Напоминание

"Профессиональное самосознание"


Автор: Тимощенкова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профессиональное самосознание"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

(Обособленное подразделение №1)

ТЕМА: «Профессиональное самосознание»

Преподаватель

первой квалификационной категории

Тимощенкова О.Н

Москва – 2020

1. Методологические и теоретические основы психологии самосознания

1.1.Проблема самосознания в исследовании отечественных

и зарубежных психологов

Разработкой

проблемы

самосознания

занимаются

представители

разных

наук: философы, социологи, психологи, педагоги, психиатры. В

отечественной

философской

и психологической

литературе

существует

несколько

точек

зрения

на

сущность

самосознания, тесно

связанных

с

пониманием

генезиса

самосознания.

Одним

из

первых

проанализировал

проблему

возникновения

самосознания

П.Р.Чамата

и

выделил

три

точки

зрения

по данному вопросу. Анализ литературы показывает, что их имеется

больше- чем три.

В.М.Бехтерев

считает,

что

самосознание

в

развитии

ребенка

предше ствует сознанию

внешнего

мира.

Про стейшей

формой

с а м о с о з н а н и я

я в л я е т с я

н е я с н о е безотносительное

чувствование

собственного

существования.

Другой

взгляд

был

высказан С.Л.

Рубинштейном. Зарождение самосознания он связывает с развитием ребенка как

самостоятельного субъекта, которое подготавливается процессом овладения

собственным телом,

развитием

произвольных

движений,

речи,

а

также

связанными

с

ними

изменениями

во взаимоотношениях с окружающими

людьми. Таким образом, С.Л. Рубинштейн считает самосознание относительно

поздним продуктом развития сознания, связанным с реальным становлением

ребенка

практическим

субъектом.

Далее

его

взгляды

были

развиты

Е.В.

Шороховой. Она считает, что для возникновения самосознания необходим

определенный уровень развития сознания, самосознание является высшим

видом сознания.

Еще одну точку зрения относительно генезиса самосознания выделяет

П.Р.Чамата, А. Галича, А.А.Потебни самосознание возникает и развивается в

неразрывном единстве с сознанием. Суть идей И.М.Сеченова состоит в том,

что

человек

получает

не

только

впечатления

из

внешнего

мира, но

и

ощущения,

идущие

от

своего

тела,

которые

представлены

в

самосознании в виде неопределенных темных чувствований,

названных

им

системными

чувствами,

и

не

может

быть

предметного ощущения,

к

которому

не

примешивалось

бы

системное

чувство.

Основываясь

на

рефлекторной теории, он считал, что сознание внешнего мира и самосознание

возникают в неразрывном единстве. В современной науке представителями

этого

направления являются

философы

В.П.Тугаринов,

Д.И.Дубровский,

А.Г.Спиркин, социолог Л.И.Буева, психологи П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова. По их

мнению, самосознание и сознание внешнего мира возникает в единстве,

самосознание

-

неотъемлемая

сторона

сознания

или

особая

его

форма.

Сознание есть неразрывное единство сознания себя и сознания иного, т.е.

содержанием

любого

сознательного

акта

является

единство

двух

противоположных психических модальностей: «Я» и «Не - Я».

Существуют

представления

о

возможности

перенатального

(внутриутробного)

возникновения

человеческой

психики,

в

том

числе

и

самосознания. Перцепция собственного тела может начаться уже в период

внутриутробного

развития. Плод

воспринимает

первичные

сенсорные

импульсы,

исходящие

из

вестибулярного аппарата и от проприореуепторов.

Многие

авторы

подчеркивают,

что

на

развитие

самосознания

большое

значение оказывают взаимоотношения ребенка со взрослыми, механизмы этого

влияния понимаются различно. Авторы, рассматривающие развитие ребенка в

психоаналитической традиции, понимают процесс зарождения самосознания

как процесс субъективного отделения от матери.

При

появлении

матери

ребенок

чувствует

меньший

дискомфорт

и

тревогу, соответственно ребенок

начинает

выделять

из

остального

мира

мать,

а

себя

отделять

от

матери.

Ряд исследователей выяснили роль

деятельности и общения, а также деятельности в формировании самосознании

ребенка. Таким образом, среди отечественных ученых нет единства взглядов по

вопроса

возникновения

самосознания,

оно

связывается

со

статико-

динамическим и проприоцептивными ощущениями, свойственными индивиду

в период внутриутробного развития, досознательным чувством собственного

суще ствования,

происходящей

с

первых

дней

сущ е ст вован и я

дифференциацией «Я» и «Не – Я», с субъективным отделением ребенка от

матери, с реальным становлением ребенка практическим субъектом, которое

возможно

к

2-3

годам,

взаимоотношениями

ребенка

со

взрослым,

складывающимися с самого рождения.

Зарубежные

психологи

также

большое

значение

придали

проблеме

самосознания.

В

зарубежной

психологии

проблема

человеческого

Я,

самосознания

разрабатывалась

представителями

разных

направлений:

интроспективного (А.Пфендер, Т.Липпс), психоаналитического направления

в

теории

личности

(З.Фрейд,

К.Хорни,

Л.

Адлер,

К.Г.

