Автор: Маркина Лариса Асканазовна
Должность: Преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "РКМиА"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка по дисциплине "Технология профессиональной деятельности"
Тема: Социология и психология труда.
Раздел: среднее профессиональное
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»
(ГБПОУ РО «РКМиА»)
Методическая разработка
по дисциплине
«Технология профессиональной
деятельности»
на тему:
«Социология и психология труда.»
разработчик: преподаватель Л.А. Маркина
2020г.
1. Социология труда.
В связи с усовершенствованием производства и распределения товаров,
благодаря техническому прогрессу, изменяется роль рабочего.
Вместо рабочих производственными процессами стали управлять менеджеры
высокого ранга. В доиндустриальные времена большинство рабочих сами
устанавливали
режим
работы,
принимали
основные
решения
об
использовании
тех
или
иных
инструментов
и
сырьевых
материалов
и
контролировали качество и количество выпускаемой продукции (это касалось
любой работы, например, изготовления подков и укладывания сена). Однако
в
настоящее
время
большинство
рабочих
должны
выполнять
требования
менеджеров,
контролирующих
скорость
и
режим
их
работы
(часто
с
помощью компьютеров). Такая ситуация оказывает влияние и на работников
сферы обслуживания, и на производственных рабочих.
Социология труда — это отрасль социологии, изучающая социально
типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека
к труду, его социальной активности, взаимоотношениях людей и социальных
групп в производственных коллективах. В узком смысле социология труда
исследует
поведение
работодателей
и
наемных
работников
в
ответ
на
действие экономических и социальных стимулов к труду.
Предметом
социологии
труда как
специальной
социологической
теории
является
структура
и
механизм
социально-трудовых
отношений,
а
также
социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель
социологии
труда –
это
исследование
социальных
явлений,
процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению,
прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных
условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного
индивида
в
сфере
труда
и
достижение
наиболее
полной
реализации
их
интересов.
Задачи социологии труда заключаются в следующем:
- изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой
организации (коллектива);
-
анализ
рынка
труда
как
регулятора
оптимальной
и
рациональной
мобильности трудовых ресурсов;
-
поиск
путей
оптимальной
реализации
трудового
потенциала
современного работника;
-
оптимальное
сочетание
моральных
и
материальных
стимулов
и
совершенствование отношения к труду в условиях рынка;
- усиление социального контроля в сфере труда;
- изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и
разрешению трудовых конфликтов;
- создание системы социальных гарантий, защищающих работников в
обществе и трудовой организации, и т.д.
Специфика
метода
социологии
труда
проявляется
в
следующих
направлениях:
-
в
достигнутых
знаниях
о
предмете
исследования
(понимании
сущности труда и отношений в сфере труда);
- в процессе методов сбора фактов;
- в способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-
следственных связях между явлениями.
Социальные явления в процессе труда изучаются во взаимосвязи и в
зависимости, рассматривается переход количественных изменений на
производстве в качественные и наоборот.
Частными методами данной науки являются: методы наблюдения,
методы
опроса
и
метода
анализа
различной
производственной
документации.
Методы наблюдения подразделяются на сплошные и выборочные,
долгосрочные
и
кратковременные,
коллективные
и
индивидуальные,
явные и скрытые.
Методы
опроса могут
иметь
различные
формы:
беседа,
устный
опрос,
письменный
опрос,
диографические
и
автобиографические
данные, социометрические исследования.
При изучении
документации для
выявления
социологических
закономерностей
исследуются
личные
дела
работников,
материалы
общественных организаций, справки, заявления, докладные записки,
материалы печати, радио и телевидения.
На
практике
широко
распространен социальный
эксперимент –
метод
познания,
при
помощи
которого
в
контролируемых
и
управляемых
условиях
исследуются
социальные
я вл е н и я
действительности, и который проводится лишь без нанесения ущерба
испытуемым.
В социологии труда используется методы расчетов и измерений,
моделирования,
статистические
методы
и
методы
математической
статистики,
методы
графических
изображений
и
экономико-
математические методы.
Социология
труда,
как
и
какая-либо
другая
наука,
выполняет
определенные функции в жизнедеятельности общества.
Самая важная из них – информационная, которая заключается в
обеспечении
управленческих
структур
общества
социологической
информацией, которая дает объективную и полную картину социальной
ситуации на предприятии, в отрасли и производственной сфере в целом.
