Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА


Авторы: Ондар Белекмаа Валерьевна, Даштаар-Оол Виктория Оюновна
Должность: Старший преподаватель уголовного права и процесса.
Учебное заведение: Тувинский государственный университет
Населённый пункт: г.Кызыл
Наименование материала: Научная статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА
Дата публикации: 07.02.2020
Раздел: высшее образование





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА:

НУЖНА ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТУ?

Научный руководитель: Даштаар-оол Виктория Оюновна

Ондар Белекмаа Валерьевна

Студентка

юридического

факультета

219

группы

1

курса,

Тувинский

Государственный Университет, Кызыл, Российская Федерация.

Аннотация: В российском обществе сложилась неоднозначное отношение к

профессии юриста. На современном этапе развития российского общества

актуально встал вопрос о соблюдении профессиональной этики юриста. К

настоящему времени на Западе профессиональная этика юриста получила

законное признание в научном сообществе, достаточно высок ее статус как

учебной дисциплины.

Ключевые слова: этика, профессиональная этика, юридическое образование

Человек живет в обществе и не может быть абсолютно свободным. Его

поведение заранее определено обстоятельствами, в которые он попадает и

которые настолько объективны, что плохо поддаются изменению. Вся жизнь

человека – от рождения и до смерти, от пробуждения утром и до отхода ко

сну вечером – сплошное выполнение норм поведения, принятых в данном

человеческом

обществе.

«Чтобы

быть

свободным,

надо

подчиняться

«Закону», – сказал Цицерон.

Все правила поведения в обществе можно разделить на три группы. В

первую группу входят правила, установленные государственной властью и

являющиеся

обязательными

для

всех

граждан,

населяющих

конкретную

страну. Государство строго следит за их исполнением, а того, кто нарушает

их,

наказывает,

для

чего

имеет

аппарат

принуждения

в

форме

органов

дознания, расследования, судов и мест лишения свободы. Основным законом

в любом государстве является конституция, все остальные законы не могут

противоречить

ей.

Вторую

группу

составляют

правила

поведения,

регулирующие отношения людей в их производственной деятельности. Без

исполнения

этих

правил

невозможен

совместный

труд.

Это

правила

трудовые,

административные,

дисциплинарные,

внутреннего

распорядка.

Третью группу составляют неписаные правила, за которые нарушителей не

штрафуют

и

к

уголовной

ответственности

не

привлекают

правила

поведения, правила этикета. Объектом этики являются нравственные нормы,

регулирующие

отношения

между

людьми

как

в

профессиональной

деятельности определенной группы людей (например, юристов), так и в

социально-бытовых

проявлениях.

Есть

профессии,

для

представителей

которых

исполнение

внешних

атрибутов

поведения

не

только

личная

необходимость, но еще и обязанность требовать их соблюдения от других. К

их числу относится и профессия юриста, которая всегда ассоциировалась с

высокой общей культурой и интеллигентностью. Этика XXI в. видит свою

задачу не только в том, чтобы строить абсолютные нормативные системы и

предписывать их исполнение, но и в формулировании нравственных норм

сущего, в рассмотрении конкретности и специфики уникальных феноменов

морали. Это касается, в частности, нравственных норм профессиональной

деятельности

специалистов.

Если

же

учесть,

что

до

недавнего

времени

теоретическая этика подобными конкретными проблемами пренебрегала и

оставляла их без внимания, становится очевидной важность и актуальность в

современных условиях не только научной разработки основных направлений

профессиональной

этики,

но

и

создание

специальных

учебных

пособий,

особенно

для

студентов

вузов.

При

этом

весьма

важным

является

то

обстоятельство, что современные профессиональные этики не догматизируют

разрабатываемое этическое знание, а нацелены на решение и постановку так

называемых

открытых

проблем,

т.

е.

таких,

которые

имеют

серьезное

профессиональное

значение,

но

не

получили

однозначного

морального

решения

и

достаточной

этической

проработки.

Назрела

настоятельная

необходимость подготовить специальные программы и учебное пособие по

профессиональной

этике

юриста,

куда,

наряду

с

общими

понятиями,

относящимися к нравственным категориям добра и зла, следует включить все

этические требования, предъявляемые к юридической деятельности. Каждый

учебный предмет имеет свои цель и задачи.

Целью изучения юридической этики является становление нравственной

личности, способной к формированию собственной нравственной позиции,

воспитание

у

профессиональных

юристов

гуманного,

справедливого

и

культурного

отношения

к

гражданам,

совершенствование

нравственных

личностных качеств для эффективного выполнения служебных обязанностей.

Поэтому

задачи

курса

«Юридическая

этика»

следующие:

ознакомить

обучающихся с основными теоретическими знаниями в области этики, ее

категориями

применительно

к

профессии

юриста;

использовать

процесс

преподавания

курса

для

формирования

нравственных

профессиональных

качеств

юриста:

верность

долгу,

чувство

чести,

высокая

гражданская

ответственность,

дисциплинированность.

Содействовать

выработке

у

будущих

юристов

непримиримого

отношения

к

антиобщественным

явлениям, стойкого иммунитета к деформации нравственной сферы личности

сотрудника

правоохранительных

и

правоприменительных

учреждений;

сформировать у обучающихся четкое представление о профессиональной

культуре как явлении, включающем в себя образцовую организацию дела,

в ы с о ку ю

п р о фе с с и о н а льн у ю

комп е т е н т н о с т ь,

н р а в с т в е н н у ю

ответственность, культуру поведения на службе и вне ее, культуру общения,

внешнего

вида,

досуга,

культуру

речи.

Изучение

юридической

этики

развивает

общую

профессиональную

культуру

юриста,

способствует

формированию

специалистов,

интернационально

ориентированных,

владеющих

современными

методами

познания

и

интерпретации

права,

нацеленных

на

достижение

практически

значимых

для

общества

целей.

Деятельность

юриста

касается

интересов

людей,

нередко

связана

с

вторжением в их личную жизнь, ограничением прав, принятием решений,

влияющих на судьбу человека, с разрешением социальных и межличностных

конфликтов. Наряду с ответственностью за строгое и точное соблюдение

законности юристы несут и повышенную нравственную ответственность, что

обусловливает необходимость существования юридической этики.

Цель преподавания дисциплины «Юридическая этика» – сориентировать

студентов

юристов

на

системы

моральных

ценностей

и

идеалов

в

юридической

деятельности,

определить

в

правоприменительной

деятельности

нравственные

приоритеты,

обеспечить

формирование

позитивных

профессиональных

качеств

и

нравственных

установок.

Юридическая

этика

один

из

видов

профессиональной

этики,

в

задачу

которой

входит

применение

общих

норм

морали,

нравственности

в

специфических

условиях

деятельности

судей,

прокуроров,

следователей,

адвокатов,

осуществление

нравственных

принципов

и

требований

в

расследовании

и

разрешении

подведомственных

суду

уголовных

дел.

Достижение цели обеспечивается системным последовательным изучением

курса во всех организационных формах учебного процесса. В результате

изучения

дисциплины

студенты

должны

знать:

источники

юридической

этики, место морали в юридической этике, элементы взаимодействия морали

и

права,

особенности

реализации

этических

норм

в

законодательстве

о

правосудии

и

правоохранительной

деятельности,

основы

культуры

правосудия,

нравственные

основы

принципов

уголовного

процесса

и

нетрадиционных

методов

расследования

преступлений,

этико-правовые

проблемы смертной казни, суицида, эвтаназии, медицинской деятельности,

нравственные основы деятельности следователя, прокурора, адвоката, судьи,

лицензиата, их профессионально важные качества, причины возникновения

и

пути

преодоления

нравственной

деформации

юриста.

В

результате

изучения

дисциплины

студенты

должны

уметь:

находить

наиболее

рациональные

подходы

с

позиций

юридической

этики

для

разрешения

кризисных

ситуаций

в

деятельности

юриста;

использовать

полученные

знания

для

аргументаций

своей

демократической

общественной,

профессиональной или научной позиции. И на поставленный в заголовке

вопрос

надо

ответить

только

утвердительно

юристу

нужна

профессиональная этика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ;

1. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты

судебной этики). Избранные труды и речи. Составитель И.В. Потапчук. Тула:

Автограф, 2000.

2. Ахметшина Ю.В. Формирование правовой культуры студента

юридического вуза средствами английского языка. Москва: Наука и

Просвещение, 2017.

3. Рябинина Т.К. Нравственные начала уголовного процесса. Курск, 2007.

4. Ревина И.В. Основное назначение профессиональной этики юриста.

Известия Юго-Западного государственного университета. 2013; 2: 134 - 138.

5. Тихомиров А.Д. Модель профессионального юриста на рынке

юридических услуг. Обсуждаем высокие критерии статуса юриста. Право.

2009; 2: 148 - 155.

6. Чупринский Б.А. Формирование профессиональной культуры будущих

юристов: философско-правовое исследование. Автореферат диссертации ...

кандидата юридических наук. Львов, 2010.



В раздел образования