Напоминание

"На сколько больше или меньше." 1 КЛАСС . Умк " НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"


Автор: Сергиенко Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25 "Гелиос"
Населённый пункт: город Находка
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "На сколько больше или меньше." 1 КЛАСС . Умк " НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики. Учитель начальных классов Сергиенко О.В.

УМК «Начальная школа ΧΧΙ века») 1класс.

Автор учебника: В. Н. Рудницкая

Урок математики

Тема: на сколько больше или меньше.

Тип урока: открытие нового знания

Задачи:

Образовательная:

- формирование умения сравнивать два числа, применяя вычитание;

-уметь формулировать правило сравнения чисел.

- интерпретировать полученную информацию – переформулировать практические задания

в учебные задачи урока (Чему буду учить себя? Как это делать?);

- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы

познавательного характера;

- учить отвечать на вопросы по прочитанному.

- формировать умения оценивать свою работу.

Развивающая: - развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение,

внимание, память, фантазию;

развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;

-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему

миру;

- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со

сверстниками.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение работать в парах, слушать друг

друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при

работе на уроке.

Цели:

Формирование умения сравнивать два числа;

Формировать умения решать задачи на разностное сравнение

Формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и

регулятивные универсальные учебные действия: учить анализировать объекты;

создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической

речи, мыслительных операций; способствовать воспитанию дружеских

взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы

для формирования духовно-нравственных компетенций; воспитанию интереса к

предмету.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный, наглядные, практические.

Формы проведения урока: индивидуальная, работа в парах.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

учебник математики;

тетрадь на печатной основе;

карточки с числами;

цветные карандаши

Для учителя

презентация к уроку;

мультимедийная техника;

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Ожидаемый результат:

уметь сравнивать два числа, применяя вычитание;

уметь формулировать правило и применять его при сравнении чисел;

совершенствование вычислительных навыков в пределах 20;

повышение активности учащихся на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической

деятельности и повседневной жизни;

обогащение словарного запаса.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Базовые

Личностные универсальные учебные действия:-

навыки конструктивного взаимодействия,-

адекватное реагирование на трудности.

Используем задания направленные на творческое самовыражение .

Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как

правильно задать вопрос и ответить на него, не обидев личности другого). Связь

мотива "Хочу помочь справиться с трудной ситуацией" и целью (результатом)

занятия: "Я смогу находить разные варианты решения трудных ситуаций".

Познавательные универсальные учебные действия: - используем задания, в

которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных

ситуаций;

Регулятивные универсальные учебные действия:-способность к волевому

усилию - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий.

Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение обратиться за

помощью, вести диалог, отвечать на вопросы. Используем: групповую дискуссию,

побуждающий диалог.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия: -планирование - определение

последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

(поэтапное прохождение заданий);

Познавательные универсальные учебные действия: - умение структурировать

знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных); - синтез как составление целого из частей; построение

логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока

Методы:

дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая

дискуссия, анализ конкретной ситуации)

Технологии:

проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;

организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке:

учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору

вариантов решений)

использование интерактивных возможностей ИКТ

Оборудование:

Для учащихся: учебник В.Н.Рудницкой «Математика», 1 класс в 2-х ч., ч.2 -

М., «Вентана – Граф», 2016г.; рабочая тетрадь ч.3, тетрадь ручка, синий и красный

карандаши.

Использованные источники:

1.

Рудницкая В.Н. Учебник математики 1 класс, часть 2, / Издательство «Вентана-

Граф», серия «Начальная школа 21 века», стр. 96-97, 2015 г

2.

Поурочное планирование по учебнику Рудницкой В.Н. Математика 1 класс, часть 2/

Издательство «Вентана-Граф», серия «Начальная школа 21 века», 2016 г

3.

Рабочая тетрадь, часть 3 / Издательство «Вентана-Граф», серия «Начальная школа

21 века», 2015 г

4.

Галанжина Е.С. Уроки математики 1,2 класс. / Издательство «Глобус» М., 2014 г

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельност

ь учащихся

УУД на

этапах урока

Организационный

этап.