Юж.Э.Эриксон),

гуманистического направления в теории личности (Г.Олпорт), социальной

психологии

(Ч.Кули,

Д.Мид,

М.Розенберг,

Т.Шибутани);

когнитивной

психологии (Д.Бэм, Ф.Хайдер) и др. Так, например, У.Джемсу принадлежит

первая

весьма

глубокая

концепция

личностного

Я,

рассматриваемая

в

контексте самосознания. С его точки зрения глобальное, личностное Я (Self)

является двойственным образованием, состоящим из двух составляющих – Я

– сознающего (I) и Я – как объекта (Ме). Эти две стороны самосознания

всегда существуют одновременно. Он различает познаваемое и познающего

как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Он

различает «Я» как субъекта активности и Я как объекта самопознания. В

состав

Я-как

объекта

включаются:

материальное

Я,

физическое

Я,

социальное

Я,

духовное

Я.

Джеймс,

следуя

традициям

идеалистической

философской мысли, рассматривает действующее Я – как субъекта мысли, но

при

характеристике

эмпирического

Я

выходит

за

пределы

сознания

и

подвергает анализу активность реально действующего социального субъекта.

По мнению Дж. Мида становление человеческого Я как целостного

психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида

социальный процесс формирования Я-сознающего и Я-как объекта, Индивид

осознает и принимает те представления, которые существуют у других людей

относительно

пеги.

Итогом

этого

является

возникновение

в сознании

индивида Me. Обобщенной оценки индивида другими людьми. Me образуют

усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I это то, как человек

в качестве субъекта психической деятельности воспринимает ту часть своего

Я, которая представлена как Me. I и Me образуют собственно личностное.

Рассмотрим

концепцию

американского

психолога

Т.

Шибутани

о

соотношении Я-образа

и

Я-концепции.

Он

различает

Я-

образы

и

Я-

концепцию.

Первые

отличаются

динамичностью

и

неустойчивостью,

устойчивость же личности отражена в ее Я-концепции. Я- образ у индивида

формируется путем принятия роли других. Человек формирует Я-образ с точки

зрения других, включаемых в совместную деятельность. Ведущим фактором в

формировании Я-образа является социальное окружение. Я-образы возникают

тогда, когда появляются препятствия в деятельности.

Способность

человека

формировать

Я-образы

делает

возможным

самоконтроль. Самоконтроль

-

это

своего

рода

возвращенная

форма

поведения, С его помощью человек реагирует на образ самого себя и в связи с

этим направляет свое поведение в определенном направлении. Сознательное

поведение,

регулируемое

Я-образом,

является

адекватным требованиям

ситуации.

Я-концепция включает в себя устойчивые идентификации человека.

Ощущение

своей определенности,

которое

отражается

в

Я-концепции,

создается

непрерывностью

переживания

себя

во

времени:

в

прошлом,

настоящем; будущем, непрерывностью опыта человека. В ней выражается то

значение, которое личность имеет для себя. Вслед за Ч. Кули, Дж.Mидом, Т.

Шибутани

подчеркивает важную

роль

в

формировании

Я-концепции

взаимодействий

его

с

другими

людьми.

Я-концепция

каждого

человека

представляет уникальное образование, что в свою очередь связано с его

индивидуально

своеобразными

качествами,

разнообразным

опытом.

Я-

концепция

представляет

собой

комплекс

форм

поведения

-

систему

организованных действий человека по отношению к самому себе.

В связи с тем, что Т. Шибутани является сторонником поведенческой

психологии, его общетеоретический подход нашел свое отражение при решении

им вопроса о соотношении Я-образа и Я-концеппии. Я-образ и Я-концепция

рассматриваются автором в связи с поведением человека, а не с личностью

в целом и ее структурными компонентами. Содержание этих образований

не

соотносится

с

ценностями,

нормами,

требованиями,

которые

предъявляет к нему определенная социальная система.

Гуманистическая психология внесла определенный вклад в изучение

самосознания личности.

Говоря

о

самосознании,

К.Роджерс

оперирует

понятием

Я-концепция.

Этот конструкт является центральным для теории

психотерапии

и

личности.

Под

Я-концепцией понимается

сложная

структурированная картина, существующая в сознании человека, Я-концепция

означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Она отражает

те характеристики, которые человек воспринимает как часть своего «Я»; то,

каким видит себя человек в связи со своими ролями, отношения, в которые Я

может

вступать:

ценности, связанные

с

воспринимаемыми

качествами

и

отношениями. Я-концепция регулирует поведение, обладает относительной

стабильностью.

Я-концепция

включает

в

себя

Я-реальное и Я-идеальное.

К.Роджерс внес определенный вклад в разработку вопроса развития Я-концепции

в онтогенезе.

Большой интерес представляет подход английского психолога Р.Бернса к

пониманию

Я-концепции.

Я-концепция

понимается

им

как

совокупность

установок

«на себя». В установке выделяются три элемента: когнитивный;

эмоционально-оценочный'; поведенческий составляющий. Применительно к

Я-концепции он конкретизирует эти элементы установки так:

1 . Образ

Я

-

это

представления

индивида

о

самом

себе.

В

него

включаются ролевые, статусные, психологические характеристики индивида,

жизненные

цели.

Одни характеристики

Я-образа

обладают

большей

значимостью, другие меньшей,

2.

Самооценка - аффективная оценка данного представления. В Я-

концепции представлена не только констатация, описание черт, но и вся

совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

3.

