Автор: Иванова Вера Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицей №7
Населённый пункт: город Каменногорск
Наименование материала: конспект
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел
Раздел: дошкольное образование
1
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
в современных условиях
А.В. Макаревич,
г. Юрга, Кемеровская обл.
Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают
влияние: наследственность, среда и воспитание.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на
собственный
путь
развития.
Поэтому
в
дошкольном
образовательном
учреждении (ДОУ) должны быть созданы условия для воспитания, обучения
и
развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику
предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных
образовательных
стандартов
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО)
становиться
совершенствование
педагогического
процесса
и
повышение
развивающего
эффекта
образовательной
работы
с
детьми
посредством
организации развивающей
предметно
–
пространственной
среды,
обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним
из
основных
средств,
формирующих
личность
ребенка,
источником
получения
знаний
и
социального
опыта.
Так
как
именно
в
дошкольном
возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире,
культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Поэтому созданная в МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» предметно
-пространственая
среда
многогранно
влияет
на
развитие
наших
воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает
психическое и эмоциональное благополучие.
При
создании
развивающей
образовательной
среды
в
нашем
учреждении
педагогический
коллектив
руководствовался
ФГОС
ДО
к
структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее
реализации.
Организуя
предметную
среду
в
групповых
помещениях,
в
кабинетах
специалистов
(учителя-логопеда,
педагога-психолога,
педагога
ИЗО деятельности, хореографа, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре, учителя иностранного языка) учитывалось всё, что
способствовало
бы
становлению
базовых
характеристик
личности
воспитанников
центра,
показатели
их
здоровья,
психофизиологические
и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также
эмоционально - потребностной сферы.
2
В
построении
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» мы опирались на модель личностно-
ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
Так
как
окружение
позволяет
обогатить
опыт
эмоционально-
практического
взаимодействия
детей,
включить
их
в
активную
познавательную
деятельность.
Окружающая
среда
при
этом
выступает
движущей
силой
в
целостном
процессе
становления
личности
ребенка,
стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей
ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами
деятельности.
В группах и кабинетах центра созданы такие условия, при которых
ребёнок чувствует себя психологически защищенным.
Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и
обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой
педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и детьми.
В
этой
среде
дошкольник
развивает
свои
физические
функции,
формирует
сенсорные
навыки,
накапливает
жизненный
опыт,
учит
упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт
эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками,
на собственном опыте приобретает знания.
В
соответ ствии
с
ФГО С
ДО основная
общеобразовательная
программа
(ООП)
дошкольного
образовательного
учреждения
строится
с
учетом
принципа
интеграции образовательных областей, в соответствии с
возрастными
возможностями
и
индивидуальными
о собенно стями
воспитанников.
Решение
же
программных
образовательных
задач
предусматривается
не
только
в
совместной
деятельности
педагогов
и
воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при
проведении режимных моментов.
Таким
образом,
организация
развивающей
предметно
-
пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так,
чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо
обогатить
среду
элементами,
стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-
пространственной
среды
в
группе.
Внимательно
наблюдая
за
каждым
ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать
развивающее пространство своей группы.
3
Важно при формировании развивающей предметно-пространственной
среды учитывать
следующие
принципы
её
построения,
рекомендованные
ФГОС ДО:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип
сочетания
привычных
и
неординарных
элементов
в
эстетическойорганизации среды);
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков
проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том
числе
самостоятельную,
чтобы
воспитанники
упражняли
себя
в
умении
наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной
цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки,
а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить
перед
собой
цель,
оборудовать
своё
рабочее
место,
спланировать
деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку
действий,
добиваться
задуманного
результата,
проявляя
при
этом
положительные
культурно-этические
качества
в
общении
с
взрослыми и
сверстниками.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им
самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а
не получать готовые знания от педагогов.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и
закреплено
им
в
практической
деятельности,
а
педагог
внимательно
наблюдает,
делает
выводы
и
организовывает
для
детей
развивающее
пространство.
Педагоги
МБДОУ
«Центра
развития
ребёнка
–
детский
сад
№18
«Теремок»
убеждены
в
том,
что
эмоциональное
благополучие
каждого
воспитанника, развитие его положительного самоощущения, компетентности
в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы
сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания.
Литература
4
1.
Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта
работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
2.
Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды
в
дошкольном
образовательном
учреждении
/
Р.А.
Кирьянова//
Детство-
Пресс. – 2010. – С. 5-12.
3.
Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул
интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника /
Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
4.
Нищева,
Н.В.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева//
Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
5.
Петровская,
В.А.
Построение
развивающей
среды
в
ДОУ
/
В.А.
Петровская // Москва. – 2010.
6.
Полякова,
М.Н.
Организация
развивающей
среды
в
возрастных
группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
7.
Ясвин,
В.А.
Образовательная
среда
от
моделирования
к
проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.