Авторы: Ондар Белекмаа Валерьевна, Даштаар-Оол Виктория Оюновна
Должность: Старший преподаватель уголовного права и процесса.
Учебное заведение: Тувинский государственный университет
Населённый пункт: г.Кызыл
Наименование материала: Научная статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА
Раздел: высшее образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА:
НУЖНА ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТУ?
Научный руководитель: Даштаар-оол Виктория Оюновна
Ондар Белекмаа Валерьевна
Студентка
юридического
факультета
219
группы
1
курса,
Тувинский
Государственный Университет, Кызыл, Российская Федерация.
Аннотация: В российском обществе сложилась неоднозначное отношение к
профессии юриста. На современном этапе развития российского общества
актуально встал вопрос о соблюдении профессиональной этики юриста. К
настоящему времени на Западе профессиональная этика юриста получила
законное признание в научном сообществе, достаточно высок ее статус как
учебной дисциплины.
Ключевые слова: этика, профессиональная этика, юридическое образование
Человек живет в обществе и не может быть абсолютно свободным. Его
поведение заранее определено обстоятельствами, в которые он попадает и
которые настолько объективны, что плохо поддаются изменению. Вся жизнь
человека – от рождения и до смерти, от пробуждения утром и до отхода ко
сну вечером – сплошное выполнение норм поведения, принятых в данном
человеческом
обществе.
«Чтобы
быть
свободным,
надо
подчиняться
«Закону», – сказал Цицерон.
Все правила поведения в обществе можно разделить на три группы. В
первую группу входят правила, установленные государственной властью и
являющиеся
обязательными
для
всех
граждан,
населяющих
конкретную
страну. Государство строго следит за их исполнением, а того, кто нарушает
их,
наказывает,
для
чего
имеет
аппарат
принуждения
в
форме
органов
дознания, расследования, судов и мест лишения свободы. Основным законом
в любом государстве является конституция, все остальные законы не могут
противоречить
ей.
Вторую
группу
составляют
правила
поведения,
регулирующие отношения людей в их производственной деятельности. Без
исполнения
этих
правил
невозможен
совместный
труд.
Это
правила
–
трудовые,
административные,
дисциплинарные,
внутреннего
распорядка.
Третью группу составляют неписаные правила, за которые нарушителей не
штрафуют
и
к
уголовной
ответственности
не
привлекают
–
правила
поведения, правила этикета. Объектом этики являются нравственные нормы,
регулирующие
отношения
между
людьми
как
в
профессиональной
деятельности определенной группы людей (например, юристов), так и в
социально-бытовых
проявлениях.
Есть
профессии,
для
представителей
которых
исполнение
внешних
атрибутов
поведения
не
только
личная
необходимость, но еще и обязанность требовать их соблюдения от других. К
их числу относится и профессия юриста, которая всегда ассоциировалась с
высокой общей культурой и интеллигентностью. Этика XXI в. видит свою
задачу не только в том, чтобы строить абсолютные нормативные системы и
предписывать их исполнение, но и в формулировании нравственных норм
сущего, в рассмотрении конкретности и специфики уникальных феноменов
морали. Это касается, в частности, нравственных норм профессиональной
деятельности
специалистов.
Если
же
учесть,
что
до
недавнего
времени
теоретическая этика подобными конкретными проблемами пренебрегала и
оставляла их без внимания, становится очевидной важность и актуальность в
современных условиях не только научной разработки основных направлений
профессиональной
этики,
но
и
создание
специальных
учебных
пособий,
особенно
для
студентов
вузов.
При
этом
весьма
важным
является
то
обстоятельство, что современные профессиональные этики не догматизируют
разрабатываемое этическое знание, а нацелены на решение и постановку так
называемых
открытых
проблем,
т.
е.
таких,
которые
имеют
серьезное
профессиональное
значение,
но
не
получили
однозначного
морального
решения
и
достаточной
этической
проработки.
Назрела
настоятельная
необходимость подготовить специальные программы и учебное пособие по
профессиональной
этике
юриста,
куда,
наряду
с
общими
понятиями,
относящимися к нравственным категориям добра и зла, следует включить все
этические требования, предъявляемые к юридической деятельности. Каждый
учебный предмет имеет свои цель и задачи.
Целью изучения юридической этики является становление нравственной
личности, способной к формированию собственной нравственной позиции,
воспитание
у
профессиональных
юристов
гуманного,
справедливого
и
культурного
отношения
к
гражданам,
совершенствование
нравственных
личностных качеств для эффективного выполнения служебных обязанностей.
