Автор: Козловцева Наталия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Еманжелинск,Челябинская область
Наименование материала: Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"
Тема: Рабочая программа для 4 класса
Раздел: начальное образование
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением»
Общеинтеллектуального направления развития личности
Возраст обучающихся :4 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Козловцева Н.Л.
2019 – 2020 учебный год
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обще-интеллектуальному направлению развития
личности
«Чтение
с
увлечением»
для
4
класса
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования, примерной программы начального общего образования
по окружающему миру, в соответствии с нормативными и инструктивно –
методическими
документами
Министерства
образования
Российской
Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области.
Одной
из
главных
задач
реформы
общеобразовательной
и
профессиональной
школы
является
повышение
качества
образования
и
воспитания
учащихся.
Наряду
с
уроком
в
начальных
классах
школ
всё
большее значение приобретает внеурочная деятельность.
Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой
ступени
обучения
в
рамках
духовно
–
нравственного,
социального
и
общеинтеллектуального направлений и рассчитана на детей 9 -10 лет.
Программа представляет собой интеграцию предметов литературное чтение,
русский язык (развитие речи) и окружающий мир (история) и
является
одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей
в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и
воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и
прочному
овладению
изучаемым
материалом,
повышению
читательской
культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность
программы
обуславливается
потребностью
общества
в
развитии
духовно-нравственных,
эстетических
качеств
человека;
формировании
социально
активной
творческой
личности,
способной
понимать
общечеловеческие
ценности
с
помощью
произведений
об
историческом
прошлом
нашей
Родины.
Произведения
имеют
огромное
познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие
нравственные принципы людей.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является
формирование компетентности ребёнка по освоению новых знаний, умений,
навыков,
способностей,
поэтому
новизна
программы
состоит
в
том.
Что
данный
курс
«Чтение
с
увлечением»
способствуют
формированию
читательской
компетентности
четвероклассников,
развивает
их
образное
мышление, обогащает их речь. Содержание занятий призвано расширить
знания об истории нашего Отечества.
Цель программы:
- формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев
произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, следствиями
поступков персонажей, освоение идеи произведения;
-формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения
и окружающего мира(истории), русского языка (развитие речи) через задания
творческого и занимательного характера;
-создание
условий
для
интеллектуального
и
языкового
развития
обучающихся.
Задачи:
- совершенствовать навыки чтения обучающихся;
- формировать мотивацию чтения младших школьников, развивать их
устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;
- знакомить обучающихся и с детской книгой как явлением культуры;
- формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
- формировать основы читательской культуры;
- вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в
процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные
на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
- способствовать формированию информационной культуры обучающихся
через разные виды заданий работы с текстами;
- развивать воображение, литературно-творческие способности
третьеклассников;
- развивать устную и письменную речь младших школьников;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- создавать необходимые условия для проявления творческой
индивидуальности каждого ученика;
- формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.
Новизна программы заключается в том, что содержание занятий призвано
расширить
творческий
потенциал
детей,
обогатить
словарный
запас,
сформировать духовно-нравственные чувства, т.к. именно в начальной школе
закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные
нормы поведения в обществе, формируется духовность.
2. Общая характеристика программы
Программа
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному
направлению «Чтение с увлечением» предназначена для учащихся 4 классов
и
составлена
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
учащихся
и
рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год.
Преимущество курса заключается в том, что в процессе воспитания и
привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на
интеллектуальную
и
эмоциональную
сферы
ребёнка.
Каждое
занятие
включает
работу
по
формированию
читательских
умений
и
расширению
читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные
знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость
и др.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения
материала либо по содержанию, либо по форме.
Формы и режим занятий
Режим
занятий
обусловлен
нормативно-правовой
общеобразовательной
базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста
Характерной особенностью программы является занимательность изложения
материала либо по содержанию, либо по форме. Для организации процесса
обучения используются:
- литературные игры;
- конкурсы-кроссворды;
- библиотечные уроки;
- путешествия по страницам книг;
- проекты;
- уроки-спектакли;
- встречи с писателями своего края.
Формы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога
и наблюдают за демонстрационным экраном;
-
фронтальная,
когда
обучающиеся
одновременно
работают
под
управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные
задания в течение части занятия ил нескольких занятий
Место проведения занятий – в классной комнате во внеурочное время и в
городской детской библиотеке.
Принципы проведения занятий
1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже
сформированных навыках.
3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
4. Учёт возрастных особенностей.
5. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
6. Связь теории с практикой.
7. Доступность и наглядность.
8. Включение в активную жизненную позицию.
9. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы
Личностные результаты:
- формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на мир;
- воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-
эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей на основе
опыта чтения произведений для детей;
- формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
овладение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
-
освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера;
-
формирование
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
-
учиться
высказывать
своё
предположение
на
основе
работы
с
материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения; установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами;
- активное использование речевых средств для решения
познавательных задач;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях4
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Коммуникативные УУД:
-
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог,
признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
осознанное
построение
речевого
высказывания
в
соответствии
с
задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной
формах;
-
активное
использование
речевых
средств
для
решения
коммуникативных задач;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя);
-
умение
сотрудничать
с
педагогом
и
сверстниками
при
решении
различных задач, принимать на себя ответственность за результаты
своих действий.
Предметные результаты
:
- понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных
и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать
причинно-следственные
связи
и
определять
главную
мысль произведения, работать с планом произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование
первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе;
формирование потребности в систематическом чтении;
-
достижение
необходимого
для
продолжения
образования
уровня
читательской
компетентности,
общего
речевого
развития,
анализа
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов,
обоснование нравственной оценки поступков героев
4.Содержание курса «Чтение с увлечением»
4 год обучения
Краткое описание
содержание раздела, темы
Планируемые предметные
результаты изучения
материала
Виды деятельности
учащихся
1.Наша Родина – Россия.
Государственные
символы России
Ус в а и в а т ь
п о н я т и я :
«патриотизм»,
«Родина»;
определять
патриотические чувства к
слову «Родина»; называть
авторов,
которые
писали
на
патриотические
темы;
выяснять смысл пословиц
о
Родине;
разгадывать
к р о с с в о р д
п о
т е м е
«Государственные
символы России»
Знакомиться
с
курсом
«Чтение
с
увлечением».
З н а к о м и т ь с я
с
государственными
с и м в о л а м и
Р о с с и и :
гербом, гимном, флагом и
и с т о р и е й
и х
возникновения;
знакомиться
с
авторами,
к о т о р ы е
п и с а л и
н а
патриотические
темы;
выяснять смысл пословиц;
в ы п о л н я т ь
з а д а н и е
занимательного характера;
рассуждать
о
том,
что
т а к о е
п а т р и о т и з м ,
у в а ж е н и е
к
Р о д и н е ;
оценивать свою работу на
занятии
2 . О л е г
Т и х о м и р о в
«Александр Невский»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
со ст авлять
о п и с а н и е
Александра
Невского,
пользуясь
словами
для
справок;
составлять
и
записывать
вопрос
по
содержанию
рассказов;
з а п и с ы в а т ь
с в о ё
отношение
к
главному
герою
п р о и з в е д е н и я ;
знать
названия
и
даты
исторических
событий,
о п и с а н н ы х
в
к н и г е ;
с о б и р а т ь
и з
с л о в
пословицы
Знакомиться
с
краткой
б и о г р а ф и е й
О л е г а
Т и х о м и р о в а ;
к р а т к о
знакомиться с биографией
Александра
Невско го ;
называть
даты
Невской
б и т в ы
и
Л е д о в о г о
побоища;
рассуждать
о
мужестве
полководца,
о
значении Невской битвы и
Л е д о в о г о
п о б о и щ а ;
составлять
и
записывать
вопрос
по
содержанию
рассказов; записывать своё
отношение
к
главному
ге р о ю
п р о и з в е д е н и я ;
знакомиться
с
орденом
Александра
Невско го ;
в ы п о л н я т ь
з а д а н и е
занимательного характера;
оценивать свою работу на
занятии
3.Георгий
Шторм
«
На
поле Куликовом»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
давать
характеристику
г е р о ю ,
п о л ь з у я с ь
пословицами;
записывать
п р о д о л ж е н и е
ф р а з ;
разгадывать кроссворд
Знакомиться с краткой
биографией Георгия
Шторма; называть дату
Куликовой битвы; давать
характеристику герою,
пользуясь пословицами;
рассуждать о значении
Куликовской битвы;
знакомиться с орденом
Дмитрия Донского;
выполнять задание
занимательного характера;
оценивать свою работу на
занятии
4.
Кирилл
Кочегаров
«Минин и Пожарский»
Вписывать данные о
произведении в карточку;
определять качества
героев рассказа;
устанавливать
соответствия между
героями и их качествами;
отвечать на вопросы по
содержанию текста; знать
название и даты
исторического события,
описанного в рассказе;
объяснять смысл слов и
пословиц; разгадывать
анаграммы
Знакомиться с героями
рассказов: Кузьмой
Мининым и князем
Дмитрием Пожарским;
давать характеристику
героям; называть
примерную дату
формирования Народного
ополчения; отвечать на
вопросы по содержанию
текста; выяснять значение
слов; объяснять смысл
пословиц; выполнять
задание занимательного
характера; рассуждать о
героизме русского народа;
оценивать свою работу на
занятии
5 . С е р г е й
А л е к с е е в
«Рассказы
о
Степане
Р а з и н е ,
к а з а к а х
и
восставшем народе»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
отвечать
на
в о п р о с ы
т е с т а ;
с о с т а в л я т ь
и
записывать
вопрос
по
содержанию
рассказов;
записывать имена героев
Знакомиться с краткой
биографией Сергея
Алексеева; отвечать на
вопросы по содержанию
текста; называть дату
исторического события;
записывать имена героев
рассказов;
с о ед и н я т ь
отрывки
из
текста
с
соответствующими
рисунками;
разгадывать
кроссворд
рассказов; отвечать на
вопросы теста; соединять
отрывки из текста с
соответствующими
рисунками; выполнять
задание занимательного
характера; оценивать свою
работу на занятии
6 .
