Напоминание

"Рабочая программа по ОРКСЭ"


Автор: Арженовская Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чирская СОШ
Населённый пункт: п. Чирский
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по ОРКСЭ"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Чирский Советского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ Чирская СОШ

Приказ от ___________ № ______

________________ Н.А. Куликова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам православной культуры

для 4 класса

на 2016 – 2017 учебный год

Количество часов - 34

Учитель Арженовская Вера Ивановна

Программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов

начального общего образования.

Примерной программы начального общего образования по ОРКСЭ,

Авторской программы

к учебникам Кураева А. В. « Основы религиозных культур и православной этики. Основы

православной

культуры.

4

класс.

Учебное

пособие

для

общеобразовательных

учреждений

Москва:

«Просвещение»2013,

п. Чирский

2016

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УМР

Методического совета ______________ Голованёва Е.Н.

МБОУ Чирская СОШ ______________

от ____________ № ______

______________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно –

нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Федеральным

экспертным советом и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебным планом

ОУ.

Рабочая программа учебного предмета «

ОРКСЭ

» для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых

документов:

Законы:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЭ);

Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Концепции:

Концепция

долгосрочного

социально-экономического

развития

Российской

Федерации

на

период

до

2020

года.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября

2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Постановления:

постановление

Правительства

Российской

Федерации

от

15.04.2014

295 «Об

утверждении

государственной

программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН

2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных

учреждениях»;

постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы

Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О

внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».

-Конвенция о правах ребенка.

-Примерная программа основного общего образования

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1.Учебник «Основы православной культуры» 4 класс, Кураев А.В., 2013г.

2.Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует

общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую

наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно

оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур,

рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской

школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями,

признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное

образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок,

чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит

к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и

воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской

этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и

опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской

школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к

родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто

нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг»,

«заветные слова»);

– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими

независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День

Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

– привития почтительного отношения к памятникам в честь Великих Побед, священным местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко,

Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих

святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона

Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя,

церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);

– усвоения основных духовно_нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических

повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также

выдающихся произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно_нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель,

а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность,

трудолюбие, милосердие;

- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а

также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Общая характеристика учебного предмета.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего

подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных

традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и

мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о

нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения

в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные куль- турологические понятия

учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» —

являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности

ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен

сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе

формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность,

— отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде

факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений,

налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по

педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых

обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного

времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей

формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

-ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание

нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

-педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного

курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными

предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

-ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями

актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

-единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей,

педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама

национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием

этого курса.

Концепция духовно_нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей

программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами

замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для

доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность,

доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет

прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические

источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит

ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а

также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–5 классов, то в нём содержится

минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других

учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому

школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна

без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию

школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как

своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-

исторического наследия.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто

знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность

долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к

Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в

обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления.

Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4–5 классов по основам православной культуры

не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не

исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую

одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам,

нельзя очистить людей от порока. <…> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса

чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её

чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока

отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному

школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту

добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.

Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает

для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в

своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период

школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о

смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет

школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным

гражданином своего Отечества.

Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников

православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников,

прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков

экскурсий.

При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-

нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки

можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать

отечественную культуру.

Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России.

Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся

посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в

границах

каждого

модуля

является

воспитание

личности

гражданина

России

на

основе

избранной

им

духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм,

нравственность, духовность, традиционная религия.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры

относятся:

взаимные вопросы и задания групп,

взаимообъяснение,

беседа,

интервью,

драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса,

являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

составление словаря терминов и понятий,

составление галереи образов,

использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер.

Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок

30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных

культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же

завершается

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,

воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский

народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как

содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-

исторического мира России

3 . Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о

нравственных

нормах,

социальной

справедливости

и

свободе;

развитие

начальных

форм

регуляции

своих

эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и

обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных

духовных идеалов и нравственных норм

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание каждого урока в каждого из 6

учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.

5

. Воспитание

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания чувствам других людей.

6 . Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям. Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования

бережного,

уважительного,

сознательного

отношения

к

духовным

ценностям

важнейшая

задача

всех

моделей

комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить

средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках

курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходи уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь

обучающие

получают

представление

о

том,

зачем

им

лично

нужен

этот

учебный

предмет.

Общая

цель

учебной

деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке

посредством формулировки задач урока.

2 . Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной

задачей

и

условиями

ее

реализации;

определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера

ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого

урока

разработана

система,

позволяющая

учащесяму

самостоятельно

получать

дополнительную

информацию,

комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать

собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 четверти 4 класса (уроки 16—17) предусмотрены

самостоятельные

творческие

работы

учащихся.

