Автор: Барсегянц Нелли Альбертовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №27
Населённый пункт: РСО - Алания г.Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Историческая основа повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Раздел: среднее образование
План - конспект урока по литературе в 7 классе.
Тема: Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Учитель: Барсегянц Н.А.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с исторической основой повести «Тарас Бульба»;
- дать представление о различии между исторической основой и
художественными задачами писателя.
Предметные результаты: на основе сопоставительного анализа исторических
документов и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выяснить, какую оценку
запорожскому казачеству дают историки и Н.В. Гоголь.
Метапредметные результаты: уметь структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств
личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, культурам
других народов.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер,
текст повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на каждой парте, видеофрагмент художественного
фильма «Тарас Бульба», репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут
письмо турецкому султану».
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Постановка темы и целей урока
Актуализация знаний.
- Взгляните на слайд №1. Перед вами репродукция картины. Как она называется и
кто ее автор?
(«Запорожцы», также известна под названием «Запорожцы пишут письмо
турецкому султану». Картина русского художника Ильи Репина).
- Какое событие легло в основу композиции картины?
Комментарий учителя:
Основой картины И. Репина стало историческое событие 1676 года. Тогда казаки
вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал
запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления.
Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество
своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма и
написали свой, весьма едкий ответ султану.
Проблемный вопрос:
- Герои картины - казаки. Как же эти герои будут сегодня связаны с темой нашего
не совсем обычного урока? И какую цель урока мы поставим перед собой?
Комментарий учителя:
К произведению «Тарас Бульба» Николай Васильевич возвращался несколько раз.
Работа над ней была долгая и трудная, с 1834 по 1842 (слайд №2). Первый
вариант повести не устроил писателя, и он вновь возвращается к своим героям. В
1842 г. выходит новая редакция произведения. Чем же так влекла Гоголя та
смутная эпоха, которая изображена в повести? На этот вопрос мы и попытаемся
дать ответ на сегодняшнем уроке. И тема нашего урока: "Историческая основа
повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".
III.
Выполнение практического задания
Слово учителя:
- Перед вами листы с дополнительной информацией - ваши помощники. Изучите
самостоятельно материалы, найдите ответы на данные вопросы. Вы можете делать
пометки на листах.
(слайд №3)
1) Где происходят события, описанные в повести?
2) Какое событие составляет основу повести?
3) В каких веках происходит действие, описанное в повести?
4) Какие документы изучил Н.В. Гоголь для написания повести?
4) Кто такие казаки?
5) Что представляла собой Запорожская Сечь?
Проверка практического задания
IV.
Работа по теме урока
Беседа по вопросам:
- Мы уже неоднократно говорили о том, что произведение «Тарас Бульба» -
повесть.
Вспомним определение жанра повесть. (Словарь терминов). (слайд №4)
- Существуют различные виды повестей, посмотрите на слайд №5, определите, к
какому виду повести относится повесть «Тарас Бульба», объясните свой выбор.
слайд №6
- Какие же исторические реалии отражены Н.В. Гоголем в повести? (слайд №7)
Комментарий учителя:
1. Борьба украинского народа за свое национальное освобождение в 15-17 вв.
2. Запорожская Сечь и казачество. Месторасположение Запорожской Сечи.
(слайд№8)
Задание:
- Обратимся к художественному тексту. Прочитаем отрывок и проанализируем
его. (2 гл. «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!») (слайд №9)
Вопросы:
- Какие тропы использует автор, описывая степь?
- К чему стремится автор, описывая так ярко и подробно степь?
- Почему Н.В. Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе?
- Как этот отрывок из художественного произведения связан с историей
украинского народа?
Факт из истории:
- Время пришло познакомиться с жителями Запорожской Сечи, узнать подробнее
о традициях и обычаях казаков. (Сообщение заранее подготовленного ученика).
Слово учителя:
- Какие обычаи и традиции отражены Н.В. Гоголем в повести? (2 гл. + эпизоды по
всей повести).
1. Демократизм казачьего общества: «…гетьманы, избранные из среды самих же
казаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи».
Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же
переизбирался. При описании Сечи звучит тема плодотворного труда свободных
людей.
2. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают все и берутся за оружие.
Воинская служба в Сечи - это не принуждение, а добровольное служение
отечеству.
3. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа (Гоголь
описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство).
Общество, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований
для вражды, здесь высока общественная мораль, и именно такое общество
рождает героические характеры.
Запорожская Сечь - свободная, гордая и справедливая «казацкая республика».
Факт из истории:
- Описание внешности казаков, интерьер. (Сообщение заранее подготовленного
ученика). (слайд № 10 - 15)
Слово учителя. Задание:
- Обратимся к тексту художественного произведения. Зачитайте фрагменты
повести, подтверждающие рассказ вашего одноклассника.
Физминутка.
Просмотр видеофрагмента художественного фильма «Тарас Бульба» («Речь
Тараса Бульбы о товариществе»)
Вопрос.
- В чем сила и правда героев Н.В. Гоголя?
Комментарий учителя:
Запорожцы были хранителями веры. Бульба «считал себя законным защитником
православия» и требовал, чтобы и сыновья «стояли всегда за веру Христову».
Умирая, казаки радовались, что постояли за земля Русскую и за веру. Святым
долгом считают казаки закон товарищества. Старый Касьян Бовдюк говорит:
«Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу
я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь
своего товарища». Настоящие герои - это Тарас, Остап, атаман Кубенко, Касьян
Бовдюк.
Вывод.
- Давайте сделаем вывод, какие же исторические реалии отражены Н.В. Гоголем в
повести?
- Снова обратимся к репродукции картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо
турецкому султану». В чем вы видите сходство между картиной И. Репина и
повестью Н.В. Гоголя в изображении запорожского казачества? Кого из героев
повести «Тараса Бульбы» узнаете на картине? (слайд № 16)
V.
Рефлексия.
1. Интересным ли был для вас материал сегодняшнего урока?
2. Довольны ли вы своей работой на уроке?
3. Что нового вы открыли сегодня для себя?
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о главном герое повести (на выбор: Тарас Бульба, Остап,
Андрий) с применением цитирования.
Дополнительная информация.
События, изображённые Гоголем в повести, относятся ко времени
освободительного движения на Украине в 15-17 веках. Украинское казачество
вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории
Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли
шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).
Запорожская Сечь - это военная организация вольных казаков, основанная на
товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему
Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который
избирался из числа казаков.
Казаки (русск. - казáк; укр. - козáк) первоначально проживали в степях и
лесостепях Восточной Европы, в частности на территории Украины и России;
впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья,
Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.
В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало
лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население
нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с
тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.
Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь
изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные
летописи, историческую работу «Запорожская старина» академика
И.И.Срезневского, «Малороссийские песни» из сборника Максимовича,
«Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем.