Напоминание

Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России


Автор: Монгуш Начын Шолбанович
Должность: студент
Учебное заведение: Тувинский государственный университет
Населённый пункт: город Кызыл
Наименование материала: научная статья
Тема: Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России
Дата публикации: 04.02.2020
Раздел: высшее образование





Назад




Роль прокуратуры в механизме государственной власти

современной России.

Монгуш Начын Шолбанович, студент 1 курса,

направления подготовки

40.03.01 «Юриспруденция», ФГБОУ ВО Тувинский государственный

университет.

Научный руководитель: Даштаар-оол Виктория Оюновна, старший

преподователь уголовного права и процесса, ФГБОУ ВО Тувинский

государственный университет.

Аннотация:

В

данной

статье

рассматривается,

место

и

роль

прокуратуры в механизме государственной власти.

Ключевые

слова:

прокуратура,

государственная

вл асть ,

правоохранительные

органы,

конституция

РФ,

надзор,

демократическое

государство, судебная система, контрольная власть, прокурорский надзор,

механизм государство.

Прокуратура

Российской

Федерации

-

единая

федеральная

централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской

Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и

исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

.

Возникновение прокуратуры в России было обусловлено потребностью

осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в

деятельности

центральных

и

местных

органов

управления.

Ее

созданию

предшествовало учреждение Петром в 1711 г. института фискалата. Однако

это

не

произвело

ожидаемого

результата,

в

виду

выявления

таких

недостатков, как зависимость от органов государственной власти, за чьей

деятельностью осуществляли надзор и взяточничество.

Прокуратура была учреждена Петром I тремя указами от 12 и 18 января

1722

г.

В

них

предусматривалось

создание

прокуратур,

во-первых,

при

Сенате, которые возглавлял Генерал-прокуро, во-вторых, при коллегиях, в-

третьих,

при

надворных

судах

(гофгерихтах);

и

27

мая

император

распорядился

образовать

прокуратуру

также

при

Святейш ем

Правительствующем

Синоде,

создав

должность

Обер-прокурора.

Цель,

поставленная перед прокурорами, - надзор за тем, чтобы государственные

органы

страны

действовали

в

строгом

соответствии

с

регламентами

и

царскими

указами.

Необходимо

отметить,

что

прокуратура

Российской

Федерации

-

самостоятельный

государственный

правовой

институт,

который

не

может

относиться ни одной из ветвей власти

В Конституции Российской Федерации нормы о прокуратуре отражены

в

главе

«Судебная

власть

и

прокуратура»

однако

никакого

отношения

к

судебной власти прокуратура не имеет. Учитывая это, мы можем задать

вопрос, к какой же из трех ветвей власти относится прокуратура

В

целях

обеспечения

верховенства

закона,

единства

и

укрепления

законности,

защиты

прав

и

свобод

человека

и

гражданина,

а

также

охраняемых

законом

интересов

общества

и

государства

прокуратура

Российской

Федерации

осуществляет

надзор

за

исполнением

законов

федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом

Российской

Федерации,

представительными

(законодательными)

и

исполнительными

органами

субъектов

Российской

Федерации,

органами

местного

самоуправления,

органами

военного

управления,

органами

контроля,

их

должностными

лицами,

субъектами

осуществления

общественного

контроля

за

обеспечением

прав

человека

в

местах

принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах

принудительного

содержания,

органами

управления

и

руководителями

коммерческих

и

некоммерческих

организаций,

а

также

за

соответствием

законам издаваемых ими правовых актов.

Рассматривая

в

наши

дни

органы

прокуратуры,

то

стоит

отметить

основную их основную функцию выявлять нарушения закона и принимать

меры по их устранению

Для определения правильного места и роли прокуратуры в системе

государственных органов необходимо знать ее функции.

Проанализировав нормы федерального закона о прокураторе, можно

выделить следующий перечень функций прокуратуры:

надзор;

уголовное преследование;

координация

деятельности

правоохранительных

органов

по

борьбе с преступностью;

возбуждение

дел

об

административных

правонарушениях

и

проведение административного расследования;

осуществление международного сотрудничества.

Очевидно, что первая функция является главной, ее можно разделить на

подфункции:

·надзор

за

исполнением

законов

госорганами

и

субъектами

осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в

местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в

местах

принудительного

содержания,

органами

управления

и

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и надхор за

соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

·надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

·надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

·надзор за исполнением законов судебными приставами

·надзор

за

исполнением

законов

администрациями

органов

и

учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом

меры

принудительного

характера,

администрациями

мест

содержания

задержанных и заключенных под стражу

·надзор

за

исполнением

конституций,

уставов

субъектов

Федерации, а также законов субъектов Федерации.

Надзор можно назвать комплексным видом деятельности, поскольку он

состоит

в

наблюдении

за

законностью

деятельности

огромного

круга

субъектов, в применении предусмотренных нормами права мер к ликвидации

нарушений, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к

ответственности.

Прокуратура и органы законодательной (представительной) власти. В

рамках

своей

деятельности

прокуратура

осуществляет

надзор

за

соответствием, существующим законам нормативных актов, принимаемыми

органами данной ветви власти, а также косвенно вносит законодательную

инициативу.

Прокуратура

и

органы

исполнительной

власти.

Взаимодействие

прокуратуры

и

органов

исполнительной

власти

можно

назвать

основополагающей

деятельностью

государства.

«Прокуроры,

осуществляя

свои

полномочия

в

сфере

общего

надзора,

решают

вместе

с

другими

органами

и

организациями

вопросы

политического,

государственного,

экономического, социального, национального и культурного строительства».

Прокуратура и органы судебной власти. Суд, и прокуратура вместе

обеспечивают защиту прав человека, законность и правопорядок, но делают

это

различными

методами.

Основная

задача

прокурорского

надзора

-

выявлять

и

обосновывать

нарушения

законности,

а

суда

-

от

имени

государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая

интересы пострадавших.

Заключение:

Деятельность

прокуратуры

направлена

на

реализацию

основных функций государства - обеспечение народовластия, охрана прав и

свобод

граждан.

Надзорные

полномочия

обеспечивают

законность,

правопорядок

и

реализацию

норм

права,

содержащихся

в

Конституции,

законах

и

других

нормативных

актах

различными

участниками

общественных отношений (органами государства, должностными лицами,

физическими и юридическими лицами).

Список литературы:

1.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре

Российской Федерации»

2.

Конституция Российской Федерации // Собрание Законодательства РФ.

2014. № 9.

3.

Басков

В.

И.

Курс

прокурорского

надзора.

Учебник

для

студентов

юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов М.:

Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999г. - 480 с.

4.

Бессарабов,

В.Г.

Прокуратура

России

в

системе

государственного

контроля / В.Г. Бессарабов. - М. :Изд-во НИИ Прокуратуры, 1999 г.

5.

Васюшкин В. Пределы прокурорского надзора. // Законность, 2010г., №

11.

6.

Викторов

И.С.

Прокуратура:

статус

на

рубеже

тысячелетий.

//

Законность, 2000г., № 12.

7.

Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-

М, 2003г. - 225 с.

8.

Казарина

А.Х.

Закономерности

развития

прокурорского

надзора

за

исполнением законов в сфере экономики// Вестник Академии ГП РФ № 6(26)

2011г.

9.

Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая

часть: Учеб. пособие.-- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с.



В раздел образования