Особенность

их

выполнения

в

том,

что

поиск

новых

знаний

осуществляется

учащимися

не

только

в

книгах

и

Интернете,

но,

главным

образом,

посредством

актуализации

жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.

4 . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения

речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных,

художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе

диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.

5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек

зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий.

Все

учебники

содержат

развернутую

систему

творческих

заданий

по

каждому

уроку,

а

также

уроки

16—17

«Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися

новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного

курса предусмотрено проведение

презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед

своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и

культурными традициями.

6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной

деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:

— разные учебники имеют общие уроки, в которых выражена задача каждого модуля — приобщение к традициям

многонационального народа России;

— большая

система

творческих

заданий,

обеспечивающая

деятельностный,

развивающий

характер

обучения,

коллективную работу обучающихся, старших и младших;

— организация

школьно-семейного

праздника

«Диалог

культур

во

имя

гражданского

мира

и

согласия»,

завершающего изучение комплексного курса.

Предметные результаты:

знание,

понимание

и

принятие

обучающимися

ценностей:

Отечество,

нравственность,

долг,

милосердие,

миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных

отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и

современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

3.Место и роль учебного курса

.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю: при 34 учебных неделях, общее количество часов на изучение ОРКСЭ в 4 классе

составит 34 часа.

4. Содержание учебной программы.

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального

диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных

традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У

нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное

представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом.

Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.

Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока

завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с

учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема

Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на

основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут

приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный

материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все

учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других

духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет

оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным

праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия.

Содержание учебного предмета.

п/п

Наименование

разделов

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Элементы содержания

разделов

Система оценки

Дата

проведе-

ния

1

Введение.

Духовные

ценности и

нравственн

ые идеалы в

жизни

человека и

общества.

1

формирование основ

российской гражданской

идентичности, чувства

гордости за свою

Родину;

•формирование образа

мира как единого и

целостного при

разнообразии культур,

национальностей,

религий, воспитание

доверия и уважения к

истории и культуре всех

народов

Богатство России. Малая

Родина.Россия. Родина.

Патриот. Отечество.

Столица. Президент.

Государственные

символы.

Творческие работы

учащихся:

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

4.10

2

Основы

православно

й культуры

26

развитие этических

чувств как регуляторов

мо рального поведения;

•воспитание

доброжелательности и

эмоционально-

нравственной

Христианство.

Православие. Духовные

традиции. Бог. Творец.

Мир. Культура.

Православная культура.

Любовь. Священное

писание. Священное

Экскурсия в православный

храм

10.01

отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей;

•развитие начальных

форм регуляции своих

эмоциональных

состояний;

•развитие навыков

сотрудничества со

взрослыми и

сверстниками в

различных социальных

ситуациях, умений не

создавать конфликтов и

находить выхо ды из

спорных ситуаций;

•наличие мотивации к

труду, работе на

результат, бережному

отношению к

материальным и духов

ным ценностям.

Знать:описание

основных

содержательных

составляющихсвященны

х книг, описание

священных сооружений,

религиозных праздников

и святынь православной

культуры.

предание. Молитва.

Молитва- славословие.

Благодать.

Библия.

Евангелие. Ветхий Завет.

Новый Завет.

Христианин. Откровение

Вера. Нагорная

проповедь. Православие.

Христиане. Рождество

Христово.

Боговоплощение.

Жертва Христа. Русская

пасха. Пасха Христова.

Пасхальная полночь.

Пасхальный гимн.

Пасхальное

яйцо.Заповеди.

Моисей.Самарянин.

Милосердие.

Сострадание.

Милостыня. Грех.

Неосуждение.

Икона. Благословение.

Иконостас. Алтарь.

Устройство храмов.

Икона. Святые. Лик.

Нимб. Молитва

Творческие работы

учащихся:

«Как я понимаю

православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни

человека и общества»

«Православный храм как

произведение архитектуры»

«Православные праздники»

3

Духовные

традиции

много

национальн

ого народа

7

знание, понимание и

принятие обучающимися

ценностей: Отечество,

нравственность, долг,

милосердие, миролюбие,

как основы культурных

традиций

многонационального

народа России;

•знакомство с основами

светской и религиозной

морали, понимание их

значения в

выстраивании

конструктивных

отношений в обществе;

•формирование

первоначальных

представлений о

светской этике,

религиозной культуре и

их роли в истории и

современности России;

•осознание ценности

нравственности и

духовности в

человеческой жизни.

Защита Отечества

Христианин в труде

Любовь и уважение к

Отечеству

Любовь и уважение к

Отечеству

Подготовка творческих

проектов

Выступление учащихся

со своими творческими

работами.