Создание мотивации

успеха.(2мин)

Цель этапа

- актуализировать

требования к ученику

со стороны учебной

деятельности;

- создание условий для

возникновения у

учеников внутренней

потребности

включения в учебную

деятельность;

- уточнить тип урока и

наметить шаги учебной

деятельности.

Встаньте ребята, ровненько, поприветствуйте гостей кивком головы.

Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

Один великий математик сказал:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»

Значит, чему будет посвящен наш урок?

- А чтобы узнать что-то новое, мы должны? …- А для чего пригодятся наши

знания?

- Какие шаги мы делаем при открытии нового знания?

ЧТО Я НЕ ЗНАЮ

САМ НАЙДУ СПОСОБ

- Готовы?

- Я хочу пожелать вам удачи.

Выполняют

движения,

эмоционально

настраиваютс

я на урок.

Вспомнить то

что

проходили на

прошлых

уроках.

Регулятивные

(саморегуляци

я)

Актуализация

опорных знаний

учащихся.

Постановка цели и

задач урока.

Мотивация учебной

деятельности

учащихся.(7мин)

Прочитайте тему урока. Чему вы должны сегодня научиться?

Вернёмся к числам 3, 6, 5.- Какое число больше?- Какое число меньше?- А

сможете вы сейчас узнать, на сколько больше?- Значит, над какой проблемой мы

будем сегодня работать?- Какую цель поставим перед собой?- А для чего вам это

надо?- - Чтобы узнать новое, надо вспомнить то, что вы уже знаете.

Игра « Живые числа» Итог: - Я вижу, что вы запомнили, как сравнивать

Формулирова

ние темы,

цели

урока.высказ

ывают свои

предположени

я .

Коммуникати

в н ы е

У У Д .

(формировани

е

у м е н и е

с л у ш а т ь

и

понимать

других).

Цель:

- организовать

актуализацию

умений…

- организовать

выполнение уч-ся

пробного учебного

действия;

- организовать

фиксирования уч-ся

индивидуального

затруднения

- Чтобы узнать новое,

надо вспомнить то, что

вы уже знаете.

числа.

Умеете ли вы сравнивать предметы по размерам? Какими словами для этого

пользуетесь?

-А какими словами вы пользуетесь, если сравниваете предметы по высоте?-А

если сравниваете предметы по длине?

Работа в парах. Составление графов больше и меньше. Составление предложений

со словами больше меньше.

У вас на партах листы с числами 1 вариант будет проводить синие стрелки,

2 вариант красные. 10 и 6, 9 и 15, 17 и 6,8 и 14. 2 человека работают у доски.

-Поменяйтесь листами и проведите линии своим цветом.

Так чему же мы научились на прошлых уроках?

Эти знания помогут нам сегодня сделать важное открытие.

Позовём учебник на помощь или справимся сами?

Читают

высказывания

,

изображенные

с

п ом о щ ь ю

стрелок

Р а б о т а

в

парах

Закрепляют

умения

изображать

с

помощью

с и н и х

и л и

красных

стрелок

высказывания

Взаимопровер

ка.

Личностные

УУД

(Смыслообраз

о

вание)

Коммуникати

в

ные УУД

(Планирование

учебного

сотрудничеств

Ко н т р о л ь

и

коррекция

действия

партнера)

Познавательн

ыеУУД

(Моделирован

ие)

«Открытие» нового

знания.(8мин)

Цели:

- организовать

постановку цели урока;

- организовать

составление

совместного плана

действий;

- определить средства

Упражнения в

применении

полученных

знаний(10мин)

Цели:

- реализовать

построенный проект в

соответствии с планом;

- зафиксировать новое

знание в речи и знаках;

- организовать

устранение и

фиксирование

преодоления

затруднения;

- уточнить тему урока.

- Предлагаю провести исследование. Согласны?

- Исследовать – это значит понять, установить.

Предлагаю превратить наш класс в научно- исследовательскую лабораторию.

Каждый из нас-сотрудник этой лаборатории, ученый исследователь. Мы все

равны.

Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе.

- Как будем работать?

Работа в парах. Сравнение полосок.

Вывод- Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше чем другое надо

от большего отнять меньшее.

Работа с учебником стр. 96 №1

-На сколько коробок больше, чем шариков? Сравните чего больше: коробок или

шариков? Составьте при помощи фишек пары « коробка-шарик» Для составления

пар не хватило трёх шариков, три коробки- лишние. Это значит, что коробок на 3

больше, чем шариков, а шариков на 3 меньше, чем коробок. Можно сказать, что

шариков столько же, сколько коробок, без трёх. Число

3 можно найти и без

рисунка. Для этого нужно из числа коробок вычесть число шариков.

Работа в тетради стр. 64 №1

Учитель:

-На арене выступают обезьяны, слоны и жирафы.

Я буду читать задание № 1, а вы в тетради запишите решение.

На сколько мартышек больше, чем слонов?

Познавательн

ые УУД

( П о и с к

и

выделение

необходимой

информации.П

остроение

цепи

рассуждений,

доказательство

)

Регулятивные

УУД

(Планирование

)

На сколько жирафов больше, чем слонов?

На сколько жирафов меньше, чем мартышек?

- Так как же узнать с помощью вычислений, на сколько одно число больше или

меньше другого?

Прочитайте вывод в учебнике на стр. 96. Молодцы! Ваше правило совпало с

правилом в учебнике.

Составление алгоритма рассуждения.

Чтобы узнать на сколько одно число больше, чем другое, надо:

1. Сравнить числа,

2. Найти большее,

3. Вычесть из большего меньшее число.

Физминутка(1мин)

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

Раз, два, выше голова…

Три-четыре – руки шире

Пять-шесть – тихо сесть.

Дети

выполняют

движения

Регулятивные

УУД

(Саморегуляци

я)

Применение

полученных знаний.

(5мин)

Цель:

- организовать

усвоение учениками

нового способа

действий с

Научились ли мы отвечать на вопрос на сколько огдно число больше или меньше

чем друное. Как проверить?

Разноуравневое задание. Кто уверен в себе- работает сам . тетр. Стр. 65 № 2и 3.

Дети которые работают со мной Уч. Стр. 96 №2 и 3. - Кто будет испытывать

трудности, поднимет красную сигнальную карточку.

-Взаимопроверка.

Выполнить

самостоятель

ную работу.

Самопроверка

по эталону.

Фронтальный

опрос

Познавательн

ыеУУД

(Постановка

и

формулирован

ие проблемы)

проговариванием во

внешней речи

Самостоятельная

работа(5мин)

Цели:

- организовать

выполнение уч-ся сам-

ной работы на новое

знание;

- организовать

самопроверку по

эталону, самооценку;

- организовать

выявление места и

причины затруднений,

работу над ошибками

Презентация.

(3мин)

Цели:

Закрепление и

проверка усвоения

знаний.

У Оли и Вани есть мама. Они ее очень любят и приготовили ей подарок на 8

марта. Это бусы. Ваня приготовил свои, Оля свои. У кого бусы больше? Они

одинаковые? У Вани сколько синих, сколько красных? На сколько больше синих

чем красных? А у Оли?

6-4=2

7-3=4

Почему сначала мы отнимали от синих и затем мы отнимали тоже от синих, хотя

они стояли после красных?Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше

или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее

Тест.

Решают

задачи..

Регулятивные

УУД

(Контроль)

Познавательн

ые

УУД

(Доказательств

а)

Рефликсия

Итог(2мин)

Цели:

- зафиксировать новое

содержание урока;

- Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Расскажите, чему научились на уроке.

- Какие же трудности у вас еще встречаются?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью лестницы успеха

Регулятивные

УУД

(Оценка)

- организовать

рефлексию и

самооценку учениками

собственной учебной

деятельности

- Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень.

- О чем это говорит?

- Многие поставили себя на верхнюю ступеньку и это замечательно!

- Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более

трудные задания.

- Спасибо за хорошую работу на уроке

Самоанализ урока по математике в 1 классе. Учитель :Сергиенко О.В.

