Напоминание

"Распознавание и своевременное устранение недостатков в игровом аппарате учащихся по классу фортепиано"


Автор: Шаланова Екатерина Георгиевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО МШ № 3
Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти
Наименование материала: Методическое сообщение (тезисы)
Тема: "Распознавание и своевременное устранение недостатков в игровом аппарате учащихся по классу фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

городского округа Тольятти

Методическое сообщение с практическими примерами

Распознавание и своевременное устранение

недостатков в игровом аппарате учащихся по

классу фортепиано

(Тезисы к методическому сообщению)

АВТОР:

Преподаватель МБУ ДО МШ № 3

г. о. Тольятти

ШАЛАНОВА ЕКАТЕРИНА ГЕОРГИЕВНА

2019г

Рациональная ( правильная ) постановка игрового аппарата помогает

добиться

качественного

и

скорейшего

результата

при

наименьших

затратах

времени и усилий.

Формирование аппарата — длительный процесс, который начинается в

начальный период обучения и продолжается на всем его протяжении ( как бы

«лепится» преподавателем).

Основная задача при формировании аппарата это достижение гибкости и

согласованной работы всех составляющих ее элементов-звеньев.

Свободный

аппарат

это

аппарат

легко

приспосабливающийся

к

художественным задачам в исполняемых произведениях, владеющий навыками

смены моментов напряжения и освобождения.

Для достижения положительных результатов недостаточно только усилий

преподавателя.

Имеют

значение

физические,

психоэмоциональные

особенности, общий уровень развития ученика, его способность к труду и

преодолению трудностей.

Базовые

навыки

прививаются

всем

начинающим

пианистам,но

результаты, в силу указанных факторов, получаются различными и начинается

работа над устранением недостатков игрового аппарата.

Такая

работа

проводится

постоянно

и

во

многом

зависит

от

восприимчивости учащегося.

Новые

произведения

ставят

перед

педагогом

и

учеником

новые

технические

и

художественные

задачи

и

работа

над

игровым

аппаратом

постоянно расширяется.

Зажатость — один из самых распространенных недостатков. Проявляется она

по разному и затрагивает разные звенья аппарата:

неправильная осанка и посадка (требуется постоянный контроль);

поднятые плечи и отсутствие опоры в пальцах. Для устранения этого

недостатка

используются

упражнения

на

весовые

движения,

а

также,

различные ассоциации;

Неестественное положение локтя (прижатый или отставленный слишком

далеко). Локоть должен работать как «руль» и не должен быть слишком

фиксированным;

Зажатость

кисти.

Для

устранения

этого

недостатка

необходимо

вырабатывать

«дыхание»

кисти,

ее

освобождение

(как

правильное

дыхание во время физических упражнений). Важны боковые движения

кисти, которая, как бы ведет за собой пальцы (движения к 1-му и 5-му

пальцам);

Зажатый

1-й

палец

(торчащий,

лежачий,

прижатый

ко

второму

или

задвинутый

под

ладонь).

Первый

палец

должен

быть

закругленной

выпуклой

формы.

Рекомендуется

задействовать

1

палец

в

начальных

упражнениях

(например,

игра

квинт

первым

и

пятым

пальцами).

Необходимо

использовать

в

работе

упражнения

на

мягкое

без

рывка

подкладывание 1-го пальца;

Зажатый

5-й

палец

поднятый

и

торчащий,

поджатый

крючком,

лежащий. Необходимо контролировать отведение локтя и кисти к 5-му

пальцу. Задействовать пятый палец и в других упражнениях (на двойные

ноты);

Прогибаются

суставы

(ногтевые).

Этот

дефект

часто

связан

с

физическими

особенностями

пальцев,

с

излишним

давлением

на

клавиши.

Помогает

беззвучная

игра

с

легким

нажатием

клавиш.

Отсутствие цепкости у кончиков пальцев. Исправить недостаток помогает

тактильный показ,использование различных ассоциаций;

Отсутствие «купола» кисти, плоская кисть. Не хватает опоры каждого

пальца,цепких кончиков пальцев. Помогает использование упражнения

«пальцы здороваются», вис на кончиках пальцев, нажатие на клавиши до

внешне видимого выделения суставов кисти;

Недостаточная самостоятельность и четкость пальцев, вибрация запястья.

Помогают

упражнения

без

клавиатуры

на

жесткой

поверхности,

проговаривание нот. Для устранения тряски — направляющие движения

кисти и локтя устранение излишнего давления на клавиши;

Игра

прямыми

пальцами.

Постоянный

контроль

за

«собранностью»

кисти,закругленностью

пальцев.

Используются

различные

ассоциации

(держим стеклянный шар, растягивающаяся и сжимающаяся пружина и

др.).

Все вышеперечисленные и другие встречающиеся в практике недостатки,

не только выявляются визуально, но и влияют на качество звука, распознаются

на

слух.

Зажатость

вызывает

форсированный

звук,

тряску

кисти,

резкие

акценты, отсутствие плавного голосоведения. Кроме того, непривлекателен и

внешний вид ученика с поднятыми плечами,прижатыми к телу локтями и т. д.

Детям

постарше

необходимо

объяснять

преимущества

правильной,

рациональной постановки и способы устранения недостатков на наглядных

примерах

звукоизвлечения,

для

преодоления

технических

трудностей,

для

развития

беглости

пальцев.

Использовать

можно

сравнительный

показ

изменения качества исполняемых произведений и их отдельных эпизодов при

использовании правильных приемов звукоизвлечения. Помогает «игра» на руке

ученика,

словесные

пояснения,

а

также,

примеры

вызывающие

нужные

ассоциации.

С

первых

уроков

в

классе

фортепиано

идет

кропотливая

работа

над

организацией игровых движений — активности и самостоятельности пальцев,

гибкости кисти, плавным и направляющим движением всей руки «из корпуса»,

формирование правильной осанки и посадки за инструментом, координации

движения

рук

и

т.

д.

Продолжается

эта

работа,

во

многом

зависящая

от

индивидуальности ученика, на всем протяжении периода обучения.



В раздел образования