Автор: Жгунева Анна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Туломская СОШ
Населённый пункт: с. Тулома, Кольский район, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Групповая работа как средство формирования УУД"
Раздел: начальное образование
Групповая работа как средство формирования УУД
«Распознать,
выявить,
раскрыть,
взлелеять, выпестовать в каждом ученике
его неповторимо-индивидуальный талант
– значить поднять личность на высокий
уровень
расцвета
человече ского
достоинства».
В.А. Сухомлинский
Организационное обучение и воспитание осуществляется в рамках той
или
иной
педагогической
системы,
имеет
определенное
организационное
оформление. В дидактике известны три основные системы организационного
оформления
педагогического
процесса,
отличающиеся,
соотношением
коллективных
и
индивидуальных
форм
организации
деятельности
воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства
учебно- воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся:1)
индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3)
лекционно–семинарская система.
Классно-урочная
система
в
своих
основных
чертах
остается
неизменной на протяжении более 300 лет. Неоспоримым преимуществом
классно-урочной системы является возможность в её рамках органического
сочетания
массовых,
групповых
и
индивидуальных
форм
учебно-
воспитательной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего
образования
предъявляет
особые
требования
не
к
качеству
образовательного процесса, а к условиям формирования знаний
.
Сегодня
каждое
образовательное
учреждение
стремится
жить
и
работать по- новому. Реализовать в полной мере системно-деятельностный,
тем
более
-
компетентностный
подход,
не
меняя
сложившуюся
систему
традиционной
школы,
просто
невозможно.
Так
же,
как,
невозможно
сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-
урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать
ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.
С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной
школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами
информации
и
способность
актуализировать
их
для
самостоятельного
постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и
навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).
Эффективность использования групповых форм работы неоднократно
доказывалась
на
практике.
Этой
теме
посвящена
исследовательская
разработка
С.Танцорова
''Групповая
работа
в
развивающем
обучении''.
Большую
роль
групповым
формам
обучения
отводит
А.Б.Воронцов
''Практика развивающего обучения по системе Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова''.
Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе
групповые
формы
обучения,
вносят
свои
коррективы.
Однако
все,
кто
использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее
высокую эффективность.
Я работаю по программе Образовательной системы «Школа России»,
которая
соответствует
стандартам
ФГОС
НОО.
На
всех
уроках
часто
использую групповую работу.
Основная
цель
групповой
работы
–
развитие
мышления
учащихся.
Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали
совместными
усилиями,
обдумывали,
решали
проблемы сообща.
Важно,
чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся
группа была заинтересована в этом.
Групповая
работа
решает
проблему
развития
метапредметных
УУД
(познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Личностные
действия
позволяют
сделать
учение
осмысленным,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные
действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных
ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах,
выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные
действия
обеспечивают
возможность
управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования,
контроля,
коррекции
своих
действий,
оценки
успешности
усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска,
отбора
и
структурирования
необходимой
информации,
моделирование
изучаемого содержания.
Коммуникативные
действия
о б е с п е ч и в а ю т
в о з м о ж н о с т и
сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать
и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию,
правильно
выражать
свои
мысли,
оказывать
поддержку
друг
другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Работая над этой темой, я пришла и к выводу, что групповая работа
имеет ряд преимуществ:
1.
Объем усваиваемого материала возрастает.
2.
Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
3.
Характер взаимоотношений между детьми меняется.
4.
Класс становится сплоченней.
5.
Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к
обучающимся.
6.
Ребята получают удовольствие от работы.
При создании групп необходимо учитывать уровень образовательных
возможностей учащихся и особенности состава группы. Распределять роли
между участниками группы. Организовать коммуникацию в группе и между
группами. Анализировать способ деятельности.
Группы могут быть сформированы по выбору педагога, по желанию,
случайным образом, по выбору «лидера», по определённому признаку.
Виды групповой работы.
Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на
уроках в начальной школе.
Работа в парах.
Мозговой штурм.
Игра «Продолжи».
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Мозаичная группа или Пазлы.
Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
Мозговой штурм.
Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря,
хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются
доклады / сообщения от разных групп.
Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при
написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о
каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических
событий).
Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют
их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои
способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех
человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из
них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем
этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о
своей работе.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила
бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых
источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают
основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы
переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку
от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть
темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на
заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным
материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных
группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по
данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали
сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части
задания (как зубцы одной пилы).
Правила организации групповой работы
Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее
достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их
совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только
реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую
выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности,
которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для
работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они
должны дополнять правила поведения на уроке.
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
Требования к результатам изучения предметов включают формирование
всех видов УУД.
Применяя групповую работу на уроке, можно сделать следующие выводы:
Для эффективности групповой работы важно использовать её в
системе.
Групповая работа (работа в парах) позволяет быстро организовать
проверку любого задания через взаимоконтроль.
В групповой работе кроется огромный потенциал для развития
коммуникативных УУД учащихся.
Учащиеся в группах учатся сами оценивать результат своей работы.
Интерес к предмету повышается.
В
групповой
работе
нельзя
ожидать
быстрых
результатов,
всё
осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока
не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна
практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой
работы.
Работа
в
группе
очень
эффективная
форма
обучения.
Вот
что
получается,
когда
дети
в
процессе
обучения
объединяют
свои
усилия
в
решение учебных задач:
-
на
формирования
понятий,
умений,
навыков
тратиться
меньше
времени,
возрастает
и
объём
усваиваемого
материала,
и
глубина
его
понимания;
-
уменьшаются
некоторые
дисциплинарные
трудности
(не
остаётся
учеников, не работающих на уроке);
-
ученики
получают
большее
удовольствие
от
занятий,
комфортней
чувствуют себя в школе;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
- сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать
друг друга и самих себя;
- в то же время растёт и самокритичность: ребёнок, имевший опыт
работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше
себя контролирует; воспитательная работа учителя становиться необходимым
условием группового обучения, так как все группы в своём становлении
проходят стадию конфликтных отношений.