Тема урока: На сколько больше или меньше.

Цели урока:

Образовательные(предметная): - знакомство учащихся с разностным сравнением чисел;

- отвечать на вопросы «на сколько больше?» «на сколько меньше?»;

- совершенствование умения составлять и решать задачи.

Развивающие(метапредметная):). - уметь действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли;

- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;

- развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию

Воспитательные(личностная): - проявлять интерес к новому учебному материалу;

- развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;

- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- развивать способность к самооценке своих действий.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.(универсальные учебные действия)

Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать

новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться

о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД: Уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уроке; планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.

Оборудование урока:

- проектор;

- компьютер;

- презентация к уроку;

- учебник математики;

- тетрадь на печатной основе;

- карточки для работы в парах

Тип урока: урок открытия нового знания. Урок проведен по модели программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.

Виноградовой.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке я старалась учитывать возрастные и психологические особенности первоклассников. В классе обучается 32 ученика. В школу

ребята многие пришли подготовленные, но по знаниям и по способностям естественно отличаются .

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Сравнение чисел.».

С понятиями «больше» и «меньше» дети встречались на протяжении всего дошкольного детства. В первом классе ученики знакомятся с

разными способами сравнения. Первый способ связан с местом числа при счёте. Второй – с расположением чисел на шкале линейки. Ещё

один, не менее интересный способ - это использование моделирование отношений при помощи графов. Знаки «<» и «>» для записи

результатов сравнения чисел не вводятся в первом классе. Вместо них используются цветные стрелки: красная заменяет слово «больше», а

с и н я я

« м е н ь ш е » ,

п е т л я

« р а в н о » .

Об этом мы говорили на предыдущих уроках. Материал этих уроков подвел нас к сегодняшней теме урока. Поэтому я начала урок с

повторения. Мы закрепили умение сравнивать числа и строить графы больше и меньше. Работали в паре. Осуществилась взаимопроверка и

помощь друг другу.

Следующий этап урока - этап рождения новых знаний. С помощью наводящих вопросов , поставили цель урока. После чего

сформулировали его тему .Хочется сказать что /особая трудность для ребёнка при решении задач на разностное сравнение заключается в том,

что для нахождения результата при сравнении двух чисел используется вычитание. При этом вопрос в задаче может быть сформулирован как

с помощью слов «на сколько меньше?», так и с помощью слов «на сколько больше?». Вне зависимости от формулировок задачи решаются с

помощью действия вычитания. Для лучшего понимания детьми способа решения задач на разностное сравнение необходимо использовать

наглядность. Поэтому открытие новых знаний прошло в форме исследования. Ребята в ходе сравнения полосок открыли способ сравнения

чисел вычитанием из большего числа меньшего. А затем сопоставили с правилом в учебнике. На мой взгляд этот этап урока оказал наиболее

сильное положительное влияние на конечный результат урока.

Опираясь на задачу учебника и на наглядность коллективно(в дальнейшем ребята научатся это делать сами) был составлен алгоритм работы

по сравнению чисел.Который был использован при выполнении заданий при закреплении.

На мой взгляд все этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные

действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного

поиска и исследования , соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха. Для закрепления полученных знаний использовала разноуровневые задания. Что

свойственно программе «Начальная школа 21 века». Дети могли сами определиться смогут ли они работать сами и в последствии оценить

себя или им еще нужна помощь учителя и ребят.

Оценивая работу ребят -давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало

их активность на уроке. С целью эмоциональной и физической разгрузки была проведена веселая физминутка.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с

учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

При проведении урока было использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов и рефлексии был применен

самоанализ деятельности учеников. На мой взгляд урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в

доброжелательной рабочей обстановке. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики усвоили тему. На последующем уроке будет

отрабатываться навык закрепления.

Перспективы на будущее

1.

Продолжать учить ребят работать в группах, в паре.

2.

Учить ребят выражать свои мысли.

3.

Добиваться от ребят точных и правильных ответов.



В раздел образования