Напоминание

«Социализация старших дошкольников средствами сюжетно- ролевой игры»


Автор: Пынько Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственного бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: «Социализация старших дошкольников средствами сюжетно- ролевой игры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Социализация старших дошкольников средствами сюжетно- ролевой игры».

Актуальность этой темы обусловлена тем, что основы социализации зарождаются и наиболее

интенсивно осуществляются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми

является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом

определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и

самочувствия среди людей. Общество нуждается в инициативных, нравственно стойких, социально

адаптированных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить

российскую духовную культуру. Основные качества личности закладываются в первые годы жизни, а

значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию

таких качеств у подрастающего поколения.

Психолого-педагогические аспекты социализации в различных видах деятельности раскрыты в

трудах В.В. Абраменковой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Петровского и др.

В настоящее время получили признание работы ученых, раскрывающие возможности

социокультурной деятельности, которые влияют на развитие личности (А.В. Андреев, М.Е. Дуранов,

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, И.А. Липский, О.В. Лешер и др.).

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с одной из важнейших функций

современных образовательных учреждений, отражающейся в поиске новых форм гармоничного

развития и способов самоопределения подрастающего поколения.

Основы социализации зарождаются и наиболее интенсивно осуществляются в раннем и дошкольном

возрасте. Социализацию дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих

факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм,

правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает

процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными

возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение

ценностного содержания.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных

отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм

взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком

общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в

совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью,

новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и

потребности, закладывается характер.

Система дошкольного образования детей как социальный институт функционирует на основе

социального заказа общества, оказывает широкий спектр образовательных услуг, удовлетворяя

постоянно растущие индивидуальные образовательные потребности личности, обеспечивает

эффективное формирование личностных и социальных качеств воспитанника, проявляющего

творческую инициативу, способность к самостоятельному поиску новых способов действий,

стремление к самореализации и самовыражению.

Социализации детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в

положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном

познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и

признании своих достижений со стороны родителей и окружающих их сверстников и взрослых.

В связи с этим, большую роль в успешном развитии социализации имеет сюжетно-ролевая игра,

которая дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. Сюжетно-

ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.

Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. В сюжетно-

ролевой игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать

реальный результат.

В работе, для успешной социализации детей дошкольного возраста, также используются

диагностические методики.

1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?», автор В.П.Зинченко

Цель – исследование уровня мотивационно-эмоционального компонента социализации старшего

дошкольника.

2. Методика «Тест-семантический дифференциал «Оценка коммуникативного развития у

дошкольников»», автор В. В. Краевский

Цель: исследование уровня коммуникативно-когнитивного компонента социализации старшего

дошкольника.

3. Методика «Обложка для книги», Т. В. Бабаева

Цель: выявить уровень развития деятельностно-личностного компонента социализации

дошкольника.

Игры на развитие коммуникативно-когнитивного компонента у старшего дошкольника.

1. «Поиграем с Винни – Пухом». Цель: учить детей навыкам общения, воспитывать доброжелательные

отношения между сверстниками, учить выражать свои эмоции (грусть, веселье).

Материал: Винни – Пух (большая мягкая игрушка медведя, клубок ниток, картинки с изображением сказочных

героев в разных настроениях, пиктограммы: веселье, грусть, две куклы, кубики.

Ход: Винни – Пух: - Здравствуйте, ребята! Ой, а куда это я попал? (дети отвечают: «В детский сад»).

- Но я шёл к своему другу поросёнку Пятачку, заблудился, попал к вам в детский сад. Вас так много, а я даже

не знаю, как вас всех зовут, давайте с вами познакомимся, а поможет мне в этом мой волшебный клубочек.

Игра «Спутай друзей ниткой». Цель: учить детей навыкам общения, воспитывать доброжелательные

отношения между сверстниками.

Ход. Дети рассаживаются на стульчики по кругу, Винни – Пух даёт первому ребёнку клубок ниток, тот

наматывает нитку на палец, Винни – Пух задаёт вопрос, (например: «Как тебя зовут? «, «А сколько тебе лет? «,

«А кто твой друг? «, «Во что ты любишь играть? «, «Где ты живёшь? «и т. д. и т. п., ответив (на один вопрос,

ребёнок передаёт клубок другому, играют дети до тех пор, пока все не ответят на вопрос Винни – Пуха и не

намотают нитку себе на палец.

Воспитатель: — Вот так крепко связал вас Винни – Пух (распутывает детей, клубочек помог Винни – Пуху с

вами познакомиться.

Винни – Пух предлагает детям рассмотреть картинки, которые он несёт в подарок Пятачку: «Маша и

медведь», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» - грусть. «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»,

«Теремок», «Три медведя», «Три поросёнка» - страх. «Колобок», «Репка» - веселье.

Дети рассматривают картинки, отмечают настроение героев, рассказывают, что с ними может произойти.

