Автор: Катасонова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий,Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок математики в 1 классе по теме: " Единицы счета"
Раздел: начальное образование
Тема:
Единицы счета.
Задачи:
1)познакомить с укрупненными единицами счета-коробками, ящиками, пачкими, учить
их складывать и вычитать;
2) закрепить умение решать текстовые задачи, и уравнения;
3) отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета пределах 9;
4) развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: таблицы, рисунок на ватмане с изображением планеты чисел, рисунок с
изображением автомобиля и ключей к нему, вырезанные из бумаги зверюшки, на которых
записаны примеры с ответами, вырезанные из бумаги цифры, карточки настроений.
Участники: ученики 1 класса
I.Оргмомент:
Учитель: - Представьте себе, что однажды, проснувшись утром, вы обнаружили, что
все числа на свете просто исчезли. Теперь никто не сумеет сказать вам, сколько яблок
брать
с
собой
школу
или
сколько
монеток
отдать
за
билет
в
автобусе.
Жизнь
превратилась в настоящий кошмар, и никто вам не поможет, пока вы не уговорите
числа вернуться домой. Скажите так не бывает? Но ведь именно это случилось с
девочкой Бетти..
Бетти сидила за столом, перед ней раскрытый учебник математики. Бетти: - Как всё
это надоело! Почему я должна каждый день заниматься математикой. Не люблю числа,
не люблю математику. От них только голова болит, и я только злюсь.
Учитель: -
Ребята,
давайте
поможем
Бетти
во
всем
разобраться
и
полюбить
математику. И тогда все числа вернуться к нам.
II.Устный счет.
1)Учитель:
- Чтобы отправиться на планету чисел, нам нужен особенный корабль. Он состоит из
разных геометрических фигур. Чтобы этот корабль взлетел, мы должны назвать название
фигур, из которых он состоит, и определить фигуры какого цвета не хватает.
-Друзья, выберите ту форму, о которой говорится в вопросе.
-Ребята, вперед. Мы отправляемся в волшебную страну.
2) - мы на планете чисел. Начинаем путешествие.
( На доске вывешивается рисунок Бетти и профессора и планета чисел (на ватмане)).
?
?
аа
б
в
г
а
б
в
г
2.-Как много здесь удивительных зданий.
-Давайте войдем в « Дом сложения и вычитания».
(Заранее, вкладываю в тетради некоторых детей, так, чтобы они не знали, вырезанные
из бумаги зверюшки, на которых записаны примеры с ответами.)
Учитель: - Ребята, профессор мне сказал по секрету, что числа превратились в
удивительных зверей и чтобы их расколдовать, мы должны решить примеры, которые
спрятаны в ваших тетрадях.
Кто найдет такой пример, поднимет руку и выйдет к доске. Затем поставит нужную
карточку с цифрой, которая у него получилась в ответе.
7,4,9,6,5,8,3,10
-Назовите числа в порядке возрастания.
-Какое из них лишнее и почему?
(работа с числовым веером)
-Назовите последующее число для числа 7..
-Укажите предыдущее число числу 10.
-На сколько 5 меньше 8? Как узнали?
-Уменьшаемое 7,вычитаемое 5.Чему равна разность?
-Первое слагаемое 4,второе 2 .Чему равна сумма?
-Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 1. Какое это число?
3) -Итак, мы побывали в доме сложения и вычитания.
Давайте теперь заглянем в « Дом задач».
-Чтобы отыскать числа нам надо по схемам составить условия задач и решить их.
? 9кг
Что известно? (части) - Что известно? (целое и часть)
-Что нужно найти? (целое) - Что нужно узнать? (часть)
Составьте условие задачи. - Составьте условие задачи.
Каким действием решим задачу? - Каким действием решим задачу?
Обобщение: Как найти целое? Как найти часть?
Физ-ка:
Ракета.
А сейчас мы с вами дети
полетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре,
Вот летит ракета ввысь!
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
Счет укрупненными единицами.
