Автор: Хертек Чаяна Любомировна
Должность: ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет
Населённый пункт: город Кызыл Республика Тыва
Наименование материала: Научная статья
Тема: Формы реализации правоохранительной функции органами внутренних дел
Раздел: высшее образование
Формы
реализации
правоохранительной
функции
органами
внутренних
дел
Хертек
Чаяна
Любомировна
,
студентка
1
курса
219
группы
,
направления
подготовки
40.03.01 «
Юриспруденция
» ,
ФГБОУ
ВО
Тувинский
государственный
университет
Научный
руководитель
:
Даштаар
-
оол
Виктория
Оюновна
–
старший
преподаватель
кафедры
уголовного
права
и
процесса
ФГБОУ
ВО
Тувинский
государственный
университет
.
Аннотация
:
В
статье
исследованы
вопросы
реализации
органами
внутренних
дел
правоохранительной
функции
.
В
частности
,
подробно
проанализированы
такие
формы
деятельности
органов
внутренних
дел
,
как
правоприменительная
,
организационная
,
воспитательная
,
правоохранительная
.
Ключевые
слова
:
правоохранительная
функция
;
органы
внутренних
дел
;
методы
реализации
функции
;
формы
деятельности
органов
внутренних
дел
;
направления
в
деятельности
органов
внутренних
дел
.
В
современных
условиях
не
позволительно
рассматривать
правоохранительную
систему
только
с
позиции
силы
и
принуждения
.
Признание
в
качестве
высшей
ценности
человека
,
его
прав
и
свобод
наполняет
правоохранительную
деятельность
новым
содержанием
,
которое
неизбежно
приводит
к
переориентации
деятельности
государственных
органов
с
«
узкогосударственных
задач
на
обеспечение
социально
-
культурных
процессов
и
запросов
рядовых
граждан
» [2
с
. 119].
При
определении
форм
деятельности
органов
внутренних
дел
следует
учитывать
и
то
,
что
каждое
структурное
подразделение
,
входящее
в
систему
Министерства
внутренних
дел
Российской
Федерации
,
имеет
специфические
задачи
,
следовательно
,
и
формы
их
реализации
.
Основными
направлениями
деятельности
органов
внутренних
дел
в
условиях
построения
правового
государства
являются
охрана
и
защита
конституционных
прав
граждан
,
защита
правопорядка
,
борьба
с
преступностью
и
профилактика
правонарушений
.
Правоприменительная
форма
выражает
деятельность
органов
внутренних
дел
по
реализации
своей
компетенции
в
сфере
обеспечения
прав
и
свобод
граждан
,
созданию
оптимальных
условий
для
пользования
ими
.
Осуществление
правоприменительной
деятельности
связано
с
правомерными
и
неправомерными
действиями
управляемых
субъектов
(
граждан
,
организаций
,
должностных
лиц
),
событиями
,
а
также
является
результатом
самостоятельного
волеизъявления
органов
внутренних
дел
.
Правоприменение
следует
рассматривать
в
качестве
одного
из
наиболее
действенных
элементов
механизма
реализации
правовых
норм
и
принятия
государственно
-
властных
решений
по
конкретным
делам
.
Главными
требованиями
к
применению
норм
права
являются
законность
,
обоснованность
,
целесообразность
и
справедливость
[4
с
. 98].
В
юридической
литературе
большое
внимание
уделяется
проблеме
борьбы
с
преступностью
и
,
думается
,
нет
необходимости
затрагивать
вопросы
,
которые
касаются
способов
и
методов
борьбы
с
правонарушителями
.
Рассмотрим
два
аспекта
этой
проблемы
:
взаимодействие
региональных
органов
внутренних
дел
и
состояние
криминалистических
учетов
и
их
использование
в
борьбе
с
преступностью
.
Одной
из
актуальных
проблем
полного
и
объективного
расследования
была
и
остается
проблема
взаимодействия
правоохранительных
органов
.
При
росте
организованной
преступности
,
когда
наметились
устойчивые
тенденции
межрегионального
сотрудничества
организованных
групп
,
актуализировался
вопрос
о
совершенствовании
межрегионального
взаимодействия
правоохранительных
органов
.
В
юридической
литературе
большое
внимание
уделяется
проблеме
борьбы
с
преступностью
и
,
думается
,
нет
необходимости
затрагивать
вопросы
,
которые
касаются
способов
и
методов
борьбы
с
правонарушителями
.
Рассмотрим
два
аспекта
этой
проблемы
:
взаимодействие
региональных
органов
внутренних
дел
и
состояние
криминалистических
учетов
и
их
использование
в
борьбе
с
преступностью
.
Одной
из
актуальных
проблем
полного
и
объективного
расследования
была
и
остается
проблема
взаимодействия
правоохранительных
органов
.
При
росте
организованной
преступности
,
когда
наметились
устойчивые
тенденции
межрегионального
сотрудничества
организованных
групп
,
актуализировался
вопрос
о
совершенствовании
межрегионального
взаимодействия
правоохранительных
органов
.
Типы
преступных
группировок
по
сфере
деятельности
могут
быть
межрегиональные
и
локальные
.
Поэтому
в
целях
мобильности
и
эффективности
расследования
совершенных
ими
преступлений
в
структуре
МВД
и
УВД
областей
несколько
лет
назад
стали
создавать
отделы
по
борьбе
с
организованной
преступностью
.
