Напоминание

Становление,развитие и состояние Кемеровской росписи


Автор: Парухина Ольга Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Становление,развитие и состояние Кемеровской росписи
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Российские

народные

декоративные

росписи

во

все

времена

отличались

большим

разнообразием.

Традиционное

искусство

росписи

Жостова и Нижнего Тагила вдохновило народных мастеров других регионов

России попробовать свои силы в декоративной росписи подносов ,и такие

попытки были предприняты в гг. Красноярске и Кемерово.

Одним из продолжений урало-сибирской росписи во второй половине

XX в. Явилось возникновение Кемеровской росписи. Кемеровская фабрика

художественных

промыслов

"Весна"

начала

свою

производственную

деятельность в 1981г.

При

министерстве

местной

промышленности,

на

заводе

«Химпродукты», в недостроенном здании открыли цех по изготовлению

сувениров,

в

частности

подносов.

В

Новокузнецке

на

заводе

«Металлоштамп» начался выпуск заготовок подносов диаметром 490 мм и

370 мм.

В задачи производства входил выпуск изделий с росписью по металлу с

внесением

свежих

идей

в

старинную

урало-сибирскую

роспись,

украшавшую в прошлые века интерьеры крестьянских домов. В несколько

измененном

виде

урало-сибирская

роспись

получила

название

«Кемеровской».

Первой художницей стала Спекторова Н. А., преподаватель черчения и

рисования, закончившая Беловское педагогическое училище. Постепенно на

предприятие

стали

приходить

способные

молодые

люди,

желающие

расписывать

подносы.

Параллельно

строился

цех,

монтировалось

оборудование под руководством заместителя директора завода Колесниченко

Валерия Яковлевича. В марте 1979 года на фабрику приехал сотрудник

Научного исследовательского института художественной промышленности -

технолог, обучивший покрасчиков технологии обработки подносов.

К этому времени было уже восемь художников. Художница Бабаева

Антонина

Васильевна

(именно

под

ее

руководством

была

возрождена

тагильская роспись) разработала и привезла несколько эскизов для обучения

2

и

внедрения

в

производство.

Техника

росписи

урало-сибирская,

выполняемая беличьими кистями и художественными масляными красками.

Первые

два

года

цех

выпускал

подносы

на

основе

образцов

разработанных художником Н. А. Спекторовой. Эти образцы утверждались

художественным областным советом. Позже в цех пришла Белецкая Галина

Васильевна, окончившая Красноярское художественное училище и

ранее

работавшая художником на Прокопьевской фарфоровой фабрике. Появились

новые образцы росписи: «Огоньки», «Ветка винограда», «Лето», «Маки».

В январе 1980 года на работу были приглашены Михальчи Тамара

Николаевна и Михальчи Евгений Михайлович, много лет работавшие на

сувенирной

фабрике

Южно-Сахалинска.

Тамара

Николаевна

-

мастер-

художник первого класса - возглавила цех.

В октябре 1980 года в Доме художников г. Кемерово была открыта

городская выставка «Декоративно-прикладное искусство и сувениры». На

выставке

были

представлены

расписные

подносы

Спекторовой

Н.А,

Белецкой

Т.

Б,

Миничевой.

А.

Д.

Михальчи

Т.Н.

1

января

1981

года

состоялось

образование

фабрики

художественных

промыслов

«Весна»

-

отделение

двух

цехов:

№4-

зеркального

и

№5

-

подносного

завода

«Химпродукты». Художники, работавшие на фабрике, ездили перенимать

опыт в Нижний Тагил, Жостово, Москву, Ленинград.

Для

коллектива

художников

фабрики

80-е

годы

были

временем

бурного

творческого

развития

старинного

промысла

художественной

росписи по металлу, поиска новых идей. Изучая столетиями наработанный

опыт прославленных нижнетагильских и жостовских мастеров расписных

подносов, молодой творческий коллектив «Весна» стремился к созданию

своей самобытной кемеровской школы декоративной росписи по металлу.

За

основу

росписи

был

взят

уральский

двухцветный

и

«маховой»

мазок,

немного

измененный

и

усложненный.

Изображения

элементов

растительности на кемеровских подносах более реалистичны, в этом их

основное отличие от более стилизованных и декоративных уральских.

