Напоминание

Проблема трудоустройства у юристов


Авторы: Черлик-Оол Эрик Эдуардович, Даштаар-Оол Виктория Оюновна
Должность: Студент бакалавра
Учебное заведение: Тувинский государственный университет
Населённый пункт: Республика Тыва, город Кызыл
Наименование материала: научная статья
Тема: Проблема трудоустройства у юристов
Раздел: высшее образование





Назад




ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА У ЮРИСТОВ

Черлик-оол Эрик Эдуардович,

студент, Тувинского государственного университета;

Россия, г. Кызыл

Даштаар-оол Виктория Оюновна,

научный руководитель,

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса,

Тувинского государственного университета;

Россия, г. Кызыл

THE PROBLEM OF EMPLOYMENT FOR LAWYERS

Cherlik-ool Erik Eduardovich.,

student, Tuva state University;

Russia, Kyzyl

Dashtaar-ool Victoria Oyunovna,

supervisor, senior lecturer of the Department of criminal law and procedure,

Tuva state University;

Russia, Kyzyl

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальным проблемам, складывающимся в сфере

трудоустройства

лиц,

получивших

юридическое

образование.

В

статье

рассматриваются статистические показатели в данной сфере. Автор приходит

к выводу о необходимости корректировки государственной политики в сфере

трудоустройства молодых специалистов.

ANNOTATION

The article is devoted to current problems in the sphere of employment of

persons who have received legal education. The article deals with statistical

indicators in this area. The author comes to the conclusion that it is necessary to

adjust the state policy in the field of employment of young professionals.

1

Ключевые слова: трудоустройство, юрист, юридическая профессия,

государственная политика.

Keywords: employment, lawyer, legal profession, state policy.

В настоящее время в нашей стране юридическая специальность – одно

из

самых

популярных

направлений

образования.

Несмотря

на

уверения

разных специалистов о том, что в России чрезмерно большое количество

юристов,

ежегодно

тысячи

молодых

людей

становятся

абитуриентами

различных юридических ВУЗов, из которых многие впоследствии выходят в

самостоятельную жизнь с дипломом юриста.

Несомненно, что юрист в России – это значимый во всех областях

государственной

и

общественной

жизни

специалист:

он

одновременно

и

творец права, и правоприменитель, и защитник, и страж правопорядка. Кроме

того,

каждый

юрист

одновременно

является

субъектом

права,

который

наравне

с

другими

равноправными

субъектами

должен

подчиняться

требованиям норм права и закона. И в этом смысле он в большей степени,

чем

представитель

любой

другой

профессии,

ответственен

за

строгое

соблюдение законности в своей деятельности и тем самым – в российском

обществе и государстве. Именно от представителей юридических профессий

зависит

то,

станет

ли

Российское

государство

в

будущем

действительно

правовым, а не только декларированным в качестве такового.

Более того, представляется, что именно благодаря юристам как живым

носителям духа и буквы закона человеческое общество когда-то впервые

отложило «топор войны» в сторону и попыталось урегулировать спорные

отношения не с точки зрения грубой силы, а с помощью определенных

общеобязательных

правил

поведения.

Впоследствии

эти

правила,

сформировавшись

в

систему

права,

постепенно

доказали

свою

жизнеспособность как мощная регулятивная и охранительная сила. Благодаря

этому,

будучи

закреплено

в

законе,

право

стало

важным

средством

обеспечения общественного порядка. Также именно юристы помогают всему

2

обществу пользоваться этим средством по его прямому назначению и с его

помощью успешно противостоять различным противоправным проявлениям.

Между

тем,

исследования

подтверждают,

что

на

сегодня

возникает

достаточно

серьезная

проблема,

связанная

с

трудоустройством

молодых

специалистов

в

сфере

юриспруденции.

В

частности,

«мониторинг

трудоустройства выпускников 2014 года по итогам их работы в 2015 году

показал, что хуже всего трудоустраиваются выпускники с юридическим и

экономическим образованием: почти 40% юристов и около 20% тех, кто

обучался по направлению «экономика и управление», не находят себя на

рынке труда в первый год после выпуска»

1

.

