Автор: Марина Викторовна Педан
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: село Перегребное, Октябрьский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методологические и теоретические основы ФГОС ООО
Раздел: среднее образование
1
Методологические основы Федеральных Государственных Образова-
тельных стандартов.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Приоритетным направлением начального общего образования определено фор-
мирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значи-
тельной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной ре-
зультат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как
достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как
универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучае-
мых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стан-
дартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его
новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя
и учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
и конкретной учебной цели (понимания того, что нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостаю-
щ и х
з н а н и й ;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
п р и м е н я т ь
п р и о б р е т ё н н ы е
з н а н и я ;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как по-
с л е
и х
з а в е р ш е н и я ,
т а к
и
п о
х о д у ;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных за-
д
а
ч
.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём
знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем
лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, осо-
2
бенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энцикло-
педичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности
определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе
имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с
предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на фор-
мирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных дей-
ствий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной
жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникатив-
ная
компетентность
и
информационная
компетентность.
Компетентностный
подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способно-
сти использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями при-
менительно
к
школьному
образованию
понимается
способность
учащихся
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении акту-
альных для них проблем. Информационная компетентность – это готовность
учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, ис-
кать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная
компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава,
умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с
соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетент-
ность разрешения проблемы– целеполагание и планирование деятельности,
действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – дея-
тельностный подход. Системно-деятельностный подход основывается на теоре-
тических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элько-
нина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер-
ности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельно-
сти учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного
развития детей и подростков. В настоящее время существует три различные
версии
теории
деятельности:
психологическая
(Л.С.
Выготский,
А.Н.
3
Леонтьев),
социологическая
(Г.П.
Щедровицкий)
и
методологическая
(Г.П.
Щедровицкий, О.С. Анисимов). Деятельностный подход исходит из положения
о том, что психологические способности человека есть результат преобразова-
ния внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятель-
ность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное,
социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером орга-
низации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подхо-
де обосновано положение, согласно которому содержание образования проекти-
рует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический. По
мнению авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» ум-
ственное развитие. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в
1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследо-
ваниях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ло-
мов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали
М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход
является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный под-
ход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контек-
сте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны вла-
деть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного
усвоения
новых
знаний,
умений
и
компетентностей,
включая
организацию
усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что
универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие
широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и
мотивацию к обучению. В широком значении «универсальные учебные дей-
ствия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и актив-
ного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психо-
логическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность
действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социаль-
4
ную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвое-
нию новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико-
методологическая основой проектирования программы формирования УУД в
целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давы-
дов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компе-
тентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором
ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе соб-
ственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным ме-
тодом. Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов вто-
рого поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны
быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное дей-
ствие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышаю-
щие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресо-
вать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и
проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у
обучающихся).
5
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, ис-
пользуя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, по-
ощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную пози-
цию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудни-
чества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – уче-
ник» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Деятельностный под-
ход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте —
будь это система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или
любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной си-
стемы: «Школа 2100», «Перспектива», «Начальная школа ХХI века», «Гармо-
ния», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических
комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и
навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самострои-
тельство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не
только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Процесс
учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его
сознания и его личности в целом.
6
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. – М. «Просвещение», 2010 г.
2. Л.Г.Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и
структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.,
2006.
3. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностно-
го метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией
Л.Г.Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010