3

Дважды в год Научно-исследовательским институтом художественной

промышленности (НИИХП) проводились

выездные семинары, с которых

художники привозили новые усложненные эскизы. На кемеровских изделиях

появлялись сибирские огоньки, горицвет, ромашки, алели калина и рябина,

хвойные ветки, папоротник, травки. Барадулин В. А. - главный специалист по

художественным промыслам и ремеслам (НИИХП), заслуженный работник

культуры

России,

член

союза

художников

России,

кандидат

искусствоведения

проводил

лекции

с

показом

репродукций,

слайдов

об

истории развития росписи по дереву и по металлу. Знакомил с различными

промыслами.

С 1982 года на фабрику приехала работать Пантелеева Валентина

Николаевна, окончившая Липецкую школу лаковой миниатюры, где изучила

хохломскую роспись и лаковую миниатюру. Пятнадцатилетний опыт работы

на

липецкой

фабрике,

глубокое

знание

народного

изобразительного

искусства позволили проявить свой многогранный талант в декоративной

росписи по металлу. Она была назначена главным художником.

Во

второй

половине

80-х

годов

напряженная

работа

творческого

коллектива во главе с В.Н. Пантелеевой начала приносить первые плоды. На

союзных, республиканских, зональных выставках и конкурсах к кемеровским

мастерам приходит признание, успех и слава. В 1985 году семь изделий

отправлено на республиканский конкурс. В областной газете Кемеровской

области «Кузбасс» за 15 мая 1986 год вышла статья В. А. Барадулина «Есть

такой промысел». Он писал: «Мастерицы кемеровской фабрики «Весна»

стали серьезными конкурентками прославленным жостовским художникам.

Может ли в наше время возникнуть художественный промысел? Возникнет

ли на новом месте творческий коллектив мастеров-художников? Да и может

ли

считаться

такое

«новообразование»

настоящим

художественным

промыслом?

В

Кемеровской

области

получило

развитие

производство

художественных изделий из металла с декоративной росписью».

4

Художественные промыслы стали символом национальной культуры,

достойно

ее

представляли

за

рубежом,

пользовались

заслуженной

популярностью

у

соотечественников.

Однако

это

происходило

в

значительной степени благодаря большой творческой работе художников

современных по сути, создавших оригинальный стиль «советской хохломы»,

современной гжели и т. д.

Но

это

была

лишь

малая

частица

богатой

культуры

народного

декоративного

искусства.

Одних

только

разновидностей

декоративной

росписи в районах

Сибири,

Урала и

русского

севера обнаружено более

пятидесяти. Это богатейшее наследие вдохновляло современных художников

и мастеров, служило прекрасной базой для возрождения многих угасших

промыслов.

Рождались

новые

центры

художественных

ремесел,

яркая,

красочная продукция которых получала все большую популярность. Одним

из таких, относительно быстро завоевавших популярность на всероссийском

рынке, стал кемеровский промысел по производству расписных подносов.

Кемеровский расписной поднос под именем западносибирского становится

известным

за

рубежом.

Свидетельством

роста

мастерства

молодых

кемеровских художниц являлось их участие в отечественных и зарубежных

выставках.

В

конкурсах

работы

кемеровчан

были

представлены

наравне

с

произведениями

прославленных

жостовских

мастеров

и

значительно

потеснили последних, завоевав половину премий.

Изображение калины, рябины, ромашек, жарков , папоротников,

яблочек-ранеток

прочно

поселилось

на

кемеровском

подносе.

Дары

сибирской природы вдохновляли художников на создание новых сюжетов

росписи. Творческий диапазон кемеровской росписи по металлу неизмеримо

вырос. Художники черпали из богатой природной кладовой новые мотивы,

смело

вводили

в

роспись

золотые

и

голубые

первоцветы,

пышные

подсолнухи и золотые шары, создавали собственные фантастические цветы.

5

В

коллективе

фабрики

«Весна»

выросли

интересные

творческие

индивидуальности.

В. Пантелеева работала в мягкой живописной манере, предпочитала

нежный колорит, отдающие лесной свежестью розоватые сибирские цветы.

Л. Баранова использовала широкую манеру письма, крупные цветы, букеты

из роз и пионов, которые отличались сочностью красок. Л. Лучнина отдавала

предпочтение

сдержанным

тонам,

а

цветы

писала

с

нежными,

мягко

очерченными

лепестками.

Работы

одной

из

«старейшин»

промысла

Н.

Спекторовой

(работавшей

с

самого

начала

-

с

1978

года)

отличались

смелостью разработки художественных решений - освоение новых мотивов,

причем

таких

трудных

в

промысле,

как

«подсолнечник»

с

его

многолепестковым «воротничком».

