Напоминание

«Интерактивные приемы работы на уроках литературы. Проектная деятельность.»


Автор: Меньших Алла Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ
Учебное заведение: Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «Интерактивные приемы работы на уроках литературы. Проектная деятельность.»
Раздел: полное образование





Назад




«Интерактивные приемы работы на уроках литературы.

Проектная деятельность

План.

1.

Вступление ………………………………………………………………3

2.

Проектная деятельность на уроках литературы……………………….4-7

2.1. Особенности проекта как метода обучения…………………… 8 - 22

2.2. Виды учебных проектов литературе…………………………. 23 3.Заклю-

чение……………………………………………………………. .24

4. Список литературы…………………………………………………….25

5. Приложение…………………………………………………………….26-29

- 2 –

Вступление.

В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка

ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать

проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать пра-

вильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую

позицию.

Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании

к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ре-

трансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскры-

тию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на осно-

ве системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу

воспитательной функции.

ФГОС требует от учителя владения многими современными технологиями,

направленными на то, чтобы ребенок не просто выслушивал и впоследствии

воспроизводил полученную информацию, а овладевал умениями учить себя.

Образно говоря, задача учителя, следуя немецкой поговорке, состоит в том,

«чтобы накормить, но дать для этого в руки не рыбу, а удочку». Создано множе-

ство интерактивных технологий. Все они представляются интересными: это и

дебаты, и дистанционное обучение, и дифференцированное (разноуровневое)

обучение, и здоровьесберегающие образовательные технологии. А как увлека-

тельны игровые технологии, ролевые и деловые игры на уроках русского языка

и литературы. Другая категория учителей предпочитает медиатехнологии или

нетрадиционные формы уроков: интегрированные уроки, бинарные уроки,

уроки-коммуникации, развитие критического мышления через чтение и письмо

(РКМЧП) на уроках русского языка, ситуационный анализ (case-stady) и другие.

Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской, проектной дея-

тельности обучающихся, направленной на овладение учебно-познавательными

приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально

значимых задач, нахождения путей разрешения проблем.

Актуальность этой проблемы побудила выбрать тему методической работы.

-3-

Основная часть

Перспективной для современной школы представляется проектная деятель-

ность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализа-

ции. И хотя проектный метод возник ещё в начале XX века в США (основопо-

ложником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог

Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект») , в наше

время этот метод стал очень популярен. В двадцать первом веке объемы учебно-

го материала, высокие требования к современному ученику и учителю подтал-

кивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных

методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности, на

мой взгляд, многофункционален в большей степени, чем другие.

Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нрав-

ственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения

знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самооб-

разованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать

«мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные пробле-

мы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их

поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффектив-

ные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности со-

трудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные

средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно-индивиду-

ального и группового

проектов.

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности пе-

дагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учите-

ля. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь

традиционных компонентов учебного процесса - учителя,

ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо

усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследователь-

ской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы.

В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним

заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руко-

водство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений

клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по под-

готовке методических пособий для кабинета литературы), и сами учащиеся

(проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника). Так

произошло в лицее №11 в 2008 году, когда планировалось открытие Пуш-

кинской комнаты в кабинете литературы. За реализацию идеи тогда взялись уче-

ники 9 И класса под руководством преподавателя русского языка и литературы,

Заслуженного учителя Российской Федерации, победителя конкурса «Лучшие

учителя России» Меньших Аллы Александровны. Этому предшествовала кро-

потливая

работа

первого

состава

Пушкинской

комнаты:

создание

эскизов,

встречи и обсуждение экспозиции с оформителем, поиск материалов, подго-

товка выступлений экскурсоводов, вокальной группы, исполнившей и записав-

шей гимн лицеистов, друзей А.С. Пушкина, видеоряд. Нам хотелось, чтобы

наши лицеисты жили по закону Царскосельского лицея – «Для пользы общей!»

Итогом коллективной работы над проектом стала вот такая экспозиция.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организаци-

онных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вме-

сте с учащимися - проектантами.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению

проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с

определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в

которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и

ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть

сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информа-

ции, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками

проектной групп

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом

проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали

участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убеди-

тельно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего про-

дукта.

То есть проект - это «пять П»:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт -

Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабо-

чие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой кон-

кретный продукт!

Классификация проектов

по доминирующей деятельности учащихся

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое коли-

чество

видов

и

разновидностей.

