Автор: Баазан Чыргал Геннадьевич
Должность: студент 1 курса,ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет
Населённый пункт: Кызыл
Наименование материала: научная статья
Тема: Сущность прокуратуры в современной России
Раздел: высшее образование
СУЩНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Баазан Чыргал Геннадьевич- студент 1 курса, направления подготовки
40.03.01 «Юриспруденция», ФГБОУ ВО Тувинский государственный
университет.
Научный руководитель: Даштаар-оол Виктория Оюновна- старший
преподаватель кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВО Тувинский
государственный университет.
Аннотация:
в
данной
статье
раскрывается
понятие,
значение
и
содержание
современного
прокурорского
надзора,
а
также
уточняется
понятие законности. Анализируются такие критерии деление прокурорского
надзора
на
отдельные
отрасли,
как
задачи,
предмет,
объект
и
пределы
надзора.
Ключевые
слова:
прокуратура,
прокурорский
надзор,
отрасли
прокурорского надзора, объект, Конституция РФ.
Прокуратура
Российской
Федерации
-
единая
федеральная
централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской
Федерации
надзор
за
соблюдением Конституции Российской
Федерации
и
исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокурорский
надзор –
это
специфическая
деятельность
органов
прокуратуры,
осуществляемая
от
имени
РФ,
направленная
на
проверку
точности
соблюдения
и
исполнения
законов
с
целью
обеспечения
верховенства
закона,
единства
и
укрепления
законности,
защиты
прав
и
свобод
человека
и
гражданина,
а
также
охраняемых
законом
интересов
общества и государства.
1
На
сегодняшний
день
прокурорский
надзор
продолжает
оставаться
самостоятельным
правовым
явлением,
отличным
от
прочих
видов
контрольной деятельности. Это единственный вид публичной проверочной
деятельности, предполагающий правовую оценку соблюдения и исполнения
законов максимально возможным кругом поднадзорных лиц, включающим в
себя
подавляющее
большинство
публичных
органов,
учреждений
и
1
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1
(ред. от 27.12.2019)
«О прокуратуре Российской
Федерации»
должностных
лиц.
Прокурорский
надзор
обладает
рядом
сходных
с
контролем черт, однако его предназначение, принципы организации, формы
реализации не позволяют рассматривать его как какую-либо ординарную или
специфичную форму контроля. Будучи самостоятельным правовым явлением,
он обладает своим специфичным содержанием, традиционно увязываемым с
понятием законности.
Наибольший
интерес
для
прокурорского
надзора
представляет
законность
как
цель
прокурорской
деятельности
-
обеспечение
режима
(состояния) общественной жизни и как форма реализации публичной власти.
Обобщенное
понятие
законности
означает
достижение
реального
и
активного
функционирования
всех
нормативных
факторов,
призванных
распространить на общественные отношения состояние их правомерности.
Соответствия поведения поднадзорных субъектов предписаниям правовых
норм,
реальности
и
эффективности
правового
регулирования
в
целях
соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории России,
а также обеспечения и охраны прав и свобод личности.
Законность
как
один
из
методов
реализации
публичной
власти
-
прокурорского надзора - означает обеспечение режима законности путем
осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением и применением
норм
права
при
одновременном
обеспечении
соблюдения
прав
и
свобод
человека и гражданина со стороны поднадзорных органов, учреждений и
должностных лиц.
Основным
способом
реализации
прокурорского
надзора
выступает
наблюдение, включающее в себя выявление и реагирование на выявленные
нарушения. Реагирование осуществляется путем восстановления нарушенной
законности,
предполагающего
ликвидацию
(устранение)
негативных
последствий
и
возвращение
нарушенных
общественных
отношений
в
прежнее правомерное состояние.
Восстановление нарушенной законности осуществляется в простой и
усложненной формах. В первом случае оно происходит путем применения
надзорных
правовых
средств,
предполагающих
позитивное
и
негативное
обязывание поднадзорных лиц устранить нарушения и вернуть нарушенные
отношения в прежнее правомерное состояние. Основная задача в этом случае
заключается в оперативном восстановлении состояния правомерности без
инициирования
более
сложной
правоприменительной
деятельности.
Во
втором
-
происходит
возбуждение
административных,
судебных
и
иных
производств. В связи с этим появляется дополнительная цель - обеспечить
принудительную
реализацию
прокурорской
власти,
направленную
на
восстановление нарушенной законности. Вместе с тем их появление при
нормальном
протекании
восстановительной
деятельности
не
является
обязательным. Поэтому под восстановлением законности следует понимать,
что, деятельность прокурора, направленную на возвращение нарушенных
общественных отношений в прежнее состояние правомерности с помощью
прокурорско-надзорных
правовых
средств.
Восстановление
законности
в
усложненной
форме
представляет
частный
случай
прокурорского
реагирования и не может служить его сущностной характеристикой в целом.
Прокурорский надзор принято разграничивать на отдельные отрасли.
Вместе
с
тем
в
настоящий
момент
встречаются
попытки
пересмотра
традиционного
представления
об
отраслевой
специализации
надзорной
деятельности. При этом спектр мнений весьма широк: от традиционного
признания
до
полного
отказа
от
такого
подхода.
