Напоминание

Исследование социального интеллекта подростков


Авторы: Касимова Зульфира Шафиковна, Хайретдинова Лия Рафилевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент и магистрант
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Исследование социального интеллекта подростков
Дата публикации: 07.02.2020
Раздел: высшее образование





Назад




Касимова З.Ш., кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры психолого-педагогического образования,

Хайретдинова Л.Р. студент магистратуры

факультета педагогики и психологии

Стерлитамакский филиал

«Башкирский государственный университет»

г. Стерлитамак

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

Оказание помощи в решении проблем общения, понимания друг друга

является важнейшей задачей воспитания детей подросткового возраста. Одной

из главной составляющей успешности общения детей подросткового возраста с

другими людьми является развитие социального интеллекта и воспитанность

его

эмоциональной

сферы,

который

проявляется

в

способности

понимать

невербальные проявления и сопереживать другим.

Период

подросткового

возраста

принято

считать

решающим

в

личностном становлении индивида, большое значение имеет феномен эмпатии

в психологическом и личностном образовании человека. Достигнув нужного

уровня и устойчивой формы проявления в подростковом периоде, эмпатия

организует социальное поведение в дальнейшей жизни.

Социальный

интеллект,

коммуникативные

навыки

и

познавательная

активность

индивида

по

своей

сути

синонимичны

и

имеют

много

точек

соприкосновения,

так

как

они

являются

интеллектуально-творческими

способностями

и

определяют

успешность

социализации

личности.

Социальный

интеллект

может

трактоваться

как

процесс

идентификации,

стремление

к

эмпатии,

альтруизму

и

сотрудничеству,

направленное

на

выстраивание конструктивных и положительных отношений с людьми через

общение.

Исходя из анализа научной литературы, можно говорить о том, что во

многих концепциях, разработанными разными авторами, социальный интеллект

выдвигается

как

совокупность

интеллектуальных

спо собно стей,

представляющая

собой

полноценную

систему,

которая

стремится

познать

поведенческую информацию.

Когда

мы

рассмат риваем

концепцию

« э кс п е р и м е н т а л ь н у ю

психоаналитическую теорию» Дж. Гилфорда, которая отражает структурную

модель

интеллекта,

она

включает

120

факторов,

то

видим,

что

эти

интеллектуальные факторы представлены классификацией, основанной на трех

независимых

переменных.

Каждая

из

трех

переменных,

характеризуется

процессами обработки информации: содержание представленной информации,

операции обработки информации; и результаты обработки информации.

Дж. Гилфорд в своих трудах обозначает значимость процесса познания,

который

является

причиной

исследования.

Познание

включает

в

себя

следующие факторы:

познание,

как

способность

воспринимать

отдельные

элементы

поведения личности, а также уметь выделять из общего контекста вербальную и

невербальную выразительность поведения;

– познание классов поведения. Способность в потоке экспрессивной или

ситуативной информации о поведении распознавать общие свойства;

– познание отношений поведения. Умение распознавать существующие

отношения между отдельными единицами информации о поведении;

познание

систем

поведения.

Умение

логически

понимать

смысл

поведения людей, также как и обнаруживать развитие целостных ситуаций

взаимодействия.

– познание преобразований поведения – умение понимать, что схожее

поведение в различных ситуациях может иметь разное значение;

познание

результатов

поведения.

Основываясь

на

имеющейся

информации, уметь представить последствия своего или чужого поведения.

На основании вышеприведенных фактов, Дж. Гилфорд в своих трудах

говорит о следующих структурных компонентах социального интеллекта:

Умение представить последствия поведения людей в некой ситуации,

предвидеть дальнейшее развитие событий;

Умение

выделить

общие

главные

признаки

в

разного

вида

невербальных реакциях личности;

Умение

понять

изменения

значения

сходных

вербальных

реакций

личности;

Умение

понять

логическое

развитие

ситуаций

взаимодействия,

значение поведения людей в этих ситуациях.

Все эти факторы нацелены на понимание отношений, логики развития

ситуаций взаимодействия, на прогнозирование последствий поведения через

правильную интерпретацию вербальной и невербальной экспрессии поведения»

Основам формирования социального интеллекта у обучающихся должны

уделять особое внимание не только психологи, но и сами педагоги. Одной из

гл а в н ы х

з а д ач

с о в р е м е н н о го

о б р а зо ва н и я

я вл я е т с я

р а з в и т и е

саморазвивающейся, самообразованной личности, которая имеет способности к

различным взаимоотношениям с окружающими людьми.

Образовательный

процесс

в

школе

должен

создавать

условия

для

обучающихся,

которые

развивают

их

социальный

интеллект,

то

есть

способность

обучающихся

с

помощью

обобщения,

анализа

и

рассуждения

решать

личностно

и

общественно

важные

задачи

и

ориентироваться

в

различных жизненных ситуациях.

Для

исследования

социального

интеллекта

подростков

применялась

методика Дж. Гилфорда.

По результатам Субтеста 1 – «Истории с завершением» респонденты

имеют средний уровень, они умеют оценить результат совершенного поведения,

оценить последующие действия других людей, основываясь на реальный опыт

общения,

а

также

предрасположены

к

эффективному

созданию

своего

поведения для совершения какой-либо деятельности.

По результатам Субтеста 2 – «Группы экспрессии» респонденты имеют

различные

показатели,

а

экспериментальная

заниженные.

Низкие

оценки

данного субтеста свидетельствуют о том, что респонденты не умеют в полной

мере понимать и распознавать жесты, взгляды других людей, по этой причине

они могут не правильно понимать своего собеседника.

По

результатам

Субтеста

3

«Вербальная

экспрессия»

респонденты

имеют средний уровень к познанию поведения личности. Это свидетельствует о

том, что респонденты иногда могут допустить ошибку при распознании смысла

сообщения, для них характерно высказываться не по теме и не всегда правильно

понимать своего собеседника.

По результатам Субтеста 4 «Истории с дополнением» респонденты также

имеют также средний уровень результатов, что свидетельствует о том, что

испытуемые испытывают трудности при взаимодействии с людьми, поэтому

процесс адаптации к межличностному взаимодействию не всегда протекает

успешно.

Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод, что респонденты

имеют

социальный

интеллект

на

среднем

уровне,

что

говорит

о

том,

что

испытуемые не всегда правильно могут понять сообщение собеседника, понять

их поведение и правильно оценить эмоции, по причине того, что не владеют в

успешной мере невербальными составляющими процесса общения. Так же при

таком уровне социального интеллекта у респондентов возникает сложность в

способности оценить реакцию другого человека в определенной сложившейся

ситуации.

Использованная литература:

1.

Андреева

И.Н.

Социальный

интеллект:

исследование

феномена

//

Вопросы психологии. – 2010. – № 12. – С. 78-86.

2.

Ушаков

Д.В.

Интеллект:

структурнодинамическая

теория.

М.:

Издво «Институт психологии РАН», 2003. — 264 с.

3.

Холодная

М.А.

Существует

ли

интеллект

как

психическая

реальность // Вопросы психологии. – № 5. – 2013. – С. 128-130.



В раздел образования