С е р г е й
А л е к с е е в
«Рассказы о царе Петре1
и его времени»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
давать
характеристику
герою; записывать вопрос
к
т е к с т у ,
д а в а т ь
о п р е д е л е н и е
с л о в у ;
подписывать
названия
рассказов
и
давать
своё
название рассказам
Назвать дату битвы на
Нарве; записывать своё
отношение к главному
герою произведения;
знакомиться с орденом
Петра Великого;
рассуждать о роли Петра
Первого в истории России;
составлять вопрос по
содержанию рассказа;
давать названия рассказам;
оценивать свою работу на
занятии
7.
Анатолий
Митяев
«Сражение при Гангуте»
Вписывать данные о
произведении в карточку;
восстанавливать текст,
пользуясь словами для
справок; отвечать на
вопросы по содержанию
текста; восстанавливать
военный план из частей;
знать название и дату
исторического события,
описанного в рассказе;
разгадывать кроссворд
Знакомиться с краткой
биографией Анатолия
Васильевича Митяева;
знакомиться с героями
рассказов: Петром 1 и
Фёдором Матвеевичем
Апраксиным; давать
характеристику героям;
называть дату Гангутского
сражения; восстанавливать
отрывок из текста;
выяснять значение слов;
работать со словами для
справок; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выполнять
задание занимательного
характера; рассуждать о
героизме великих
флотоводцев; оценивать
свою работу на занятии
8 . А н а т о л и й
М и т я е в
Вписывать
данные
о
Знакомиться с героем
«Адмирал Ушаков»
произведении в карточку;
о п р е д е л я т ь
к а к и м и
к ач е с т в а м и
о б л а д а л
Ф ё д о р
У ш а к о в ;
пользуясь
словами
для
справок;
отвечать
н а
вопросы
по
содержанию
текста;
знать
название
и
даты начала и окончания
исторического
события,
описанного
в
рассказе;
оп ределять
н а з в а н и я
парусных
кораблей
по
рисункам
рассказа – Фёдором
Фёдоровичем Ушаковым;
давать характеристику
герою; называть даты
начала и окончания Русско
– турецкой войны;
выяснять значение слов;
работать со словами для
справок; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; знакомиться с
парусными кораблями;
рассуждать о героизме
великого флотоводца;
оценивать свою работу на
занятии
9 . С е р г е й
А л е к с е е в
«Рассказы
о
Суворове
и
русских солдатах»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
з а п и с ы в а т ь ,
к а к и м и
к а ч е с т в а м и
д о л ж е н
о б л а д а т ь
с о л д а т ;
объяснять
выражение
«бог
войны»;
объяснять
з н а ч е н и е
с л о в а
«генералиссимус»;
продолжать высказывания
Суворова;
разгадывать
кроссворд
Знакомиться с героем
рассказа – Александром
Васильевичем Суворовым;
называть качества,
которыми должен обладать
солдат; объяснять
значение выражения «бог
войны»; продолжать
высказывания Суворова;
знакомиться с орденом
Суворова; называть взятия
Измаила; рассуждать о
военном таланте
полководца; выполнять
задание занимательного
характера; оценивать свою
работу на занятии
1 0 . С е р г е й
А л е к с е е в
« р а с с к а з ы
о б
Отечественной
войне
1812 года»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
записывать,
кач е с т ва ,
к о т о р ы м и
о б л а д а л
М.И.Кутузов;
соединять
пословицы с их смыслом;
оп ред елять
н а з в а н и е
рассказа
по
рисунку
и
п р и д у м ы в а т ь
н о в ы й
заголовок к рассказу
Называть качества,
которыми обладал
М.И.Кутузов; давать
характеристику главному
герою рассказов; называть
дату Бородинского
сражения; знакомиться с
орденом Кутузова;
рассуждать о роли
Кутузова в Отечественной
войне 1812 года;
определять смысл
пословиц того времени;
давать названия рассказам;
оценивать свою работу на
занятии
11.Ан атоли й
М и т я е в
«Адмирал Нахимов»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
о п р е д е л я т ь
к а к и м и
качествами обладал Павел
Н а х и м о в ,
п о л ь з у я с ь
словами
для
справок;
отвечать
на
вопросы
по
содержанию текста; знать
названия
и
даты
ист
о р и ч е с к и х
с о б ы т и й ,
описанных
в
рассказе;
о п р е д е л я т ь
с м ы с л
пословиц;
разгадывать
кроссворд
«Адмиралы
российского флота»
Знакомиться с героем
рассказа – Павлом
Степановичем
Нахимовым; давать
характеристику герою;
называть дату Обороны
Севастополя (19 век);
восстанавливать отрывок
из текста; выяснять
значение пословиц;
работать со словами для
справок; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выполнять
задание занимательного
характера; рассуждать о
героизме великого
флотоводца; оценивать
свою работу на занятии
1 2 . С е р г е й
А л е к с е е в
«Брестская крепость»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
записывать,
кач е с т ва ,
которыми
обладали
защитники
Бр е с т с ко й
крепости;
составлять
и