Подобная статистика, без исправления ситуации в данной сфере, может

повлечь

падение

престижа

юридической

профессии

и

перераспределение

абитуриентов в пользу потенциально более доходных профессий.

Исторический

опыт

показывает,

что

представителям

юридической

профессии во все времена было нелегко, так как в далеком и относительно

недавнем

прошлом

в

социуме

не

ценились

занятия,

не

приносящие

материальных результатов труда, то есть осязаемых и приносящих денежный

доход, поэтому тот, кто выбирал для себя интеллектуальный труд, в числе

которых была и юриспруденция, рисковал не обеспечить себе и своей семье

достойный уровень жизни.

В настоящее время ценность юридической профессии не приходится

доказывать, поэтому квалифицированным юристам, желающим развиваться в

пределах выбранной специальности, всегда открыта дорога к престижным и

высокооплачиваемым должностям.

Вместе

с

тем,

в

условиях,

когда

юристам

после

окончания

ВУЗа

приходится

серьезно

конкурировать

за

трудоустройство

в

силу

целого

комплекса объективных и субъективных причин и обстоятельств.

В первую очередь, по нашему мнению, подготовка юридических кадров

в пределах государства не сбалансирована, так как в течение 2000-х гг.

1

В.И. Майоров. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. – Челябинск, 2005. – 146 с.

3

подготовкой

юристов

стали

заниматься

многие

ВУЗы,

даже

из

числа

не

профильных.

Это

привело

к

тому,

что

предложение

дипломированных

юристов на рынке труда превысило спрос на них, что в первую очередь,

отразилось на молодых специалистах, как правило, не обладающих стажем

работы.

В их попытках устроиться по юридической специальности зачастую

образуется «замкнутый круг», когда работодатели не берут на работу юристов

без стажа, но стаж ведь нужно где-то наработать!

Кроме

того,

современные

работодатели

отмечают

недостаточно

высокий уровень подготовленности молодых юристов, что также является

причиной того, что при замещении вакантных должностей предпочтение

отдается юристам со стажем.

Этот

аспект

ставит

вопрос

о

совершенствовании

преподавания

юридических

дисциплин

в

ВУЗах,

в

том

числе,

с

использованием

современных

инновационных

моделей,

расширения

возможностей

использования

юридической

практики

студентов,

а

также

повышение

их

мотивации

к

учебе

и

дальнейшему

трудоустройству

именно

в

данной

избранной сфере.

Представляется, что одним из средств такой мотивации может служить

более

активное

вовлечение

студентов

в

практическую

работу

на

базе

юридических

клиник,

взаимодействие

с

адвокатскими

образованиями

по

вопросам

оплачиваемой

деятельности

студентов

в

них,

что

даст

непосредственное ознакомление с профессией и пр.

Нельзя также не учитывать и традиционный российский менталитет, то

есть

семейственность,

в

особенности

в

таких

юридических

профессиях,

которые отличаются высокой доходностью, к примеру, у нотариусов.

Спектр

причин,

вызывающих

трудности

трудоустройства

молодых

юристов, несомненно, является более широким и сложным. Здесь же важно

подчеркнуть, что в результате за пределами юридической практики рискуют

4

оказаться многие перспективные специалисты. Именно это важно понимать

государству, дающему своим гражданам массовое юридическое образование

1

.

Молодые

кадры

представляют

собой

высокую

ценность

для

российского

государства,

испытывающего

очевидный

де фицит

квалифицированных специалистов, которым чуждо стремление к коррупции

и использованию властных полномочий в угоду собственным интересам.

Высшее

юридическое

образование

позволяет

человеку

самому

защищать собственные права и законные интересы в случае их нарушения

каким-либо субъектом либо пользоваться теми способами защиты, которые

предоставляет и гарантирует государство.

Это

особенно

актуально

в

условиях

рыночной

экономики

и

соответствующих

ей

общественных

отношений,

развивающихся

в

нашей

стране,

так

как

нередко

люди

с

активной

гражданской

позицией

ведут

собственное

дело.

