Напоминание

"Использование ИКТ технологий на уроках обществознания в условиях ФГОС"


Автор: Остапенко Любовь Григорьевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Жуковка, Зубово-Полянский р-он, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ технологий на уроках обществознания в условиях ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




«Использование ИКТ технологий на уроках

обществознания в условиях ФГОС»

В современном образование не представляют урок без применения ИКТ.

Об этом указывал и автор книги Дон Тэпскотт «Растем среди цифр: приход

сетевого поколения» указывал, что мы входим в новую эру компьютерного

обучения, в рамках которого совершается переход от «трансляционного»

обучения к обучению «интерактивному».

ИКТ грамотность является базовым навыком в обучении. Задача педагога

научить учащихся ориентироваться в потоке информации и уметь правильно

использовать их на уроках. По требованиям ФГОС педагог выступает в роли

наставника для учащихся. Преподавание ИКТ грамотности осуществляется

в трех уровнях. В нашей школе применяется базовый уровень, оно

включено в школьную программу. У учеников есть возможность работать с

компьютерами, они имеют свободный доступ к интернету. На уроках

смотрят и создают тексты, создают слайды и презентации, схемы и таблицы,

создают иллюстрации. Учащиеся приобретают простые навыки производства

медиа ресурсов.

Социокультурная теория обучения Л.С. Выготского , описывает обучение как

социальный процесс зарождения способностей человека к осмыслению

объектов и процессов в обществе. ИКТ предоставляет средства для работы

как учащимся так и педагогам, совместной работы и решения учебных задач

и проблем. Проблемно-ориентированное обучение развивает навыки

мышления путем решения сложных задач и учебных ситуаций. Для

создания ситуаций используются фрагменты видеофильмов, соцальных

роликов, видеофрагментов которые способствуют реализации содержания

учебного процесса. Таким образом, можно использовать разные модели

обучения при внедрении ИКТ в образование. Методы применения средств

ИКТ при преподавании обществознания направлены на совершенствование

процесса обучения. Например, особенностью метода проекта является его

интеграционный характер. Общедидактические методы повышают качество

образования школьников за счет увеличения познавательных интересов

учащихся, возможность индивидуализации обучения, коррекции знаний

учащихся без увеличения рабочего времени учителя.

Использование ИКТ на уроках обществознания это создание текстов,

создание слайдов и презентаций, схем и таблиц, фрагменты

видеоинформации, пользоваться учебными сайтами и программами

учебного назначения.

Наиболее эффективными в практике преподавания обществознания

является использование Смарт доски и мультимедийного проектора

помогают на уроках показывать презентации, таблицы, схемы, учебные

видеофильмы, социальные ролики, тексты из разных источников,

определения и термины, но и вносить в них изменения, корректировать их

т.д.

Работа с Интернет-ресурсами помогают находить нужный материал в потоке

информации, виртуально путешествовать по миру, общаться со

сверстниками, вести свою страничку, вести электронный дневник, школьную

документацию, пользоваться электронными учебниками и образовательными

программами. Очень эффективно диагностировать и получать результат при

проверке уровня знаний учащихся с помощью компьютерного тестирования,

использовать как тренажер при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, работать с

демоверсиями по ОГЭ и ЕГЭ, использовать сайт решу ОГЭ и ЕГЭ. Проект

«Учительский портал» дает возможность использовать различные

материалы для применения в работе с учащимися, сотрудничать и

выставлять свои работы в других образовательных сайтах, участвовать

вебинарах. Использовать видеоуроки для углубления знаний для

дополнительных занятий по предметам. Возможности в работе с

применением ИКТ очень много. Важно для этого техническая оснащенность

классов и школы в целом.