Выступление учащихся

со своими творческими

работами. Презентация

творческих проектов

Выступление учащихся со

своими творческими

работами: «Как я понимаю

православие», «Значение

религии в жизни человека и

общества», «Памятники

религиозной культуры в

моём городе»

Выступление учащихся со

своими творческими

работами: «Моё отношение к

миру», «Моё отноше ние к

России», «С чего начинается

Родина», «Герои России»,

«Вклад моей семьи в

благополучие и проц ветание

Отечества », «Мой дедушка –

защитник Ро дины», «Мой

друг»

Презентация творческих

проектов на тему «Диалог

культур во имя гражданского

мира и согласия»

11.04

30.05

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества -1 ч

1

Россия - наша Родина.

1

6.09

Знать:что такое духовный мир человека, -что

такое культурные традиции и для чего они

существуют, как человек создает культуру.

Выполнять творческие задания, участвовать в

учебном диалоге, работать с иллюстративным

материалом.

Основы православной культуры -26 ч

2

Культура и религия.

1

13.09

Знать:-историю возникновения и

распространения право славной культуры;о чем

говорит религия, какие дары бог дал человеку,

как вера в Бога может влиять на поступки

людей,что такое православие;что значит слово

«благодать», кто такие святые;о молитве «Отче

наш», кто такие христиане;что такое

Библия;что такое Евангелие, Священное

Писание; чему учил Христос;

3

Человек и Бог в православии.

1

20.09

4

Православная молитва.

1

27.09

5

Библия и Евангелие.

1

4.10

6

Проповедь Христа.

1

11.10

7

Христос и Его крест.

1

18.10

8

Пасха

1

25.10

что такое Нагорная проповедь; какое

сокровище нельзя украсть; как Бог стал

человеком;почему Христос не уклонился от

казни; символику креста; что воскресенье не

только день неделичто такое Пасха; чем бог

одарил человека; что такое «образ

Божий».Душа. Тело.Как исправлять ошибки;

что общего у убийства и воровства;как зависть

гасит радость

•умение осуществлять информационный поиск

для выполнения учебных заданий;

•овладение навыками смыслового чтения

текстов

9

Православное учение о человеке

1

15.11

10

Совесть и раскаяние

1

22.11

11

Заповеди.

1

29.11

12

Милосердие и сострадание.

1

6.12

13

Золотое правило этики.

1

13.12

14

Храм

1

20.12

15

Иконы

1

27.12

16

Творческие работы учащихся.

1

10.01

17

Подведение итогов

1

17.01

18

Как христианство пришло на Русь.

1

24.01

19

Подвиг

1

31.01

20

Заповеди блаженств

1

7.02

21

Зачем творить добро?

1

14.02

22

Чудо в жизни христианина

1

21.02

23

Православие о Божьем суде

1

28.02

24

Таинство Причастия

1

7.03

25

Монастырь

1

14.03

26

Отношение христианина к природе

1

21.03

27

Христианская семья

1

4.04

Духовные традиции многонационального народа - 7 ч

28

Защита Отечества

1

11.04

Излагать своё мнение по поводу значения

правос

лавной культуры в жизни людей, общества.

Составление и запись предложений со словами

Отечество, любовь к родине, уважение,

патриотизм, народ.

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана творческой работы.

Защита творческих работ.

.

29

Христианин в труде

1

18.04

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

25.04

31

Любовь и уважение к Отечеству

1

2.05

32

Подготовка творческих проектов

1

16.05

33

Выступление учащихся со своими

творческими работами.

1

23.05

34

Выступление учащихся со своими

творческими работами. Презентация

творческих проектов

1

30.05

Материально – техническое обеспечение учебного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс.

Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2013.

Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации

для учителей. «Новое время», 2013.

Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Литература для учащихся:

1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

2.

Библия

для

детей.

Сост.

Полянская

И.Н.

-

М.:

ООО

«Изд.

АСТ»:

ООО

«Изд.

АСТРЕЛЬ»:

ООО

«ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея

Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11.

Детская

Библия.

Православные

праздники.

Сост.

Горбачева

Н.Б.

М.:

ИПЦ

«Дизайн.

Информация.

Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ»,

Минск, 2005.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд.

Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006

Литература для педагога:

1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата.

При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея

Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

5.

Библия

для

детей.

Сост.

Полянская

И.Н.

-

М.:

ООО

«Изд.

АСТ»:

ООО

«Изд.

АСТРЕЛЬ»:

ООО

«ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация.

Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

11.

Духовно-нравственное

воспитание.

Научно-просветительский

журнал.

Издательство

«Школьная

пресса»,

подписка за 2001 – 2008 гг.

12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники

текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.



В раздел образования