Напоминание

Сущность прокуратуры в современной России


Автор: Баазан Чыргал Геннадьевич
Должность: студент 1 курса,ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет
Населённый пункт: Кызыл
Наименование материала: научная статья
Тема: Сущность прокуратуры в современной России
Раздел: высшее образование





Назад




СУЩНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Баазан Чыргал Геннадьевич- студент 1 курса, направления подготовки

40.03.01 «Юриспруденция», ФГБОУ ВО Тувинский государственный

университет.

Научный руководитель: Даштаар-оол Виктория Оюновна- старший

преподаватель кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВО Тувинский

государственный университет.

Аннотация:

в

данной

статье

раскрывается

понятие,

значение

и

содержание

современного

прокурорского

надзора,

а

также

уточняется

понятие законности. Анализируются такие критерии деление прокурорского

надзора

на

отдельные

отрасли,

как

задачи,

предмет,

объект

и

пределы

надзора.

Ключевые

слова:

прокуратура,

прокурорский

надзор,

отрасли

прокурорского надзора, объект, Конституция РФ.

Прокуратура

Российской

Федерации

-

единая

федеральная

централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской

Федерации

надзор

за

соблюдением Конституции Российской

Федерации

и

исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокурорский

надзор –

это

специфическая

деятельность

органов

прокуратуры,

осуществляемая

от

имени

РФ,

направленная

на

проверку

точности

соблюдения

и

исполнения

законов

с

целью

обеспечения

верховенства

закона,

единства

и

укрепления

законности,

защиты

прав

и

свобод

человека

и

гражданина,

а

также

охраняемых

законом

интересов

общества и государства.

1

На

сегодняшний

день

прокурорский

надзор

продолжает

оставаться

самостоятельным

правовым

явлением,

отличным

от

прочих

видов

контрольной деятельности. Это единственный вид публичной проверочной

деятельности, предполагающий правовую оценку соблюдения и исполнения

законов максимально возможным кругом поднадзорных лиц, включающим в

себя

подавляющее

большинство

публичных

органов,

учреждений

и

1



Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1

(ред. от 27.12.2019)

«О прокуратуре Российской

Федерации»

должностных

лиц.

Прокурорский

надзор

обладает

рядом

сходных

с

контролем черт, однако его предназначение, принципы организации, формы

реализации не позволяют рассматривать его как какую-либо ординарную или

специфичную форму контроля. Будучи самостоятельным правовым явлением,

он обладает своим специфичным содержанием, традиционно увязываемым с

понятием законности.

Наибольший

интерес

для

прокурорского

надзора

представляет

законность

как

цель

прокурорской

деятельности

-

обеспечение

режима

(состояния) общественной жизни и как форма реализации публичной власти.

Обобщенное

понятие

законности

означает

достижение

реального

и

активного

функционирования

всех

нормативных

факторов,

призванных

распространить на общественные отношения состояние их правомерности.

Соответствия поведения поднадзорных субъектов предписаниям правовых

норм,

реальности

и

эффективности

правового

регулирования

в

целях

соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории России,

а также обеспечения и охраны прав и свобод личности.

Законность

как

один

из

методов

реализации

публичной

власти

-

прокурорского надзора - означает обеспечение режима законности путем

осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением и применением

норм

права

при

одновременном

обеспечении

соблюдения

прав

и

свобод

человека и гражданина со стороны поднадзорных органов, учреждений и

должностных лиц.

Основным

способом

реализации

прокурорского

надзора

выступает

наблюдение, включающее в себя выявление и реагирование на выявленные

нарушения. Реагирование осуществляется путем восстановления нарушенной

законности,

предполагающего

ликвидацию

(устранение)

негативных

последствий

и

возвращение

нарушенных

общественных

отношений

в

прежнее правомерное состояние.

Восстановление нарушенной законности осуществляется в простой и

усложненной формах. В первом случае оно происходит путем применения

надзорных

правовых

средств,

предполагающих

позитивное

и

негативное

обязывание поднадзорных лиц устранить нарушения и вернуть нарушенные

отношения в прежнее правомерное состояние. Основная задача в этом случае

заключается в оперативном восстановлении состояния правомерности без

инициирования

более

сложной

правоприменительной

деятельности.

Во

втором

-

происходит

возбуждение

административных,

судебных

и

иных

производств. В связи с этим появляется дополнительная цель - обеспечить

принудительную

реализацию

прокурорской

власти,

направленную

на

восстановление нарушенной законности. Вместе с тем их появление при

нормальном

протекании

восстановительной

деятельности

не

является

обязательным. Поэтому под восстановлением законности следует понимать,

что, деятельность прокурора, направленную на возвращение нарушенных

общественных отношений в прежнее состояние правомерности с помощью

прокурорско-надзорных

правовых

средств.

Восстановление

законности

в

усложненной

форме

представляет

частный

случай

прокурорского

реагирования и не может служить его сущностной характеристикой в целом.

Прокурорский надзор принято разграничивать на отдельные отрасли.

Вместе

с

тем

в

настоящий

момент

встречаются

попытки

пересмотра

традиционного

представления

об

отраслевой

специализации

надзорной

деятельности. При этом спектр мнений весьма широк: от традиционного

признания

до

полного

отказа

от

такого

подхода.

То,

что

прокурорская

деятельность

по

своей

форме

и

содержанию

различается,

не

вызывает

сомнений,

и

в

этой

связи

абсолютно

оправдано

признавать

наличие

в

структуре современного прокурорского надзора отдельных самостоятельных

направлений

-

отраслей

надзора.

