Напоминание

"Цилиндр" 4 класс


Автор: Фомина Виктория Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОЧУ "Гимназия "Сократ"
Населённый пункт: Моск.обл.,Одинцовский район, поселок Заречье
Наименование материала: Методическая разработка урока математики
Тема: "Цилиндр" 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока по математике в 4 классе

Тема урока: «Цилиндр».

Ф.И.О. учителя: Фомина Виктория Анатольевна

Класс: 4

Тема урока: «Цилиндр».

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Цель: создание условий для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры.

Задачи:

Познакомить с понятием «цилиндр» и его элементами, ознакомить с примерами

практического применения цилиндра в практической деятельности; научить выполнять

изображение цилиндра на плоскости.

Развивать пространственное мышление у обучающихся, умения анализировать и

систематизировать материал, делать выводы, обогащать словарный запас.

Воспитывать ответственное отношение к учебе, трудолюбие, целеустремленность,

стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога, объективно оценивать свои

знания;

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; научатся

показывать основания и боковую поверхность цилиндра;

Метапредметные: умеют ориентировать в учебнике, делают выводы в результате совместной

работы класса и учителя; задают вопросы, формулируют собственное мнение,

Личностные: применяют правила сотрудничества; считаются с мнением другого человека,

проявляют терпение, доброжелательность и доверие к собеседнику.

Оборудование: учебник 4 класса «Математика» 2 часть автор В.Н.Рудницкая, компьютерная

презентация, карточки число+буква, модель цилиндра, видео на физминутку.

По программе на изучение темы «Цилиндр» запланирован 1 час.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я пришел сюда учиться!

Не лениться, а трудиться.

Только тот, кто много знает

В жизни что- то достигает!

- Вы готовы не лениться, а трудиться?

- Дорогие ребята! Я надеюсь, что урок у нас пройдет живо и интересно (проверка

готовности к уроку, запись числа и классной работы в тетради).

II.

Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы совершим путешествие по одной стране в науке математике, а по какой, вы

узнаете, если правильно выполните задание.

Устный счет.

- Я диктую задание, а вы записываете в строчку только одни ответы (один ученик у

доски)

Утрой число 209 (627)

Чему равна 1/10 часть числа 7500 (750)

Найти делимое, если делитель 18, частное 10 и остаток 5. (185)

Сколько см в 35 м? (3500)

Длина коридора 30 м, ширина в 5 раз меньше. Найди его площадь? (180)

Число, состоящее из 72 десятков, уменьшить в 2 раза. (360)

Произведение чисел 17 и 40 увеличить в 2 раза (1360)

Сколько всего десятков в числе 6308 (630)

На сколько 6т больше 6ц (54)

- Меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем ответы с ответами на доске

( проверка устного счета)

- Запишите полученные ответы в порядке возрастания ( один ученик прикрепляет к доске

карточки с числами в порядке возрастания).

54

180

185

360

627

630

750

1360

3500

г

е

о

м

е

т

р

и

я

- Переверните карточки у доски и если вы правильно поставили числа в порядке

возрастания, то у вас должно получиться слово.

- Какое слово получилось? Молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в

страну геометрия.

-Что изучает геометрия? (ответы детей)

III.Определение темы урока.

- Отгадайте загадки о геометрических фигурах.

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (овал)

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. ( круг)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. ( квадрат)

Встал квадрат на уголок –

Ткнулся носом в потолок.

Вверх он рос еще дней пять.

Как теперь его назвать? (ромб)

После отгадывания загадок на слайде появляются картинки геометрических фигур.

- Посмотрите на рисунок и скажите номер фигуры, которая не встречалась в загадках,

которые вы отгадывали, а следовательно, она является «лишней». (ответы детей)

1

4

6

- Знаете ли вы, как называется эта фигура? (ответы детей)

-Найдите ее название среди слов: конус, шар, цилиндр, куб.

- Какая же тема нашего урока? Правильно, тема урока: «Цилиндр». Мы узнаем, что такое

цилиндр и из каких элементов он состоит.

IV. Открытие нового знания.

-Посмотрите внимательно на изображение цилиндра и попытайтесь дать определение

«Цилиндр-это…»

- Откройте учебник стр.68 и прочитаем правильное полное определение.

- Верно. Слово «цилиндр» происходит от греческого слова kalindros- валик, каток.

Цилиндр имеет основания и боковую(образующую) поверхность.

Каждое из оснований представляет собой круг.

- Ребята, посмотрите на изображение, и определите, обе ли

фигуры являются цилиндрами? (ответы детей)

-Отлично, это два цилиндра, только один прямой цилиндр, а второй- наклонный.

- Прямой цилиндр, если его образующие перпендикулярны плоскости основания.

- Цилиндр называется наклонным, если его образующие наклонены под углом к

основанию.

--Скажите, пожалуйста, где в повседневной жизни можно встретить цилиндр, где его

можно применить? (ответы детей)

- Молодцы! Многие окружающие нас предметы по форме похожи на цилиндр: банки,

вазы, детали машин, бидоны, цистерны. В прошлом были в моде мужские шляпы, которые

так и назывались- цилиндр. Значит форму «цилиндра» используют в одежде, в быту, в

технике, на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, в архитектуре и

строительстве.