Познавательная функция социологии труда связана с расширением
закономерностей
социально-трудовых
отношений,
созданием
теоретического
обоснования
практического
мен еджмен т а.
Описательная функция
связана
с
изложением
и
публикацией
результатов
социологических
исследований
в
различных
отчетах,
статьях монографиях.
Образовательная функция
реализуется
через
расширение
общественных
научных
знаний,
теоретических
и
методологических
основ представлений о социальных механизмах.
Прогностическая
функция
социологии
труда
связана
с
возможностями
следить
с
помощью
конкретно-социологических
исследований
тенденции
в
изменении
совокупности
социальных
показателей,
которые
характеризуют
отклонение
от
нормального
состояния
социально-
трудовых отношений, своевременно предвидеть развитие негативных
тенденций в социальной жизни коллектива.
Социологи изучают особенности поведения и отношений между
людьми, возникающими в связи с трудовым процессом. В связи с этим
существуют следующие функции труда:
а) социально-экономическая;
б) продуктивная;
в) социально-структурирующая;
г) социально-контролирующая;
д) социализирующая;
е) социально-развивающая;
ж) социально- стратификационная.
2. Труд глазами психологов.
В современном обществе возрастает роль психологических знаний о
трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-
экономического
и
технического
развития
всех
сфер
и
форм
нашей
жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих
видов
труда,
повышением
требований
к
уровню
функциональных
резервов человека при выполнении профессиональных задач.
Психология
трудовой
деятельности
—
отрасль
психологической
науки,
изучающая
условия,
пути
и
методы
научно
обоснованного
решения
практических
задач
в
области
функционирования
и
фор-
мирования человека как субъекта труда.
Основными
задачами
психологии
трудовой
деятельности
являются
изучение
и
разработка
практических
рекомендаций
по
следующим
проблемам:
1 )
п с и хол о г и ч е с к и е
о с о бе н н о с т и
ко н к р е т н ы х
в и д о в
профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и
организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);
2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека
на эффективность, надежность, безопасность труда;
3)
психологические
закономерности
формирования
про-
фессиональной
пригодности
человека
(профориентация,
профотбор,
профподготовка, адаптация к труду);
4)
функциональные
состояния
субъекта
труда
(утомление,
эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы
их
диагностики, профилактики и коррекции;
5)
психологические
закономерности
взаимодействия
человека
и
техники;
6)
инженерно-психологическое
обеспечение
(проектирование,
оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.
Психология
трудовой
деятельности
занимается
исследованием
фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта
труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей
в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей
и т. д.).
Взаимоотношение
психологии
и
труда
строятся
на
следующих
принципах:
-
она
направлена
не
только
на
облегчение
труда
человека,
но
и
стремится
сделать
его
более
продуктивным,
созидательным,
безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;
- она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея
господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна,
а иногда и абсурдна);
-
она
отражает
существенную
изменчивость
и
значительные
индивидуальные различия состояния психики, свойственные разным
людям в трудовой деятельности.
Труд — деятельность по преобразованию окружающего мира с целью
удовлетворения потребностей человека, а также процесс реализации
человеческих ресурсов в области психологических, физиологических,
профессиональных и других функциональных возможностей человека,
величина которых неодинакова у разных людей.
Существуют следующие функции труда:
а) познавательная;
б) преобразовательная;
в) ценностно-ориентированная;
г) коммуникативная;
д) создание и потребление художественных ценностей.
Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой
деятельности, связаны с необходимостью рассмотрения особенностей
взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности
Трудовая деятельность включает в себя следующие компоненты:
а) субъект труда - носитель и инициатор трудовой деятельности;
б) условия труда – физико-химическая и социальная среда;
в) содержание труда – процессы и способы выполнения трудовых задач;
г)
организация
труда
–
порядок,
продолжительность
и
объем
выполнения трудовых задач;
д)
средства
труда
–
материальные
(инструменты,
машины)
и
функциональные (речь, поведение, жесты) орудия деятельности.
Каждый
конкретный
вид
трудовой
деятельности
реализуется
определенным
нормативно
одобренным
(наиболее
эффективным,
экономичным)
способом.
В
процессе
освоения
профессии
человек
превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий
только
ему
способ
деятельности,
отражая
в
нем
свои
личные
особенности, в том числе и психологические.