Автор: Пушина Наталья Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Тисульский детский сад №1"КОЛОСОК"
Населённый пункт: Кемеровская область пгт Тисуль
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения".
Раздел: дошкольное образование
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей,
имеющими речевые нарушения.
В
соответствии
с
Законом
РФ
«Об
образовании»,
важнейшая
задача
педагога
—
взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения
полноценного развития ребенка.
Семья
–
это
первая
ступень
овладения
ребёнком
родным
языком,
средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального,
эмоционального развития ребёнка, формирования его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями
ребенка
в
дошкольном
возрасте
являются
родители.
Для
правильного
воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу
и дидактические пособия.
Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г.
Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители
должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с
педагогами.
В.А
Сухомлинский
говорил
о
непрерывности
и
единстве
семейного
и
общественного
воспитания,
основанного
на
сотрудничестве
между
родителями
и
педагогами.
Л.Ф.
Островская,
Т.А.
Маркова,
Н.Ф.
Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с
семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания)
Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с
речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина
Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в
учебно-воспитательном
процессе
создает
благоприятные
условия
для
речевого
развития
ребенка,
но
для
того,
чтобы
оно
было
эффективным,
работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо
спланированной.
Для
этого
необходимо
создавать
благоприятный
микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Своевременное
и
полноценное
формирование
речи
в
дошкольном
детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в
дальнейшем
его
успешное
обучение
в
школе.
Любая
задержка
и
любое
нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а
также на деятельности в различных формах.
Родители,
сталкиваясь
с
трудностями
в
обучении
их
ребёнка,
естественно,
расстраиваются,
задают
многочисленные
вопросы:
почему
ребёнок безграмотно пишет; пропускает буквы при чтении и письме; не
может применять на практике хорошо выученные правила правописания и
пр.
А
ведь
многие
из
них
занимались
своим
ребёнком,
водили
его
в
различные кружки, центры развития, и вроде бы добились цели, которую
перед собой ставили - ребёнок умеет читать и писать, поступил в ту школу,
которую они выбрали для него.
В чём же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы
избежать последствий неправильного речевого развития ребёнка?
Опыт
работы
показывает: взаимодействие
педагогов
д/сада,
воспитателей,
логопедов
и
семьи
–
необходимое
условие
полноценного
речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты получаются
там, где педагоги и родители действуют согласованно
Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование
активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу
коррекционно-воспитательной работы с речевыми нарушениями у детей.
Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного
года:
– Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
– Повысить
психолого-педагогическую
компетентность
родителей
в
вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать
в воспитании и развитии своего ребенка.
– Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения
делать правильные выводы из этих наблюдений.
– Помочь
родителям
выработать
уверенный
и
спокойный
стиль
воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в
семье.
– Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как
мало
родители
уделяют
должного
внимания
преодолению
речевого
нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им
серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение
тесной
взаимосвязи
между
родителями
и
педагогическим
коллективом
-
важнейший
аспект
в
коррекционно-образовательной
деятельности
ДОУ.
Целенаправленная,
систематически
спланированная,
комплексная
работа
педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей –
значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или
бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и
коммуникативных
трудностей
детей.
Хаотичность
воспитательных
воздействий
на
ребенка
в
семье
и
перекладывание
ответственности
за
речевые
успехи
ребенка
на
логопеда
и
воспитателей
не
способствуют
установлению
уважительной
позиции
в
общении
между
педагогами
и
ребенком,
формируют
у
дошкольника
отрицательную
или
безразличную
у с т а н о в к у
н а
п е д а г о г и ч е с к и е
в о з д е й с т в и я .
Таким
образом, актуальность выбранной
темы
заключается
в
том
что,
современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для
решения
проблем
речевого
развития
ребенка.
Для
того,
чтобы
повысить
уровень
речевого
развития
ребенка,
необходимо
целенаправленно
и
систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна
предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. .
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых
дефектов,
так
как
не
владеют
необходимыми
знаниями
и
умениями
и
достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.
Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный
уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Все
семьи
разные,
и
подход
в
каждом
отдельном
случае
приходится
выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить
всю
работу
на
специалистов,
необходимо
провести
серьезную
просветительскую
работу
и
правильно
мотивировать
на
кропотливую
совместную
работу
с
логопедом
и
ребенком.