То,
что
прокурорская
деятельность
по
своей
форме
и
содержанию
различается,
не
вызывает
сомнений,
и
в
этой
связи
абсолютно
оправдано
признавать
наличие
в
структуре современного прокурорского надзора отдельных самостоятельных
направлений
-
отраслей
надзора.
Другой
вопрос,
с
учетом
современных
реалий,
насколько
оправдано
использование
традиционного
термина
и
критериев деления на отрасли.
Современная прокуратура осуществляет несколько видов деятельности,
связанных
с
обеспечением
правового
положения
личности.
Обобщая
существующие подходы, можно выделить два самостоятельных направления:
прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина;
правозащитную прокурорскую деятельность.
Указанные
направления
различаются
по
содержанию
и
формам
реализации.
Критериями
выступают
основная
направленно ст ь
правообеспечительной прокурорской деятельности и функции прокуратуры,
через которые они реализуются.
Обеспечение
правового
положения
личности
состоит
из
охраны
и
защиты
прав
и
свобод
человека
и
гражданина.
В
общем
виде
охрана
заключается в поддержании состояния беспрепятственного осуществления
прав и свобод, в создании условий для их реализации. Защита, в свою
очередь, представляет собой деятельность, возникающую при посягательстве
на
правовое
положение
личности
и
заключающуюся
в
восстановлении
прежнего правомерного состояния.
Применительно
к
прокурорской
деятельности
охрана
выражается
в
предупреждении
возможного
нарушения
правового
положения
личности,
наблюдении за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также
готовности реагировать на возможное нарушение. В таком понимании эта
деятельность входит в содержание прокурорского надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина, однако этим не исчерпывается. В свою
очередь, защита нарушенных прав и свобод, осуществляемая различными
средствами
прокурорского
реагирования,
составляет
правозащитное
направление прокурорской деятельности.
Прокурорское
производство
может
протекать
как
в
форме
охранительной, так и восстановительной деятельности, является отражением
реализации нескольких функций прокуратуры и предусматривать реализацию
различных
средств
прокурорского
реагирования.
Однако,
если
взять
за
основу
направленность
деятельности
и
форму
ее
осуществления,
то
возможно выделить деятельность прокурора, где основной задачей будет
являться создание условий для реализации правового положения личности -
прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
и
деятельность,
направленную
на
защиту
нарушенных
прав
личности
-
правозащитная
деятельность
прокурора.
Прокурорский
надзор
за
соблюдением
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
образует
два
вида
деятельности: самостоятельную отрасль и отдельные направления, связанные
с обеспечением правового положения личности в рамках прочих отраслей
прокурорского надзора.
Признание
обеспечения
прав
и
свобод
человека
является
неотъемлемой
частью
законности,
обусловливает
прокурорскую
деятельность, направленную на его достижение, на соответствующем уровне.
Применительно к системе прокурорского надзора, основанной на отраслевом
делении,
это
достигается
путем
выделения
самостоятельной
отрасли.
Поэтому справедливым представляется суждение о том, что придание этой
деятельности отраслевого характера обусловлено субъективными мотивами
законодателя,
приложенными
к
сложившейся
национальной
модели
организации прокурорской деятельности.
При
таком
подходе
ранее
приведенная
система
критериев
деления
отраслей действует не в полной мере. Она совпадает лишь при уточнении
общих пределов и по кругу лиц. Предел же по актам заменяется пределом по
кругу источников, закрепляющих права и свободы человека и гражданина.
Хотя в последнем случае он фактически совпадает с пределом по актам с
надзором
за
соблюдением
законов
и
законностью
правовых
актов,
сам
критерий, используемый законодателем, является иным.
В
предмет
отдельной
отрасли
прокурорского
надзора
-
надзора
за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина - входит обеспечение тех
прав и свобод, наблюдение за которыми не охватывается предметами иных
отраслей.
Надзор
за
их
соблюдением
является
отраслевой
задачей,
а
их
наличие образует отдельный предмет. Содержание надзора заключается в
наблюдении
за
соблюдением
общего
правового
положения
человека
и
гражданина, устанавливаемого общепринятыми международными нормами,
ратифицированными
международными
договорами,
Конституцией
РФ
и
иными законами, действующими на территории РФ. Эта отрасль обладает
отдельным
инструментарием
правовых
средств,
устанавливаемым
ст.
27
Закона о прокуратуре. Предметом прокурорского надзора за соблюдением
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
в
отдельных
отраслях
выступает
наблюдение за соблюдением специальных прав и свобод лиц, вовлеченных в
деятельность
поднадзорных
органов
и
учреждений.
В
этом
случае
используются правовые средства, которыми располагает прокурор в рамках
конкретных отраслей прокурорского надзора.
Вывод:
Таким
образом,
основываясь
на
отраслевом
делении
современной
прокурорской
деятельности
и
учитывая
рассмотренные
критерии, можно выделить самостоятельную отрасль прокурорского надзора
это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Список литературы:
1.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1
(ред. от 27.12.2019)
«О
прокуратуре Российской Федерации»;
2.
Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор : учебник. М. : Проспект, 2006.;
3.
СырыхВ.М. Теория государства и права : учебник. М. : Юстицинформ,
2001.;
4.
Мелкумов
В.Г.
Вопросы
теории
и
практики
общего
надзора
прокуратуры. Душанбе : ИРФОН;
5.
Рябцев В.П. Прокурорский надзор : курс лекций. М. : Норма, 2006.