Российский

бизнес

более

чем

любая

другая

сфера

деятельности

соприкасается

с

правом

и

его

носителем

органами

государственной власти, поэтому без соответствующих юридических знаний

не обойтись. На практике многие директора предприятий, не позаботившиеся

о получении юридического образования в юности, пытаются получить его в

зрелом возрасте заочно, столкнувшись с трудностями.

В

публично-правовом

плане

юридическое

образование,

будучи

включенным в систему профессионального образования, - это важная сфера

социальной государственности и государственной политики по подготовке

юридических

кадров

для

судебных,

государственных

и

муниципальных

органов,

субъектов

хозяйственной

деятельности

и

т.п.

В

этом

качестве

юридическое образование проявляет себя как один из элементов основы

конституционного

строя,

средство

кадрового

обеспечения

законности

и

1

Магера И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка

образовательных услуг и рынка труда// Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. -

№6.

5

правопорядка,

защиты

российской

государственности

и

решения

любых

задач в государственно-правовой сфере

1

.

Однако для того, чтобы данные задачи в действительности решались,

необходимо, чтобы практикующими юристами становились, как, к примеру, в

медицине, только те студенты, которые освоили образовательную программу

в

рамках

очной

формы

обучения,

а

также

прошедшие

последипломную

стажировки

по

специальности.

По

данным

источников,

в

большинстве

зарубежных стран именно так и происходит.

Как отмечается в исследованиях, «юридические специальности есть

примерно в каждом втором вузе/филиале страны, в половине из них для

юристов нет бюджетных мест. Большая часть студентов (72%) получают

образование

заочно

и

на

платной

основе

(82%).

На

очном

отделении

бюджетников больше (65% учится платно), чем на заочном (89% учится

платно). Классический вариант обучения – очное и бесплатное – достался

лишь

10

%

всех

студентов-юристов,

а

64

%

учатся

заочно

и

платно»

2

.

Очевидно, что коренные изменения могут состояться только в том случае,

если ситуация будет изменена прямо на противоположную.

Это позволит, во-первых, повысить профессиональный статус таких

специалистов,

а

во-вторых,

обеспечить

конституционную

гарантию

на

квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Кроме

того,

из

специальности

будут

исключены

люди,

получающие

такое

образование номинально, каких, к сожалению, сегодня немало.

Таким образом, завершая рассмотрение вопросов настоящей статьи,

приходится констатировать, что в России актуальной проблемой становится

трудоустройство дипломированных юристов, что должно найти решение на

уровне государственной социально-экономической политики.

1

Бондарь Н.С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные

традиции и космополитические иллюзии. Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 3. 2-е

изд., доп. — М.: Изд-во «Юрист». 2014. 72 c.

2

Екатерина

Моисеева Юридическое

образование

в

России:

анализ

количественных

данных

.

(Серия

«Аналитические обзоры по проблемам правоприменения»). СПб: ИПП ЕУСПб, 2015. — 20 с.

6

Необходимо

решить

задачи

отхода

от

массового

юридического

образования и одновременно - повышения качества правовой подготовки в

рамках среднего образования, получаемого в российских школах, и введения

дополнительных

требований

к

образовательному

процессу

для

юристов.

Юрист является носителем и хранителем национальной правовой культуры,

поэтому

необходимо

государственное

признание

того,

что

юридическое

образование – это важнейшая национальная ценность и конституционная

цель современного демократического правового государства.

Список литературы

1.

Бондарь

Н.С.

Российское

юридическое

образование

как

конституционная ценность: национальные традиции и космополитические

иллюзии. Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 3. 2-е

изд., доп. — М.: Изд-во «Юрист». 2014. 72 c.

2.

Екатерина Моисеева Юридическое образование в России: анализ

количественных

данных.

(Серия

«Аналитические

обзоры

по

проблемам

правоприменения»). СПб: ИПП ЕУСПб, 2015. — 20 с.

3.

Магера И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в

контексте

несоответствия

рынка

образовательных

услуг

и

рынка

труда//

Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. - №6.

4.

Майоров В.И. Введение в юридическую специальность: Учебное

пособие. – Челябинск, 2005. – 146 с.

7



В раздел образования