Потенциальная

поведенческая

реакция,

то

есть

те

конкретные

действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

В психологической литературе, как отечественной, так и зарубежной,

ближе всего к Я-концепции по смыслу находится понятие самосознания. Я-

концепция

представляет динамическую систему представлений индивида о

самом себе. Я-концепция складывается и процессе

взаимодействия

субъекта

как

с

социальным,

так

и

предметным

миром

и представляет

собой

уникальное образование в духовном мире человека, она является относительно

устойчивой и в то же время динамичной, подвергающейся определенным

изменениям. В отличии от ситуативных Я-образов Я-концепция создает у

личности ощущение преемственности себя во времени, самотождественности

и

определенности.

Такие ученые,

как

И.С.Кон, E.A.

Климов

н е

разграничивают Я-образ и Я-конценцию. В своей работе мы также не будем

проводить такого разграничения.

Большинство американских и отечественных психологов выделяют в

представлении о себе «идеальное Я» и реальное «Я» (З.Фрейд К.Роджерс),

которое

делится

на

«физическое-Я»

(Р.Олпорт,

С.Фишер,

С.Клевленд)

и

«социальное Я» (Р.Уайли, Р.Стеренг, Д.Мак-Клелланд). Среди Я- образов разные

авторы выделяют «материальное- Я» и «социальное Я» (Джемс); «актуальное

Я», «ретроспективное Я», «идеальное Я», «рефлексивное Я» (В.Н.Козиев).

Существуют различные подходы к пониманию структуры самосознания,

а

т а к же разнообразные

точки

зрения

в

понимании

данного

вопроса.

Критерием

выделения четырехкомпонентной

структуры

самосознания

у

В.С.Мерлина, явилось то, что отечественные исследователи, занимающиеся

изучением

самосознания,

акцентировали

свое

внимание на 4 проблемах:

переход младенца от реактивности к активности и связанный с этим процесс

формирования

механизмов

психической

саморегуляции;

распознавание

ребенком образа Я и овладение личными местоимениями, эволюция детских

самооценок;

формирование сознательного

«Я»

и

с о ц и а л ь н о го

самоопределения.

В.С.Мерлин,

пытаясь

связать

эти

исследования

воедино,

выделяет

следующие 4 компонента в структуре самосознания и рассматривает их как

фазы развития самосознания:

1) Сознание тождественности. Его зачатки возникают, когда ребенок

начинает дифференцировать ощущения, исходящие от собственного тела, от

ощущений, вызываемых внешними предметами. Тождество своей личности

человек

может

осознавать,

согласно

автору,

сопоставляя

устойчивость

и

постоянство

ощущений

и

образов

своего

тела,

а

также переживаний и

стремлений, с изменчивостью явлений внешнего мира.

2) Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности,

которое

проявляется в

2-3

года.

Ребенок

начинает

употреблять

личные

местоимения, проявляет свою самостоятельность.

3) Осознание своих психических свойств, возникающее в подростковом

возрасте. Предметом осознания подростка становятся психические свойства,

от которых зависит успех от деятельности, прежде всего наиболее значимой

для

него;

те

свойства

личности,

которые

чаще

других

подвергаются

социальной оценке.

4)

Социально-нравственная

самооценка,

формирующаяся

в

подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта, общения

и

деятельности.

Она

усваивается

личностью

вместе

с

усвоением

общественно-исторического

опыта

человечества

и

зависит

от

уровня

развития предметного сознания личности в целом.

Чаще

всего

среди

отечественных

психологов

встречаются

представления

о

трехкомпонентной структуре

самосознания

с

незначительными вариациями.

Так,

по

мнению

П.Р.

Чаматы,

сознание

человека имеет познавательную, эмоциональную

и

волевую

форму

своего

проявления.

И.И.Чеснокова,

исходя

из рассмотрения самосознания как

психического процесса, выделяет три компонент структуры: самопознание,

эмоционально-ценностное отношение саморегулирование.

В

структуру

самосознания

А.Р.Петрулитс

включает

два

компонента:

когнитивный

и

эмоциональный,

в

каждом

из

которых

разделяются

процессуальная

и результативная стороны. Первым компонент разделяется

на

процесс

самопознания

(когнитивно-процессуальное

Я)

и

результат

самопознания

-

понятие

Я,

как

системы

знаний

о самом

себе

(результативное понятие Я). В эмоциональном компоненте самосознания она

выделяет

процесс

самоотношения

(эмоционально-процессуальное

или

ситуативное

Я)

и

относительно

устойчивое

и

обобщенное

отношение

личности

к

себе

результат

процесса самоотношения

(результативное

отношение

к

Я).

Итогом

процесса

самопознания

и

с амоотношения

является

обобщенно-устойчивый

образ

Я.

Целесообразным,

является

использование термина самоотражение для выражения единства процессов

самопознания и самоотношения, их результатов. Вышеизложенный подход к

рассмотрению структуры самосознания

представляется

целесообразным,

так

как

позволяет

учитывать процессуальный и результативный аспект

единого

самосознания,

а

также

динамичность самосознания

как,

в

процессе

повседневного

функционирования,

так

и

развития

его

в

онтогенезе.

Оригинальную

структуру

само сознания

предлагает

М.И.

Боришевский,

состоящую

из

трех

составляющих.

Центральным

компонентом

является

самооценка личности.

Содержательную

сторону

ее

составляют

различные

объекты:

предметная

деятельность

и

ее

результаты,

поведение,

умственные

и

физические

качества,

внешний

облик и т.д.

Тесно связанным с самооценкой является уровень притязаний (второй

компонент самосознания).

Его

можно

охарактеризовать

как

установку

человека

на

выбор

личностно-значимых

целей,

успешное

достижение

которых может удовлетворить его стремление занять желаемое место в шкале

определенных

ценностей.