Их
функция
-
выявление
преступных
группировок
и
расследование
многоэпизодных
уголовных
дел
о
наиболее
тяжких
корыстных
и
корыстно
-
насильственных
преступлениях
,
а
также
бандитизме
,
умышленных
убийствах
,
кражах
,
грабежах
,
разбоях
.
Сюда
входят
и
уголовные
дела
о
разбойных
нападениях
на
водителей
автотранспортных
средств
,
число
которых
резко
возрастает
.
Правоприменение
предполагает
вступление
гражданина
в
правовые
отношения
с
государственными
органами
и
должностными
лицами
,
которые
правомочны
удовлетворить
его
притязания
на
пользование
определенным
социальным
благом
,
оно
не
обязательно
выступает
как
неотложный
единовременный
акт
.
Во
многих
случаях
это
может
быть
целый
комплекс
последовательно
развивающихся
действий
многих
участников
какого
-
либо
процесса
(
возбуждение
уголовного
дела
,
предварительное
расследование
,
судебное
разбирательство
,
кассация
).
К
внутриорганизационным
функциям
можно
отнести
обеспечение
нормального
функционирования
всей
системы
органов
внутренних
дел
и
расстановку
сил
и
средств
при
проведении
правоохранительных
мероприятий
и
рейдов
.
Внешнеорганизационная
деятельность
включает
в
себя
охрану
прав
и
свобод
личности
путем
создания
условий
для
их
безопасной
реализации
(
охрана
общественного
порядка
в
местах
массового
скопления
населения
,
обеспечение
общественной
безопасности
,
освобождение
заложников
);
обеспечение
реализации
ряда
конституционных
и
отраслевых
прав
граждан
,
которые
возможны
лишь
при
условии
их
подтверждения
государственно
-
властным
актом
(
право
на
выбор
места
жительства
,
право
личной
собственности
на
транспортное
средство
);
оказание
помощи
гражданам
при
затруднительных
,
или
чрезвычайных
обстоятельствах
(
аккумуляция
и
выдача
сведений
о
лицах
,
оказавшихся
жертвой
несчастного
случая
,
поиск
пропавших
без
вести
).
Воспитательная
форма
присуща
всем
видам
деятельности
органов
внутренних
дел
.
Постоянно
находясь
по
роду
своей
работы
среди
населения
,
реализуя
свои
многочисленные
полномочия
,
сотрудники
полиции
систематически
заняты
воспитанием
у
граждан
уважения
к
нормам
,
установленным
в
нашем
обществе
,
непримиримости
к
нарушениям
общественных
интересов
,
прав
и
свобод
человека
.
Воспитательная
работа
охватывает
слои
населения
,
в
определенной
мере
сохраняющие
отсталые
взгляды
,
обычаи
и
традиции
,
склонные
к
совершению
правонарушений
.
При
этом
в
центре
внимания
органов
внутренних
дел
находятся
лица
с
низким
культурным
и
общеобразовательным
уровнем
,
на
долю
которых
приходится
наибольшее
количество
совершенных
преступлений
против
личности
(
умышленных
убийств
,
телесных
повреждений
,
изнасилований
)
и
других
опасных
деяний
,
отрицательно
сказывающихся
на
осуществлении
прав
и
свобод
граждан
.
Методы
борьбы
должны
меняться
при
изменении
обстоятельств
.
Поэтому
содержание
форм
и
методов
деятельности
органов
внутренних
дел
по
обеспечению
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
требует
постоянного
научного
анализа
с
учетом
закономерностей
и
тенденций
развития
общества
.
Все
это
в
конечном
счете
будет
способствовать
осуществлению
конституционной
задачи
государства
по
признанию
,
соблюдению
и
защите
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
в
российском
обществе
как
одного
из
направлений
реализации
правоохранительной
функции
государства
.
Вывод
:
Анализируя
вышеизложенное
,
можно
сделать
вывод
,
что
важнейшей
задачей
реформирования
системы
органов
внутренних
дел
является
реализация
правоохранительной
функции
государства
через
соблюдение
,
охрану
и
защиту
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
.
Исходя
из
этого
,
при
выработке
любой
концепции
,
направленной
на
совершенствование
общественных
отношений
,
следует
все
поставленные
задачи
и
конкретные
меры
по
их
реализации
рассматривать
через
призму
человеческой
личности
,
ее
прав
и
свобод
,
полагая
,
что
это
не
только
продукт
функционирования
социальной
системы
,
но
и
важнейшие
средства
развития
последней
.
Думается
,
постоянное
и
восходящее
развитие
личности
,
ее
прав
и
свобод
имеет
самое
ценное
значение
для
динамично
развивающегося
государства
и
общества
.
Список
литературы
: 1.
О
полиции
:
Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
7
февраля
2011
г
. №
З
-
ФЗ
//
Рос
.
газ
. 2011. 8
февр
. 2.
Артемов
В
.
М
.
Правопорядок
в
современном
российском
обществе
:
концептуальные
обоснования
и
инновации
.
М
., 1998. 3.
Бутылин
В
.
Н
.,
Гончаров
И
.
В
.
Обеспечение
конституционных
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
в
деятельности
органов
внутренних
дел
.
М
., 2002. 4.
Ростовщиков
И
.
В
.
Права
личности
в
России
:
их
обеспечение
и
защита
органами
внутренних
дел
.
Волгоград
, 1997.