Напоминание

Урок математики в 1 классе по теме: " Единицы счета"


Автор: Катасонова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий,Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок математики в 1 классе по теме: " Единицы счета"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:

Единицы счета.

Задачи:

1)познакомить с укрупненными единицами счета-коробками, ящиками, пачкими, учить

их складывать и вычитать;

2) закрепить умение решать текстовые задачи, и уравнения;

3) отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета пределах 9;

4) развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: таблицы, рисунок на ватмане с изображением планеты чисел, рисунок с

изображением автомобиля и ключей к нему, вырезанные из бумаги зверюшки, на которых

записаны примеры с ответами, вырезанные из бумаги цифры, карточки настроений.

Участники: ученики 1 класса

I.Оргмомент:

Учитель: - Представьте себе, что однажды, проснувшись утром, вы обнаружили, что

все числа на свете просто исчезли. Теперь никто не сумеет сказать вам, сколько яблок

брать

с

собой

школу

или

сколько

монеток

отдать

за

билет

в

автобусе.

Жизнь

превратилась в настоящий кошмар, и никто вам не поможет, пока вы не уговорите

числа вернуться домой. Скажите так не бывает? Но ведь именно это случилось с

девочкой Бетти..

Бетти сидила за столом, перед ней раскрытый учебник математики. Бетти: - Как всё

это надоело! Почему я должна каждый день заниматься математикой. Не люблю числа,

не люблю математику. От них только голова болит, и я только злюсь.

Учитель: -

Ребята,

давайте

поможем

Бетти

во

всем

разобраться

и

полюбить

математику. И тогда все числа вернуться к нам.

II.Устный счет.

1)Учитель:

- Чтобы отправиться на планету чисел, нам нужен особенный корабль. Он состоит из

разных геометрических фигур. Чтобы этот корабль взлетел, мы должны назвать название

фигур, из которых он состоит, и определить фигуры какого цвета не хватает.

-Друзья, выберите ту форму, о которой говорится в вопросе.

-Ребята, вперед. Мы отправляемся в волшебную страну.

2) - мы на планете чисел. Начинаем путешествие.

( На доске вывешивается рисунок Бетти и профессора и планета чисел (на ватмане)).

?

?

аа

б

в

г

а

б

в

г

2.-Как много здесь удивительных зданий.

-Давайте войдем в « Дом сложения и вычитания».

(Заранее, вкладываю в тетради некоторых детей, так, чтобы они не знали, вырезанные

из бумаги зверюшки, на которых записаны примеры с ответами.)

Учитель: - Ребята, профессор мне сказал по секрету, что числа превратились в

удивительных зверей и чтобы их расколдовать, мы должны решить примеры, которые

спрятаны в ваших тетрадях.

Кто найдет такой пример, поднимет руку и выйдет к доске. Затем поставит нужную

карточку с цифрой, которая у него получилась в ответе.

7,4,9,6,5,8,3,10

-Назовите числа в порядке возрастания.

-Какое из них лишнее и почему?

(работа с числовым веером)

-Назовите последующее число для числа 7..

-Укажите предыдущее число числу 10.

-На сколько 5 меньше 8? Как узнали?

-Уменьшаемое 7,вычитаемое 5.Чему равна разность?

-Первое слагаемое 4,второе 2 .Чему равна сумма?

-Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 1. Какое это число?

3) -Итак, мы побывали в доме сложения и вычитания.

Давайте теперь заглянем в « Дом задач».

-Чтобы отыскать числа нам надо по схемам составить условия задач и решить их.

? 9кг

Что известно? (части) - Что известно? (целое и часть)

-Что нужно найти? (целое) - Что нужно узнать? (часть)

Составьте условие задачи. - Составьте условие задачи.

Каким действием решим задачу? - Каким действием решим задачу?

Обобщение: Как найти целое? Как найти часть?

Физ-ка:

Ракета.

А сейчас мы с вами дети

полетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре,

Вот летит ракета ввысь!

III. Постановка проблемы. Открытие нового.

Счет укрупненными единицами.