записывать
вопрос
по
содержанию
ра с с ка за ;
выбирать
п о с л о в и ц ы ,
кото р ы е
р а с к р ы в а ю т
с м ы с л
р а с с к а з а ;
выписывать
из
текста
предложение,
которо е
соответствует
рисунку;
с о б и р а т ь
и з
с л о в
пословицы
Знакомиться с героями
рассказа – защитниками
Брестской крепости;
давать характеристику
героям; называть дату
обороны Брестской
крепости; называть,
качества, которыми
обладали защитники
Брестской крепости;
рассуждать о мужестве
защитников крепости;
составлять и записывать
вопрос по содержанию
рассказа; выбирать
пословицы, которые
раскрывают смысл
рассказа; выполнять
задание занимательного
характера; оценивать свою
работу на занятии
13.Сергей Алексеев «Они
защищали Москву»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
выбирать
п о с л о в и ц ы ,
которые
встречаются
в
рассказе; записывать, как
автор характеризует героя;
составлять
и
записывать
вопрос
по
содержанию
рассказа;
з а п и с ы в ат ь
о т в е т
н а
в о п р о с ;
оп ред елять
н а з в а н и е
рассказа
по
рисунку
и
п р и д у м ы в а т ь
н о в ы й
заголовок к рассказу
Знакомиться с героями
рассказа – защитниками
Москвы; давать
характеристику героям; ;
называть дату обороны
Москвы; знакомиться с
медалью «За оборону
Москвы»; составлять и
записывать вопрос по
содержанию рассказа;
записывать ответ на
вопрос; рассуждать о
подвиге и героизме
великого русского народа;
определять название
рассказа по рисунку и
придумывать новый
заголовок к рассказу;
оценивать свою работу на
занятии
14.Альберт
Цессарский
«Операция «Мост»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
соотносить
задания
для
групп
и
исполнителей;
составлять
вопрос
по
с о д е р ж а н и ю
к н и г и ;
от в еч ат ь
н а
в о п р о с ;
разгадывать кроссворд
Знакомиться с краткой
биографией
А.Цессарского; давать
характеристику героям; ;
знакомиться с медалью
«Партизану
Отечественной войны»;
рассуждать о значении
партизан в годы войны;
составлять вопрос по
содержанию книги; давать
ответ на вопрос;
выполнять задание
занимательного характера;
оценивать свою работу на
занятии
1 5 .
Ю р и й
С т р е х н и н
«Крепость черноморцев»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
записывать
ответы
на
в о п р о с ;
от в еч ат ь
н а
в о п р о с ы
т е с т а ;
записывать имена героев
Знакомиться с краткой
биографией
Ю.Стрехнина;
знакомиться с героями -
защитниками
Севастополя; давать
рассказов
характеристику героям;
называть дату обороны
Севастополя; знакомиться
с медалью «За оборону
Севастополя»; рассуждать
о мужестве защитников
крепости; отвечать на
вопросы теста; оценивать
свою работу на занятии
1 6 .
Ю р и й
С т р е х н и н
«Город отважных»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
восстанавливать
текст,
пользуясь
словами
для
справок;
устанавливать
соответствие; определять,
к а к и м и
к а ч е с т в а м и
обладали
герои
войны;
знать
название
и
годы
исторического
события,
описанного
в
рассказе;
с о с т а в л я т ь
и з
с л о в
предложение
Знакомиться с героями
рассказа – защитниками
Одессы; давать
характеристику героям; ;
называть дату начала и
окончания обороны
Одессы; знакомиться с
медалью «За оборону
Одессы»; восстанавливать
отрывок из текста;
выяснять значение слов;
работать со словами для
справок, отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; устанавливать
соответствие; выполнять
задание занимательного
характера; рассуждать о
подвиге и героизме
великого русского народа;
оценивать свою работу на
занятии
17.Владимир
Богомолов
« З а
о б о р о н у
Сталинграда»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
соединять
отрывки
из
п р о и з в е д е н и й
с
рисунками;
составлять
в о п р о с
п о
т е к с т у ;
продолжать
высказывание; отгадывать
кроссворд
Знакомиться с краткой
биографией В.Богомолова;
знакомиться с героями -
защитниками
Сталинграда; давать
характеристику героям;
называть дату обороны
Сталинграда; знакомиться
с медалью «За оборону
Сталинграда»; рассуждать
о подвиге и героизме
великого народа;
соединять отрывки из
произведений с
рисунками; составлять
вопрос по тексту;
выполнять задание
занимательного характера;
оценивать свою работу на
занятии
18.Александр
Насибов
«За оборону Кавказа»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
восстанавливать
текст,
пользуясь
словами
для
справок;
о п р е д е л я т ь ,
к а к и м и
к а ч е с т в а м и
обладали
герои
войны;
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
ра с с ка за ;
знать
название
и
годы
исторического
события,
описанного
в
рассказе;
выполнять
задания
на
установление
соответствий;
определять
название
события
по
изображению медали