Воспитатель: (обращает внимание на грустного Винни – Пуха) – Ребята, Винни – Пух загрустил (показывает

пиктограмму – грусть, давайте мы его развеселим, покажем ему, как выступают звери в цирке («Как ходит

медведь, лисичка, слон? «, «А если на арену случайно забредёт лягушка, зайчик?- дети имитируют движения

животных).

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, медвежонку стало весело, он смеётся (показывает пиктограмму – веселье,

Винни – Пуху понравилось.

Воспитатель: (обращает внимание на кукол) – Посмотрите, ребята, куклы хотят сесть на один и тот же

стульчик (кубик, хотя, посмотрите, стульев в группе много, а ссорятся из – за этого. Как же быть? (дети

высказываются, как и что лучше сделать, а Винни – Пух даёт «плохой совет»: например, «Я её сейчас ударю и

она сразу же отдаст мне стул», дети не согласны с медвежонком, объясняют, как надо поступить) .

Винни – Пух: - Спасибо вам, мои маленькие друзья, мне было у вас очень интересно и весело, но сейчас мне

нужно идти в гости к своему другу, поросёнку Пятачку, до свидания, ребята!

2. «День рождения куклы Маши». Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми, развивать

навыки общения.

Материал: кукла в нарядном платье, пиктограммы (радость, веселье, грусть, злость, мольберт, лист ватмана,

маркер, гуашь (в больших ёмкостях).

Ход. Воспитатель: (обращает внимание на нарядную куклу) – Ребята, как вы думаете, почему кукла Маша

сегодня такая нарядная и так весело улыбается, у неё сегодня День рождения, давайте поздравим Машу,

скажем ей ласковые слова и пожелания.

Дети поздравляют куклу, стремятся выразить добрые чувства.

Детям весело и воспитатель предлагает выбрать соответствующие пиктограммы – веселье, радость, а злость и

грусть откладывают в сторонку.

Воспитатель: - Дети, на День рождения принято дарить подарки, давайте и мы порадуем куклу, я предлагаю

вам нарисовать рисунок и подарить его кукле.

Дети «рисуют» ладошки, воспитатель пририсовывает к ним маркером глазки, ротик, бантик, вручают подарок

Маше, кукла радуется, смеётся, благодарит детей.

Дети прощаются с куклой.

«Волшебные превращения». Цель: развивать у детей умение выражать свои эмоции и выразительность

движений, создать эмоционально – положительный настрой.

Материал: шапочки: зайчики, волк, медвежата, бабочки, колокольчик, мяч.

Ход.

- Ребята, я сегодня буду волшебницей, посмотрите, какой у меня есть колокольчик, он не простой, а

волшебный, стоит мне приказать колокольчику:

Колокольчик, позвони,

Наших деток в зайчиков,

Ну - ка, преврати! «- дети превратятся в зайчиков. (Детям одеваются шапочки зайчат, зайчики весело прыгают

на полянке, увидев волка в испуге разбегаются, волк уходит, зайчикам снова весело, хорошо).

Воспитатель:

«Колокольчик, позвони,

Наших деток в сердитых медвежат,

Ну – ка, преврати! « (Детям одеваются шапочки медвежат, дети передают эмоции и движения сердитых

медвежат) .

Воспитатель:

«Колокольчик, позвони,

Наших деток в бабочек,

Ну – ка, преврати! « (Детям одеваются шапочки бабочек, дети имитируют полёт бабочек) .

«Головку опустили,

Глазки закрыли,

Крылья (ручки) опустили,

Отдыхают, засыпают» (Дети – бабочки садятся на полянку, расслабляются, засыпают) .

Воспитатель:

«Колокольчик, позвони,

Опять всех в деток преврати! «

- Колокольчик зовёт всех в лес погулять, грибы собирать.

Пальчиковая гимнастика «В лесу».

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашёл. (Загибаем мизинец)

Этот пальчик чистить стал. (Загибаем безымянный палец)

Этот резал. (Загибаем средний палец)

Этот ел. (Загибаем указательный палец)

Ну, а этот лишь глядел. (Загибаем большой палец)

Воспитатель:

«Колокольчик, позвони,

В мячики всех деток преврати! «

Проводится игра «Мячик».

Воспитатель: (Бросает мяч об пол)

«Мой славный мяч,

Забавный мяч

На месте не сидит (предлагает детям попрыгать, как мячики)

Ловлю его, ловлю его (бросает мяч)

И снова он летит» (дети – мячики разбегаются в разные стороны и садятся на ковёр)

Волшебница прощается с детьми, обещает прийти к детям ещё с волшебным колокольчиком.

4. «До свидания – здравствуй». Цель: учить детей навыкам общения, воспитывать доброжелательные

отношения между сверстниками.

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить,

взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом «до свидания” он

удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуйте” приближается, протягивая к

нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения

(и слова) вместе со взрослым.

5. «Ласка». Цель: учить детей навыкам общения, воспитывать доброжелательные отношения между

сверстниками.

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно:

«Хорошая, хорошая”. Подсказывает «Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей

было приятно”. Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.



В раздел образования