Автор: Судоргина Галина Михайловна
Должность: учитель нач классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" города Кирсанова Тамбовской области
Населённый пункт: Тамбовская область, город Кирсанов
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: «Изменение имён существительных по падежам (склонение). Дательный падеж»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Кирсанова Тамбовской области
Технологическая карта урока
русский язык
Выполнила
Учитель начальных классов
Судоргина Г. М.
Кирсанов,2020
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «З»
Тема урока: «Изменение имён существительных по падежам (склонение). Дательный падеж»
Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам; познакомить детей со значением имен
существительных в дательном падеже (значение адресата).
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2014; Спец тетрадь; Презентация в формате PowerPoint
97-2003, электронное приложение «Русский язык 3 класс».
Этап урока.
Методы и
приемы
Хроно-
метраж
Содержание урока.
Деятельность
Учителя
Деятельность
ученика
Планируемые
результаты (УУД)
Орг. Момент.
Словесный:
слово учителя;
ответы на
вопросы.
1 мин.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее
число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть
настоящий ученик? Молодцы!
Проверять
готовность к
уроку.
Садиться на
места.
Записывать.
Регулятивные -
организовывать
рабочее место.
Познавательные -
воспринимать речь
учителя.
Постановка
учебной
задачи и ее
решение
Практический
:
Работа со
словами на
слайде
Словесный:
слово учителя,
ответы на
вопросы.
8 мин.
Актуализация опорных знаний:
Загадка. «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам
прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это…
(Ответ: Падежи)
Электронное приложение «Изменение имен существительных по падежам 2»
1.В русском языке 6 падежей. У каждого из них свое название, свои вопросы,
свои окончания.
Посмотрим на таблицу и вспомним название падежей, вопросы и слова
помощники для каждого падежа, который мы выучили.
2. Упражнение «Помоги крабу установить соответствие между падежами и
вопросами».
3. Упражнение «Помоги крабу установить соответствие между падежами и
словосочетаниями».
- Какой падеж вы изучили последний? (Родительный падеж)
- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.)
- Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
- Какая будет цель нашего урока? (ознакомление с особенностями дательного
падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу)
Слушать
учителя.
Читать слова на
слайде.
Отвечать на
вопросы
учителя.
Строить речевые
высказывания.
Отвечать на
вопросы
учителя.
Формулировать
тему урока.
Формулировать
цель урока.
Записывать тему
урока.
Регулятивные -
постановка учебной
задачи.
Познавательные -
воспринимать речь
учителя;
высказывать
предположения;
строить речевые
высказывания в
устной форме.
Открытие
нового знания
Практический
15 мин.
- Как вы думаете, от какого слово образовано название дательного падежа?
- Название дательного падежа образовано от слова дать: (кому?) брату, (чему?)
природе.
Слушать
учителя.
Коммуникативные -
четко, при помощи
выразительных
: работа со
словами на
слайде, работа
с учебником.
Словесный:
слово учителя,
ответы на
вопросы.
Я дательный падеж, и я
Всегда готов помочь друзьям!
Кому отдать? К чему призвать?-
Лишь только я могу сказать.
С предлогами, к, по дружу,
Но и один гулять хожу.
Упражнение «Помоги Бутявке определить существительные в Д.п.
Работа с пословицами.
Не всё коту масленица.
Отольются кошке мышкины слёзки.
Не по Сеньке шапка.
Цыплят по осени считают.
(Прочитайте пословицы. Определите существительное в дательном падеже)
Работа с пособием «Дружок» стр.89
-Коту – морфологический разбор слова.
Работа с учебником
- Давайте выполним упражнение номер 49, на странице 29.
- Прочитайте задание.
- Нам нужно составить словосочетания, раскрыв скобки и записать их.
- Как мы будем менять слова в скобках? (Задавая к слову вопрос)
- Давайте разберём первое словосочетание. (Плыть по (река))
- Какой вопрос мы зададим? Почему? (чему? Потому что это неодушевлённое
существительное).
- Если мы зададим этот вопрос, какое окончание получится у слова река?
(Окончание е)
- Выполните задание до конца. (Один у доски)
- Кто уже закончил, сравните свои ответы с доской.
Отвечать на
вопросы.
Участвовать в
беседе.
Записывать
слова под
диктовку.
