Напоминание

"Постановка певческого дыхания в процессе исполнения вокальных упражнений"


Автор: Морозова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО
Населённый пункт: г. Кедровый, Томская область
Наименование материала: "Конспект открытого урока по учебному предмету"Сольное пение.Эстрадный вокал"
Тема: "Постановка певческого дыхания в процессе исполнения вокальных упражнений"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого урока по учебному предмету «Сольное пение»

с учащейся 1 класса «Музыкальное искусство. Эстрадный вокал»

Овчаренко Варварой

Тема: постановка певческого дыхания в процессе исполнения вокальных

упражнений, произведений из репертуара

Преподаватель МКОУ ДО ДШИ г. Кедрового Морозова Елена Владимировна.

Предмет: сольное пение

Класс: 1 класс

Тема урока: постановка певческого дыхания в процессе исполнения

вокальных упражнений, произведений из репертуара

Цель урока: Развитие и совершенствование навыков певческого

дыхания

Задачи урока:

Образовательная:

Дать основные сведения о понятии «певческое дыхание», закрепление

ранее пройденного материала;

Воспитательная:

формирование музыкальных и творческих способностей ребенка

интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя

во время урока;

Развивающая:

развитие диафрагмального дыхания, музыкального слуха

артикуляции и дикции учащегося, понимания исполнительских задач и

способов их решения;

Тип занятия:

Комбинированное, практическое.

Методы обучения:

• словесные (объяснение, диалог);

наглядный (разбор нотного материала);

практическая работа (показ).

Педагогические технологии:

• здоровьесберегающая технология;

• личностно-ориентированная технология с дифференцированным

подходом.

Межпредметные связи:

• сольфеджио;

• слушание музыки.

Организационно-педагогическое обеспечение занятия:

Технические средства и оборудование:

-

учебный кабинет;

-

нотная литература;

-

музыкальный инструмент: фортепиано.

Структура занятия:

I. Организационный момент. (2 минуты)

- знакомство с темой занятия;

II. Основное содержание (40 минут)

1. Изучение нового материала

Теоретическая часть:

- знакомство с понятием «певческое дыхание» (5мин.)

- упражнения для развития дыхания, дикции, артикуляции, вокальной

техники (20 минут)

2. Работа над музыкальным произведением (17 мин.)

Практическая часть:

Работа над исполнением произведения - определение технических

трудностей и необходимых вокальных приемов для их преодоления,

создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа

над выразительностью исполнения

III. Рефлексия. Подведение итогов урока (3 минуты)

Ход урока:

I.

Организационный момент

Преподаватель:

- Здравствуй, Варя. Сегодня наш урок будет посвящен певческому дыханию.

Знакома ли ты с правилами певческого дыхания?

(Ответ учащейся)

II. Основное содержание

1. Изучение нового материала

Преподаватель:

- Дыхание – это основа правильного и красивого звука. Вокальное дыхание

отличается от обычного дыхания прямой привязкой к ритму и темпу. Верным

певческим дыханием является дыхание диафрагменное, при котором плечи

остаются в неподвижном состоянии. Певческое дыхание состоит из короткого

бесшумного вдоха, задержки и равномерного выдоха. Давай попробуем это

сделать на примере упражнения.

Упражнения на дыхание.

Упражнение 1.

Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох,

считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем,

снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и

сдувается при выдохе (повторяем 5 – 7 раз).

Преподаватель:

- Молодец, у тебя хорошо получается. Теперь постараемся усложнить задачу.

Упражнение 2.

Повторяем упражнение 1 с наклоном вперед, кладем руки на поясницу.

Ощущение движение должно ощущаться и в этой области спины.

Преподаватель:

- Итак, Варя, мы определили область певческого дыхания. У тебя очень

хорошо получилось. Теперь постараемся сделать так, чтобы нашего выдоха

хватило как можно дольше.

Упражнение 3.

Представляем перед собой горящую свечу. Наша задача выдыхать так, чтобы

пламя свечи не потухло, и делать это как можно дольше.

Преподаватель:

- Замечательно! Это упражнение будет полезно повторить и дома. После того,

как мы попробовали выполнить эти упражнения, мы можем приступить к

закреплению этих навыков и на вокальных упражнениях.