Знакомиться с краткой
биографией А.Насибова;
знакомиться с героями
рассказа - защитниками
Кавказа; давать
характеристику героям;
называть даты начала и
окончания обороны
Сталинграда; знакомиться
с медалью «За оборону
Сталинграда»; рассуждать
о подвиге и героизме
великого народа;
соединять отрывки из
произведений с
рисунками; составлять
вопрос по тексту;
выполнять задание
занимательного характера;
оценивать свою работу на
занятии
19.Михаил
Лободин
«За
оборону Ленинграда»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
определять
последовательность
действий
в
р а с с к а з е ;
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
ра с с ка за ;
соединять
отрывки
из
п р о и з в е д е н и й
с
рисунками; составлять из
с л о в
с т р о к у
и з
стихотворения
Знакомиться с краткой
биографией М.Лободина;
знакомиться с героями
рассказа - защитниками
Ленинграда; давать
характеристику героям;
называть дату начала и
окончания обороны
Ленинграда; знакомиться
с медалью «За оборону
Ленинграда»; рассуждать
о подвиге и героизме
великого русского народа;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа;
соединять отрывки из
произведений с
рисунками; составлять из
слов строку из
стихотворения; оценивать
свою работу на занятии
20.Анатолий
Митяев
«В
холодном море»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
отвечать
на
в о п р о с ы
т е с т а ;
о т в е ч а т ь
н а
вопросы
по
содержанию
рассказов;
определять,
к а к и м и
к а ч е с т в а м и
о б л а д а л и
м о р я к и
–
п о д в о д н и к и ;
з н а т ь
н а з в а н и е
и
г о д ы
исторического
события,
описанного
в
рассказе;
оп ред елять
н а з в а н и е
события по изображению
медали
Знакомиться с героями
рассказа – моряками
Заполярья; давать
характеристику героям –
морякам - подводникам;
называть годы начала и
окончания обороны
Советского Заполярья;
знакомиться с медалью
«За оборону Советского
Заполярья»; знакомиться с
гвардейской лентой;
выяснять значение слов;
работать со словами для
справок; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; рассуждать о
подвиге и героизме
великого русского народа;
оценивать свою работу на
занятии
21.Евгений
В оробьё в
«Тринадцатый лыжник»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
давать
характеристику
г е р о ю
р а с с к а з а ;
з а п и с ы в а т ь
с в о ё
о т н о ш е н и е
к
г е р о ю
р а с с ка з а ;
в ы п о л н я т ь
задание
на
соответствие;
отвечать на вопросы теста
Знакомиться с краткой
биографией Евгения
Воробьёва; знакомиться с
медалью «За отвагу»;
знакомиться с героями
книги; давать
характеристику герою
рассказа; выполнять
задание на соответствие;
отвечать на вопросы теста;
рассуждать о подвиге и
героизме великого
русского народа;
оценивать свою работу на
занятии
22.Александр
Шишов
«Лесная девочка»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
Знакомиться с краткой
биографией А.Шишова;
выписывать
соответствующие
предложения из текста к
рисункам;
находить
и
отмечать
верные
ответы
по
содержанию
рассказа;
п е р е д а в а т ь
с в о ё
отношение
к
главной
героине;
р а з г а д ы в ат ь
кроссворд
знакомиться с героями
рассказа : дедом и
внучкой; давать
характеристику героям;
находить в тексте
предложения к
соответствующим
рисункам; находить
верные ответы из
предложенных; письменно
формулировать своё
отношение к главной
героине; выполнять
задания занимательного
характера; рассуждать о
нелёгкой судьбе детей во
время Великой
Отечественной войны;
оценивать свою работу на
занятии
23.Валерий
Воскобойников «В городе
на Каме»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
находить
предложения
в
тексте,
соответствующим
рисункам;
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
рассказа;
с о с т а в л я т ь
воп ро сы
к
р а с с к а з у ;
объяснять значения слов и
выражений;
разгадывать
анаграммы
Знакомиться с краткой
биографией Валерия
Воскобойникова;
знакомиться с героями
рассказа – тружениками
тыла; знакомиться с
медалью «За доблестный
труд в Великой
Отечественной войне
1941- 1945гг.»; давать
характеристику героям;
находить в тексте
предложения к
соответствующим
рисункам; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выяснять
значение слов и
выражений; выполнять
задание занимательного
характера; рассуждать о
героизме тружеников тыла
в годы Великой
Отечественной войны;
оценивать свою работу на
занятии
24.Анатолий
М и т я е в
«Землянка»,
«Мешок
овсянки»,
« Р а ке т н ы е
снаряды»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
ра с с ка за ;
составлять
вопросы
к
р а с с к а з у ;
д а в а т ь
письменный
ответ
на
поставленный
вопро с;
вписывать слово в пустые
клеточки;
разгадывать