Он

формируется

на

основе

оценки личностью

своих возможностей, успехов и неудач при выполнении задач определенной

трудности

и

представляет

важный

механизм,

корригирующий

при

определенных условиях самооценку.

Еще

один

компонент

-

социальные

ожидания,

под

которыми

понимаются предположения человека об оценке его личности со стороны

других людей. Они возникают на основе осознания личностью оценочных

отношений

других

людей

к

ней.

Социальные ожидания

представляют

психологический

механизм

непосредственной

связи индивидуального

с

социальным, являются важным фактором развития самосознания человека.

Я-образ

является

результатом

апробации

человеком

своих

самооценок,

притязаний

и

социально-психологических

ожиданий

в

процессе

жизнедеятельности.

Самосознание

также

рассматривается

как

уровневое

образование.

Основания

для

выделения различных уровней самосознания оказываются

существенно различными. Уровневая концепция образа Я с использованием

понятия

установки

сформулирована

И.С.Коном Образ Я понимается как

установочная

система.

Социальная

установка

состоит

из

трех

взаимосвязанных компонентов: когнитивного (определенное представление и

мнение

об

объекте),

аффективного

(положительное

или

отрицательное

отношение к объекту), поведенческого (готовность к определенному образу

действий

в

отношении

объекта).

Нижний уровень

образа

Я

составляют

неосознанные,

представленные

только

в

переживании установки,

традиционно

ассоциирующиеся

в

психологии

с

«самочувствием»

и

эмоциональным

отношением

к

себе;

на

втором

уровне

расположены

самооценки отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки

складываются в относительно целостный образ и, наконец, сам этот образ Я

включается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с

осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для

достижения

этих

целей.

И.С.Кон

подчеркивает

функциональную

взаимосвязь

и одновременно автономию образа Я. Уровни самосознания

по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе,

выделены И.И.Чесноковой. На первом уровне соотнесение знаний о себе

происходит

в

рамках

«Я

и

другой

человек».

В процессе наблюдения за

поведением

других

людей

вырабатываются

представления

и

понятия о

некоторых психологических качествах, свойствах человека. Затем эти качества

переносятся на

себя.

На

втором

уровне

соотнесение

знаний

о

себе

происходит

в

процессе аутокоммуникации,

то

есть

в

рамках

«Я

и

Я».

Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе.

Существует еще один подход к выделению уровней самосознания в

соответствии

с

уровнями

жизнедеятельности

субъекта

как

организма,

социального индивида и личности. Процессы самосознания на этих трех

уровнях вносят различный вклад в целостный образ «Я». Опорной частью

образа «Я»

является

информация

и

знания

человека

о пространственном

положении

тела

и

его

частей,

схема

тела,

самочувствие,

самоощущение.

Самосознание

на

индивидном

уровне

характеризуется

системой

самоидентичностей, которая составляет основу знания о себе и проявляется в

восприятии, переживании, признании себя принадлежащим к той или иной

общности (возрастной, половой, семейной, этнической). Самосознание

на

индивидном

уровне

характеризуется

также

и

самоотношением.

Самоотношение

сигнализирует

об

удовлетворении

или

неудовлетворении

б а з и с н ы х потребностей

социального

индивида

-

потребности

в

принадлежности

и

признании.

Для личностного

уровня

самосознания

ха р а кт е р н ы особые

качества,

позволяющие

человеку

осуществить

самоопределение, в том числе и профессиональное. На данном уровне человек

осознает

свои склонности,

способности,

общие

и

особенные

черты,

отличающие его от других людей. Для данного уровня характерно также и

самоотношение, связанное с потребностью в самореализации личности,

Идеи уровневого строения в вышеуказанных работах, только намечены.

Критериями

для

выделения

уровней

самосознания

в

них являются

специфические

различия

в

самих

психических

процессах

и

структурах

самосознания, а именно, у И.И.Чесноковой - соотнесение знаний о себе,

у И.С. Кона – уровень сформированности и обобщенности установки. При

выделении уровней самосознания они не выделяют детерминант, влияющих на

формирование самосознания на каждом уровне. В отличии от вышеуказанных

авторов В.В.Столин соотносит различные процессы самосознания, аспекты Я-

образа с уровнем активности человека как организма, индивида и личности,

то

есть

исходит

из

различий

в

жизнедеятельности

субъекта,

которые

обеспечивают

развитие и

автономное

существование

каждого

из

этих

уровней в целостной системе самосознания.

Таким

образом,

проведенные

нами

анализ

различных

подходов

к

изучению Я- образа показывает, что имеется разнообразие в его понимании.

Существующие

разнообразия

подходов

можно

объяснить

сложностью

рассматриваемого

явления

самосознания

образа

Я.

Многообразие

его

функций,

связь

образа

Я

в

реальном

функционировании

с

различными

компонентами

личности,

в

частности,

с

ценностными

ориентациями,

с

мотивами, с единичными представлениями, а также связь с общением и

практической деятельностью субъекта, с объективной действительностью,

специфика

его

возникновения

и

развития

в

онтогенезе

обуславливают

многоплановость исследования образа, а собственно, и его понимания.

