Напоминание

Методологические и теоретические основы ФГОС ООО


Автор: Марина Викторовна Педан
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: село Перегребное, Октябрьский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методологические и теоретические основы ФГОС ООО
Дата публикации: 13.02.2020
Раздел: среднее образование





Назад




1

Методологические основы Федеральных Государственных Образова-

тельных стандартов.

Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.

Приоритетным направлением начального общего образования определено фор-

мирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значи-

тельной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной ре-

зультат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как

достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как

универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучае-

мых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стан-

дартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его

новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя

и учащихся.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)

и конкретной учебной цели (понимания того, что нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостаю-

щ и х

з н а н и й ;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно

п р и м е н я т ь

п р и о б р е т ё н н ы е

з н а н и я ;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как по-

с л е

и х

з а в е р ш е н и я ,

т а к

и

п о

х о д у ;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных за-

д

а

ч

.

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём

знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем

лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, осо-

2

бенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энцикло-

педичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности

определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе

имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с

предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на фор-

мирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных дей-

ствий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной

жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникатив-

ная

компетентность

и

информационная

компетентность.

Компетентностный

подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способно-

сти использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями при-

менительно

к

школьному

образованию

понимается

способность

учащихся

самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении акту-

альных для них проблем. Информационная компетентность – это готовность

учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, ис-

кать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная

компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава,

умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с

соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетент-

ность разрешения проблемы– целеполагание и планирование деятельности,

действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – дея-

тельностный подход. Системно-деятельностный подход основывается на теоре-

тических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элько-

нина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер-

ности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельно-

сти учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного

развития детей и подростков. В настоящее время существует три различные

версии

теории

деятельности:

психологическая

(Л.С.

Выготский,

А.Н.

3

Леонтьев),

социологическая

(Г.П.

Щедровицкий)

и

методологическая

(Г.П.

Щедровицкий, О.С. Анисимов). Деятельностный подход исходит из положения

о том, что психологические способности человека есть результат преобразова-

ния внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятель-

ность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное,

социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером орга-

низации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подхо-

де обосновано положение, согласно которому содержание образования проекти-

рует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический. По

мнению авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» ум-

ственное развитие. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в

1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследо-

ваниях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ло-

мов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали

М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.

Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход

является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный под-

ход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контек-

сте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны вла-

деть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного

усвоения

новых

знаний,

умений

и

компетентностей,

включая

организацию

усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что

универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие

широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и

мотивацию к обучению. В широком значении «универсальные учебные дей-

ствия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и актив-

ного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психо-

логическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность

действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социаль-

4

ную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвое-

нию новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико-

методологическая основой проектирования программы формирования УУД в

целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы

(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давы-

дов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компе-

тентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором

ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе соб-

ственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным ме-

тодом. Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов вто-

рого поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны

быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное дей-

ствие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины

затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышаю-

щие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресо-

вать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и

проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у

обучающихся).

5

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, ис-

пользуя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, по-

ощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную пози-

цию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудни-

чества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – уче-

ник» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Деятельностный под-

ход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте —

будь это система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или

любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной си-

стемы: «Школа 2100», «Перспектива», «Начальная школа ХХI века», «Гармо-

ния», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических

комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и

навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самострои-

тельство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не

только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Процесс

учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его

сознания и его личности в целом.

6

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования. – М. «Просвещение», 2010 г.

2. Л.Г.Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и

структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.,

2006.

3. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностно-

го метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией

Л.Г.Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010



В раздел образования