Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Шерина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Вопрос

развития

мелкой

моторики

детей

довольно

актуален.

Это

неоднократно

подчеркивается

педагогами,

психологами

и

другими

специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по

развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными

психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и

младшем

дошкольном

возрасте

интенсивно

развиваются

структуры

и

функции

головного

мозга

ребенка,

что

расширяет

его

возможности

в

познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем

предметном

мире

у

человека

не

может

сложиться

без

тактильно

двигательного

восприятия,

так

как

оно

лежит

в

основе

чувственного

познания.

Именно

с

помощью

тактильно

двигательного

восприятия

складываются

первые

впечатления

о

форме,

величине

предметов,

их

расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо

не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую

моторику рук.

Уровень

развития

мелкой

моторики

один

из

показателей

интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники

испытывают

серьезные

трудности.

Поэтому

работу

по

развитию

мелкой

моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с

самого раннего возраста.

1.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у

детей.

2.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей

готовности ребенка к обучению в школе.

3.

Движения

пальцев

рук

влияют

на

развитие

моторной

функции

речи

и

стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти.

У

большинства

современных

детей

отмечается

общее

моторное

отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в

детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не

брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад

родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками:

перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая

гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой

головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые

упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии

элементарных

навыков

самообслуживания:

застегивать

и

расстегивать

пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку -

белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как

тренируют

руку.

Также

в

раннем

детстве

полезны

игры

с

кубиками,

пирамидками,

матрешками.

Позже

-

с

различного

вида

конструкторами,

например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие

детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно,

чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали

речевое развитие малыша.

Мелкую моторику рук развивают:

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные

движения в определенной последовательности;

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под

контролем взрослых);

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать,

выливать - наливать,

насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают

мышцы. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной

метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все

хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в

этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по

развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем

дошкольном

возрасте

можно

выполнять

простые

упражнения,

сопровождаемые стихотворными формами.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,

сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что

дает

возможность

детям

ориентироваться

в

понятиях

«вправо»,

«влево»,

«вверх», «вниз» и т.д.

Примеры:

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Кашу не варил,

Тебе нет ничего!

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения

по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме

большого.

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много

нас,

а

он

один. (Ритмично

сжимать

и

разжимать

кулачки.)

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для цыплят,

Эта

долька

для

бобра!

(Поочередно

загибаем

пальчики

малышу).

А для волка – кожура! (Развести ручки в стороны).

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по очереди все пять пальчиков,

сначала сами, затем вместе с ребенком). Вышли пальчики гулять. (Несколько

раз сжимаем и разжимаем ладонь). Этот пальчик гриб нашел, (Загибаем

мизинец). Этот пальчик чистить стал, (Загибаем безымянный палец). Этот

резал, (Загибаем средний палец). Этот ел, (Загибаем указательный палец).

Ну, а этот лишь глядел! (Загибаем большой палец).

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев

руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа,

разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые

бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки».

Многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов,

позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к

ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор».

Этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев

рук.

Идея

мозаики

заключается

в

составлении

из

мелких

частей

целого

изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями,

проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем кукле бусы».

Помогут

детям

скоординировать

движения

обеих

рук.

Ребёнку

предлагаются

для

нанизывания

на

верёвочку

бусы

с

дырочками

разного

диаметра

и

глубины,

что

способствует

совершенствованию

координации

системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная

умелость,

но

и

сенсорные

эталоны

(цвет,

форма,

величина).

Начинаем

обучение

с

более

легких

заданий:

бусинки

-

крупные,

диаметр

шнурка

большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное

задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием

и леска.

Игры-шнуровки.

Развивают

сенсомоторную

координацию,

мелкую

моторику

рук;

развивают

пространственное

ориентирование,

способствуют

усвоению

понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки

(шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи;

развивают

творческие

способности;

развивают

усидчивость;

игра

способствует

улучшению

координации

движений,

гибкости

кисти

и

раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с

письмом в школе. Например:

«Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и

другие.

Игры с прищепками.

Развивают

мелкую

моторику,

пространственное

воображение,

способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Рисование красками.

Маленький

ребенок

не

может

держать

в

ручке

карандаш,

поэтому

начинайте занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками.

Приклеивание.

Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки или делайте

совместно с ребёнком, а потом приклеивайте с помощью клея и кисти.

Рисование пластилином.

Вы

думаете

из

пластилина

можно

только

лепить?

Зря!

Им

можно

рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Лепим

маленький

шарик,

кладём

на

бумагу

и

прижимаем

пальчиком.

Осенью

нарисуйте рябину, зимой – шарики на ёлке, летом – цветы.

Работа с тестом. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть

ребёнок слепит из мягкого теста большой шарик, затем приплюснет его и

сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть,

пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками.

Работа с крупами.

Запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша

ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и

перебирание различных круп, но только под присмотром взрослых.

Работа с природными материалами:

шишки, камушки, ракушки. Можно строить из них различного вида дорожки,

заборчики, а также смешивать и перебирать их по группам.

Работа с кухонной утварью.

Учимся правильно держать чашку, ложку, кормить кукол.

Различные емкости, пузырьки, коробочки.

Работа с закручиванием и откручиванием крышечек. Складывание

мелких предметов в коробочки и пузырьки.

Рекомендации по проведению игр.

1.

Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при

этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

Это

не

только

позволит

подготовить

малыша

к

правильному

выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный

настрой.

2.

Выполнять

упражнения

следует

вместе

с

ребенком,

при

этом

демонстрируя собственную увлеченность игрой.

3.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают производить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с

движением.

4.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и

возвращаться к ним по желанию малыша.

5.

Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей

ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

6.

Вначале

дети

испытывают

затруднения

в

выполнении

многих

упражнений,

поэтому

отрабатываются

движения

постепенно

и

пассивно, с помощью взрослых.

7.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа,

если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или

поменяйте игру.

8.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу

делают что-то неправильно, поощряйте успехи.



В раздел образования