1.2 Проблема прообраза образа Я 1.2.1. Действующее «Я» и рефлексивное «Я»

Глобальная Я-концепция включает в себя разнообразные аспекты

индивидуального самосознания. У.Джемс выделяет в личностном Я два

элемента - Я- сознающее, т.е. Я как субъект активности, и Я- как объект. Это

различение является условным, в реальной психической

жизни

эти

две

стороны

самосознания

слиты

и

образуют

единое нерасторжимое целое. Я-

как объект существует лишь в процессах осознания себя и является

содержанием этих процессов постольку, поскольку субъект может осознавать

самого себя. Разделять результат и прочее осознания себя можно только

условно.

П р о бл е м у

с а м о с о з н а н и я

р а с с мат р и ва л и

п р е д с т а в и т е л и

интро спективной

психологии А.Пфендер,

Т.Липпс.

А.Пфендер

разграничивает «Я» и самосознание. «Я» не имеет отношения к реальному

субъекту,

личности,

это

«не

поддающийся

определению

психический

субъект,

который

необходимо

осмыслить

во

всех

психологических

понятиях,

так

как он

образует

центральную

жизненную

точку

всякой

психической жизни». «Я» имманентно по своему существу, с самого начала Я

имеется

в

психической

жизни

и

развивается

в

течение

всей

жизни

человека.

Я,

или

психический

субъект, представляет деятельное начало в

человеке,

которое

организует

и

упорядочивает

все

его переживания. Все

психическое, согласно автору, является непосредственным переживанием,

оно у него тождественно сознанию, понимаемому не как отражение, а как

внутренне присущая данность человеку. Представление о себе создается

психическим

субъектом.

Образ

самого

себя

автор

называет

«само».

Самосознание

возникает

тогда,

когда

собственное

«само»

психического

субъекта становится предметом его предметного сознания.

У

Т.Липпса

«Я»

представляет,

так

же

как

и

у

предыдущего

автора,

чисто психический непосредственно переживаемый субъект.

Самосознание у Липпса представляет особое предметное сознание. «Я

является

центральным

пунктом

сознательной

жизни

человека.

С

одной

стороны,

«Я»

представляет

собой

сочетание

содержаний

сознания,

с

другой,

оно создает

такое

сочетание.

«Я»

всегда

предполагается

при

«содержаниях сознания», ощущениях, восприятиях, представлениях, мыслях и

проявляется

оно

в

«чувстве

обусловливания… и л и

в

ч у в с т в е

господствования

или

власти

над

содержаниями

сознания

Я

в

чувстве

«моего».

Содержание

сознания

связано

с

присутствием

в

человеке

«Я»,

которое

представляет

собой

действующее,

обусловливающее,

свободно

производящее. Я – это изначально действующая в человеке духовная сила,

которая может произвольно манипулировать всеми содержаниями сознания.

Основной

недостаток

идеалистической

интроспективной

теории

с а м о с о з н а н и я рассмотренных

нами

типичных

пред с т а в ит е ле й

интроспективной

психологии

состоит

в

том, что

они

при

рассмотрении

самосознания отрывали его от объективного мира, поведения практической

деятельности и замыкали самосознание и самом себе. Они не учитывали того

момента,

что

явления

самосознания

соотносятся

с

реальными

обстоятельствами, которые их в действительности обусловливают. У Липпса и

Пфендера

«Я»

-

это

чисто

психический непосредственно переживаемый

духовный субъект, который является действующим лицом, организующим и

упорядочивающим содержание самосознания. «Я» не имеет отношения к

р е а л ь н ом у

субъ е кту, личности.

Самосознание

существует

как

функционирование чисто духовного идеального «Я» и является отражением

психического в психическом.

При исследовании самосознания выделяется проблема действующего и

рефлексивного Я. Это различение было введено в психологию У.Джемсом.

Одной

из

основных

тенденций современных

исследований

самосознания

является понимание относительности между действующим и рефлексивным Я.

Носителем самосознания является человек как личность, как индивид, как

субъект

различных

видов

деятельности.

Он

явл яе т с я активным

действующим существом, реализующим свои планы, замыслы, изменяющим

м и р и

самого

себя.

Для

достижения

своих

целей,

замыслов

он должен

отражать не только внешний мир, но и самого себя как регулятора своего

поведения и деятельности.

В отечественной психологии при рассмотрении, определенный вклад в

разработку проблемы самосознания внес Г.Олпорт. Он вводит всеобъемлющий

конструкт

проприум,

представляющий

собой

некую

организующую

и

объединяющую

силу,

назначение

которой

-

формирование

уникальности

человеческой

жизни.

Он

неотъемлем

от

человека

как

единого

целого.

Проприум являет собой

позитивное,

творческое,

стремящееся

к

росту

и

развивающееся

свойство человеческой

природы.

Здесь

речь

идет

о

«самости».

Эта

концепция

обозначена

«Я

как познаваемое». Проприум

включает все аспекты личности, способствующие формированию внутреннего

чувства целостности.

Ученый

выделяет

различные

аспекты

«самости»

(проприотические

функции),

которые принимают участие в развитии пропроума - индивида.

Проприотические функции медленно развиваются, в итоге их интеграции

формируется «Я», как - объект субъективного познания. Он выделяет семь

аспектов

развития

проприума

или

самосознания,

причем

они

последовательно появляются у развивающегося индивида. К мим относятся:

ощущение

своего

тела;

ощущение

самоидентичности;

формирование

самоуважения;

расширение

самости;

образ

самого

себя;

рациональное

управление

самим

собой,

проприативное

стремление,

возникающее

в

подростковом возрасте. Появление последнего связано с постановкой

перед

собой

перспективных

целей,

настойчивостью

в

поиске

путей

их

реализации, ощущением смысла своей жизни. Выделен еще один аспект -

познание самого себя, стоящий над всеми остальными и синтезирующий их.