Поэтому
задачи
курса
«Юридическая
этика»
следующие:
ознакомить
обучающихся с основными теоретическими знаниями в области этики, ее
категориями
применительно
к
профессии
юриста;
использовать
процесс
преподавания
курса
для
формирования
нравственных
профессиональных
качеств
юриста:
верность
долгу,
чувство
чести,
высокая
гражданская
ответственность,
дисциплинированность.
Содействовать
выработке
у
будущих
юристов
непримиримого
отношения
к
антиобщественным
явлениям, стойкого иммунитета к деформации нравственной сферы личности
сотрудника
правоохранительных
и
правоприменительных
учреждений;
сформировать у обучающихся четкое представление о профессиональной
культуре как явлении, включающем в себя образцовую организацию дела,
в ы с о ку ю
п р о фе с с и о н а льн у ю
комп е т е н т н о с т ь,
н р а в с т в е н н у ю
ответственность, культуру поведения на службе и вне ее, культуру общения,
внешнего
вида,
досуга,
культуру
речи.
Изучение
юридической
этики
развивает
общую
профессиональную
культуру
юриста,
способствует
формированию
специалистов,
интернационально
ориентированных,
владеющих
современными
методами
познания
и
интерпретации
права,
нацеленных
на
достижение
практически
значимых
для
общества
целей.
Деятельность
юриста
касается
интересов
людей,
нередко
связана
с
вторжением в их личную жизнь, ограничением прав, принятием решений,
влияющих на судьбу человека, с разрешением социальных и межличностных
конфликтов. Наряду с ответственностью за строгое и точное соблюдение
законности юристы несут и повышенную нравственную ответственность, что
обусловливает необходимость существования юридической этики.
Цель преподавания дисциплины «Юридическая этика» – сориентировать
студентов
юристов
на
системы
моральных
ценностей
и
идеалов
в
юридической
деятельности,
определить
в
правоприменительной
деятельности
нравственные
приоритеты,
обеспечить
формирование
позитивных
профессиональных
качеств
и
нравственных
установок.
Юридическая
этика
–
один
из
видов
профессиональной
этики,
в
задачу
которой
входит
применение
общих
норм
морали,
нравственности
в
специфических
условиях
деятельности
судей,
прокуроров,
следователей,
адвокатов,
осуществление
нравственных
принципов
и
требований
в
расследовании
и
разрешении
подведомственных
суду
уголовных
дел.
Достижение цели обеспечивается системным последовательным изучением
курса во всех организационных формах учебного процесса. В результате
изучения
дисциплины
студенты
должны
знать:
источники
юридической
этики, место морали в юридической этике, элементы взаимодействия морали
и
права,
особенности
реализации
этических
норм
в
законодательстве
о
правосудии
и
правоохранительной
деятельности,
основы
культуры
правосудия,
нравственные
основы
принципов
уголовного
процесса
и
нетрадиционных
методов
расследования
преступлений,
этико-правовые
проблемы смертной казни, суицида, эвтаназии, медицинской деятельности,
нравственные основы деятельности следователя, прокурора, адвоката, судьи,
лицензиата, их профессионально важные качества, причины возникновения
и
пути
преодоления
нравственной
деформации
юриста.
В
результате
изучения
дисциплины
студенты
должны
уметь:
находить
наиболее
рациональные
подходы
с
позиций
юридической
этики
для
разрешения
кризисных
ситуаций
в
деятельности
юриста;
использовать
полученные
знания
для
аргументаций
своей
демократической
общественной,
профессиональной или научной позиции. И на поставленный в заголовке
вопрос
надо
ответить
только
утвердительно
–
юристу
нужна
профессиональная этика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ;
1. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты
судебной этики). Избранные труды и речи. Составитель И.В. Потапчук. Тула:
Автограф, 2000.
2. Ахметшина Ю.В. Формирование правовой культуры студента
юридического вуза средствами английского языка. Москва: Наука и
Просвещение, 2017.
3. Рябинина Т.К. Нравственные начала уголовного процесса. Курск, 2007.
4. Ревина И.В. Основное назначение профессиональной этики юриста.
Известия Юго-Западного государственного университета. 2013; 2: 134 - 138.
5. Тихомиров А.Д. Модель профессионального юриста на рынке
юридических услуг. Обсуждаем высокие критерии статуса юриста. Право.
2009; 2: 148 - 155.
6. Чупринский Б.А. Формирование профессиональной культуры будущих
юристов: философско-правовое исследование. Автореферат диссертации ...
кандидата юридических наук. Львов, 2010.