ИКТ эффективно могут применяться учителем обществознания на всех

типах урока и на всех его этапах. При организации исследовательской

работы с учащимися ИКТ оказывает большую помощь. В ходе работы ученик

овладевает навыками работы с ИКТ, знакомится с различными сайтами в

поиске нужного материала, обогащает свой кругозор и мышление, сортирует

материал и использует нужную информацию. ИКТ является, средством

осуществления дистанционного обучения помогает повышать квалификацию

учителям предметникам, проходить профессиональную переподготовку,

получать новое образование, не выходя из дома обучаться в удобное для тебя

время. ИКТ дает возможность нашим ученикам участвовать во

всероссийских олимпиадах, в проведении тестирования и мониторинга

знаний по предметам и подготавливать творческие интерактивные проекты.

На уроках является эффективным средством показа презентаций по

различным темам, демонстрация иллюстраций, фотографий. Их можно

использовать по определенной тематике. Например, при знакомстве с

экономическими системами разных стран. Во время проведения

семинарских занятий и практикумов интерактивные презентации

эффективны при организации самостоятельной деятельности на уроке.

Фактически это электронным учебным материалом, для его чтения

необходим экран или смарт доска. При наличии в дома интернета и

компьютера учащиеся подготавливают презентацию к уроку как

выполнение домашнего задания по учебной теме. Учащиеся таким образом

учатся самостоятельно отбирать материал, иллюстрировать своё публичное

выступление, получают положительный опыт использования информации,

содержащейся в мультимедийных продуктах. Правильное сочетание текста,

иллюстраций, схем и таблиц показывают, как учащиеся понимают тему

урока. Таким образом, расширяют свои знания, умения и навыки в работе с

электронными носителями.

Презентации на уроках использую как в готовом виде, так и сама создаю

презентации для своего урока. Этот материал можно сохранять и пополнять

их в больших объемах по различным темам формировать папку с

документациями. ИКТ позволяет использовать информацию в любой форме

это могут быть таблицы и схемы, тексты и диаграммы, видео-

аудиофрагменты , эпиграфы известных личностей, социальные ролики и т. д.

которая перед ним появилась. Таким образом, появилась возможность

включить в урок-презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать

работу учащихся с видеофрагментом. С помощью документа, текста

учебника, рисунка выставленных в слайде организуется работа с учащимися.

При помощи ИКТ можно сравнивать содержание различных источников. Это

позволяет развивать критическое мышление учащихся. Использование Смарт

доски и мультимедийного проектора помогают в ходе урока заполнять

таблицу, схему, кластер.

Смена разных видов деятельности повышает внимание учащихся к

предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт ситуацию

успеха и повышает мотивацию обучения учащихся. Компьютерное

тестирование в процессе преподавания обществознания помогает учителю

экономить время на проверку знаний учащихся, особенно эффективен этот

метод при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Современные ИКТ становятся

инструментом модернизации школы в целом. Для того чтобы они стали

доступны педагогам они сначала сами должны овладеть навыками работы с

этими технологиями. Владеть основами работы с компьютером и основами

работы в Интернете, стать для учащихся наставниками в работе с

интернетом, обучать их использованию интернет ресурсов, учить правильно

использовать временную нагрузку, предупреждать переутомление.

Стандарт определяет ИКТ- компетентности педагога:

- обще пользовательская, общепедагогическая и предметно – педагогическая

ИКТ–компетентность. Важным элементом эффективного применения ИКТ

является подготовка и повышение квалификации педагога.

Наименее приемлемыми в работе с ИКТ это плохая техническая

оснащенности нашей школы нет возможности использования

интерактивной доски и компьютера в каждом кабинете.

В школьном расписании также не предусмотрено время для использования

Интернета на уроках. Сельская школа не готова использовать облачные

технологии «Инфраструктура как услуга» и т. д. Для них необходимы

специальное оборудование и навыки работы с ним. Социальные медиа

плохо используются в сельской местности, так как они не являются

решением традиционных проблем обучения. А если оборудование ест, то оно

выделяется в малых количествах. Существует проблема в их эксплуатации. У

районов нет денег на их починку. А спонсоров селе не найти.



В раздел образования