В процессе познания самого себя индивид осознает свое объективное «Я».

Человеческое

Я

выступает,

прежде

всего,

как

«субъект

сознания,

психических явлений

в интегральной целостности». Эта субъективность,

сознательность

«Я»

как

регулятивного

начала

психической

жизни

обозначается латинским словом «Эго». Действующее Я понимается двояко, как

субъект мысли, сознания, а также как субъект жизнедеятельности, проходящей

в предметном и социальном мире.

Самосознание

понимается

не

как

простоя

следствие

усложнения

психических

структур,

а

как

необходимый

субъекту

процесс,

который

возникает

для

обслуживания

каких-то

сторон

жизнедеятельности.

Самосознание

служит

реальному

субъекту

жизнедеятельности

не

психическому «Я»).

Таким

образом,

одной

из

тенденций

исследования

самосознания

в

последнее время является понимание относительности между действующим

и

рефлексивным

Я.

Субъект является основанием всех своих психических

процессов,

свойств,

состояний,

активности.

Носителем

самосознания

выступает человек как индивид, как личность, как субъект деятельности.

Самосознание является регулятором деятельности и поведения человека. Оно

служит реальному субъекту жизнедеятельности.

1.2.2. Индивид, личность, субъект деятельности

В отечественной психологии при рассмотрении человека используют

понятия индивид, личность. Человек не только личность, но и организм,

вершина филогенеза живых существ. В психологической литературе эти

понятия трактуются по-разному. Под индивидом понимается человек как

биологическое существо, принадлежащее классу млекопитающих, виду homo

sapiens. Согласно А.Н.Леонтьеву, в понятии индивид выражаются два основных

признака: неделимость или целостность субъекта; наличие у него особенных

свойств, отличающих его от других представителей. Индивид имеет

генотипические свойства, развитие которых продолжается в онтогенезе.

Индивид является продуктом развития жизни, взаимодействия со средой.

«Человек как природное существо, пишет А.Н.Леонтьев, - есть индивид,

обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной

системы,

темпераментом,

динамическими

силами

биологических

потребностей, эффективности и многими другими чертами, которые в ходе

онтогенетического развития частью развертываются, а частью

подавляются… Однако не изменения этих врожденных свойств человека

порождают его личность.

Б.Г.

Ананьев

рассматривал

характеристики,

образующие

структуру

человека как индивида, личности и субъекта деятельности Он, характеризуя

человека как индивида; выделяет два основные класса индивидных свойств;

1

) возрастно-половые,

2)

индивидуально-типические.

Первый

класс

составляют возрастные

свойства

и

половой

диморфизм.

Второй

класс

-

конституциональные особенности человека (телосложение, биохимическая

индивидуальность),

нейродинамические

свойства,

о собенно сти

функциональной симметрии-асимметрии парных рецепторов и эффекторов.

Вышеуказанные свойства являются первичными, а психофизиологические

функции

(сенсорные,

мимические,

вербально-логические

и

т.д.),

органические потребности - вторичными свойствами индивида.

Б. Г.Ананьевым при разработке концепции индивида был осуществлен

целостный подход в понимании биологического в развитии человека. Индивид

рассматривается

ученым

в

качестве

системы

природных

свойств,

представляющей разноуровневое,

структурное

образование,

включающее

взаимодействие

между

первичными

и вторичными

индивидными

характеристиками

человека.

Он

считает,

что

онтогенетическая эволюция,

осуществляющаяся по

определенной

филогенетической

программе,

является основной формой развития индивидных свойств.

Рассмотрим вопросы, связанные с развитием человека как индивида.

Е.Ф.Рыбалко наряду с индивидом как природным существом вводит понятие

социального индивида. Она пишет, что развитие индивида происходит как

процесс роста, вследствие того, что качественная определенность механизмов

элементарных

психических

форм,

в

частности

сенсорики, особенностей

темперамента,

органических

потребностей

зафиксирована

в

генетической

программе, определена индивидуальными особенностями мозговых процессов.

Темпы

ро ста элементарной

психической

формы

зависят

от

степени

интенсивности

функционирования

этих психофизиологических

структур.

Наряду с этим выделяются структурные изменения качественного плана в

индивидной

организации

в

целом,

что

позволяет

говорить

о

процессах

развития человека на индивидном уровне. Возникающая с момента рождения

ребенка связь со взрослыми способствует развитию индивидной организации

ребенка. Ребенок включается в систему общества и развивается в качестве

общественного индивида. Специфика развития социального индивида состоит

в

том,

что

программа

этого

типа

психического

развития создается

обществом, и реализация осуществляется через обучение и воспитание. К

наиболее

сложным

эффектам

вышеуказанного

типа

развития

относятся

психологические особенности

личности,

субъекта

деятельности

и

индивидуальности.

П р и р од н ы е

во зможн о с т и

ч е л о ве ка

в

о н то ге н е зе

м о г у т

реализоваться

только

в социальных условиях. Единство биологического и

социального носит многозначный и в то же время подвижный, динамический

характер,

изменяясь

с

возрастом,

о

чем

свидетельствует

многообразие

эффектов

социализации.

Различные

факторы

последней (общение,

учеба,

спорт,

труд

и

пр.)

