Напоминание

Социология и психология труда.


Автор: Маркина Лариса Асканазовна
Должность: Преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "РКМиА"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка по дисциплине "Технология профессиональной деятельности"
Тема: Социология и психология труда.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»

(ГБПОУ РО «РКМиА»)

Методическая разработка

по дисциплине

«Технология профессиональной

деятельности»

на тему:

«Социология и психология труда.»

разработчик: преподаватель Л.А. Маркина

2020г.

1. Социология труда.

В связи с усовершенствованием производства и распределения товаров,

благодаря техническому прогрессу, изменяется роль рабочего.

Вместо рабочих производственными процессами стали управлять менеджеры

высокого ранга. В доиндустриальные времена большинство рабочих сами

устанавливали

режим

работы,

принимали

основные

решения

об

использовании

тех

или

иных

инструментов

и

сырьевых

материалов

и

контролировали качество и количество выпускаемой продукции (это касалось

любой работы, например, изготовления подков и укладывания сена). Однако

в

настоящее

время

большинство

рабочих

должны

выполнять

требования

менеджеров,

контролирующих

скорость

и

режим

их

работы

(часто

с

помощью компьютеров). Такая ситуация оказывает влияние и на работников

сферы обслуживания, и на производственных рабочих.

Социология труда — это отрасль социологии, изучающая социально

типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека

к труду, его социальной активности, взаимоотношениях людей и социальных

групп в производственных коллективах. В узком смысле социология труда

исследует

поведение

работодателей

и

наемных

работников

в

ответ

на

действие экономических и социальных стимулов к труду.

Предметом

социологии

труда как

специальной

социологической

теории

является

структура

и

механизм

социально-трудовых

отношений,

а

также

социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель

социологии

труда –

это

исследование

социальных

явлений,

процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению,

прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных

условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного

индивида

в

сфере

труда

и

достижение

наиболее

полной

реализации

их

интересов.

Задачи социологии труда заключаются в следующем:

- изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой

организации (коллектива);

-

анализ

рынка

труда

как

регулятора

оптимальной

и

рациональной

мобильности трудовых ресурсов;

-

поиск

путей

оптимальной

реализации

трудового

потенциала

современного работника;

-

оптимальное

сочетание

моральных

и

материальных

стимулов

и

совершенствование отношения к труду в условиях рынка;

- усиление социального контроля в сфере труда;

- изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и

разрешению трудовых конфликтов;

- создание системы социальных гарантий, защищающих работников в

обществе и трудовой организации, и т.д.

Специфика

метода

социологии

труда

проявляется

в

следующих

направлениях:

-

в

достигнутых

знаниях

о

предмете

исследования

(понимании

сущности труда и отношений в сфере труда);

- в процессе методов сбора фактов;

- в способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-

следственных связях между явлениями.

Социальные явления в процессе труда изучаются во взаимосвязи и в

зависимости, рассматривается переход количественных изменений на

производстве в качественные и наоборот.

Частными методами данной науки являются: методы наблюдения,

методы

опроса

и

метода

анализа

различной

производственной

документации.

Методы наблюдения подразделяются на сплошные и выборочные,

долгосрочные

и

кратковременные,

коллективные

и

индивидуальные,

явные и скрытые.

Методы

опроса могут

иметь

различные

формы:

беседа,

устный

опрос,

письменный

опрос,

диографические

и

автобиографические

данные, социометрические исследования.

При изучении

документации для

выявления

социологических

закономерностей

исследуются

личные

дела

работников,

материалы

общественных организаций, справки, заявления, докладные записки,

материалы печати, радио и телевидения.

На

практике

широко

распространен социальный

эксперимент –

метод

познания,

при

помощи

которого

в

контролируемых

и

управляемых

условиях

исследуются

социальные

я вл е н и я

действительности, и который проводится лишь без нанесения ущерба

испытуемым.

В социологии труда используется методы расчетов и измерений,

моделирования,

статистические

методы

и

методы

математической

статистики,

методы

графических

изображений

и

экономико-

математические методы.

Социология

труда,

как

и

какая-либо

другая

наука,

выполняет

определенные функции в жизнедеятельности общества.

Самая важная из них – информационная, которая заключается в

обеспечении

управленческих

структур

общества

социологической

информацией, которая дает объективную и полную картину социальной

ситуации на предприятии, в отрасли и производственной сфере в целом.