Промысел 80-х гг. - это налаженное сложное производство, где

трудились изготовители полуфабриката, работали покрасчики, создавались

свои инженерные службы и многое другое, что обеспечивало правильное

функционирование всего промысла. Кемеровский поднос стал лучшим в

отрасли по качеству отделки, по лаковому покрытию.

Кемеровский расписной поднос начал свою жизнь, вышел на первое

место среди молодых художественных промыслов России, сразу вслед за

прославленными жостовскими и нижнетагильскими промыслам. В середине

80- х. годов на фабрике трудились 180 человек, из них 70 - художников по

росписи подносов.

Чтобы

изделия

отвечали

требованиям

покупателя,

постоянно

шла

подготовка

кадров.

Для

обучения

профессии

«художник

по

росписи»

в

Кировском районе города Кемерово в училище № 65 с 1983 года велась

подготовка мастеров. В 1984 году на фабрику пришло первое пополнение

художников

-

12

человек.

Знакомились

с

профессией

художника

и

в

межцеховом учебно - производственном комбинате Кировского района, где

занимались ученики 9- 10 классов, проявившие способности в рисунке и

живописи.

Наряду

с

этим

постоянно

велась

индивидуальная

подготовка

6

художников

непосредственно

на

фабрике:

к

будущему

художнику

прикрепляли наставника из опытных художников и в течение двух месяцев

он овладевал профессией, а в дальнейшем совершенствовался в процессе

работы.

Для повышения мастерства художников на фабрике «Весна» была

создана

школа

художественного

мастерства

под

руководством

главного

художника В. Пантелеевой. В программе школы - знакомство с промыслами

России,

знакомство

со

свойствами

красок,

с

законами

композиции,

цветоведением, с методами стилизации растительных мотивов, копирование,

варьирование композиций, практические занятия для освоения теории.

Художественный совет фабрики, состоящий из ведущих художников,

технологов, экономистов, руководителей фабрики ежемесячно рассматривал

новые

образцы,

снимал

с

производства

устаревшие

и

не

пользующиеся

спросом,

проводил

просмотры

выпускаемой

массовой

продукции,

давал

рекомендации,

консультировал

мастеров-художников

по

творческим

вопросам,

формировал

художественно-стилевую

направленность

предприятия.

Лучшие

изделия рекомендовали на индекс

«Н»

-

новинка.

Художественным

советом

при

облисполкоме

утверждались

принятые

худсоветом фабрики изделия или давались рекомендации по их доработке.

Фабрика выпускала четыре формы подносов: круглые двух размеров,

овальные,

сувенирные,

два

варианта

расписных

баночек

под

сыпучие

продукты,

тарелку

для

фруктов.

Выпускались

также

малосерийные

и

высокохудожественные

изделия.

Формировались

наборы,

состоящие

из

подноса и баночек разного размера: «Клубничка», «Огоньки», «Хоровод». За

годы существования фабрики (до середины 80-х годов) было создано более

200 авторских образцов росписи подносов, тарелок, баночек.

Образцы

создавали

не

только

художники-разработчики

экспериментальной

группы

Н.

Спекторова

и

Л.

Лучнина,

но

и

многие

художники-сдельщики: Л. Баранова, Т. Макулик, О. Бачурина, О. Бритова,

О. Гинкус и другие.

7

Фабрика

поставляла

свою

продукцию

в

75

областей

Советского

Союза.

Постоянно

обновлялся

ассортимент,

совершенствовались

приемы

росписи,

находились

новые

орнаментальные

мотивы,

новый

колорит,

цветной фон на подносах.

Прежде

чем

поднос

попадал

в

руки

художника,

он

проходил

предварительные

операции:

обжиг,

обезжиривание

в

печах

при

высокой

температуре, двухразовое грунтование, двухразовое эмалирование, покрытие

цветной

эмалью.

После

каждой

такой

операции

подносы

сушились

и

лакировались.

Художники

фабрики

постоянно

принимали

участие

на

районных,

городских и областных выставках, в конкурсах и выставках, организуемых на

фабрике, везде продукция имела большой успех.

В 1985 году изделия фабрики «Весна» - семь различных подносов

впервые приняли участие в республиканском конкурсе по созданию новых

образцов сувениров, посвященном 40-летию Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941- 45годов.

Три

образца

подносов

были

освоены

и

выпущены

к

12-му

Всемирному фестивалю молодежи и студентов.

В марте 1989 года на выставке «Роспись по металлу ХIХ-ХХ вв.» в

Государственном

музее

этнографии

народов

СССР

в

Ленинграде

кемеровские подносы имели большой успех. Работы Н. Спекторовой, В.