Чтобы

разобраться

в

них,

требуются

по

крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, опреде-

ляющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих

участников проекта.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,

микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследо-

вание.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач ис-

следования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,

обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современ-

ной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос

и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,

явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудито-

рии.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. в т. ч. в Интернете.

Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды

класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный

подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,

спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладно-

го искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических

персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до

самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен кон-

фликт и заключен договор?

Конечно,

все

пять

перечисленных

целевых

направлений

деятельности

уча-

щихся-проектантов реализуются в каждом проекте.

В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой -

творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэто-

му подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленно-

сти деятельности участников того или иного проекта.

4. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно - содержательной области) мож-

но выделить два типа проектов.

1)

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или од-

ной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей

знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-пред-

метник, консультантом - учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-

научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведчески-

ми, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и

презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или

музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках

классно-урочной деятельности. В моей практике таких проектов было несколь-

ко. Это проект по «Серебряному веку», например, в 11-х классах. Разделившись

на группы, учащиеся выбрали какое=либо течение «Серебряного века». После

нескольких консультаций взялись за подготовку, а затем представили свое вы-

ступление на суд и оценку зрителей. После этого каждая группа сдавала анализ

проделанной работы.

2)

Межпредметные

проекты

выполняются

исключительно

во

внеурочное

время и под руководством нескольких специалистов

в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки

проблемы.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они

могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными (разного масштаба);

- межрегиональными (в рамках одного государства);

- международными.

5. Классификация проектов по продолжительности

Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки

используются

для

координации

деятельности

участников

проектных

групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта

и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при уча-

стии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские,

лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции,

натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в

проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной

деятельности. Таким проектом в 2016-2017 году стала поездка в Тарханы, уча-

стие в светском приеме в имении Лермонтова, для чего заранее была изучена

эпоха, манеры, костюмы и т. д.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В

ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных

обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презен-

тации (защиты) выполняются во внеурочное время.

6. Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная за-

дача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, на-

сколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презента-

бельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения

выбраной социально значимой проблемы.

Перечень возможных выходов проектной деятельности:

-

Web-сайт;

-

Анализ данных социологического опроса;

- Атлас;

-

Видеофильм;

-

Видеоклип;

-

Выставка;

- Газета;

- Журнал;

- Игра;

- Карта;

- Мультимедийный продукт;

- Оформление кабинета;

- Пакет рекомендаций;

- Письмо в ... ;

- Публикация;

- Сказка;

- Справочник.

В среднем звене очень популярны инсценировки. Ребята делятся на группы,

представляют учителю свои планы, получают консультации, репетируют, и про-

дуктом становятся вот такие выступления.

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1)

Название проекта.

2)

Руководитель проекта.

3)

Консультант(ы) проекта.

4)

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5)

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6)

Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7)

Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8)

Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, твор

ческий, практико-ориентированный, ролевой).

9)

Заказчик проекта.

10)

Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11)

Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12)

Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта,

на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13)

Необходимое оборудование.

14)

Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социу-

ма, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).

15)

Предполагаемые продукт(ы) проекта.

16)

Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжи-

тельность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17)

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

8. Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проек-

та, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

-

четко организовать работу каждого участника проектной группы;

-

стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении

работы над проектом;

-

объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

-

судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на про-

тяжении его выполнения;

-

сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем

других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1)

паспорт проекта;

2)

планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3)

промежуточные отчеты группы;

4)

вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые

ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5)

результаты исследований и анализа;

6)

записи всех идей, гипотез и решений;

7)

отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штур-

мах» и т. д.;

8)

краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться

проектантам, и способов их преодоления;

9)

эскизы, чертежи, наброски продукта;

10)

материалы к презентации (сценарий);

11)

другие рабочие материалы и черновики.

В наполнении проектной папки принимают участие все члены группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших

набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем

выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм пре-

зентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый

полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интере-

сов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструк-

торско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

-

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного су-

щества).

-

Деловая игра.

-

Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе инфор-

мационных технологий.

-

Диалог литературных персонажей.

-

Защита на Ученом Совете.

-

Игра с залом.

-

Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,

цивилизаций...

-

Инсценировка художественного произведения

- Научная конференция.

- Научный доклад.

-

Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

-

Путешествие.

Реклама.

-

Ролевая игра.

-

Соревнования.

-

Спектакль.

-

Спортивная игра.

- Телепередача.

-

Экскурсия.

-Поделки.

Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа

на следующие вопросы:

- Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в об-

щую оценку проекта?

- Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее ис-

следование, за лучшую презентацию и т. д.)?

- Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лин-

гвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

- предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать спе-

циалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

- все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили ме-

ста и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных

проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удо-

стоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптималь-

ности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта

в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго

до защиты.

Критерии оценок проекта:

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Какова роль учителя?

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания»,

сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и

на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического при-

менения знаний.

Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким

уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде

всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором разви-

тия интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя бази-

руется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний.

Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность уча-

щихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится

педагогом широкого профиля. Как именно учителю предстоит создавать усло-

вия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу

в ходе руководства проектом:

1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направ-

ляя их в сторону достижения цели);

2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех обла-

стях);

3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);

4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту- тот, кто организует обсу-

ждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, на-

водящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает

обратную связь);

6) координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, ра-

ботающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой,

должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их со-

трудничестве?

Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень

самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и

индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной дея-

тельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону.

Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в

1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя».

В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. преобладает

противоположная крайность. Даже в проектах, выполненных старшеклассника-

ми, зачастую явно ощущается «рука руководителя».

А ведь развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой за-

висимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого

возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельно-

сти, которые были бы адекватны возрасту.

Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция,

выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не

должна задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из

предложенных тем. Еще лучше — совместная выработка темы в группе «уча-

щиеся + учитель » по принципу скрытой координации. Планирование, реализа-

ция и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими

детьми. Не будем забывать, что ученик подавляющую часть своего времени за-

нят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь

одну роль - роль исполнителя.

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

“Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания

применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проект-

ной деятельности.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для

проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблема-

ми, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, от-

сутствие навыка анализа и обобщения.

Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет,

получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проект-

ной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

1.

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2.

Команды не соревнуются.

3.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения

друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в

себе.

5.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее

дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

6.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды,

выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в

проекте”.

План действий учащихся в проекте

1.

Выбор темы проекта (исследования).

2.

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?

Записать ответы).

3.

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипо-

тезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Запи-

сать ответы).

4.

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Запи-

сать план своих действий, время выполнения каждого шага).

5.

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую инфор-

мацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое

определили для каждого шага).

6.

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

7.

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

8.

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку

действиям в группе.

9.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – со-

зданию проекта.

Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражне-

ниям:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувство-

вать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти

в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как

мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллю-

страций, ассоциаций и т.д.

Так, например, интересными получились работы 11 класса по роману М.А. Шо-

лохова «Тихий Дон» - «Григорий Мелехов. Мои ассоциации», работы 10 класса

по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» - «»Мы не согласны (согласны) с

вами, Евгений Базаров!, сборники «Мой Пушкин» (см. приложение)

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по

времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому

выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем за-

ключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком

размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результа-

ты своей деятельности.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества , вовлечь в активный

процесс получения и переработки информации, я организую такое

взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик -

учитель”, “учитель - ученик”, “ученик - класс”, при помощи методов, фиксиру-

ющих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информа-

ции, инсценировки, обсуждения.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполнен-

ные на уроках или дома.

Мини-проект литературное творчество на тему: «Читаем о Рождестве».

Ученица 6В класса Малахова Мария записала видеоролик «Читаем о Рожде-

стве» с объяснением выбора стихотворения, выложила в интернет и стала лау-

реатом конкурса на сайте «Лабиринт».

Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспри-

нимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у

других. Творения (идеи) коллег могут вызвать творческий порыв, поток новых

мыслей.

.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: напи-

сать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках,

создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей

инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уро-

ков, если в этом есть педагогическая целесообразность.

Заключение.

Включение в образовательный процесс проектной деятельности способствует

становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспе-

чивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов

для достижения поставленной им цели.

Если ученик не учится творить, то и в жизни он

всегда будет только подражать, копировать.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенси-

фикации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий,

2005.

2. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Прак-

тическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:

АРКТИ, 2005.

3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3

4. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного

проекта. – М., 2000.

5.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление

исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.

М., 1998.

6.Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система рабо-

ты. - Волгоград, Учитель, 2008.

7.Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленче-

ских и педагогических технологий как средство развития учреждений образова-

ния. – М.: МПГУ, 1998.

8.Голованова В.И., Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проект-

ная и исследовательская деятельность.-Брянск,2012.



В раздел образования