производят

множественность

эффектов

на

разных

уровнях, индивидной организации. В виде количественных (уровневых) и

качественных (структурных)

изменений,

которые

выражают

две

противоположные

тенденции:

к усилению специализации в работе функций

и

повышению

уровня

их интеграции. Эти преобразования оптимизируют

процесс

не

только

функционирования,

но

и развития самих индивидных

свойств в соответствии с задачами и целями социальных и индивидуальных

программ.

А.Н.Леонтьев отмечает отличие личности от индивида: «Личность, как и

индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные

отношения

субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того

особого образования, которое мы называем

личностью.

Оно

определяется

природой

самих

порождающих

его

отношений:

это специфические

для

человека

общественные

отношения,

в

которые

он

вступает

в

своей

предметной

деятельности».

Деятельность

является реальным основанием

личности. В ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают

между

собой

в

иерархические

отношения.

Эти

иерархии

деятельностей

образуют ядро личности.

Для Б.Г.Ананьева «исходным моментом структурно - динамических

свойств

личности является

ее

статус

в

обществе...»,

а

также

статус

общности,

в

которой

складывалась

и формировалась данная личность». На

основе статуса формируются

системы

«общественных

функций-ролей»

и

«целей и ценностных ориентации».

Таким образом, имеются различия во взглядах у А.Н.Леонтьева и

Б.Г.Ананьева относительно

понимания

исходного

момента,

или

основания

личности.

У

Леонтьева основанием

личности

являются

общественные

отношения,

в

которые

вступает

человек

в своей

многообразной деятельности. Для Ананьева - статус; представляющий ее

положение в обществе или место в определенной социальной структуре.

В.В.Столин,

характеризуя

человека,

выделяет

три

основные

характеристики:

человек как организм, социальный индивид, личность

Основанием

для

такого

выделения

является

следующее

рассуждение.

Если ранний этап формирования личности начинается с трех лет, когда

ребенок впервые начинает решать задачи на соподчинение мотивов, то

предшествующий зарождению личности период следует расценивать как

биологическое развитие индивида, что вызывает у автора возражения.

Источники такого противоречия, по его мнению, связаны с определением

индивида

только

как

биологической

цело стно сти. В.В.Столин

подчеркивает, что существенные признаки человеческого индивида не

сводятся

к

биологическим

свойствам,

а

заключаются

в особом,

общественном

и

деятельностном

способе

существования

вида,

в

его

трудовой деятельности

и

социальных

отношениях.

Каждый

индивид

социален,

он

имеет

в

обществе какой-то

статус,

включен

в

систему

взаимодействия

с

другими

индивидами.

В.В.Столин считает,

что

описание

А.Н.Леонтьевым

и

Б.Г.Ананьевым

человека

как

индивида

характеризует его как биологического индивида или организм. Линия,

проведенная этими учеными между личностью и индивидом, представляет

различие

между

человеком

как организмом,

с

одной

стороны,

и

человеком как социальным индивидом и человеком как личностью, с

другой.

Обнаруживается общность взглядов у Е.Ф.Рыбалко и В.В.Столина

относительно понимания человека как социального индивида. Е.Ф.Рыбалко

вводит понятие социального индивида

и

подчеркивает,

что

изначально

биологические

связи

являются опосредствованными социальными

воздействиями

взрослого,

который

включает

ребенка

в общение,

в

деятельность, что в свою очередь способствует развитию индивидной

организации ребенка.

Человек

представляет

одновременно

три

целостные

системы,

он

выступает

как организм,

как

социальный

индивид

и

как

личность.

Взаимоотношения

между

данными системами

подчиняются

принципу

уровневой

организации.

«Целостность

организма

является необходимым

условием

функционирования

человека

как

социального

индивида...

Функционирование человека как социального индивида является необходимой

предпосылкой его

развития

как

личности».

Уровни

активности

человека

имеют

собственную

природу.

Уровень

организмической

активности

проявляется

в

системе организм

-

среда,

уровень

социального

индивида

предполагает

детерминированность социальной

деятельностью,

которую

осуществляет

индивид,

а

уровень

личности предполагает

внутреннюю

активность по «сшиванию швов» между различными деятельностями.

Субъект,

как

прообраз

собственного

образа

Я,

согласно

ученому,

выступает

как обладающий системой активностей, характерных для чего как

организма,

как

социального индивида,

как

личности.

Каждому

уровню

активности

человека

соответствуют

специфические

задачи

регуляции

деятельности, которые решает субъект. Он на каждом уровне исходит из

различных

базисных

потребностей:

в

самосохранении,

общении

(принадлежности и признании) и самореализации. Активность человека на

уровне организма опосредствована самоощущением, опирающимся на схему

тела, а также самочувствием; на уровне социального индивида - системой

социальных идентичностей, самооценкой тех качеств, которые соответствуют

этим

идентичностям,

и

самоотношением,

выражающим

степень

удовлетворенности

потребности

в

общении.

Личностный

уровень

с амо сознания характеризуется

дифференцирующим

самопознанием,

самоотношением с позиций самореализации и специфическими внутренними

процессами,

которые

гармонизируют внутренний

мир

личности.

Таким

образом,

самосознание

возникает

как необходимый

момент

реальной

деятельности субъекта и служит для регулирования его деятельности.

Рассмотрим взгляды Б.Г.Ананьева на человека как субъекта деятельности.

Он выделяет основные характеристики человека как субъекта деятельности.