Пантелеевой, Л. Лучниной были приобретены музеем.

С

1

января

1991

года

начались

перемены

в

жизни

страны.

На

основании решения

Комитета

госимущества по

Кемеровской

области

от

18.11.1991г. №12 фабрика преобразована в АО "Весна". Фабрика «Весна»

вступила

в

«Ассоциацию

художественных

промыслов

России».

С

28.06.1996г.- ЗАО "Весна". С 1992 года главным художником на фабрике

«Весна» стала Н. Спекторова. Было продолжено проведение занятий школы

художественного мастерства, проводились семинары. Творческая работа не

угасала. Двенадцать художников приняли участие в выставке «Молодые

8

мастера

народных

художественных

промыслов

России» в

городе

Санкт-

Петербург.

Все были

награждены

дипломами.

В

1992

году

в

Москве

в

выставочном зале на Крымском валу художники фабрики «Весна» приняли

участие в грандиозной выставке «Возрожденная традиция». В 1993 году

художники АО « Весна» приняли участие в выставке «Сибирское искусство»

в Петергофе в галерее «Арт - Петергоф». Ежегодно коллектив АО «Весна»

принимал участие в нескольких ярмарках и выставках в различных городах:

Москва,

Красноярск,

Новокузнецк,

Таштагол,

Бийск,

Нижний

Новгород,

Сочи. В 1996-97 годах в Москве приняли участие в выставке, посвященной

850-летию

Москвы,

200-летию

А.С.

Пушкина

в

выставочном

зале

на

Поклонной горе. В 1997 году в феврале-марте в Кемеровском краеведческом

музее состоялась последняя выставка АО «Весна». Было выставлено около

восьмидесяти работ авторов Г. Долбина, Л. Волковой, О. Бачуриной, О.

Бритовой, Т. Макулик, М. Сырчиной, Н. Спекторовой.

Наряду с

традиционной цветочной росписью

в

работах появились

пейзажи и сюжеты.

В конце 90-х годов дважды прошло сокращение художников. От 120

(20 из которых - орнаменталисты) осталась его пятая часть.

Была

попытка

открыть

дочернее

предприятие,

но

оно

просуществовало недолго. Власти города не поддержали промысел. Просьба

о льготах была отклонена.

Художники стали уходить в художественные школы, в училища. На

АО «Весна» осталось несколько человек – М. Павленко, Л. Смыкова, А.

Гусева.

В

1998

году

в

Кемеровском

музее

изобразительных

искусств

открылась первая персональная юбилейная выставка Н. Спекторовой. В 1999

году коллектив художников принял участие в выставке в городе Томске в

краеведческом музее «Расписной поднос», в 2000 году в городе Белово и в

городе Новокузнецке «ДПИ на рубеже веков». В 2003 году АО «Весна» было

закрыто.

9

Промысел

как

производство

прекратил

своё

существование.

Но

мастерство продолжают развивать отдельные художники и преподаватели.

Таким образом, художественный промысел сохраняется путем продолжения

обучения мастеров-специалистов.

Главный

художник

Н.А.

Спекторова

была

приглашена

на

преподавательскую работу на кафедру ДПИ в Кемеровский Государственный

университет

культуры

и

искусств

Спекторова

Надежда

Анатольевна

мастер

по

кемеровской

росписи,

народный

мастер

России,

член

союза

художников России. Окончила Кемеровский государственный университет

культуры и искусств по специальности «Менеджер декоративно-прикладного

искусства». Надежда Анатольевна принимает активное участие в выставках,

проводимых Кемеровским отделением Союза художников Росси, проводит

мастер-классы вместе со своими студентами, которым она передает свое

мастерство. Благодаря педагогическому мастерству Надежды Анатольевны,

на базе кафедры декоративно-прикладного искусства КемГУКИ ее студенты

открыли малое инновационное предприятие ООО «Весна», которое в 2014

году стало победителем конкурса «100 лучших товаров России 2014» и

«Лучшие

товары

и

услуги

Кузбасса

2014

года».

Участвовала

в

международном

фестивале

«Культурное

наследие

и

современность»

(г.Барнаул).

В

Кемеровском

областном

музее

изобразительных

искусств

проходили персональные выставки Н. А. Спекторовой 1998, 2003, 2014 г.г.

Авторские

подносы

и

изделия

Надежды

Анатольевны

приобретены

коллекционерами России, Франции, Англии, Германии, Польши, Израиля,

Югославии, США, Китая.