кроссворд
Знакомиться с героями
рассказа и давать им
характеристику ; отвечать
на вопросы по
содержанию рассказа;
составлять вопросы к
рассказу; формулировать
письменный ответ на
поставленный вопрос;
выполнять задание
занимательного характера;
рассуждать о нелёгких
буднях солдат во время
Великой Отечественной
войны; оценивать свою
работу на занятии
25.Лев
Кассиль
«Плот
Алексея Андреевича»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
устанавливать
соответствия;
вписывать
«должности»
ребят
из
г ру п п ы ;
о п р е д е л я т ь ,
к а к и м и
к а ч е с т в а м и
обладали ребята; находить
в е р н ы е
о т в е т ы
и з
предложенных;
заполнять
кроссворд
Знакомиться с краткой
биографией Л.А.Кассиля;
знакомиться с героями
рассказа : отрядом
мальчишек, занимающихся
переправой; давать
характеристику героям;
находить верные ответы из
предложенных; отвечать
на вопросы по
содержанию рассказа;
выяснять значение слов и
выражений; выполнять
задания занимательного
характера; рассуждать о
нелёгкой судьбе детей во
время Великой
Отечественной войны;
оценивать свою работу на
занятии
26.Сергей
Сергеев
–
Ц е н с к и й
« Х и т р а я
девчонка»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
со ст авлять
о п и с а н и е
героини;
устанавливать
соответствия;
определять
Знакомиться с краткой
биографией С.Н.Сергеева -
Ценского; знакомиться с
героями рассказа -
санитаркой Зиной;
какими
кач е с т ва м и
обладала главная героиня
рассказа
–
с ан и т арка
Зина; отвечать на вопросы
п о
с о д е р ж а н и ю ;
с о с т а в л я т ь
и з
с л о в
поговорку
составлять описание
героини; давать
характеристику героине;
устанавливать
соответствия; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выяснять
значение слов и
выражений; выполнять
задания занимательного
характера; рассуждать о
нелёгкой судьбе женщин
во время Великой
Отечественной войны;
оценивать свою работу на
занятии
2 7 . Б о р и с
Л а в р е н ё в
«Разведчик Вихров»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
о п и с ы в а т ь
г е р о я
произведения;
составлять
и
записывать
вопрос
по
содержанию
ра с с ка за ;
записывать
имена
героев
рассказа;
з а п и с ы в ат ь
о т в е т ы
н а
в о п р о с ы ;
соединять
отрывки
из
т е к с т а
с
соответствующими
рисунками; составлять из
слов пословицу
Знакомиться с краткой
биографией Б.Лавренёва;
знакомиться с героем
рассказа - разведчиком
Колей Вихровым;
составлять и записывать
вопрос по содержанию
рассказа; записывать
имена героев рассказа;
рассуждать о нелёгкой
судьбе детей во время
Великой Отечественной
войны; записывать ответы
на вопросы по
содержанию рассказа;
соединять отрывки из
текста с
соответствующими
рисунками; оценивать
свою работу на занятии
28.Евгений
В оробьё в
«Последние выстрелы»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
с о е д и н я т ь
ч а с т и
предложения;
письменно
отвечать
на
вопросы
по
тексту
п р о и з в ед е н и я ;
определять
последовательность
Знакомиться с героями
рассказа - освободителя
Кёнигсберга; давать
характеристику героям ;
называть дату взятия
Кёнигсберга; знакомиться
с медалью «За взятие
Кёнигсберга»; рассуждать
произведений;
разгадывать кроссворд
о подвиге и героизме
великого русского народа;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа;
выполнять задание
занимательного характера;
оценивать свою работу на
занятии
29.Владимир
Даненбург
« В е с е н н я я
м у з ы к а
Весны»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
соотносить
отрывки
из
текста
с
иллюстрациями;
о п р е д е л я т ь ,
к а к и м и
каче ствами
о бл а д а л и
ге р о и
п р о и з в е д е н и я ;
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
ра с с ка за ;
знать
название
и
дату
н ач а л а
и
о ко н ч а н и я
исторического
события,
описанного
в
рассказе;
оп ред елять
з н ач е н и е
с л о в а ;
о т в е ч а т ь
н а
в о п р о с ы
т е с т а ;
оп ред елять
н а з в а н и е
события по изображению
медали
Знакомиться с краткой
биографией
В.И.Даненбурга;
знакомиться с героями
рассказа – освободителями
Вены; давать
характеристику героям;
называть дату взятия
Вены; знакомиться с
медалью «За взятие
Вены»; рассуждать о
подвиге и героизме
русского народа; выяснять
значение слов; работать со
словами для справок;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа;
выполнять задание
тестового характера;
оценивать свою работу на
занятии
30.Владимир
Даненбург
« Ч т о б
в с е г д а
б ы л о
солнце»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
устанавливать
с о о т в е т с т в и я
м е ж д у
и з о б р а ж е н и я м и
и
н а з в а н и я м и
ч а с т е й
рассказа;
отвечать
на
вопросы теста; описывать