Для

него

исходными характеристиками

человека

в

этой

сфере

развития

является

сознание

(как

отражение

объективной

действительности)

и

деятельность

(как

преобразование

действительности) Человек как субъект

деятельности

развивается

в

процессе теоретической

и

практической

деятельности. Характеризуя человека как субъекта практической деятельности,

ученый

выделяет

не

только

его

собственные

субъектные

свойства,

но

и

технические

средства

труда,

используемые

им

в

деятельности.

В

состав

характеристики человека

как

субъекта

теоретической

деятельности

он

включает знания, умения. Высшей интеграцией субъектных свойств является

творчество,

а

наиболее

обобщенными

эффектами субъектных

свойств

-

способности

и

талант.

Основные

формы

развития

субъектных

свойств

человека - подготовка, старт, кульминация, финиш, представляющие собой

историю производственной деятельности человека в обществе. Выделяется им

фазный

характер

социальной

активно сти

в

смене

с о с тоя н и й

профессиональной

деятельности.

На

каждой

фазе

развития

субъекта

происходят определенные структурные изменения в субъектных свойствах.

Согласно ученому, человек, являющийся природным и общественным

существом, един и целостен и разделение человечески свойств на индивидные,

личностные

и

субъектные

является

относительным.

Ядро

этого целого

составляет структура личности, в которой пересекаются не только свойства

личности,

но

и

индивида,

и

субъекта

деятельности.

Он

достаточно

обстоятельно

рассмотрел общие и особенные признаки, характеризующие

субъекта

и

личность.

Субъект

деятельности

- личность

характеризуется

определенными

правами,

обязанностями,

выполняет определенные роли и

функции. Эти характеристики вытекают из того, что осуществляемая субъектом

деятельность включена в систему социальных связей и взаимозависимостей.

Определения

человека

как

субъекта

деятельности

и

личности,

согласно

автору, взаимосвязаны:

субъект

представляет

общественное

образование,

ф о р м и р о в а н и е

и развитие

личности

осуществляется

посредством

определенных

деятельностей.

Личность, а

не

природный

индивид,

рассматриваемый в сфере биологических законов, является носителем свойств

человека как субъекта. В единой структуре человека характеристики субъекта

деятельности в обществе взаимосвязаны в какой-то мере с характеристиками

человека

как

личности,

т.е.

члена

определенного

общества,

класса,

профессиональной группы. В то же время он говорит об относительном

совпадении

личности

и

субъекта,

и обосновывает

это

тем,

что

субъект

характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а

личность - совокупностью общественных отношений.

Проблема субъекта и его активности разрабатывается в психологии

главным

образом

на

методологической

основе

субъектно-деятельностного

подхода. Основания данного подхода заложены еще в статье C.Л. Рубинштейна

«Принцип

творческой

самодеятельности»

(1922). Основная

мысль

концепции

субъекта

и

его

деятельности

разрабатываемой

С.Л.

Рубинштейном, выражается в том, что человек и его психика формируются и

проявляются

в деятельности. С.Л. Рубинштейн с позиций деятельностного

подхода

разрабатывал

проблемы личности и ее жизненного пути. Любая

деятельность

человека исходит

от

него

как

личности,

как

субъекта

этой

деятельности.

Именно

в

деятельности

личность

и

формируется,

и

проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она

выступает

вместе

с

тем

и

ее

результатом.

Единство

деятельности,

объединяющей

многообразные

действия

и

поступки,

состоит

в

единстве

исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами целями

личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности есть

изучение психологии личности в ходе ее деятельности.

Деятельностный

и

л и ч н о с т н ы й

п о д х о д

с психологии,

согласно

В.Брушлинскому,

представляют

собой

один

принцип. Деятельностный подход выступает как

личностный, как субъектный, так как деятельность, изначально практическая,

всегда

осуществляется

субъектом

-

личностью

или

группой.

Личность -

субъект осуществляет ту или иную деятельность: профессиональную, учебную

и формируется в ней.

В

принципе

единства

сознания

и

деятельности,

разработанном

С.Л.Рубинштейном, подчеркивается

взаимосвязь

и

взаимообусловленность

сознания и деятельности. Согласно этому принципу, деятельность человека

обусловливает

формирование

его

сознания

и

осознания,

психических

процессов, свойств человека, а они в свою очередь являются регуляторами

его деятельности условиями ее адекватного выполнения.

С

точки

зрения

гуманистического

подхода

к

человеку

по

мере

взросления

все

большее место

в

его

жизни

занимает

саморазвитие

самовоспитание, самоформирование, и соответственно больший удельный вес

принадлежит внутренним условиям как основанию развития, через которые и

действуют все внешние причины, влияния и т.д. Развертывание процесса

самовоспитания, самоформирования личности предполагает значительную

работу самосознания субъекта, которая в свою очередь позволит выявить

недостатки личности, достоинства в связи с общественными требованиями, в

соответствии со стоящими перед ней целями и задачами. Психологические

основы

самовоспитания

личности

рассматривались

Н.Д.Твороговой

и

Ю.М.Орловым.

Становление человека как субъекта деятельности неразрывно связано с

развитием самосознания. В осуществлении различных видов активности

субъекта, в том числе его деятельности, общения, поведения, значительная

роль принадлежит самосознанию. В процессе практической деятельности

человек как субъект преобразует природный, социальный мир, а также и

самого себя. Изменяя мир, человек глубже понимает и его, и самого себя как

субъекта деятельности.



В раздел образования