Водопьянова Вера Александровна – мастер по декоративной росписи,

по окончанию Кемеровского химико-технологического техникума работала в

научно-исследовательской лаборатории при ЦЗЛ завода «Прогресс». В 1979

году, узнав об открытии цеха по декоративной росписи изделий из металла,

решила поменять место работы. Успешно прошла курс обучения росписи у

преподавателей

Московского

института.

После

нескольких

лет

работы

10

художником декоративной росписи в цехе, была переведена в творческую

группу фабрики. Сейчас мастер преподает в Губернаторском техникуме

народных промыслов, передавая свой опыт и знания молодому поколению.

Художник

пятого

разряда

М.А.

Павленко

была

приглашена

в

губернаторское училище народных промыслов (в настоящее время ГПОУ

«Губернаторский

техникум

народных

промыслов»)

мастером

производственного обучения. Павленко Марина Александровна – мастер по

художественной

росписи.

Учеником

художника

на

фабрике

навыки

мастерства

получала

у

главного

художника

В.

Н.

Пантелеевой,

Н.

А.

Спекторовой. Работая на фабрике, участвовала и побеждала в городских и

областных

выставках

современного

декоративно-прикладного

искусства,

расписывала подносы для продажи на экспорт в страны: Германия, Япония,

Франция. Выполняла росписи для частной коллекции. Сейчас преподает в

Губернаторском

техникуме

народных

промыслов

мастером

группы

обучающихся по специальности декоративно-прикладное искусство.

Балакина Ольга Григорьевна – мастер кемеровской росписи, родилась

на Украине в 1954 г, проживает в Кемерово. После окончания Киевского

художественно-промышленного техникума приехала в г. Кемерово. В 2004г.

вступила в клуб художников-любителей "Творчество". С 2005 г. со своими

работами (расписные панно, подносы, доски, шкатулки, стеклянные формы)

начала выставляться совместно с членами клуба и персонально в городских и

областных

фестивалях

по

народному

творчеству.

Ежегодная

участница

Международного

фестиваля

этнической

музыки,

народных

промыслов

и

ремесел "Мир Сибири" в Красноярском крае, пгт. Шушенское. Несколько раз

выставлялась на фестивалях народной культуры, промыслов и ремесел в г.

Омске - "Покровские встречи", в г. Новосибирске - "Артания" и других.

Новикова

Людмила

Григорьевна

мастер

декоративной

росписи,

художественной вышивки., проживает с. Журавлево Промышленновского

района

Кемеровской

области.

Участвует

в

выставках

декоративно-

прикладного искусства, которые проводятся в селе, в районе, в области.

11

Активно участвует и выставляет свои работы в интернет-магазине «Ярмарка

мастеров»

Старовойтова Лариса Хаясовна – художник по декоративной росписи

росписи.

Её

творческая

карьера

художника

началась

на

фабрике

художественных

промыслов

«Весна».

Ежегодно

мастер

участвует

в

семинарах, мастер-классах и педагогических форумах с целью приобретения

нового опыта. Лариса Хаясовна окончила Кемеровский государственный

университет культуры и искусств ,отделение народного художественного

творчества. Лариса Хаясовна принимает активное участие в конкурсах и

выставках творческих работ преподавателей образовательных учреждений

культуры и искусства.

Терёхина Марина Валериевна – мастер по художественной росписи,

начала свою трудовую деятельность в Центральном Дворце культуры г.

Ленинск-Кузнецкий в должности художника-оформителя. Марина Терехина

окончила Кемеровский Государственный университет культуры и искусств

по

специальности

руководство

студией

ДПИ.

Неоднократно

занимала

призовые места в выставках и конкурсах.Терехина М.В. постоянно повышает

уровень

профессионального

мастерства.

Марина

Валериевна

прошла

обучение

на

курсах

«Графического

дизайна»

на

базе

Кемеровского

Государственного университета искусств и культуры. Отмечена почетными

грамотами

и

благодарственными

письмами администрации и

управления

культуры г Ленинск-Кузнецкий.,. В 2006 году мастерица удостоена звания

Лауреат Губернаторской премии в области культуры и искусства.

Парухина

Ольга

Николаевна

окончила

СПТУ

65

г.

Кемерово,

Кемеровский

институт

культуры

и

искусств,

Новосибирский

государственный

педагогический

университет.

В

настоящее

время

Ольга

Николаевна

- преподаватель

художественного

отделения

Детской

школы

искусств № 62, в рамках образовательной программы на уроках декоративно-

прикладного

творчества

обучает

воспитанников

основам

декоративной

росписи, в том числе кемеровской.



В раздел образования