подвиг
героев;
з н ат ь
н а з в а н и е
и
г о д ы
исторического
события,
описанного
в
рассказе;
оп ред елять
н а з в а н и е
события по изображению
медали
Знакомиться с героями
рассказа – освободителями
Будапешта; давать
характеристику героям;
называть дату взятия
Будапешта; знакомиться с
медалью «За взятие
Будапешта»; выполнять
задание на установление
соответствий; рассуждать
о подвиге и героизме
великого русского
народа; выяснять значение
слов; работать со словами
для справок; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выполнять
задание тестового
характера; оценивать свою
работу на занятии
3 1 . С е р г е й
А л е к с е е в
«Последний штурм»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
с о е д и н я т ь
ч а с т и
предложений;
записывать
имена
героев
рассказов;
разгадывать кроссворд
Знакомиться с героями
рассказа ; давать
характеристику героям;
называть дату взятия
Берлина; знакомиться с
медалью «За взятие
Берлина»; соединять части
предложений; рассуждать
о подвиге и героизме
великого русского
народа; отвечать на
вопросы по содержанию
книги; выполнять задание
занимательного
характера; оценивать свою
работу на занятии
32.Дмитрий
Дажин
«За
освобождение Праги»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
дописывать
предложения
в
с о о т в е т с т в и и
с
содержанием
рассказа;
о п р е д е л я т ь ,
к а к и м и
каче ствами
о бл а д а л и
защитники
города;
знать
н а з в а н и е
и
г о д ы
исторического
события,
описанного
в
рассказе;
восстанавливать
текст,
пользуясь
словами
для
справок;
вписывая
в
клетки фамилии героев
Знакомиться с краткой
биографией Д.П.Дажина;
знакомиться с героями
рассказа – освободителями
Праги ; давать
характеристику героям;
называть дату
освобождения Праги;
знакомиться с медалью
«За освобождение Праги»;
выяснять значение слов;
работать со словами для
справок; восстанавливать
текст; рассуждать о
подвиге и героизме
великого русского
народа; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выполнять
задание занимательного
характера; оценивать свою
работу на занятии
3 3 . Ю р и й
Н а г и б и н
«Рассказы о Гагарине»
Вписывать
данные
о
произведении в карточку;
восстанавливать
предложения,
пользуясь
словами
для
справок;
о п р е д е л я т ь
ч е р т ы
х а р а к т е р а
г е р о я ;
разгадывать анаграммы и
кроссворд
Знакомиться с краткой
биографией
Ю.М.Нагибина;
знакомиться со
страницами биографии
космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина;
давать характеристику
герою; называть его
качество личности;
восстанавливать
предложения; выяснять
значение слов; работать со
словами из справок;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа;
выполнять задание
занимательного характера;
рассуждать о подвиге
великого космонавта;
оценивать свою работу на
уроке
34.Итоговое занятие
Отвечать
на
вопро сы
теста; вписывать название
и
авторов
произведений
н а
о б л о ж к и
к н и г ;
записывать
названия
и
д а т ы
и с т о р и ч е с к и х
с о б ы т и й
н а
л е н т е
времени;
подписывать
н а з в а н и я
о р д е н о в ;
с о е д и н я т ь
н а з в а н и я
м е д а л е й
с
и х
изображением;
о п р е д е л я т ь ,
к а к и е
н р а в с т в е н н о
–
патриотические
качества
человека
ф о рм и ру ю т
рассказы, прочитанные в
курсе
«Живые
страницы
и с т о р и и » ;
н а х о д и т ь
с о о т в е т с т в и я
м е ж д у
п и с а т е л я м и
и
произведениями;
Вспоминать содержание
произведений и отвечать
на вопросы теста;
вписывать названия и
авторов произведений на
обложку книг; записывать
даты и названия
исторических событий на
ленте времени; называть
авторов и названия
рассказов; подписывать
названия орденов;
соединять названия
медалей с их
изображением;
определять, какие
нравственно –
патриотические качества
человека формирует
рассказы, прочитанные в
курсе; выполнять задание
занимательного характера
разгадывать
кроссворд;
о ц е н и в а т ь
с е б я ,
о п р е д е л я т ь ,
к а к и м и
в и д а м и
у ч е б н о й
деятельности овладел и на
каком уровне
5. Календарно – тематическое планирование курса
4 класс
№
Дата
Кол - во
часов
1
Наша Родина – Россия. Государственные
символы России
1
2
Олег Тихомиров «Александр Невский»
1
3
Георгий Шторм « На поле Куликовом»
1
4
Кирилл Кочегаров «Минин и Пожарский»
1
5
Сергей
Алексеев
«Рассказы
о
Степане
Разине, казаках и восставшем народе»
1
6
Сергей Алексеев «Рассказы о царе Петре1
и его времени»
1
7
Анатолий
Митяев
«Сражение
при
Гангуте»
1
8
Анатолий Митяев «Адмирал Ушаков»
1
9
Сергей Алексеев «Рассказы о Суворове и
русских солдатах»
1
10
С е р г е й
А л е к с е е в
« р а с с к а з ы
о б
Отечественной войне 1812 года»
1
11