Упражнение 4.

Спокойный, равномерный вдох и плавный выдох на согласные «ТЦЦ» (как

будто сдуваем шарик» с точкой). Счет на выдохе.

Упражнение 5.

На выдохе четко и громко проговаривать цифры «1.2,3,4,5 и т.д» Упражнение

помогает включить дыхательную опору. Следить, чтобы дыхание было без

толчков.

Упражнение 6.

На выдохе проговаривать слог «да-да-да…..»

Упражнение 7.

Проговаривать звуки «Ч-Ш-Щ-С», маршируя, затем эти же звуки

проговаривать различными длительностями (2 половинные, 4 четвертные, 8

восьмых, целая). Упражнения помогают почувствовать и сохранить тонус

дыхательной мускулатуры.

Упражнение 8.

Проговаривать звук «С………….» на выдохе как можно дольше (как будто

сдувается шарик).

Упражнение 9.

Подышать как собачка.

Упражнения на дикцию и артикуляцию

- «Улыбочка-трубочка-окошечко»

-«Часики» (на улыбке кончик языка перемещается влево-вправо»

- «Футбол» (рот открыт, язык упирается то в левую, то в правую щеку)

- «Мяч гоняем по полю» (круговые движения языка между губами и зубами)

-«Качели» (рот открыт, кончик языка поднимается вверх, доставая верхнюю

губу, затем вниз, доставая нижнюю губу).

-

«Лошадка»

(цокать

языком,

поочередено

делая

форму

«улыбочки»

и

«окошечка».

- «Птка, пткэ, птки, птко, птку»

2. Пение вокальных упражнений.

- Петь с закрытым ртом звук «Мммм» по ступеням секунды.

- «ма-мэ-ми-мо-му» петь на одном звуке

- петь слоги «Лё-ма-лё-ма-лё» по ступеням терции

- «би-би-би-Бо-би-би-Бо» по ступеням кварты

- «Зи-и-и-и-ма-а-а» по ступеням квинты

- «а-о-у-э, а-о-у-э» петь по ступеням гаммы вверх и вниз

- «Ми-я-а-а-а-а» по ступеням квинты (стаккато)

- А-О-У нисходящее движение по ступеням квинты (сглаженно)

- «Я пою, хорошо пою» вниз по ступеням трезвучия ТОЖЕ с твёрдым

языком

- «тви-ви-ви-ви-ви» по ступеням терции

- с закрытым ртом «тпру» по ступеням квинты

- «лё* лё-лё-лё* лё-лё-лё*лё-лё-лё* лё-лё-лё» (легко)

3. Работа над музыкальным произведением

Ю.Верижников «Верю в сказку »

На предыдущих уроках был проведена аннотация произведения, дан

вокальный анализ произведения, составлен исполнительский план :

-разбор ладовой структуры;

-тональности;

-гармонической канвы;

-выполнения членения на мотивы, периоды, фразы;

- была произведена работа над интонацией, дикцией вокальных звуков,

фразировкой, дыханием, штрихами, звуковедением, ритмикой,

динамикой;

-работа над исполнительским планом вокального произведения,

жестами, сценическим движением, элементами актерского мастерства.

4.Работа над исполнением произведения

(Выработка манеры исполнения - исполнительский план)

Преподаватель:

- Молодец! Мы постарались сегодня. Итак, повторим, что же такое певческое

дыхание и чем оно отличается от нашего повседневного. (анализирует

пройденного материала)

Ш. Рефлексия

Преподаватель:

-Варя, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться со всеми заданиями

сегодня на занятии?

(Ученица анализирует свою работу на уроке)

Преподаватель:

- Варя, на мой взгляд, ты справилась очень хорошо! Мы обязательно

продолжим работу над певческим дыханием на следующих уроках. Мне бы

очень хотелось, чтобы упражнения, которые мы делали на уроке, повторялись

и дома. Спасибо за отличную работу на уроке! До свидания.

Список литературы:

1.

Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва 2004г.

2.

Бараш А. Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.

3.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008г.

4.

Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»,

1992г.



В раздел образования