Познавательная функция социологии труда связана с расширением

закономерностей

социально-трудовых

отношений,

созданием

теоретического

обоснования

практического

мен еджмен т а.

Описательная функция

связана

с

изложением

и

публикацией

результатов

социологических

исследований

в

различных

отчетах,

статьях монографиях.

Образовательная функция

реализуется

через

расширение

общественных

научных

знаний,

теоретических

и

методологических

основ представлений о социальных механизмах.

Прогностическая

функция

социологии

труда

связана

с

возможностями

следить

с

помощью

конкретно-социологических

исследований

тенденции

в

изменении

совокупности

социальных

показателей,

которые

характеризуют

отклонение

от

нормального

состояния

социально-

трудовых отношений, своевременно предвидеть развитие негативных

тенденций в социальной жизни коллектива.

Социологи изучают особенности поведения и отношений между

людьми, возникающими в связи с трудовым процессом. В связи с этим

существуют следующие функции труда:

а) социально-экономическая;

б) продуктивная;

в) социально-структурирующая;

г) социально-контролирующая;

д) социализирующая;

е) социально-развивающая;

ж) социально- стратификационная.

2. Труд глазами психологов.

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о

трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-

экономического

и

технического

развития

всех

сфер

и

форм

нашей

жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих

видов

труда,

повышением

требований

к

уровню

функциональных

резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Психология

трудовой

деятельности

отрасль

психологической

науки,

изучающая

условия,

пути

и

методы

научно

обоснованного

решения

практических

задач

в

области

функционирования

и

фор-

мирования человека как субъекта труда.

Основными

задачами

психологии

трудовой

деятельности

являются

изучение

и

разработка

практических

рекомендаций

по

следующим

проблемам:

1 )

п с и хол о г и ч е с к и е

о с о бе н н о с т и

ко н к р е т н ы х

в и д о в

профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и

организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);

2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека

на эффективность, надежность, безопасность труда;

3)

психологические

закономерности

формирования

про-

фессиональной

пригодности

человека

(профориентация,

профотбор,

профподготовка, адаптация к труду);

4)

функциональные

состояния

субъекта

труда

(утомление,

эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы

их

диагностики, профилактики и коррекции;

5)

психологические

закономерности

взаимодействия

человека

и

техники;

6)

инженерно-психологическое

обеспечение

(проектирование,

оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

Психология

трудовой

деятельности

занимается

исследованием

фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта

труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей

в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей

и т. д.).

Взаимоотношение

психологии

и

труда

строятся

на

следующих

принципах:

-

она

направлена

не

только

на

облегчение

труда

человека,

но

и

стремится

сделать

его

более

продуктивным,

созидательным,

безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;

- она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея

господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна,

а иногда и абсурдна);

-

она

отражает

существенную

изменчивость

и

значительные

индивидуальные различия состояния психики, свойственные разным

людям в трудовой деятельности.

Труд деятельность по преобразованию окружающего мира с целью

удовлетворения потребностей человека, а также процесс реализации

человеческих ресурсов в области психологических, физиологических,

профессиональных и других функциональных возможностей человека,

величина которых неодинакова у разных людей.

Существуют следующие функции труда:

а) познавательная;

б) преобразовательная;

в) ценностно-ориентированная;

г) коммуникативная;

д) создание и потребление художественных ценностей.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой

деятельности, связаны с необходимостью рассмотрения особенностей

взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности

Трудовая деятельность включает в себя следующие компоненты:

а) субъект труда - носитель и инициатор трудовой деятельности;

б) условия труда – физико-химическая и социальная среда;

в) содержание труда – процессы и способы выполнения трудовых задач;

г)

организация

труда

порядок,

продолжительность

и

объем

выполнения трудовых задач;

д)

средства

труда

материальные

(инструменты,

машины)

и

функциональные (речь, поведение, жесты) орудия деятельности.

Каждый

конкретный

вид

трудовой

деятельности

реализуется

определенным

нормативно

одобренным

(наиболее

эффективным,

экономичным)

способом.

В

процессе

освоения

профессии

человек

превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий

только

ему

способ

деятельности,

отражая

в

нем

свои

личные

особенности, в том числе и психологические.



В раздел образования