5

3

4кг

? кг

-Мы учимся уже почти 3 четверти, а освоили только десять цифр. Если мы и дальше

каждое число будем обозначать новым значком, то до конца года в лучшем случае

освоим счет до 15,а к концу 3-его класса счет до 100. Надо что-то предпринять.

-Давайте войдем в «Дом фигур» и посмотрим, что в нем приготовили для нас числа.

Попробуем придумать способ обозначения больших количеств известными нам

цифрами.

( Далее на глазах у детей высыпаю счетные палочки из двух коробок)

-У меня на столе рассыпаны счетные палочки. Сколько их? (много).

-А сколько шашек на рисунке в №1 с 34 (6коробок).

-Сколько домино? (4 коробки)

-Попробуйте выразить в коробках число моих палочек.(2 коробки)

-Что для этого нам надо сделать? (сложить в коробки)

Дети высказывают свои предположения

-Давайте проверим, правы ли мы?

-Как удалось так много палочек выразить таким маленьким числом? (собрали в

коробки и сосчитали, сколько коробок)

-А кто высказал правильную мысль? Молодцы!

-Кто сможет сказать какая сегодня у нас с вами тема урока? ( единицы счета)

-До настоящего времени мы считали количества как? (отдельными предметами

«штуками»)

-Когда предметов много, их объединяют в группы и считают более крупными мерками.

-Приведите примеры подобных мерок? (ящики, пачки, воинские подразделения,

батальоны)

-Укрупненные единицы счета записывают либо как именованные величины, либо

изображают графически.

3кор.= 4пач.=

Несколько рассмотренных примеров чисел, выраженных в укрупненных единицах

счета, дети должны записать в тетради в клетку:(4 коробки спичек,3 батальона солдат)

IV.Первичное закрепление.

1)(Работа с учебником) №2 с. 34

-Какая единица счета используется в задаче?

-Сколько же карандашей осталось? (устно)

-А как мы поступим, если все предметы не укладываются в коробки?

-Тогда их считают коробками и штуками. Если коробки (ящики, пачки и.т.д.)

обозначить квадратами или другими фигурами, а предметы точками, то число

предметов в новых измерениях можно записать так:2 ящ. 5шт.=

№3 с.34(а, б)

2)Решение задач с укрупненными единицами счета.

-Ребята, числа рассказали нам много нового, но они еще не хотят возвращаться на нашу

планету, пока не убедятся, что вы умеете самостоятельно справляться с задачами.

-Попробуйте самостоятельно решить задачу №4(а)

-Как узнать сколько консервов на двух полках? (сложить число консервов на 1 и2

полках)

-Почему? (ищем целое).

-Какая здесь укрупненная единица счета? (ящик)

Какие числа надо сложить?(3 ящика 5 банок и 2 ящика 1 банку)

-Как их сложить? (к ящикам прибавить ящики, а к банкам-банки.)

-Сделайте рисунок в тетради и найдите ответ.

№4(б)

-Как узнать, сколько осталось букварей? (надо из всех букварей вычесть буквари,

которые раздали).

-Какая здесь укрупненная единица счета? (пачка)

-Выполните вычитание самостоятельно.

-Какой ответ?(1 пачка и 5 букварей)

-Как вычитали?) из пачек вычитали пачки, из букварей буквари)

V.Повторение и закрепление пройденного

- Теперь я думаю мы сможем вернуться домой. Бетти все поняла. Без чисел в жизни

никак не обойтись. Я думаю числа захотят вернуться домой. Ведь мы выполнили

столько трудных заданий.

-Чтобы вернуться домой мы должны завести волшебный автомобиль, но у меня от него

несколько ключей, и только один их них подойдет к нашему автомобилю. Для этого нам

надо решить уравнения.

1) №5 с.35(решают уравнения в тетради в клетку)

-Какой же ключ заведет нашу машину? Какой это корень уравнения?

6.Итог.

-Ну, вот и закончилось наше путешествие.

Что узнали нового? Какие задания вызвали затруднения?

Какое из заданий вам больше всего понравилось?

Возьмите, выберите то настроение, которое осталось у вас после нашего урока

(настроения прикрепляются на боковую сторону парты) и прикрепите их на доску.



В раздел образования