Разбирать
словосочетания.
Выполнять
задание учителя.
Определять
падеж имён сущ.
Отвечать на
вопросы
учителя.
Выполнять
упражнение.
Сверять свои
ответы с доской.
средств
формулировать свои
мысли; слушать и
слышать.
Познавательные -
высказывать
предположения,
обсуждать
проблемные
вопросы;
строить речевое
высказывание в
устной форме.
Физ. Минутка
Практический
1 мин.
- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.
Музыкальная физминутка.
Выполнять
двигательные
Личностные-
установка на
Д. п.
К, по
Дать….
: выполнение
двигательных
упражнений.
упражнения.
здоровый образ
жизни.
Решение
частных задач
Словесный:
слово учителя,
ответы на
вопросы.
Практический:
работа с
учебником.
15 мин.
- Работа в «Рабочей тетради» стр.41- 42 Упр. 60,61
Дополните таблицу своими вопросами и ответами.
Падеж
Вопросы
Примеры
И.п.
Кто?
Птица …………………
Что?
Книга ………………….
Д.п.
Птице …………………..
Книге …………………….
-Проверка С. р.
- стр.41- 42 Упр. 61
Записать вопросы к существительным в дательном падеже и выделить окончания.
(А. Пушкин «Зимнее утро» или «Зимний вечер» рассказать наизусть
отрывок)
- А теперь посмотрите на рисунок конверта на странице 30.
- Верно ли он подписан? Почему? (Нет. Все слова у адресата поставлены в
разное склонение)
- А в каком падеже нужно употреблять фамилию, имя и отчество адресата? (В
дательном падеже)
- Подпишем конверт, который мы изготовили на уроке технологии. Рисунок на
марке посвящен празднованию 75 годовщины Великой Победы.
Например. Кому: Челюканову Алексею Николаевичу
Куда: г. Кирсанов
ул. Ухтомского, д. 53.
А письмо напишу вам я. (В конверт вложу карточку Молодец!)
Слушать
учителя.
Читать текст.
Отвечать на
вопросы
учителя.
Выполнять
упражнения.
Отвечать на
вопросы
учителя.
Выполнять
задание учителя.
Выполнять
упражнение
устно.
Коммуникативные -
четко, при помощи
выразительных
средств
формулировать свои
мысли; слушать и
слышать.
Познавательные -
высказывать
предположения;
строить речевое
высказывание в
устной форме.
Работа в парах. Задания ЯКласс.
Укажи вопросы, которые можно поставить к данным ниже словам.
Стиху.
Кому?
Чему?
Архитектору.
Чему?
Кому?
Выпиши (с большой буквы, без точки в конце) из предложений существительные
в дательном падеже.
Папа сказал сыну подождать возле подъезда.
Все посоветовали спортсмену отдохнуть.
Запиши (с большой буквы, без точки в конце) форму существительных
единственного числа дательного падежа.
Секунда.
Дерево.
Определи необходимое окончание у существительных дательного падежа
единственного числа.
Мам__
–е
–у
Мальчик__
–е
–у
Проверка. Зачитывает ответы один ученик
(Дополнительный материал упр. 53)
Итог урока.
Словесный:
слово учителя;
ответы на
вопросы;
обобщение.
3 мин.
- Давайте вспомним тему урока?
- От какого слова образовано название дательного падежа?
- На какие вопросы он отвечает?
- Кому ты хочешь отправить открытку с днем рождения?
- К кому ты хочешь пойти в гости в воскресенье?
- Кому хочется получить пятерку на уроке?
Отвечать на
вопросы
учителя.
Анализировать
проделанную
работу.
Делать выводы.
Регулятивные
-выделение и
осознание
учащимися того, что
усвоено на уроке,
осознание качества
и уровня
усвоенного.
Домашнее
задание
1 мин.
- Домашнее задание.
Учебник страница номер 29, упражнение номер 50. 1. Списать весь текст и
выполнить задания к упр.
Записывать Д/З.
2. Выписать существительные в дательном падеже.
Рефлексия
1 мин.
- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Получите письма с оценкой
вашей работы.
Во время войны конверты были в виде треугольника. Кому писали солдаты?
( маме, жене, девушке).
Чтение наизусть стихотворения «Жди меня». К. Симонов.
Регулятивные -
анализировать
проделанную
работу.