Автор: Монгуш Начын Шолбанович
Должность: студент
Учебное заведение: Тувинский государственный университет
Населённый пункт: город Кызыл
Наименование материала: научная статья
Тема: Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России
Раздел: высшее образование
Роль прокуратуры в механизме государственной власти
современной России.
Монгуш Начын Шолбанович, студент 1 курса,
направления подготовки
40.03.01 «Юриспруденция», ФГБОУ ВО Тувинский государственный
университет.
Научный руководитель: Даштаар-оол Виктория Оюновна, старший
преподователь уголовного права и процесса, ФГБОУ ВО Тувинский
государственный университет.
Аннотация:
В
данной
статье
рассматривается,
место
и
роль
прокуратуры в механизме государственной власти.
Ключевые
слова:
прокуратура,
государственная
вл асть ,
правоохранительные
органы,
конституция
РФ,
надзор,
демократическое
государство, судебная система, контрольная власть, прокурорский надзор,
механизм государство.
Прокуратура
Российской
Федерации
-
единая
федеральная
централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и
исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации
.
Возникновение прокуратуры в России было обусловлено потребностью
осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в
деятельности
центральных
и
местных
органов
управления.
Ее
созданию
предшествовало учреждение Петром в 1711 г. института фискалата. Однако
это
не
произвело
ожидаемого
результата,
в
виду
выявления
таких
недостатков, как зависимость от органов государственной власти, за чьей
деятельностью осуществляли надзор и взяточничество.
Прокуратура была учреждена Петром I тремя указами от 12 и 18 января
1722
г.
В
них
предусматривалось
создание
прокуратур,
во-первых,
при
Сенате, которые возглавлял Генерал-прокуро, во-вторых, при коллегиях, в-
третьих,
при
надворных
судах
(гофгерихтах);
и
27
мая
император
распорядился
образовать
прокуратуру
также
при
Святейш ем
Правительствующем
Синоде,
создав
должность
Обер-прокурора.
Цель,
поставленная перед прокурорами, - надзор за тем, чтобы государственные
органы
страны
действовали
в
строгом
соответствии
с
регламентами
и
царскими
указами.
Необходимо
отметить,
что
прокуратура
Российской
Федерации
-
самостоятельный
государственный
правовой
институт,
который
не
может
относиться ни одной из ветвей власти
В Конституции Российской Федерации нормы о прокуратуре отражены
в
главе
«Судебная
власть
и
прокуратура»
однако
никакого
отношения
к
судебной власти прокуратура не имеет. Учитывая это, мы можем задать
вопрос, к какой же из трех ветвей власти относится прокуратура
В
целях
обеспечения
верховенства
закона,
единства
и
укрепления
законности,
защиты
прав
и
свобод
человека
и
гражданина,
а
также
охраняемых
законом
интересов
общества
и
государства
прокуратура
Российской
Федерации
осуществляет
надзор
за
исполнением
законов
федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом
Российской
Федерации,
представительными
(законодательными)
и
исполнительными
органами
субъектов
Российской
Федерации,
органами
местного
самоуправления,
органами
военного
управления,
органами
контроля,
их
должностными
лицами,
субъектами
осуществления
общественного
контроля
за
обеспечением
прав
человека
в
местах
принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах
принудительного
содержания,
органами
управления
и
руководителями
коммерческих
и
некоммерческих
организаций,
а
также
за
соответствием
законам издаваемых ими правовых актов.
Рассматривая
в
наши
дни
органы
прокуратуры,
то
стоит
отметить
основную их основную функцию выявлять нарушения закона и принимать
меры по их устранению
Для определения правильного места и роли прокуратуры в системе
государственных органов необходимо знать ее функции.
Проанализировав нормы федерального закона о прокураторе, можно
выделить следующий перечень функций прокуратуры:
надзор;
уголовное преследование;
координация
деятельности
правоохранительных
органов
по
борьбе с преступностью;
возбуждение
дел
об
административных
правонарушениях
и
проведение административного расследования;
осуществление международного сотрудничества.
Очевидно, что первая функция является главной, ее можно разделить на
подфункции:
·надзор
за
исполнением
законов
госорганами
и
субъектами
осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в
местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в
местах
принудительного
содержания,
органами
управления
и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и надхор за
соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
·надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
·надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
·надзор за исполнением законов судебными приставами
·надзор
за
исполнением
законов
администрациями
органов
и
учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом
меры
принудительного
характера,
администрациями
мест
содержания
задержанных и заключенных под стражу
·надзор
за
исполнением
конституций,
уставов
субъектов
Федерации, а также законов субъектов Федерации.
Надзор можно назвать комплексным видом деятельности, поскольку он
состоит
в
наблюдении
за
законностью
деятельности
огромного
круга
субъектов, в применении предусмотренных нормами права мер к ликвидации
нарушений, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к
ответственности.
Прокуратура и органы законодательной (представительной) власти. В
рамках
своей
деятельности
прокуратура
осуществляет
надзор
за
соответствием, существующим законам нормативных актов, принимаемыми
органами данной ветви власти, а также косвенно вносит законодательную
инициативу.
Прокуратура
и
органы
исполнительной
власти.
Взаимодействие
прокуратуры
и
органов
исполнительной
власти
можно
назвать
основополагающей
деятельностью
государства.
«Прокуроры,
осуществляя
свои
полномочия
в
сфере
общего
надзора,
решают
вместе
с
другими
органами
и
организациями
вопросы
политического,
государственного,
экономического, социального, национального и культурного строительства».
Прокуратура и органы судебной власти. Суд, и прокуратура вместе
обеспечивают защиту прав человека, законность и правопорядок, но делают
это
различными
методами.
Основная
задача
прокурорского
надзора
-
выявлять
и
обосновывать
нарушения
законности,
а
суда
-
от
имени
государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая
интересы пострадавших.
Заключение:
Деятельность
прокуратуры
направлена
на
реализацию
основных функций государства - обеспечение народовластия, охрана прав и
свобод
граждан.
Надзорные
полномочия
обеспечивают
законность,
правопорядок
и
реализацию
норм
права,
содержащихся
в
Конституции,
законах
и
других
нормативных
актах
различными
участниками
общественных отношений (органами государства, должностными лицами,
физическими и юридическими лицами).
Список литературы:
1.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре
Российской Федерации»
2.
Конституция Российской Федерации // Собрание Законодательства РФ.
2014. № 9.
3.
Басков
В.
И.
Курс
прокурорского
надзора.
Учебник
для
студентов
юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов М.:
Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999г. - 480 с.
4.
Бессарабов,
В.Г.
Прокуратура
России
в
системе
государственного
контроля / В.Г. Бессарабов. - М. :Изд-во НИИ Прокуратуры, 1999 г.
5.
Васюшкин В. Пределы прокурорского надзора. // Законность, 2010г., №
11.
6.
Викторов
И.С.
Прокуратура:
статус
на
рубеже
тысячелетий.
//
Законность, 2000г., № 12.
7.
Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-
М, 2003г. - 225 с.
8.
Казарина
А.Х.
Закономерности
развития
прокурорского
надзора
за
исполнением законов в сфере экономики// Вестник Академии ГП РФ № 6(26)
2011г.
9.
Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая
часть: Учеб. пособие.-- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с.