Если
родители
чрезмерно
активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда
важнее
и
эффективнее
спокойная
и
последовательная
работа,
чем
завышенные
ожидания
и
головокружения
от
возможных
сиюминутных
успехов.
В
тех
случаях,
когда
родители
не
столь
серьезно
обеспокоены
речевыми
проблемами
ребенка
в
надежде,
что
«само
исправится»,
специалисту
необходимо
не
только
объяснить
важность
коррекционной
работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами
ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители
достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя,
и/или
изыскивать
альтернативные
методы
воздействия
на
ситуацию.
Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз
учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому. Однако
есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие
задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре
вида:
коллективные,
индивидуальные,
наглядно-информационные
и
объединяющие.
Коллективную
работу
я
провожу
в
нескольких
видах:
групповые
родительские собрания. В группе компенсирующей направленности провожу
четыре раза в год. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их
на
помощь
команде
детского
сада,
своей
группе,
активно
включиться
в
процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали,
включались в ту или иную предложенную им работу.
Тема собрания сообщаю заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и
обсудить
друг
с
другом.
Логопед и
воспитатели
группы
разъясняют
родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком
по
заданию
педагогов.
Только
в
таком
случае
возможны
наилучшие
результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять
важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то мы помогаем им
стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками
коррекционного процесса.
Консультации, семинары построены так, чтобы они привлекали родителей
для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный
родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.
Консультации предельно чёткие, содержат только необходимый родителям
конкретный материал и проводятся не для «галочки», а для пользы дела.
Темы
консультаций
имеют
различную
направленность
(о
правильном
выполнении
артикуляционной
гимнастики,
о
значении
развития
мелкой
моторики, о важности систематического выполнения домашних заданий, о
том,
как
следить
за
автоматизацией
звуков
в
домашних
условиях,
о
правильном проведении звукового анализа) и многие другие консультации.
Некоторые из данных консультаций включаю в повестку дня родительского
собрания.
Одна из популярных форм в работе с родителями – совместные занятия.
Родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Я
провожу
эти
занятия
сама,
а
родители
смотрят,
записывают
игры,
упражнения,
видят
пробелы
в
знаниях
своих
детей.
учатся
методам
и
приёмам работы.
Картотека игр и упражнений является стимулом к активному участию
родителей
в
коррекционном
процессе.
Родители
могут
воспользоваться
подбором
практического
материала.
Материал
игр
включает
в
себя
лексические,
грамматические,
словарные
задания,
задания
на
развитие
различных сторон речи. Родители могут взять домой на время необходимые
пособия,
чтобы
использовать
их
для
индивидуальных
занятий
с
детьми.
Кроме
этого
активно
пользуются
электронными
носителями,
где
игры
подобраны конкретно для их ребёнка.
Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что
позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет
анкетирование
родителей.
Анкетирование
предполагает
жёстко
фиксированный
порядок,
содержание
и
форму
вопросов,
ясное
указание
способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи,
особенности
семейного
воспитания,
положительный
опыт
родителей,
их
трудности,
ошибки.
Отвечая
на
вопросы
анкеты,
родители
начинают
задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Важным
для
педагогов
является
вопрос,
направленный
на
выявление
потребности
родителей
в
педагогических
знаниях.
Например,
«по
каким
вопросам
в
обучения
ребёнка
вы
хотели
бы
получить
рекомендацию
логопеда, психолога, другого специалиста». Родители говорят о том, какие
проблемы
их
волнуют,
а
я
эти
вопросы
беру
на
вооружение
при
планировании работы с родителями
Особенности
семейного
воспитания
потребности
родителей
в
знаниях
можно
выявить
при
помощи
беседы, важнейший
признак
которой
двусторонняя активность. В начале года проводится обследование детей,
логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка
ведётся
отдельный
разговор.
Родные
ребёнка
узнают
о
пробелах
в
его
развитии получают советы, рекомендации. Беседа проводится тактично: её
задача
в
том,
чтобы
помочь
семье
в
воспитании
ребёнка.
От
того,
как
протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится
ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или
консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать
большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не
злоупотреблять
научной
терминологией,
и
если
использовать
её,
то
с
пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям
далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.
Индивидуальные
практикумы по
обучению
родителей
совместным
формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это
различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика,
развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее
заготовить
«опорные»
карточки,
схемы
или
таблицы.
