное слово в словосочетание

или предложение, т.е. дает более сложный образец.

3.

Вопросы – ответы – предполагают употребление слов в различных

грамматических формах, построение предложений. Следует различать

вопросы,

относящиеся

ко

всем

детям

и

вопросы

заданные

конкретному ребенку, т.е. персональные. В этом возрасте дети долго

не относят вопрос, заданный всем детям, – как и личный к себе,

поэтому надо уточнять: ''Все взяли карандаши. Что взяли дети? Саша,

что

ты

взял?''

Вопросы

задаются

в

разных

падежах.

Наиболее

доступны и актуальны следующие группы вопросов:

-

вопросы относящиеся к названиям предметов и их частей [что,

кто];

-

названия признаков и свойств предметов [какой, какая, какие];

-

действия

или

состояния

предметов

[важно

не

называть

само

действие в вопросе – ''Что мы будем делать ножницами?'' /резать/];

-

вопросы

поискового

характера

наиболее

сложные,

требующие

умственных

усилий,

используются

как

результат

речевых

упражнений. На основе этих вопросов составляются описательные

рассказы.

4.

Многократное повторение речевого материала. С помощью этого

приема дети учатся вслушиваться в изменение слов, употребляемые в

разных

формах.

''Жил

-

был

заяц.

Зайка

жил

в

лесу.

Зайчишка

беленький, пушистый. Уши у зайца длинные – длиннющие'' и т.д. Без

повторения

дети

не

сосредоточатся,

не

вникнут

в

содержание,

изменение

слов,

определений,

не

привлекут

внимание.

Одним

из

приемов

повторения

является

комментирование

деятельности.

Богатый

материал

для

применения

этого

приема

содержится

в

потешках. В них много уменьшительно – ласкательных слов [котик –

коток];

широко

представлены

слова

обозначающие

действия

[''Водичка'',

''Сорока

ворона''];

много

эпитетов,

определений

[серенькая кошечка, масляна - головушка]; в потешках присутствуют

количественные числительные [ 1, 2, 3, 4, 5 – вышел зайчик погулять].

Потешки можно использовать для описания предметов [как у нашего

кота - шубка очень хороша].

5.

Использование

схем,

опорных

картин

при

составлении

предложений [рассказов]. Сначала структура предложения задается

подсказкой взрослого, так называемый прием сотворчества [Это… . У

Миши есть … .]. В старших группах предложения реконструируются,

используются схемы предложений, прием составления письма. Игры –

''Дополни предложение'', ''Размытое письмо'', ''Живые слова''.

6.

Настольно

печатные

игры

как

средство

упражнения

в

грамматических

формах. Здесь

могут

использоваться

сразу

несколько приемов: повторение действий, их комментирование и др.

Для активизации речевой практики важна ее организация в течение

всего пребывания ребенка в детском саду. Одно из таких средств

это

применение

полученных

на

занятиях

по

познавательному

развитию знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо

создавать проблемные ситуации.

7.Еще одним способом активизации речи являются домашние задания –

составление совместно с родителями сказок, рассказов на заданную

тему.

8.Следующий

способ

развития

связной

речи

ведение

''Календаря

жизни группы''.



В раздел образования