5
3
4кг
? кг
-Мы учимся уже почти 3 четверти, а освоили только десять цифр. Если мы и дальше
каждое число будем обозначать новым значком, то до конца года в лучшем случае
освоим счет до 15,а к концу 3-его класса счет до 100. Надо что-то предпринять.
-Давайте войдем в «Дом фигур» и посмотрим, что в нем приготовили для нас числа.
Попробуем придумать способ обозначения больших количеств известными нам
цифрами.
( Далее на глазах у детей высыпаю счетные палочки из двух коробок)
-У меня на столе рассыпаны счетные палочки. Сколько их? (много).
-А сколько шашек на рисунке в №1 с 34 (6коробок).
-Сколько домино? (4 коробки)
-Попробуйте выразить в коробках число моих палочек.(2 коробки)
-Что для этого нам надо сделать? (сложить в коробки)
Дети высказывают свои предположения
-Давайте проверим, правы ли мы?
-Как удалось так много палочек выразить таким маленьким числом? (собрали в
коробки и сосчитали, сколько коробок)
-А кто высказал правильную мысль? Молодцы!
-Кто сможет сказать какая сегодня у нас с вами тема урока? ( единицы счета)
-До настоящего времени мы считали количества как? (отдельными предметами
«штуками»)
-Когда предметов много, их объединяют в группы и считают более крупными мерками.
-Приведите примеры подобных мерок? (ящики, пачки, воинские подразделения,
батальоны)
-Укрупненные единицы счета записывают либо как именованные величины, либо
изображают графически.
3кор.= 4пач.=
Несколько рассмотренных примеров чисел, выраженных в укрупненных единицах
счета, дети должны записать в тетради в клетку:(4 коробки спичек,3 батальона солдат)
IV.Первичное закрепление.
1)(Работа с учебником) №2 с. 34
-Какая единица счета используется в задаче?
-Сколько же карандашей осталось? (устно)
-А как мы поступим, если все предметы не укладываются в коробки?
-Тогда их считают коробками и штуками. Если коробки (ящики, пачки и.т.д.)
обозначить квадратами или другими фигурами, а предметы точками, то число
предметов в новых измерениях можно записать так:2 ящ. 5шт.=
№3 с.34(а, б)
2)Решение задач с укрупненными единицами счета.
-Ребята, числа рассказали нам много нового, но они еще не хотят возвращаться на нашу
планету, пока не убедятся, что вы умеете самостоятельно справляться с задачами.
-Попробуйте самостоятельно решить задачу №4(а)
-Как узнать сколько консервов на двух полках? (сложить число консервов на 1 и2
полках)
-Почему? (ищем целое).
-Какая здесь укрупненная единица счета? (ящик)
Какие числа надо сложить?(3 ящика 5 банок и 2 ящика 1 банку)
-Как их сложить? (к ящикам прибавить ящики, а к банкам-банки.)
-Сделайте рисунок в тетради и найдите ответ.
№4(б)
-Как узнать, сколько осталось букварей? (надо из всех букварей вычесть буквари,
которые раздали).
-Какая здесь укрупненная единица счета? (пачка)
-Выполните вычитание самостоятельно.
-Какой ответ?(1 пачка и 5 букварей)
-Как вычитали?) из пачек вычитали пачки, из букварей буквари)
V.Повторение и закрепление пройденного
- Теперь я думаю мы сможем вернуться домой. Бетти все поняла. Без чисел в жизни
никак не обойтись. Я думаю числа захотят вернуться домой. Ведь мы выполнили
столько трудных заданий.
-Чтобы вернуться домой мы должны завести волшебный автомобиль, но у меня от него
несколько ключей, и только один их них подойдет к нашему автомобилю. Для этого нам
надо решить уравнения.
1) №5 с.35(решают уравнения в тетради в клетку)
-Какой же ключ заведет нашу машину? Какой это корень уравнения?
6.Итог.
-Ну, вот и закончилось наше путешествие.
Что узнали нового? Какие задания вызвали затруднения?
Какое из заданий вам больше всего понравилось?
Возьмите, выберите то настроение, которое осталось у вас после нашего урока
(настроения прикрепляются на боковую сторону парты) и прикрепите их на доску.