Автор: Меньших Алла Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ
Учебное заведение: Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «Интерактивные приемы работы на уроках литературы. Проектная деятельность.»
Раздел: полное образование
«Интерактивные приемы работы на уроках литературы.
Проектная деятельность.»
План.
1.
Вступление ………………………………………………………………3
2.
Проектная деятельность на уроках литературы……………………….4-7
2.1. Особенности проекта как метода обучения…………………… 8 - 22
2.2. Виды учебных проектов литературе…………………………. 23 3.Заклю-
чение……………………………………………………………. .24
4. Список литературы…………………………………………………….25
5. Приложение…………………………………………………………….26-29
- 2 –
Вступление.
В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка
ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать
проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать пра-
вильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую
позицию.
Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании
к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ре-
трансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскры-
тию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на осно-
ве системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу
воспитательной функции.
ФГОС требует от учителя владения многими современными технологиями,
направленными на то, чтобы ребенок не просто выслушивал и впоследствии
воспроизводил полученную информацию, а овладевал умениями учить себя.
Образно говоря, задача учителя, следуя немецкой поговорке, состоит в том,
«чтобы накормить, но дать для этого в руки не рыбу, а удочку». Создано множе-
ство интерактивных технологий. Все они представляются интересными: это и
дебаты, и дистанционное обучение, и дифференцированное (разноуровневое)
обучение, и здоровьесберегающие образовательные технологии. А как увлека-
тельны игровые технологии, ролевые и деловые игры на уроках русского языка
и литературы. Другая категория учителей предпочитает медиатехнологии или
нетрадиционные формы уроков: интегрированные уроки, бинарные уроки,
уроки-коммуникации, развитие критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП) на уроках русского языка, ситуационный анализ (case-stady) и другие.
Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской, проектной дея-
тельности обучающихся, направленной на овладение учебно-познавательными
приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально
значимых задач, нахождения путей разрешения проблем.
Актуальность этой проблемы побудила выбрать тему методической работы.
-3-
Основная часть
Перспективной для современной школы представляется проектная деятель-
ность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализа-
ции. И хотя проектный метод возник ещё в начале XX века в США (основопо-
ложником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог
Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект») , в наше
время этот метод стал очень популярен. В двадцать первом веке объемы учебно-
го материала, высокие требования к современному ученику и учителю подтал-
кивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных
методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности, на
мой взгляд, многофункционален в большей степени, чем другие.
Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нрав-
ственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения
знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самооб-
разованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать
«мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные пробле-
мы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их
поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффектив-
ные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.
Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности со-
трудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные
средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно-индивиду-
ального и группового
проектов.
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности пе-
дагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учите-
ля. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь
традиционных компонентов учебного процесса - учителя,
ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо
усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследователь-
ской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы.
В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним
заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руко-
водство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений
клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по под-
готовке методических пособий для кабинета литературы), и сами учащиеся
(проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника). Так
произошло в лицее №11 в 2008 году, когда планировалось открытие Пуш-
кинской комнаты в кабинете литературы. За реализацию идеи тогда взялись уче-
ники 9 И класса под руководством преподавателя русского языка и литературы,
Заслуженного учителя Российской Федерации, победителя конкурса «Лучшие
учителя России» Меньших Аллы Александровны. Этому предшествовала кро-
потливая
работа
первого
состава
Пушкинской
комнаты:
создание
эскизов,
встречи и обсуждение экспозиции с оформителем, поиск материалов, подго-
товка выступлений экскурсоводов, вокальной группы, исполнившей и записав-
шей гимн лицеистов, друзей А.С. Пушкина, видеоряд. Нам хотелось, чтобы
наши лицеисты жили по закону Царскосельского лицея – «Для пользы общей!»
Итогом коллективной работы над проектом стала вот такая экспозиция.
Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организаци-
онных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вме-
сте с учащимися - проектантами.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению
проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с
определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в
которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и
ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть
сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информа-
ции, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками
проектной групп
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом
проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали
участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убеди-
тельно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего про-
дукта.
То есть проект - это «пять П»:
Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт -
Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабо-
чие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой кон-
кретный продукт!
Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое коли-
чество
видов
и
разновидностей.
Чтобы
разобраться
в
них,
требуются
по
крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, опреде-
ляющей содержательную специфику каждого проекта.
Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,
микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследо-
вание.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач ис-
следования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,
обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современ-
ной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос
и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудито-
рии.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. в т. ч. в Интернете.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды
класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладно-
го искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до
самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен кон-
фликт и заключен договор?
Конечно,
все
пять
перечисленных
целевых
направлений
деятельности
уча-
щихся-проектантов реализуются в каждом проекте.
В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой -
творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэто-
му подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленно-
сти деятельности участников того или иного проекта.
4. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно - содержательной области) мож-
но выделить два типа проектов.
1)
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или од-
ной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей
знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-пред-
метник, консультантом - учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-
научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведчески-
ми, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и
презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или
музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках
классно-урочной деятельности. В моей практике таких проектов было несколь-
ко. Это проект по «Серебряному веку», например, в 11-х классах. Разделившись
на группы, учащиеся выбрали какое=либо течение «Серебряного века». После
нескольких консультаций взялись за подготовку, а затем представили свое вы-
ступление на суд и оценку зрителей. После этого каждая группа сдавала анализ
проделанной работы.
2)
Межпредметные
проекты
выполняются
исключительно
во
внеурочное
время и под руководством нескольких специалистов
в различных областях знания.
Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки
проблемы.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они
могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными (разного масштаба);
- межрегиональными (в рамках одного государства);
- международными.
5. Классификация проектов по продолжительности
Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки
используются
для
координации
деятельности
участников
проектных
групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта
и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при уча-
стии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские,
лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции,
натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в
проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной
деятельности. Таким проектом в 2016-2017 году стала поездка в Тарханы, уча-
стие в светском приеме в имении Лермонтова, для чего заранее была изучена
эпоха, манеры, костюмы и т. д.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В
ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных
обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презен-
тации (защиты) выполняются во внеурочное время.
6. Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная за-
дача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, на-
сколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презента-
бельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения
выбраной социально значимой проблемы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
-
Web-сайт;
-
Анализ данных социологического опроса;
- Атлас;
-
Видеофильм;
-
Видеоклип;
-
Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Игра;
- Карта;
- Мультимедийный продукт;
- Оформление кабинета;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ... ;
- Публикация;
- Сказка;
- Справочник.
В среднем звене очень популярны инсценировки. Ребята делятся на группы,
представляют учителю свои планы, получают консультации, репетируют, и про-
дуктом становятся вот такие выступления.
Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1)
Название проекта.
2)
Руководитель проекта.
3)
Консультант(ы) проекта.
4)
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5)
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6)
Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7)
Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
8)
Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, твор
ческий, практико-ориентированный, ролевой).
9)
Заказчик проекта.
10)
Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11)
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
12)
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта,
на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13)
Необходимое оборудование.
14)
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социу-
ма, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).
15)
Предполагаемые продукт(ы) проекта.
16)
Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжи-
тельность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
17)
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
8. Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проек-
та, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
-
четко организовать работу каждого участника проектной группы;
-
стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении
работы над проектом;
-
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
-
судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на про-
тяжении его выполнения;
-
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем
других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1)
паспорт проекта;
2)
планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3)
промежуточные отчеты группы;
4)
вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые
ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5)
результаты исследований и анализа;
6)
записи всех идей, гипотез и решений;
7)
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штур-
мах» и т. д.;
8)
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться
проектантам, и способов их преодоления;
9)
эскизы, чертежи, наброски продукта;
10)
материалы к презентации (сценарий);
11)
другие рабочие материалы и черновики.
В наполнении проектной папки принимают участие все члены группы.
Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших
набросков и аннотаций.
В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
Виды презентаций проектов
Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем
выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм пре-
зентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый
полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интере-
сов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструк-
торско-технических, организационных и т. д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
-
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного су-
щества).
-
Деловая игра.
-
Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе инфор-
мационных технологий.
-
Диалог литературных персонажей.
-
Защита на Ученом Совете.
-
Игра с залом.
-
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,
цивилизаций...
-
Инсценировка художественного произведения
- Научная конференция.
- Научный доклад.
-
Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
-
Путешествие.
Реклама.
-
Ролевая игра.
-
Соревнования.
-
Спектакль.
-
Спортивная игра.
- Телепередача.
-
Экскурсия.
-Поделки.
Система оценки проектных работ
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа
на следующие вопросы:
- Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в об-
щую оценку проекта?
- Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее ис-
следование, за лучшую презентацию и т. д.)?
- Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лин-
гвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?
Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
- предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать спе-
циалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);
- все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили ме-
ста и номинации.
В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных
проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удо-
стоились наград.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптималь-
ности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта
в целом.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго
до защиты.
Критерии оценок проекта:
1) важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
Какова роль учителя?
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания»,
сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и
на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического при-
менения знаний.
Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким
уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде
всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором разви-
тия интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя бази-
руется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний.
Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность уча-
щихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится
педагогом широкого профиля. Как именно учителю предстоит создавать усло-
вия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу
в ходе руководства проектом:
1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направ-
ляя их в сторону достижения цели);
2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех обла-
стях);
3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту- тот, кто организует обсу-
ждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, на-
водящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает
обратную связь);
6) координатор всего группового процесса;
7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, ра-
ботающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой,
должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их со-
трудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень
самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной дея-
тельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону.
Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в
1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя».
В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. преобладает
противоположная крайность. Даже в проектах, выполненных старшеклассника-
ми, зачастую явно ощущается «рука руководителя».
А ведь развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой за-
висимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого
возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельно-
сти, которые были бы адекватны возрасту.
Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция,
выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не
должна задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из
предложенных тем. Еще лучше — совместная выработка темы в группе «уча-
щиеся + учитель » по принципу скрытой координации. Планирование, реализа-
ция и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими
детьми. Не будем забывать, что ученик подавляющую часть своего времени за-
нят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь
одну роль - роль исполнителя.
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.
“Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания
применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проект-
ной деятельности.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для
проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблема-
ми, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, от-
сутствие навыка анализа и обобщения.
Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет,
получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проект-
ной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
1.
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2.
Команды не соревнуются.
3.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения
друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в
себе.
5.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее
дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
6.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды,
выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в
проекте”.
План действий учащихся в проекте
1.
Выбор темы проекта (исследования).
2.
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?
Записать ответы).
3.
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипо-
тезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Запи-
сать ответы).
4.
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Запи-
сать план своих действий, время выполнения каждого шага).
5.
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую инфор-
мацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое
определили для каждого шага).
6.
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
7.
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8.
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку
действиям в группе.
9.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – со-
зданию проекта.
Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражне-
ниям:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувство-
вать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти
в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как
мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллю-
страций, ассоциаций и т.д.
Так, например, интересными получились работы 11 класса по роману М.А. Шо-
лохова «Тихий Дон» - «Григорий Мелехов. Мои ассоциации», работы 10 класса
по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» - «»Мы не согласны (согласны) с
вами, Евгений Базаров!, сборники «Мой Пушкин» (см. приложение)
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по
времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому
выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем за-
ключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком
размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результа-
ты своей деятельности.
Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества , вовлечь в активный
процесс получения и переработки информации, я организую такое
взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик -
учитель”, “учитель - ученик”, “ученик - класс”, при помощи методов, фиксиру-
ющих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информа-
ции, инсценировки, обсуждения.
Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполнен-
ные на уроках или дома.
Мини-проект литературное творчество на тему: «Читаем о Рождестве».
Ученица 6В класса Малахова Мария записала видеоролик «Читаем о Рожде-
стве» с объяснением выбора стихотворения, выложила в интернет и стала лау-
реатом конкурса на сайте «Лабиринт».
Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспри-
нимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у
других. Творения (идеи) коллег могут вызвать творческий порыв, поток новых
мыслей.
.
В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: напи-
сать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках,
создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей
инициативе, что обязательно обсуждается в классе.
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уро-
ков, если в этом есть педагогическая целесообразность.
Заключение.
Включение в образовательный процесс проектной деятельности способствует
становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспе-
чивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов
для достижения поставленной им цели.
Если ученик не учится творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать, копировать.
Список литературы
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенси-
фикации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий,
2005.
2. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Прак-
тическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:
АРКТИ, 2005.
3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3
4. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного
проекта. – М., 2000.
5.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление
исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.
М., 1998.
6.Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система рабо-
ты. - Волгоград, Учитель, 2008.
7.Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленче-
ских и педагогических технологий как средство развития учреждений образова-
ния. – М.: МПГУ, 1998.
8.Голованова В.И., Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проект-
ная и исследовательская деятельность.-Брянск,2012.