Другой

вопрос,

с

учетом

современных

реалий,

насколько

оправдано

использование

традиционного

термина

и

критериев деления на отрасли.

Современная прокуратура осуществляет несколько видов деятельности,

связанных

с

обеспечением

правового

положения

личности.

Обобщая

существующие подходы, можно выделить два самостоятельных направления:

прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина;

правозащитную прокурорскую деятельность.

Указанные

направления

различаются

по

содержанию

и

формам

реализации.

Критериями

выступают

основная

направленно ст ь

правообеспечительной прокурорской деятельности и функции прокуратуры,

через которые они реализуются.

Обеспечение

правового

положения

личности

состоит

из

охраны

и

защиты

прав

и

свобод

человека

и

гражданина.

В

общем

виде

охрана

заключается в поддержании состояния беспрепятственного осуществления

прав и свобод, в создании условий для их реализации. Защита, в свою

очередь, представляет собой деятельность, возникающую при посягательстве

на

правовое

положение

личности

и

заключающуюся

в

восстановлении

прежнего правомерного состояния.

Применительно

к

прокурорской

деятельности

охрана

выражается

в

предупреждении

возможного

нарушения

правового

положения

личности,

наблюдении за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также

готовности реагировать на возможное нарушение. В таком понимании эта

деятельность входит в содержание прокурорского надзора за соблюдением

прав и свобод человека и гражданина, однако этим не исчерпывается. В свою

очередь, защита нарушенных прав и свобод, осуществляемая различными

средствами

прокурорского

реагирования,

составляет

правозащитное

направление прокурорской деятельности.

Прокурорское

производство

может

протекать

как

в

форме

охранительной, так и восстановительной деятельности, является отражением

реализации нескольких функций прокуратуры и предусматривать реализацию

различных

средств

прокурорского

реагирования.

Однако,

если

взять

за

основу

направленность

деятельности

и

форму

ее

осуществления,

то

возможно выделить деятельность прокурора, где основной задачей будет

являться создание условий для реализации правового положения личности -

прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

и

деятельность,

направленную

на

защиту

нарушенных

прав

личности

-

правозащитная

деятельность

прокурора.

Прокурорский

надзор

за

соблюдением

прав

и

свобод

человека

и

гражданина

образует

два

вида

деятельности: самостоятельную отрасль и отдельные направления, связанные

с обеспечением правового положения личности в рамках прочих отраслей

прокурорского надзора.

Признание

обеспечения

прав

и

свобод

человека

является

неотъемлемой

частью

законности,

обусловливает

прокурорскую

деятельность, направленную на его достижение, на соответствующем уровне.

Применительно к системе прокурорского надзора, основанной на отраслевом

делении,

это

достигается

путем

выделения

самостоятельной

отрасли.

Поэтому справедливым представляется суждение о том, что придание этой

деятельности отраслевого характера обусловлено субъективными мотивами

законодателя,

приложенными

к

сложившейся

национальной

модели

организации прокурорской деятельности.

При

таком

подходе

ранее

приведенная

система

критериев

деления

отраслей действует не в полной мере. Она совпадает лишь при уточнении

общих пределов и по кругу лиц. Предел же по актам заменяется пределом по

кругу источников, закрепляющих права и свободы человека и гражданина.

Хотя в последнем случае он фактически совпадает с пределом по актам с

надзором

за

соблюдением

законов

и

законностью

правовых

актов,

сам

критерий, используемый законодателем, является иным.

В

предмет

отдельной

отрасли

прокурорского

надзора

-

надзора

за

соблюдением прав и свобод человека и гражданина - входит обеспечение тех

прав и свобод, наблюдение за которыми не охватывается предметами иных

отраслей.

Надзор

за

их

соблюдением

является

отраслевой

задачей,

а

их

наличие образует отдельный предмет. Содержание надзора заключается в

наблюдении

за

соблюдением

общего

правового

положения

человека

и

гражданина, устанавливаемого общепринятыми международными нормами,

ратифицированными

международными

договорами,

Конституцией

РФ

и

иными законами, действующими на территории РФ. Эта отрасль обладает

отдельным

инструментарием

правовых

средств,

устанавливаемым

ст.

27

Закона о прокуратуре. Предметом прокурорского надзора за соблюдением

прав

и

свобод

человека

и

гражданина

в

отдельных

отраслях

выступает

наблюдение за соблюдением специальных прав и свобод лиц, вовлеченных в

деятельность

поднадзорных

органов

и

учреждений.

В

этом

случае

используются правовые средства, которыми располагает прокурор в рамках

конкретных отраслей прокурорского надзора.

Вывод:

Таким

образом,

основываясь

на

отраслевом

делении

современной

прокурорской

деятельности

и

учитывая

рассмотренные

критерии, можно выделить самостоятельную отрасль прокурорского надзора

это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы:

1.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1

(ред. от 27.12.2019)

«О

прокуратуре Российской Федерации»;

2.

Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор : учебник. М. : Проспект, 2006.;

3.

СырыхВ.М. Теория государства и права : учебник. М. : Юстицинформ,

2001.;

4.

Мелкумов

В.Г.

Вопросы

теории

и

практики

общего

надзора

прокуратуры. Душанбе : ИРФОН;

5.

Рябцев В.П. Прокурорский надзор : курс лекций. М. : Норма, 2006.



В раздел образования