V.Физминутка (сопровождается видео)

Раз, два, три, четыре, пять!

(Шагаем на месте)

Все умеем мы считать!

(Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже

(Прыжки на месте.)

Руки за спину положим,

(Спрятали руки за спину.)

2

5

3

7

Голову поднимем выше

(Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим...

(Громкий вдох-выдох.)

VI. Первичное закрепление нового знания.

№3. Работа с моделью цилиндра.

- Посмотрите на модель цилиндра, рассмотрите ее и покажите основания, боковую

поверхность. Какую фигуру представляет каждое из двух оснований цилиндра?

- Перед вами листы с изображением четырех цилиндров. Дорисуйте цилиндры так,

чтобы получились предметы. После проверка. (Прикрепляем получившиеся рисунки на

доску)

VII.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным,

освоенным.

Работа по учебнику (стр.69-70)

№7. Вычислите значение выражения. 1 вариант- первый пример, 2 вариант- второй

пример. ( меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем).

1 вариант: (260:40+540:40) 6+184=304

2 вариант: 750:(50 3-25 3) 30+70=370

№6. Решите задачу. ( решение с объяснением )

1).200:4 3=20 (км)-прошел лыжник

2).25-20=5(км)-осталось пройти

Ответ: 5 километров осталось пройти лыжнику.

VIII.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

- Я буду читать вам утверждения, если вы считаете, что оно правильное, то ставите плюс,

если оно неправильное, то ставите минус.

1)

У цилиндра одно основание (нет)

2)

Цилиндр состоит из оснований и боковой поверхности (да)

3)

Существует только прямой цилиндр (нет)

4)

Основание у цилиндра представляет собой круг (да)

5)

В прошлом были шляпы, которые назывались- цилиндр (да)

Проверка ответов: -- + -- + + ( проверяют по слайду)

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Домашнее задание направлено на повторение и закрепление понятия «цилинд» и

элементах, из которых он состоит.

Записываем в дневники: рабочая тетрадь стр. 43 №123, №124, №126.

X.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что называют цилиндром?

- Из чего состоит цилиндр?

-Какие задания понравились больше всего, а какие вызвали затруднения?

- Оцените свою работу на уроке. На полях нарисуйте и раскрасьте смайлик:

На уроке все было понятно, я доволен своей работой.

На уроке было все понятно, но я ошибался; могу работать лучше

Я не все понял и допустил много ошибок.

Самоанализ урока математики в 4 классе по теме «Цилиндр».

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующую цель:

создание условий для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры.

и следующие задачи:

Познакомить с понятием «цилиндр» и его элементами, ознакомить с примерами

практического применения цилиндра в практической деятельности; научить выполнять

изображение цилиндра на плоскости.

Развивать пространственное мышление у обучающихся, умения анализировать и

систематизировать материал, делать выводы, обогащать словарный запас.

Воспитывать ответственное отношение к учебе, трудолюбие, целеустремленность,

стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога, объективно оценивать свои знания;

Цель и задачи урока обоснованы Федеральным образовательным стандартом основного

общего образования начальных классов, соответствуют необходимому уровню знаний и умений

учащихся. Материал подобран в соответствии со школьной программой. При подготовке к уроку

постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и

осуществить личностно-ориентированный подход, были учтены возрастные и психологические

особенности учащихся.

Формы работы на уроке: фронтальная; в парах; индивидуальная; групповая.

Этапы урока логически связаны. Время урока распределено рационально по этапам. Урок

проводится с презентацией по теме. При оформлении слайдов старалась, чтобы яркая

наглядность позволила удержать внимание учащихся на основном математическом материале.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной

атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Актуализация опорных знаний представлена в

виде устного счета, таким образом, проверила, насколько хорошо дети усвоили материал

предыдущих уроков, чтобы логически перейти к следующему этапу урока. Для объяснения нового

материала была предложена проблемная ситуация, с которой учащиеся успешно справились. Дети

не только поняли новый материал, но и осознали его назначение. На уроке не забывала и о

физическом здоровье детей: следила за осанкой, провела физкультминутку. В ходе урока

акцентировала внимание учащихся на основных понятиях, подчёркивала ведущую идею темы.

При объяснении материала опиралась на жизненные представления, потребности и интересы

учащихся. Дети активно отвечали на вопросы. Опираясь на свои знания и исходя из выводов,

самостоятельно сформулировали тему. Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики

были активными участниками учебного процесса. Способствовала тому, чтобы царила

доброжелательная, теплая атмосфера. Прослеживалась смена видов деятельности, что позволили

сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы

детей, активизировать их познавательную деятельность.

Общие результаты урока:

План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся познакомились с фигурой «цилиндр»,

научились показывать его элементы, ознакомились с практическим применением цилиндра в

деятельности. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям.

Недостатком проведения урока, считаю:

- очень краткая инструкция по выполнению д/з; отключение компьютера в ходе урока по

неизвестной причине, поэтому проверка самостоятельной работы проходила с доски.

Положительно оцениваю то, что:

- полностью удалось реализовать поставленные задачи;

-многие за урок получили оценку.

- практически все дети нарисовали улыбающийся смайлик, значит материал урока был понятен и

интересен детям.



В раздел образования