Это
облегчит
понимание предлагаемого материала родителями.
Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за
отсутствия
навыков
организации
поведения
ребёнка
или
низкой
педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий
логопеда. Основное
внимание
родителей
обращается
на
необходимость
комбинации
речевых
упражнений
с
заданиями
на
развитие
психических
процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Основной
формой
моего
взаимодействия
с
родителями
также
является тетрадь
для
домашних
заданий. Она
служит
«телефоном
доверия»
-
взрослый
может
написать
в
ней
любой
вопрос,
сомнение
относительно качества выполнения заданий ребенком. Номера выполненных
заданий родители отмечают кружком, невыполненных — минусом. Тетрадь
заполняется логопедом 2-3 раза в неделю для того, чтобы занятия в семье
проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка.
В практике работы часто встречаются случаи, когда мать выполняет с
ребенком задания на неделю за один выходной день, порой насильно, не
интересно для ребенка, вызывая у него негативные реакции по отношению к
процессу обучения, поэтому лучше давать задания по частям.
Цель домашних заданий - закрепление тех знаний, умений и навыков,
которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных
занятиях.
Основными требованиями к домашним заданиям будут следующие:
• задания служат цели закрепления изученного материала;
• в домашнюю работу не должны включаться задания, по изучению
материала;
•
задания
должны
предваряться
подробными
инструкциями
по
его
выполнению;
• для родителей должна быть абсолютно ясна цель выполнения каждого
задания;
• при составлении домашнего задания должен учитываться принцип
ведущей деятельности - игра;
• задания по развитию речи разбиваются на три составляющие части:
- индивидуальные задания по звукопроизношению;
-
задания
по
закреплению
(формированию)
лексико-грамматических
категорий языка;
-
задания
по
закреплению
навыков
звукового
анализа
и
синтеза
и
навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).
Выводы:
Учитывая
индивидуальность
каждого
из
родителей,
рационально
спланировав работу и приступив к ней, у меня возник интерес проверить,
насколько поменялась позиция родителей по отношению к ребенку и его
речевому дефекту, а также повысилась ли педагогическая компетентность,
осведомленность родителей, после проведенной с ними работы. Для этого,
опираясь на технологию изучения семьи, предложенную О.В. Солодянкиной,
повторно
провожу
анкетирование.
Анализ
результатов
анкетирования
позволяет установить следующие факты: родители дают развернутые ответы
на
вопросы
анкеты,
с
готовностью
откликаются
на
просьбы,
серьезно
воспринимают
домашние
задания,
тщательно
выполняют
их,
осознают
речевые нарушения ребенка не только в неправильном произношении, но и в
лексико-грамматической
стороне
речи.
Родители
стали
достаточно
педагогически наблюдательны. Также можно отметить, что родители стали
предъявлять справедливые требования к ребенку, прислушиваться к советам
педагогов, проявлять заинтересованность к процессу воспитания и развития
детей.
Анализ
результатов
анкетирования
помог
повторно
разделить
родителей на 4 группы:
1 группа: родители могут выявить лишь определенные явления и факты
поведения
ребенка,
как
правило,
с
ребенком
занимаются
редко,
речевой
дефект не замечают, пускают все на самотек (0% родителей)
2
группа: родители
выражают
свое
эмоциональное
отношение
к
фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и
контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы (12,5 %
родителей)
3
группа: родители
стараются
дать
анализ
явлениям
раскрыть
суть
проблемы,
принимают
дефект
ребенка,
но
им
не
хватает
элементарной
педагогической грамотности.(56, 25% родителей)
4 группа: родители достаточно хорошо педагогически осведомлены и
компетентны. (31,25%)
Сравнительный
анализ
показывает,
что
уровень
педагогической
культуры возрос.
Таким
образом,
для
успешной
коррекции
речевых
нарушений
необходимо
проводить
просветительскую
работу,
привлекать
внимание
родителей
к
проблемам
ребенка,
научить
их
действовать
совместно.
Следовательно,
можно
сказать,
что
систематическая,
последовательная,
разнообразная
работа
с
родителями
включает
их
в
коррекционно-
педагогический процесс и делает его участниками, что приводит к более
высокому уровню педагогической осведомленности, а, следовательно, и у
детей повышается уровень речевого развития.