Анатолий Митяев «Адмирал Нахимов»
1
12
Сергей Алексеевич «Брестская крепость»
1
13
Сергей
Алексеев
«Они
защища ли
Москву»
1
14
Альберт Цессарский «Операция «Мост»
1
15
Юрий Стрехнин «Крепость черноморцев»
1
16
Юрий Стрехнин «Город отважных»
1
17
Владимир
Богомолов
«За
оборону
Сталинграда»
1
18
Александр Насибов «За оборону Кавказа»
1
19
М и х а и л
Л о б о д и н
« З а
о б о р о н у
Ленинграда»
1
20
Анатолий Митяев «В холодном море»
1
21
Евгений
Воробьёв
« Тр и н а д ц ат ы й
лыжник»
1
22
Александр Шишов «Лесная девочка»
1
23
Валерий
Воскобойников
«В
городе
на
Каме»
1
24
Анатолий
Митяев
«Землянка»,
«Мешок
овсянки», «Ракетные снаряды»
1
25
Лев Кассиль «Плот Алексея Андреевича»
1
26
Сергей
Сергеев
–
Ценский
«Хитрая
девчонка»
1
27
Борис Лавренёв «Разведчик Вихров»
1
28
Евгкний Воробьёв «Последние выстрелы»
1
29
Владимир
Даненбург
«Весенняя
музыка
Весны»
1
30
Владимир Даненбург «Чтоб всегда было
солнце»
1
31
Сергей Алексеев «Последний штурм»
1
32
Дмитрий
Дажин
«За
освобождение
Праги»
1
33
Юрий Нагибин «Рассказы о Гагарине»
1
34
Итоговое занятие
1
Итого: 34 часа
6.Описание учебно – методического и
материально – технического обеспечения курса
внеурочной деятельности « Чтение с увлечением»
Оборудование и обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по программе « Чтение с
увлечением» необходимы следующие принадлежности:
1.
- компьютер,
2.
-принтер,
3.
-сканер,
4.
-мультимедиапроектор,
5.
-набор ЦОР по проектной деятельности
7.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. Живые страницы истории
4 класс. Развивающие задания для школьников – М.: Планета, 2018
2. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. Живые страницы
истории 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным
приложением. – М.: Планета,2018
8. Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Чтение с увлечением»
обучающиеся получат возможность:
- закрепить умение работать с книгой;
- закрепить умение работать с текстом;
- проявить интерес к книге;
- расширить читательский кругозор;
- заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в
развитии познавательных способностей у своих детей
обучающиеся закрепят умение:
- называть автора произведения;
- записывать название произведения;
- определять тему произведения;
- составлять вопросы по содержанию рассказа;
- понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
- формулировать письменные ответы на вопросы;
- восстанавливать сюжетную линию произведения;
- восстанавливать порядок плана;
- восстанавливать цитатный план;
- дополнять план произведения;
- называть героев рассказа;
- составлять план произведения;
- составлять картинный план;
- выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
- отвечать на вопросы текста;
- дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова;
- собирать из слов предложения ;
- записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
- находить и подбирать самим слова-синонимы;
- подбирать свои заголовки к рассказам ;
- определять ключевые слова в произведении;
- восстанавливать предложения;
- определять смысл пословиц;
- выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному
пониманию рассказа;
- давать характеристику герою, определять его качества характера;
- анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
- анализировать поступки героев рассказов и делать вывод о том, какие
действия являются положительными, какие отрицательными;
- определять главную мысль произведения ;
- подбирать слова-ассоциации к предложенным словам ;
- определять тему и содержание произведения ;
- описывать героя, используя слова для справок;
- определять качества героя, используя описания текста;
- разгадывать кроссворды;
- заполнять кроссворд, используя описания из текста;
- разгадывать кроссворды;
- заполнять кроссворд, используя слова для справок;
- вписывать предметы, изображенные на рисунке;
- разгадывать анаграммы;
- читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
- составлять из слов пословицы;
- составлять из предложенного слова новые слова;
- читать слова наоборот;
- разгадывать слова по указанным номерам букв
Воспитательные результаты:
Непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря
его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе
рассуждения
детей
о
том,
что
нужно
быть
трудолюбивым,
отзывчивым,
чутким,
внимательным,
поступать
по
совести,
быть
добрым,
доброжелательным к окружающим людям и готовым прийти на помощь.
Влияние(последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения
на процессе развития личности будет производить стойкий воспитательный
эффект.